Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 01 май 2020, 12:00

Лемурий писал(а):Спасибо, дорогая sasha a, ждём Ваших мудрых комментариев. Для обсуждения новых статей есть отдельная тема:

:arrow: НГ: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Что касается статьи А.Карпенко, хороший исследователь, но выводы спорны. Есть много неточностей: Игорь не внук Трояна, «Олга» рукой М-П дописано:

    Того внуку. После слова того в Ар. и П. поставлено в скобках Олга. Это "Олга" Мусин-Пушкин вставил "для большей ясности речи" (по его собственному выражению). "Того внуку" мы понимаем как "потомку Бояна", т.е. позднейшему поэту...
    ---------
    Орлов А.С. "Слово о полку Игореве", АН СССР, М-Л, 1938, С.94
Петь песни Игоревы того (род..пад.) кому? Внуку (дат.пад.) самому Автору.


Уважаемый Лемурий, согласен с Вами. что А.Карпенко, хороший исследователь. Согласен так же с тем. что во фразе: "того (Олга) внуку" (Олга) в скобках принадлежит самому Мусину - Пушкину с целью уточнения кем приходился внуком Игорь.
В этой статье А.Карпенко ссылку на которую любезно предоставила sasha a я нашел подтверждение моей догадки, что во фразе: "А ты буи Романе и Мстиславе..." речь может идти о Мстиславе Ярославиче Немом: "Роман здесь - это Роман Мстиславич князь Владимиро - Волынский (в 1170 - 1205 годах). позже ( в 1199 - 1205 гг.) ткже Галицкий . Под Мстиславом имеется ввиду, скорее всего. его двоюродный брат. Пересопницкий князь Мстислав Ярославич "Немой". Галицко - Волынская летопись свидетельствует о его дружбе с Романом". С.63
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 01 май 2020, 16:51

краевед писал(а):...во фразе: "А ты буи Романе и Мстиславе..." речь может идти о Мстиславе Ярославиче Немом: "Роман здесь - это Роман Мстиславич князь Владимиро - Волынский (в 1170 - 1205 годах). позже ( в 1199 - 1205 гг.) ткже Галицкий . Под Мстиславом имеется ввиду, скорее всего. его двоюродный брат. Пересопницкий князь Мстислав Ярославич "Немой". Галицко - Волынская летопись свидетельствует о его дружбе с Романом". С.63

Уважаемый краевед, хорошо, что тоже нашли это место, думал, что я уже написал о нём, но, видимо, не дописал. Это неправильно при лествичном праве мешать вместе старших и младших братьев, а порядок был такой:

    старший брат
    младшие братья по порядку
    сыновья старшего брата (по старшинству)
    сыновья следующих братьев (по старшинству)
    внуки, правнуки в той же последовательности и т. д.

Возьмите теперь потомков Мстислава Великого (Мстиславичи) и расположите их в порядке лествичного права, не мешая старших с младшими, как обсуждаемый автор, сами увидите, что Мстислав Ярославич "Немой" - младший сын младшего внука Мстислава Великого, никак не мог объединяться со старшим сыном старшего сына Изяслава Мстиславича, вровень ему мог быть только старший сын старшего сына Ростислава Мстиславича.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24065
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 01 май 2020, 17:15

краевед писал(а): Но тогда, уважаемый Лемурий, в этом случае время написания "Слова" должно быть не позже 1185 г. сразу же после похода Игоря и осады Переяславля Кончаком и захвата Римова, т.к. событие описывается в настоящем времени: "Се у Рим кричатъ подъ саблями половецкими а Володимиръ подъ ранами. Туга и тоска сыну Глебову", т.е. когда пловцы брали Римов Владимир Глебович страдал от ран, полученных копьями. Если бы эти строки писались спустя три года в сентябре 1188 г., то вполне логично рассматривать эту фразу в прошедшем времени, например: "Се у Рим бяше кричатъ подъ саблями половецкими а Володимиръ подъ ранами...".

