Лемурий писал(а):Арсений писал(а):Автор статьи "Из Ладоги с любовью" известный поэт (и историк) Андрей Чернов. В статье он опирался на работу З. А. Львовой "Стеклянные бусы Старой Ладоги как исторический источник", о которой у И.П. Шаскольского упоминаний нет. Не было в его время также работ по исходу славян-язычников 12 века н.э. с запада по землям Прибалтики и Руси...
Ещё "лучше" на Википедию. Арсений, будьте требовательны к источникам. Любой может в Wiki исправить, но это далеко от Истории.
Злата Александровна Львова Стеклянные бусы Старой Ладоги как исторический источник//Археологические сборники Государственного Эрмитажа №№ 10, 12, 18.Контрольные вопросы:
1) О находках какого времени пишет Злата Александровна?
2) В каких скандинавских городах, помимо Старой Ладоги, было налажено изготовление стеклянных бус?
Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия в IX-XIV вв. (материалы и исследования) / Древнейшиие государства на территории СССР. Материалы и исследования., М.,1978, С.109-111
Бусы стеклянные распространялись несколько веков. В Скандинавии их производство не установлено.
Колбяги были единственными воинами способными строить и применять суда, сопоставимые с кораблем из Ральсвика. Они сотрудничали с новгородцами, но как и корела старались быть независимыми. Более того, они верховодили среди корела (Валит). Впоследствии по названию реки Аскуй, где они строили свои суда, их именовали ушкуйниками. Вэринги-скандинавы тут ни при чем, тем более, что влияние ушкуйников только Иван Третий смог погасить. Их активная чатсь перебралась на Дон к казакам.
"В Норвегии, по данным доктора Е. К. Хоуген, стеклянные бусы были не только очень популярны в эпоху викингов, но даже отчасти производились на месте на привозном сырье (Копанга) (90, 132), по данным любезно предоставленным автору доктором Е. К. Хоуген и сотрудницей Исторического музея в Бергене доктором Ирген Кельмер при посредничестве сотрудницы музея в Трондхейме доктора Анны Стальсберг Альзвик рубленый бисер и в Норвегии не был широко распространен.
Таким образом, в VIII–IX вв. и особенно в X– начале XI в. Ладога и Приладожье были основным, если не единственным, на севере Европы районом распространения мелкого и крупного рубленого бисера и других дешевых серийный бус."(
http://chernov-trezin.narod.ru/ZLATA_LVOVA.htm )
" С середины XII века активизировались шведы, они несли католичество, вводимое довольно жестокими методами. Колбяги, не признававшие христианство, тоже не церемонились. В 1178 г. они проникли в спорную область Финмарк, захватили шведского епископа Рудольфа, увезли к себе и „умертвили“. А вскоре произошло событие, которое до сих пор остается исторической загадкой. Вот краткое изложение шведской хроники из монастыря в Висбю: „В лето господне 1187 г. сожжен город Сигтуна язычниками, и Иоанн второй Архиепископ Упсальский в Альмарстеке ими же убит, и тогда построен город Стокгольм“.
Новгородцы напрочь отказались от обвинений в организации этого похода. Они ведь уже были христианами, и потому разрушать церкви, среди которых был и каменный православный храм Святого Николая, действительно не стали бы. Историк И.П. Шаскольский в своей исследовательской работе пишет: „Неясность в вопросе об участниках похода породила немалую путаницу в исторической литературе. Различные авторы приписывают Сигтунский поход и карелам, и новгородцам, и эстам, иногда эстам и карелам, новгородцам и карелам или всем трем народам вместе“.
Учитывая, что на территории эстов и карел в это время заправляли колбяги, они и были истинными организаторами набега. И мотив у них был достаточно серьезный – акт мести за разрушенное святилище на острове Рюген. Если бы ими руководствовала только страсть к наживе, они могли бы разграбить и более богатые прибрежные города. Да и в действиях пиратов-грабителей тактика выжженной земли никогда не применялась. Обычно, ограбив населенные пункты, они всегда уходили с намерением еще раз сюда вернуться когда жители опять разбогатеют.
Древние хронисты и летописцы такое событие старались не упоминать – никому не хотелось афишировать победу язычников, пусть и временную. Первое развернутое описание событий содержится в рифмованной Хронике Эрика, написанной примерно через 140 лет. Здесь мы можем найти подтверждение о нападавших именно как ярых противников веры (стихи 474-487).
Швеция имела много бед
от карел и много несчастий.
Они плыли от моря и вверх в Мелар
и в штиль, и в непогоду, и в бурю,
тайно проплывая внутрь шведских шхер,
и очень часто совершали здесь грабежи.
Однажды у них появилось такое желание,
что они сожгли Сигтуну,
и жгли все настолько до основания,
что этот город уже (больше) не поднялся.
Ион архиепископ был там убит,
этому многие язычники радовались,
что христианам пришлось так плохо,
это радовало землю карел и руссов.
Нападение привело к разрыву существовавших торговых отношений Новгорода со Швецией. На Готланде и в двух шведских городах местные власти тут же заключили в тюрьму находившихся там купцов. Как ни отрекались от этого похода новгородцы, тень подозрения на них все же пала.(
https://proza.ru/2013/01/01/466 )