Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 14 янв 2021, 19:02

Птенец орла становится на крыло по воле Божией, так и человек с молитвой к Господу обретает крылья и способен к полёту мысли.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 14 янв 2021, 19:15

У Антиоха на странице 279, правая половина: "мысленные...бесове".Это там, где уже писал ранее о "помышлениях вещих".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 16 янв 2021, 22:42

Лемурий писал(а):
краевед писал(а): В том же санскритско-русском словаре Кочергиной есть не менее интересное слово: diuya - caksus 2). предвидящий; дар предвидения, что может служить аргументом в пользу Ангела... Ночью крик филина или совы представляет собой довольно ужасающее действие. Незря голос филина в русских приметах считался недобрым предзнаменованием. Перед этим прослушал аудиофайлы голосов сов и филинов.
Интересно. что одним из голосов сов был голос похожий на смех человека. Не иронизирует ли автор "Слова" в этом случае над Ольговичами?

Считаете, уважаемый краевед, Автор санскрит знал?
По контексту крик Дива звериный (!), птицы любые отметаются.


Уважаемый Лемурий. Лучше всего о древней связи между санскритом и славянскими языками могут сказать только исследователи - языковеды. Вот мнение одного из них, профессора Р.Н.Кузьмина: "Язык славянский во всех своих наречиях сохранил корни и слова. существующие в санскрите... Язык славянский. взятый в совокупности не отличается от санскритского никаким постоянным органическим изменением звуков. Санскрит - Русский (славянский) язык. Прямыми наследниками санскрита являются славяне. а не немцы.
Другой исследователь приходит к выводу. что поразительное сходство санскрита и русского языка указывает на то. что в течение некоторого периода носители двух языков жили близко друг к другу.
Индийский санскритолог Дурга Прасад Шастри заявляет, что: "русский язык и санскрит - это два языка в мире. которые более всего похожи друг на друга. удивляет то. что в двух наших языках схожи структуры слова. стиль и синтаксис. Добавим еще их схожесть правил грамматики... Оба языка хранят в себе близкие и общие слова, возникшие в далекие времена... Так же Шастри отметил: "вы все разговариваете на какой-то древней форме санскрита... Единственным праязыком давшим начало другим европейским языкам может быть только санскрит.
Более того напрашивается вывод о том. что санскрит - это чисто русский язык, бережно хранимый грамматиками Индии - это древнерусский язык. Чистейший санскрит звучит как северное поморское наречие.
В подтверждение сказанному стоит отметить. что языковед Светлана Жарникова приводит около 80 гидронимов Мурманской. Архангельской и Вологодской областей. имеющих санскритские корни.
Да, автор "Слова" мог и не знать саму систему письма санскрита, но фонетику слов санскрита знал хорошо, т.к. произношение слов санскрита и древнерусского близки по произношению и имеют общие корни, т.к. это два потомка более древнего языка, в котором произношение слов, характеризуюих предмет или же ействие имеют общую основу, что особенно заметно в идентичном названии родственников. так по - русски деверь. а на санскрите - девер. По-русски огонь, а на санскрите агни. Дверь - двара. Грабить - грабхати; наш - нас; грива - грива. Баловство, ребячество - балотва (детство0; Богиня, дева - дэви, дэвика; будить - будх; быть - бху, очень похоже на древнерусское бяху; ведать вид, вед, веда, ведана; вода - удан, вар, пива; жало - джал; жена - джал; жить - джив; каруна - (птица печали) - каруна (горестный) и т.д.
В ЭСПИ относительно дива "Слова" есть интересный польский эквивалент имеющий очень близкое звучание к Диву - Dzive, но так назывались злые духи. чудовища.
Если брать за основу Божественное начало Дива - Ангела. то санскрит для этого подходит лучше всего, т.к. там
основа слов, олицетворяловющая Божественное начало содержит в себе форму DIV и DEV.
Не соглашусь с тем, что крик дива зверинный. В Е.списке о звериной сущности дива не упоминается вовсе: "нощь стонущи ему грозою птичь убуди дивъ кличетъ връху древа...". Только в первом издании образ дива можно связать ссо звериной сущностью, да и то не безоговорочно: "свистъ зверинъ въстазби; дивъ кличетъ връху древа...". Первоиздатели отделяют Дива от зверей, скорее всего это связано с тем, что под Дивом они подразумевали филина, тем не менее автор "Слова", по моему мнению отделяет дива от зверей, которые подняли свист.
Скорее всего Див благоволит Ольговичам и несет охранительную функцию, возможно, какой - то оберег: "уже бо беды его пасетъ птиць подобию". скорее всего это продолжение речи о Диве, который несет в себе охранительную функцию. Див подобен птице. видимо, речь идет о двух крыльях. Это может быть и Ангел. - Хранитель. Вопрос только в одном, почему Господь. видя. что Игорь проявив гордыню, проигнорировав Божье знамение, продолжает ему помогать. послав Ангела - Хранителя?
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1317
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 17 янв 2021, 23:49