Не обязательно:

    И ркоша бояре князю: се бо готскія красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня рускымъ златомъ, поютъ время бусово, лелѣютъ месть Шароканю...А мы уже дружина - жадни веселія»
Говорят бояре о настоящем. Буйство хиновы = сожжение карелами Сигтуны июль - август 1187, изъятие "русского злата" на о. Готланд (осень-зима 1187, ответное "веселье бояр" (весна 1188 года):

    "В 1187 г. новгородские купцы подверглись нападению на Готланде и в других городах, а немецкие были арестованы в Новом Торжке. Причиной таких действий Готланда и немецких городов, по-видимому, явился поход карел на Cигтуну, во время которого этот древний шведский город был взят и уничтожен. Весной 1188 г. из Новгорода ни один из купцов не был отпущен для поездки за море, а послы немцев, просившие мира, отпущены без заключения, договора..."
    ------
    Договор Великого Новгорода с Готландом и немецкими городами 1189 - 1195 гг. как памятник международного права /В. С. Покровский.//Правоведение. -1959. - № 1. - с. 90 - 100
т.е. "дружина бояр" говорит речь после "изъятия русского злата", но ДО "веселья бояр" получается начало 1188 года.

А теперь Ярославна причитает на забороле: "Копіа поютъ на Дунаи. Ярославнынъ гласъ слышитъ, зегзицею незнаемь рано кычеть..." Игорь в плену, на Дунае "поют копья" антивизантийского восстания Петра и Асеня - это лето 1185 года, но опять-таки повествование в настоящем времени.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24065
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 02 май 2020, 22:46

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):...во фразе: "А ты буи Романе и Мстиславе..." речь может идти о Мстиславе Ярославиче Немом: "Роман здесь - это Роман Мстиславич князь Владимиро - Волынский (в 1170 - 1205 годах). позже ( в 1199 - 1205 гг.) ткже Галицкий . Под Мстиславом имеется ввиду, скорее всего. его двоюродный брат. Пересопницкий князь Мстислав Ярославич "Немой". Галицко - Волынская летопись свидетельствует о его дружбе с Романом". С.63

Уважаемый краевед, хорошо, что тоже нашли это место, думал, что я уже написал о нём, но, видимо, не дописал. Это неправильно при лествичном праве мешать вместе старших и младших братьев, а порядок был такой:

    старший брат
    младшие братья по порядку
    сыновья старшего брата (по старшинству)
    сыновья следующих братьев (по старшинству)
    внуки, правнуки в той же последовательности и т. д.

Возьмите теперь потомков Мстислава Великого (Мстиславичи) и расположите их в порядке лествичного права, не мешая старших с младшими, как обсуждаемый автор, сами увидите, что Мстислав Ярославич "Немой" - младший сын младшего внука Мстислава Великого, никак не мог объединяться со старшим сыном старшего сына Изяслава Мстиславича, вровень ему мог быть только старший сын старшего сына Ростислава Мстиславича.


Уважаемый Лемурий, автор "Слова" описывал не лествичное право как таковое, а факт совместных походов Романа и Мстислава Немого на окружающие Галицкое и Волынское княжества народы. Речь идет о подчинении этим двум князьям перечисленных в "Слове" народов. Разве лествичное право могло влиять на совместные походы этих князей? В принципе если речь идет о Романе и Мстиславе Немом, то Роман назван первым по отношению к Мстиславу Немому по старшинству.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 03 май 2020, 00:22

краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, автор "Слова" описывал не лествичное право как таковое, а факт совместных походов Романа и Мстислава Немого на окружающие Галицкое и Волынское княжества народы. Речь идет о подчинении этим двум князьям перечисленных в "Слове" народов. Разве лествичное право могло влиять на совместные походы этих князей? В принципе если речь идет о Романе и Мстиславе Немом, то Роман назван первым по отношению к Мстиславу Немому по старшинству.

В воинских знаниях, уважаемый краевед, разбираетесь? Автор группирует призыв по ранжиру: генералы, полковники, старший офицерский состав, младший офицерский состав, прапорщики, солдаты.

Вы же предлагаете "ефрейтора" Мстислава Немого (младшего сына младшего сына) упоминать рядом с "майором" Романом (старшим сыном старшего сына). По лествичному праву также как и по ранжиру СТРОГО по старшинству. См. ( Рыбаков 1972:125-126) ).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24065
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 03 май 2020, 23:19

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, автор "Слова" описывал не лествичное право как таковое, а факт совместных походов Романа и Мстислава Немого на окружающие Галицкое и Волынское княжества народы. Речь идет о подчинении этим двум князьям перечисленных в "Слове" народов. Разве лествичное право могло влиять на совместные походы этих князей? В принципе если речь идет о Романе и Мстиславе Немом, то Роман назван первым по отношению к Мстиславу Немому по старшинству.

В воинских знаниях, уважаемый краевед, разбираетесь? Автор группирует призыв по ранжиру: генералы, полковники, старший офицерский состав, младший офицерский состав, прапорщики, солдаты.

Вы же предлагаете "ефрейтора" Мстислава Немого (младшего сына младшего сына) упоминать рядом с "майором" Романом (старшим сыном старшего сына). По лествичному праву также как и по ранжиру СТРОГО по старшинству. См. ( Рыбаков 1972:125-126) ).


Автор "Слова" на мой взгляд, описывает совместные походы Романа и Мстислава на близлежащие народы Галицко - Волынских земель, а не придерживается строгого упоминания князей по ранжиру. Получается, что если Мстислав был младшим сыном Ярослава Изяславича, то он не мог ходить в походы с более старшим по званию двоюродным братом, как говорится не дорос? Я считаю. что автор "Слова" не всегда придерживался княжеской иерархии по старшинству, ведь в случае упоминания о Всеволоде Большое Гнездо в предыдущей фразе сначала упоминается Владимир Глебович Переяславский. В случае, если бы автор "Слова" придерживался строгой иерархии князей. то в лучшем случае упомянул бы имя Владимира после обращения к Всеволоду, чтобы не нарушать строгой последовательности повествования, а то получается, что сначала упоминается более младший князь по отношению к более старшему, а ведь перестановка текста в случае с упоминанием по ранжиру князей не портит логическую последовательность рассказа, например: "Великий княже Всеволоде не мыслию ти прелетете из далеча отня злата стола поблюсти... Се у Рим кричать подъ саблями половецкими а Володимиръ подъ ранами туга и тоска сыну Глебову". Такая перестановка даже выглядит более логичной, чем известный текст, т.к. прослеживается причинно - следственная связь с обращением к Всеволоду. почему тот должен поблюсти отний злат стол, т.к. возникла реальная угроза Киеву от половецкого вторжения и не нарушается княжеская иерархия - сначала более старший и более весомый князь, затем более младший.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 04 май 2020, 00:27

Разве к Владимиру Глебовичу, или к юноше князю Ростиславу, или к Борису Вячеславичу Автор обращается? Обращения все в звательном падеже.
Разве он им панегирики слагает прилагательными превосходной степени? Нет. Они вообще в списке к кому обращается Автор не значатся.

Разложите «карточки» всех кого Вы знаете в обращении по лествичному праву - увидите строгую последовательность обращений.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24065
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 28 окт 2020, 19:51

userdez писал(а):
Лемурий писал(а):
userdez писал(а):...на 302 она интересней:
ОН на престоле, а вверху три Херувима(вероятно Дива).
(вернее два алых-это серафимы, а вверху Херувим)

Только шестикрылый - серафим, а два огненных 4-х крылых- херувим:

Изображение


"Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился
И шестикрылый херувим(Серафим)
На перепутье мне явился".

Поведал он мне, что херувимы ходят в лазоревых одежах и тоже бывают шестикрылы, а серафимы, говорит, ходят в алых, огненных одежах. Смотреть посоветовал мне
иконопись и Православную Энциклопедию.
Ну и кому мне верить?