Уважаемый Краевед, как пишет Епифаний: "Ко всим тварем ангели приставлени" и ежели Господь захочет кого то наказать, то ангел не может воспротивиться повелению Божию. Единственный момент, это то, что Епифаний там говорит о землях и языцах, но думаю это не так существенно.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 18 янв 2021, 00:06

У Антиоха на листе 23 по старой нумерации, верх: "...мысли нелепые человекъ ЛАСКОР-ДИВЪ"(чрево-угодник). Сложносоставное слово и древнерусское и перевод. Смысл конечно негативный, но с другой стороны "угодник" имеет и положительный смысл тот же Николай Угодник или Чудотворец, что гораздо ближе
к образу Дива- ангела.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 18 янв 2021, 09:36

краевед писал(а): Не соглашусь с тем, что крик дива зверинный. В Е.списке о звериной сущности дива не упоминается вовсе: "нощь стонущи ему грозою птичь убуди дивъ кличетъ връху древа...". Только в первом издании образ дива можно связать ссо звериной сущностью, да и то не безоговорочно: "свистъ зверинъ въстазби; дивъ кличетъ връху древа...".

Вопрос только в одном, почему Господь. видя. что Игорь проявив гордыню, проигнорировав Божье знамение, продолжает ему помогать. послав Ангела - Хранителя?

Очень хороший вопрос, уважаемый краевед, именно подобными уточняющими вопросами и можно углублённо исследовать СПИ. Давайте разбираться:

    « Птичь убуди свистъ звѣринъ - въста, зби(ся) Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ...»
◊ Свистъ — им. пад. ед. ч. ◊ Звѣринъ — им. пад. ед. ч. м. р. крат. форма
Звериный однозначно относится к свисту, что птиц разбудил, это встал взбился Див, это его свист сверху древа жизни (?)

А теперь вернёмся к интересному вопросу: не Ангел помогает пренебрегшему знамением Божьим, а Див. Думаю, что здесь вся отгадка в формуле «а язъ твои Богъ. а язъ твои црь. а язъ же твои дѣдъ. а язъ же твои отецъ», ни дети Христовы (Солнца праведного см ПКС), а внуки Даждьбожи, поскольку братоубийственная усобица - отступление от заповедей Христовых. Гимнограф Боян, тропы языческого периода использующий, «Велесов внуче», так и с Дивом вместо Ангела, вспомним опять-таки из «Послания Климента Смолятича»:

    « Ни гриппъ Александрова въздухохождениа от египетьскыа жатвы в халдѣйскую яму скоростию принесе пророка питать; а гриппъ зовется ног, иже Александрова въздухохождениа елиньскаа писаниа сказають...»(ПКС)
Ни на Ангелах Александр Македонский на небо вознёсся, а на неких дивных существах: полуптицах, полузверях. Отсюда и взбивается на древо как птица, но свистит по-звериному.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22711
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 18 янв 2021, 13:27

У Златоуста в Тр. Сер. Л., Номер. 9, 14 века, лист 18 об., середина встретил опять слово "ласкордие". Дивом там и не пахнет.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 18 янв 2021, 19:46

Уважаемый Лемурий, Вы же понимаете, грипп не существует, а есть только ангелы. Вам и Смолятич пишет: "НИ грипп...". Да и
"блядивые елины были невеголоси", поэтому и приняли ангела за гриппа, т.е. "слегка" ошиблись. Хотя как пишет Антиох, ежели у вас забрали ризу- отдайте и срачницю(нижняя одежда).
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 19 янв 2021, 00:34