Уважаемый Усердец, в разгадке вопроса, кто же все таки скрывается под именем Дива "Слова" , я думаю, что Вы совершенно правы, придя к выводу, что это Ангел - хранитель Ольговичей, который сопровождал их в поход. находясь на их боевых стягах. Тогда возникает вполне резонный вопрос. почему монашеская братия не сообщает об этом открыто, а скрывает его под именем Дива? Думаю, что прав А.Н.Ужанков, считающий. что Игорь идя в поход проигнорировал Божье знамение - солнечное затмение, отдав свою судьбу во власть языческих сил. Только в плену Игорь кается перед Богом и тогда : "Игореви князю Богъ путь кажетъ изъ земли половецкои на землю Рускую...".
По моему мнению. автор или авторы "Слова" - монашеская "братия" в языческой части "Слова" не могли открыто говорить об Ангеле - Хранителе. посланного Ольговичам Богом, скрыв его им под именем Дива. Вот Вы пишете: "Ну и кому мне верить?". Я, например. верю . что "Слово" тайнописно, находя в скрытом тексте упоминание Ангела, защищающего Ольговичей от противоборствующих сил.

бедыегоПАСЕТЪптицъподобию
волцигрозувъсрожатьпояругамъ
орликлектомънАкостизверизовутъ
лисицибрешутьНачърленыящиты
орускаяземлеуЖезашоломянемъ
есидолгоночьмЕркнетъзарясветъ
запаламьглапоЛяпокрылащекотъ
славииуспеговоръгаличьубудиру

БЕДЫ ЕГО ПАСЕТЪ ПТИЦЪ ПОДОБИЮ АНЖЕЛ

От беды войско Игоря ПАСЕТЪ (охраняет) летящий подобно птице над войском Игоря АНГЕЛ. И символично, что АНГЕЛ упоминается как защитник Ольговичей от орд половецких волка. , орла, лисицы, ведь уже доказано, что под упоминанием зверей автор или авторы упоминали половецкие тотемы родов, противоборствующих Игорю в походе.
Можно задать вопрос, почему же все таки не АНГЕЛ, а АНЖЕЛ. Ответ прост. в этом случае происходила бы порча текста - уГе вместо уже. Речь действительно идет об АНГЕЛЕ - ХРАНИТЕЛЕ ОЛЬГОВИЧЕЙ, что блестяще подтверждается скрытым текстом.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 28 окт 2020, 23:28

краевед писал(а):...это Ангел - хранитель Ольговичей, который сопровождал их в поход. находясь на их боевых стягах. Тогда возникает вполне резонный вопрос. почему монашеская братия не сообщает об этом открыто, а скрывает его под именем Дива? Думаю, что прав А.Н.Ужанков, считающий. что Игорь идя в поход проигнорировал Божье знамение - солнечное затмение, отдав свою судьбу во власть языческих сил.

Не поверите, уважаемый краевед, но про то, что пренебрегая Божьим знамением Игорь попадает под власть языческих сил Татьяна Зинченко писала ~ с 2008 года, я тогда её полностью в этом вопросе поддержал. Этим объясняется что Ярославна только к стихиям обращается, а не к Богу. И только когда Игорь кается по Ипат., а в СПИ Ярославна за Игоря просит, Бог указывает Игорю: полунощи [= к северу] идутъ сморци мьглами:

    «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь...»(Исх.13:21)
Здесь Автор перекликается с летописцем, у которого Бог услышал покаяние. У проф. А.Н.Ужанкова немного другая концепция: начинается поход с затмения, а солнце светит Игорю только в Киеве и тоже во власти языческих сил в полной тьме. Считаю, что выходит он на свет раньше, когда получает прощение Бога и тот ему начинает помогать. При побеге, после прощения Господа, уже свет:

    «По лозію ползоша - только дятлове тектомъ путь къ рѣцѣ кажутъ, соловіи веселыми пѣсьми свѣтъ повѣдаютъ...»
Ангел же хранитель НЕ Ольговичей, а всей Руси, поскольку изъятие «русского злата» новгородских купцов на о.Готланд связано через СЕ БО с падением Дива.

    «Ко всимъ тваремъ ангели приставлени, тако же ангелъ приставленъ къ которой убо земли, да соблюдають куюжьто землю, аще суть и погани. Аще Божий гнѣвъ будеть на кую убо землю, повелѣвая ангелу тому на кую убо землю бранью ити, то оной землѣ ангелъ не вопротивится повелѣнью Божью. Яко и се бяше, и на ны навелъ Богъ, грѣхъ ради нашихъ, иноплеменникы поганыя, и побѣжахуть ны повелѣньемъ Божьимъ: они бо бяху водими аньеломъ по повелѣнью Божью...»(ПВЛ 1110)

    «Тако же и великий Епифаний вѣща: «Коемуждо языку ангелъ приставленъ»(ПВЛ 1111)
    »
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24065
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 31 окт 2020, 00:56

Уважаемый Лемурий, и снова о ангеле. Соглашусь с Вами и Татьяной Зинченко. что свобода Игорю дарована Богом была ранее, после просьб Ярославны с путивльских заборолов и покаяния Игоря. Бог указывает Игорю путь в землю русскую с помощью того же ангела. ведущего Игоря в Русь, охраняя его. И вновь здесь появляется скрытое слово АНГОЛ!

въпутивленАзабралеаркучисветлоеитре
светлоесолНцевсемътеплоикрасноесичему
гнепростреГорячююсвоюлучюналадевои
въполебезвОднежаждеюимълучисъпряже
тугоюимътуЛизатчепрыснумореполу
нощиидутъсморцимьгламиигоревикнязю
Богъпутькажетъизъземлиполовецкоина

АНГОЛ !

Бог посылает Ангола, помочь раскаявшемуся Игорю попасть в Русь, указывая путь князю в виде огненного столпа.
Снова случайность? НЕ поверю!
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 31 окт 2020, 10:43

краевед писал(а):Бог посылает Ангола, помочь раскаявшемуся Игорю попасть в Русь, указывая путь князю в виде огненного столпа.

Не Ангела посылает, а Сам путь показывает.
Не огненным столпом, а облачным как в Исх.13:21

    «Прысну море - полунощи [= к северу] идутъ сморци мьглами. Игореви князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую, къ отню злату столу...»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24065
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 31 окт 2020, 12:36

Уважаемый Лемурий, Бог может принять любой облик, в том числе и Ангела. Автор в скрытых чтениях уточняет. что огненный столп. который озаряет небо указывает Игорю путь домой. Реально это могли быть сполохи зарницы. Это природное явление, которое наблюдается в летние месяцы было автором обличено в поэтическую форму как Божье провидение. Такая подробность может говорить о том. что автор "Слова" мог находиться с Игорем в плену. и вместе с ним наблюдать это явление. Вполне вероятно. что автор "Слова" мог быть и автором летописного рассказа о походе Игоря на половцев, т.к. в риторическом отступлении: "и тако въ день Святого Воскресения наведе на ня Господь гневъ свои в радости место наведе на ны плачь и во веселье место желю на реце Каялы" идет речь о том. что автор был в числе участников похода и непосредственным очевидцем поражения русского войска. У И.И.Срезневского находим. что: "ны, насъ, намъ, нами, нама, наю - косвенные падежи местоимения мы". "Избави ны отъ неприязни. Остром. ев.". Хотя пример у Срезневского говорит об обращении ко всем христианам в летописном рассказе о поражении Игоря речь идет именно про войско Игоря, которое было наказано Божьим гневом. К этому войску причисляет себя и летописец: "и так в День Святого Воскресения навел на НАС Господь гнев свой, вместо радости навел на НАС плачь и вместо веселья жель (гибель) на реце Каялы". Так и в "Слове": "Не лепо (нелепо) ли НЫ бяшетъ братие начати" - "Не пристало ли НАМ бывало братья начяти" - Не пристало ли МЫ бывало братья начати". Два перевода несколько отличаются друг от друга, смотря какую форму применил автор "Слова". При - НАМ, речь может идти о будущем времени, с отсыланием в прошлое, т.е. писали ранее и продолжаем писать. При форме - МЫ получается несколько несуразный перевод: "Не пристало ли МЫ бывало братья начяти", но может на это и рассчитывал автор "Слова" и указывал на то. что его повесть нелепа по своей сути: "Несуразно ли МЫ бывало братья начати". Местоимение МЫ (НАС) указывает на определенную группу людей, связанных чем-то общим, так, что не исключено. что автор "Слова" и автор летописного рассказа мог быть одним лицом, т.к. наблюдается сходство в обращении к аудитории, ведь летописец, писавший о поражении Игоря мог написать "на НИХ навел Господь гнев свой", если бы был непричастен к походу Игоря.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 31 окт 2020, 14:06

краевед писал(а):Автор в скрытых чтениях уточняет. что огненный столп. который озаряет небо указывает Игорю путь домой. Реально это могли быть сполохи зарницы. Это природное явление, которое наблюдается в летние месяцы было автором обличено в поэтическую форму как Божье провидение. Такая подробность может говорить о том. что автор "Слова" мог находиться с Игорем в плену. и вместе с ним наблюдать это явление. Вполне вероятно. что автор "Слова" мог быть и автором летописного рассказа о походе Игоря на половцев...

Уважаемый краевед,
1) Зачем искать «скрытое», когда открытым текстом написано, что смерчи идут мглами.

    «Cмерчи - вихревые движения сильно нагретого воздуха или воздуха и воды на море. Ночью смерчи не возникают. Поэтому слово "полунощи" указывает не время, а направление прохождения смерчей (к) "полунощи", т.е. к северу. <Это толкование предложил ещё Д. Н. Дубенский (СПИ, М., 1844, с. 224), а за ним А. А. Потебня (СПИ, Харьков, 1914) и В. Н. Перетц (СПИ, Киев, 1926)>.»
    ----------
    Н. В. Шарлемань. Заметки натуралиста к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1951. Т. 8. с.54—55)
Смерчи мглами = облачные столпы как и в Исх.13:21.

2) Ратник не может быть духовным лицом, а не духовное лицо не могло писать «совестные Книги» на Судный День.
Если же посмотрите на "почерк" летописцев конца 1180–х, то увидите, что он меняется в 1187 году, появляется отчёт сезонами:

    1187 "Тое же зимы..." (поход на Снепород).
    "Тое же осени родися у Рюрикови сын..." (Рыбаков 1972:23-24)
т.е. духовное лицо, написавшее ратные повести о походе Игоря и в 1185 тоже было духовным лицом, а не ратником.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24065
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 01 ноя 2020, 15:45

Уважаемый Лемурий. можно согласиться с мнением Шарлеманя и другими исследователями. что слово "полунощи" может указывать на север. ведь там были земли Игоря и. естественно, он направлял свой взор именно туда. Нельзя исключать и указание на отблески молний, которые могут озарять небо. Я неоднократно наблюдал это явление, когда на горизонте происходят вспышки. озаряющие небо. Не слышно ни грома не видно молнии как таковой, просто на горизонте небо ярко освещается вспышками. Такое явление лучше всего заметно именно при сумерках или в ночное время.
Летописные повести не всегда писались духовными лицами и это доказал тот же Б.А.Рыбаков. приписывая значительную часть летописи Мстславичей перу боярина Петра Бориславича. Такой обширный рассказ о походе Игоря на половцев в 1185 г. скорее всего был создан при вокняжении Игоря на Черниговском столе, написан в Чернигове или Киеве не берусь судить. т.к. пока не доказано безоговорочно наличие Черниговского летописания, хотя не исключаю. что таковое было. Взять хотя бы наличие Синодика, поминающего именно Черниговских князей. Почему походу Игоря уделено так много внимания? Думаю. что основной рассказ был написан в Чернигове после 1198 г., когда Игорь был уже Черниговским князем. возглавлявшим довольно значительную часть русских земель, став по значимости равным киевским князьям, ведь он мог претендовать и на киевское княжение, как равноценный. Если даже летописная повесть о походе Игоря была написана и ранее, то считаю, что в более сокращенном объеме и окончательно была в том виде, который мы знаем отредактирована игуменом Выдубицкого монастыря Моисеем в 1200 г. Летописная повесть Игоря могла быть написана участником похода в 1185 г., который мог стать в последствии лицом духовного звания, если считать, что летописные рассказы писались исключительно лицами духовного звания.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 03 ноя 2020, 01:15

краевед писал(а):Летописные повести не всегда писались духовными лицами и это доказал тот же Б.А.Рыбаков. приписывая значительную часть летописи Мстславичей перу боярина Петра Бориславича.