Уважаемый Лемурий, звериный свист отмечен только в первом издании "Слова", тем не менее Е. список о зверином свисте не упоминает. Я считаю. что ближе к древнерусскому оригиналу стоит текст Е. списка. т.к. известно. что сами первооткрыватели "Слова" отмечали. что список для Екатерины ими был переписан слово в слово и буква в букву. Хорошо известно. что между Е. списком и Первым изданием существует достаточно много отличий, насколько я помню до трехсот.
Толковать образ Дива только опираясь на текст Первого издания по моему мнению не представляется возможным. т.к. первичная по отношению к изданию 1800 г. Екатерининская копия не упоминает о зверином свисте. Если даже и толковать образ дива опираясь на Первое издание. то создается впечатление. что поднявшийся звериный свист заставил дива взгромоздиться на вершину древа. подняв крик на зверей, а не кричать всем землям в унисон звериному свисту. Создается полное впечатление. что звери противостоят своим свистом русскому войску. а Див благоприятствует русским воинам. И далее автор "Слова" перечисляет зверей. которые противостоят русскому войску: волки. орлы. лисицы. Думаю Сумаруков правильно отметил, что под звериным противостоянием скрываются тотемы половецких родов. с которыми впоследствии пришлось столкнуться Игорю.
Пока в силе могут быть два суждения относительно Дива - так автор назвал Ангела - Хранителя русичей;
Дивом автор "Слова" мог назвать навершие на боевых стягах русского войска, представляющие собой изображение. имеющее функцию оберега. Такое толкование может быть подтверждено последующим текстом "Слова". где упоминается Див. свергнутый на землю: "третьяго дни къ полуднию падоша стязи игоревы... уже връжеся Дивъ на землю". Думаю. что с упавшими стягами и падения Дива связь несомненна. В этом случае есть основания образ Дива связывать или с навершием на древке стягов или же с изображением на полотнище знамени.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1317
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 19 янв 2021, 00:44

userdez писал(а):Вы же понимаете, грипп не существует, а есть только ангелы. Вам и Смолятич пишет: "НИ грипп...". Да и "елины были невеголоси", поэтому и приняли ангела за гриппа, т.е. "слегка" ошиблись. Хотя как пишет Антиох, ежели у вас забрали ризу- отдайте и срачницю (нижняя одежда).

Уважаемый Усердец, и снова в "10"- ку:

    «Ни гриппъ Александрова въздухохождениа от египетьскыа жатвы в халдѣйскую яму скоростию принесе пророка питать; а гриппъ зовется ног, иже Александрова въздухохождениа елиньскаа писаниа сказають. Аввакуму же от Египта къ жателемъ грядущу, брашно тѣмъ несшу, то же не гриппъ восхити его, рекше, ног, но свыше посланая сила Божия. Ангелъ бо скоростью принесе пророка того, да и пророчю бѣду и мѣсто видит и душу его тщу и алчющу брашна насытит, послав ему до обилия съ тезоименитцемъ...»(ПКС)
=
    "33 Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жрецам.
    34 Но Ангел Господень сказал Аввакуму: отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный.
    35 Аввакум сказал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю.
    36 Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего.
    37 И воззвал Аввакум и сказал: Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе.
    38 Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя..." [Дан. 14, 33—38.]

P.S. На важные церковные праздники, как то Рождество или сегодня Крещение, замечаю, что словеса подбираете двусмысленные, к празднику неуместные. прям как герой этого фильма.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22711
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 19 янв 2021, 01:07

Уважаемый Усердец, нашел про орла у Антиоха на листе 278: "таковы и оубоясо и птищь орелъ на высоту въземлеться и весь измененъ Божиею изменою и световиденъ бываетъ". Думаю. что слово измена может быть эквивалентна современному слову "обновление": "и весь обновлен Божим обновлением". По моему другого здесь не дано.
Интересно Ваше замечание относительно слова "угодник". что можно связать с изображением какого - то лика на полотнище знамени русского войска, которое несло в себе охранительную функцию. возможно изображение святого - покровителя Игоря Георгия Победоносца с копьем. пронзающим змея. Достаточно символично может выглядеть, т.к. некоторые половецкие роды имели своим тотемом змея. дракона. Крик Дива может быть и безмолвным, т.к. может ассоциироваться с целью похода Игоря. Ведь хорошо известно, что по стягам можно было прочесть намерение войска или отряда. идущих с мирными или с боевыми намерениями. Параллелью к этому может служить другой фрагмент "Слова", где уже: "стязи глаголють половци идуть". И в том и другом случае речь может идти об изображениях на стягах. В случае Дива - Георгий Победоносец, в случае с половецкими стягами - изображением половецким тотемов. по мнению самих половцев, родоначальников их родов.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1317
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 19 янв 2021, 01:24

краевед писал(а):Если даже и толковать образ дива опираясь на Первое издание. то создается впечатление. что поднявшийся звериный свист заставил дива взгромоздиться на вершину древа. подняв крик на зверей, а не кричать всем землям в унисон звериному свисту. Создается полное впечатление. что звери противостоят своим свистом русскому войску. а Див благоприятствует русским воинам. И далее автор "Слова" перечисляет зверей. которые противостоят русскому войску: волки. орлы. лисицы. Думаю Сумаруков правильно отметил, что под звериным противостоянием скрываются тотемы половецких родов. с которыми впоследствии пришлось столкнуться Игорю...