В том то и дело, уважаемый краевед, что он не доказал, что это был именно Пётр Бориславич. Зато блестяще доказал авторство Поликарпа Печерского (Рыбаков 1972:54)

    "И посла Глѣбъ князь игумена святыя Богородица Печерьскаго манастыря Поликарпа и Семеона игумена святого Андрѣя до Въıшегорода, веля има доправити [тело] Володимира [Андреевича] до Киева...наутрья же в суботу поидохомъ с Володимиромъ [Андреевичем] из Вышегорода ...(Ипат.1170)

Словоформа: поидохомъ
Часть речи: глагол
Время: аорист
Лицо: 1-е
Число: множественное
Лексема: поити

В авторстве же именно Петра Бориславича сомневалась даже Вера Юрьевна, поддержавшая версию об едином Авторе СПИ и летописи "Мстиславова племени", но на первой же странице исследования, сделавшая помарку: "существование летописи Петра Бориславича продолжает оставаться спорным".

Борис Александрович лишь повторил ошибочный вывод Хрущов 1878:181, о том, что в летописи есть "мемуар Петра Бориславича". Посольство в Галич 1153 описано от 3-го лица, логичней его записал тот, кто слышал подробный отчёт Петра князю. А меж тем в летописи приведены прямые речи епископов на выборе митрополита из русичей, куда гражданские не допускались. Тот же Хрущов 1878:177 пишет, что фразу ""Не идетъ мѣсто къ головѣ, но голова к мѣсту"(ипат.1151) Изяслав Мстиславич мог сказать только своему духовнику или близкому человеку за трапезой, а духовником Изяслава и его детей был Климент Смолятич.

краевед писал(а):Такой обширный рассказ о походе Игоря на половцев в 1185 г. скорее всего был создан при вокняжении Игоря на Черниговском столе, написан в Чернигове или Киеве не берусь судить. т.к. пока не доказано безоговорочно наличие Черниговского летописания, хотя не исключаю. что таковое было. Взять хотя бы наличие Синодика, поминающего именно Черниговских князей. Почему походу Игоря уделено так много внимания? Думаю. что основной рассказ был написан в Чернигове после 1198 г., когда Игорь был уже Черниговским князем. возглавлявшим довольно значительную часть русских земель, став по значимости равным киевским князьям, ведь он мог претендовать и на киевское княжение, как равноценный.

В том, что обе версии похода были написаны до следующего летописного года - не сомневайтесь. До 1187 года сезонов не указывали, а вот после этого меняется летописец:

1187 "Тое же зимы..." (поход на Снепород).
"Тое же осени родися у Рюрикови сын..." (Рыбаков 1972:23-24)

краевед писал(а):Если даже летописная повесть о походе Игоря была написана и ранее, то считаю, что в более сокращенном объеме и окончательно была в том виде, который мы знаем отредактирована игуменом Выдубицкого монастыря Моисеем в 1200 г. Летописная повесть Игоря могла быть написана участником похода в 1185 г., который мог стать в последствии лицом духовного звания, если считать, что летописные рассказы писались исключительно лицами духовного звания.

1. Моисей Выдубицкий был летописцем Рюрика Ростиславича и никак не мог оправдывать поход Ольговичей, как это сделал летописец Ипат. версии.
2. Моисей не придумывал "свежие новости" о походе 15 летней давности, он только компилировал разные летописи в один Киевский свод 1200. Это видно на внесении записей галицкого летописца, попавших в свод со сдвигом в один год: события 1188 года попали в Ипат. под 1187 год: см. Бережков ст.6696 (1187/88).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24065
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 29