Очень просто, уважаемый краевед, увидеть кому принадлежит "звериный свист" по падежным окончаниям. Сделайте синтаксический разбор отрывка с вопросами от слова к слову, сами увидите, что только Диву:

    Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати КОМУ?/ЧЕМУ?
    - земли незнаемѣ (◊ дат. пад. ед. ч. ж. р.),
    - Влъзѣ (◊ дат. пад. ед. ч.),
    - и Поморію (◊ дат. пад. ед. ч.),
    - и Посулію (◊ дат. пад. ед. ч),
    - и Сурожу (◊ дат. пад. ед. ч.),
    - и Корсуню (◊ дат. пад. ед. ч),
    - и тебѣ (◊ дат. пад.) , тьмутораканьскый блъванъ.
Т.е. ни КОГО? ЧЕГО? велит послушать. а КОМУ? ЧЕМУ? Див не слушает, а громким звуком предупреждает пограничные земли об опасности, Ангел ЗЕМЛЮ охраняет и у каждой твари свой Ангел, но не у русичей (собир.):

    "«Якоже пишеть премудрый Епифаний: «Къ коей же твари ангелъ приставленъ: ангелъ облакомъ и мъгламъ, и снѣгу, и граду, и мразу, ангелъ гласомъ и громомъ, ангелъ зимы, и зноеви, и осени, и весны, и лѣта, всему духу твари его на земли, и тайныя бездны, и суть скровены подъ землею, и преисподьнии тьмы, и сущи връху безны, бывшия древле верху земля, от неяже тмы, вечеръ, и нощь, и свѣтъ, и день». Ко всимъ тваремъ ангели приставлени, тако же ангелъ приставленъ къ которой убо земли, да соблюдають куюжьто землю, аще суть и погани. Аще Божий гнѣвъ будеть на кую убо землю, повелѣвая ангелу тому на кую убо землю бранью ити, то оной землѣ ангелъ не вопротивится повелѣнью Божью..."(ПВЛ 1110)


краевед писал(а): Пока в силе могут быть два суждения относительно Дива - так автор назвал Ангела - Хранителя русичей;
Дивом автор "Слова" мог назвать навершие на боевых стягах русского войска, представляющие собой изображение. имеющее функцию оберега. Такое толкование может быть подтверждено последующим текстом "Слова". где упоминается Див. свергнутый на землю: "третьяго дни къ полуднию падоша стязи игоревы... уже връжеся Дивъ на землю". Думаю. что с упавшими стягами и падения Дива связь несомненна. В этом случае есть основания образ Дива связывать или с навершием на древке стягов или же с изображением на полотнище знамени.

С древком версия красивая, но контексту противоречащая. Как дальние пограничные земли этого Дива должны были услышать/увидеть? Древко же не кричит, до небес не поднимается.
Хранитель русичей или Ольговичей отдельно по контексту ПВЛ 1110 не проходит, только Ангел - хранитель Русской земли подходит. Не Ангел, но существо дивное - грипп/ног, как его называли в языческое время. Все нюансы соблюдены.

Изображение
Вознесение грифонами (гриппами/ногами) Александра Македонского на небо. Фасадная скульптура Дмитриевского собора во Владимире.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22711
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 19 янв 2021, 18:37

Согласен с Вами, уважаемый ЛЕМУРИЙ, надо поаккуратнее быть с ангелами, дабы не прельститься. В рукописях часто встречается выражение: "диаволъ и ангели его". Хотя есть и "ангел лютъ" и это как ни странно посланник Божий, но который наказует и приводит к покоянию.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 23 янв 2021, 09:23

userdez писал(а):Птенец орла становится на крыло по воле Божией, так и человек с молитвой к Господу обретает крылья и способен к полёту мысли.

Помните, уважаемый Усердец, спрашивал Вас про метафоры с прилагательным мысленный?

См. здесь:

Помимо «Мысленный слон», «мысленное древо», «мысленный волк» есть ещё «мысленный фараон», «мысленный виноград», «мысленный рай», «огнь мысленный», «мысленная Ева», если будет в рукописях что-то подобное попадаться - сразу пишите, ведь во всех случаях это прилагательное полностью меняет значение основного слова.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22711
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 23 янв 2021, 23:17

Интересное слово "ловитва", вспомнил, что недавно попадалось, нашёл. Антиох, глава "О мыслех", лист 214, старая нумерация, низ. Кстати, зря уважаемый Карл отказался от мысли о льве. " Лая бо льстивый львъвъ...ставить намъ сети и ловитвы, мысли нечистъ и нечестивъ...".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron