"Синий порох"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: "Синий порох"

Сообщение Лемурий » 26 окт 2010, 16:23

sasha a писал(а):Точно, уже улавливаю. :D
Чтобы я окончательно поверила в эту версию, осталось только доказать, что Климент Смолятич отвергал христианского Бога и призывал вернуться к языческим богам.

Видимо, это "сизифов труд" пытаться что-то объяснить нигилистке. Даже если что-то и скажет правильно, следующей фразой отречется от своих же слов, дабы "авторитетов" не плодить без надобности... :D

...у Бога было два народа, израильский и тот, что из язычников, и израильские люди имели покров на сердце, то есть уклонялись в неверие, а те, что из язычников, облекались красотою правоверия, так и у Иакова две жены было, Лия — прообраз израильского народа, потому и была она больна глазами, что израильский народ имел покров на сердце, и Рахиль — прообраз языческого народа, потому и называет ее Священное Писание прекрасной, что народ из язычников преуспевал в добродетели веры и, уверовав истинно в Спасителя, с корнем исторг дьявольскую лесть, образ же этому была Рахиль, потому и украла она отеческих идолов.

...в образах Зары и Фареса дано провозвещение о двух народах: в Фаресе — об израильских, в Заре же — о тех, кто из язычников. Потому Зара и высунул первым руку, что он еще до Закона <доброе> житие показал. Ведь и до Закона были некоторые люди, что украшались благочестием, не по Закону, а по вере живя. Красная же нить — то было провозвещение о бывших до Закона жертвоприношениях, которые сотворяли Авель, Енох, Ной, Авраам. И когда он убрал назад свою руку, что значит отшествие от благочестия, тогда появился на свет Фарес. Закон — это середина, потому он и был до Закона. Если станем говорить, что Лия по Закону была несовершенной в благочестии, то как же тогда списатель, ясно пиша, мог сказать: «И был муж удачливый»? Прочти стоящее перед тем изречение и поймешь истинный смысл, ибо сказано там: «и был Господь с ним».
-------
Послание Климента Смолятича
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Синий порох"

Сообщение sasha a » 26 окт 2010, 23:54

Да, действительно, достичь консенсуса с Вами, уважаемый Лемурий, не просто.
Трудность, на мой взгляд, вызвана терминологической несостыковкой.
Взять, к примеру, ярлык "нигилистки", который Вы навесили на меня в духе ярых борцов с проклятыми космополитами, в вопросе о принадлежности Автора к лицам духовного звания или светского.
Вижу, что со значением слова "нигилизм" Вы не знакомы. Привожу выдержку из Википедии:

Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.


Ваш ярлык ни к селу, ни к городу, поскольку в данном вопросе я приняла сторону большинства исследователей: Карамзин, Мусин-Пушкин, Бестужев-Рюмин, Лихачев, Творогов, Приселков, Рыбаков, Евгений Беляков и многие другие считали и считают Автора человеком светским.
Иными словами, я признаю их авторитет.
В то время как Автора считают клириком только два человека: Зотов и Вы, Лемурий.
Так что - извините - ярлык переклейте на себя, тут ему самое место.

Похожую проблему я вижу в Вашей склонности вытаскивать из текста отдельные фразы, переиначивая их по собственному усмотрению и упуская смысл всего предложения.
В приведенном Вами отрывке из Смолятича Вы "почему-то" не заметили вторую часть высказывания о язычниках, которые полностью ОТРЕКЛИСЬ ОТ ЯЗЫЧЕСКИХ БОГОВ

...у Бога было два народа, израильский и тот, что из язычников, и израильские люди имели покров на сердце, то есть уклонялись в неверие, а те, что из язычников, облекались красотою правоверия, так и у Иакова две жены было, Лия — прообраз израильского народа, потому и была она больна глазами, что израильский народ имел покров на сердце, и Рахиль — прообраз языческого народа, потому и называет ее Священное Писание прекрасной, что народ из язычников преуспевал в добродетели веры и, уверовав истинно в Спасителя, с корнем исторг дьявольскую лесть, образ же этому была Рахиль, потому и украла она отеческих идолов.

...в образах Зары и Фареса дано провозвещение о двух народах: в Фаресе — об израильских, в Заре же — о тех, кто из язычников. Потому Зара и высунул первым руку, что он еще до Закона <доброе> житие показал. Ведь и до Закона были некоторые люди, что украшались благочестием, не по Закону, а по вере живя. Красная же нить — то было провозвещение о бывших до Закона жертвоприношениях, которые сотворяли Авель, Енох, Ной, Авраам. И когда он убрал назад свою руку, что значит отшествие от благочестия, тогда появился на свет Фарес. Закон — это середина, потому он и был до Закона. Если станем говорить, что Лия по Закону была несовершенной в благочестии, то как же тогда списатель, ясно пиша, мог сказать: «И был муж удачливый»? Прочти стоящее перед тем изречение и поймешь истинный смысл, ибо сказано там: «и был Господь с ним».
-------
Послание Климента Смолятича


Климент Смолятич предстает в этом отрывке истинно православным, его нельзя заподозрить в каких-либо заигрываниях с языческими предрассудками.
Вы глубоко ошибаетесь, если счтитаете, что такой убежденных христианин мог изобразить языческих богов добрыми спасителями, умаляя тем самым образ Всеблагого Христа.
Приведенным отрывком Вы еще более убедили меня в правоте большинства авторитетных исследователей.
Благодарю Вас.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Синий порох"

Сообщение Лемурий » 27 окт 2010, 00:37

sasha a писал(а):Вижу, что со значением слова "нигилизм" Вы не знакомы. Привожу выдержку из Википедии:
Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — непризнание любых авторитетов.
.

C примерами из Википедии со моной точно консенсуса НЕ достигнуть.
Вот Вы интересный человек, Мусина-Пушкина - ругаете, Рыбакова- ругаете, Доленга-Ходаковского - ругаете, а на Википедию :shock: ссылаетесь. Я же от Вас просил малого - АНАЛИЗ ТЕКСТА.

sasha a писал(а): В данном вопросе я приняла сторону большинства исследователей: Карамзин, Мусин-Пушкин, Бестужев-Рюмин, Лихачев, Творогов, Приселков, Рыбаков, Евгений Беляков и многие другие считали и считают Автора человеком светским.
Иными словами, я признаю их авторитет.

Светский человек НЕ может обращаться к монашеской братии, которая занимается летописанием - БРАТИЯ и употреблять при этом местоимение "мы".
Светский человек НЕ будет употреблять такое большое количество церковных терминов, которых в СПИ изобилие.

sasha a писал(а):В то время как Автора считают клириком только два человека: Зотов и Вы, Лемурий.

Боюсь Вы, Саша, просто НЕ читали других. Впрочем и не надо. А то опять обругаете, потому что к Вашей, пока не обоснованной, версии их аргументы не подойдут.

sasha a писал(а):В приведенном Вами отрывке из Смолятича Вы "почему-то" не заметили вторую часть высказывания о язычниках, которые полностью ОТРЕКЛИСЬ ОТ ЯЗЫЧЕСКИХ БОГОВ...
Климент Смолятич предстает в этом отрывке истинно православным, его нельзя заподозрить в каких-либо заигрываниях с языческими предрассудками...

Саша, вижу подобный "разговор" бессмысленным, поскольку Вы не читаете даже приведенных отрывков и перетолковываете их по своему, вместо того чтобы просто прочитать ссылку целиком.

Климент Смолятич - ГЛУБОКО верующий христианин, только видит сохранение самобытности народа в том, что по призыву Илариона (Бояна) петь песни Богу по-новому, обращаясь при богослужении НЕ к ветхозаветным иудейским временам, как обязывают каноны византийской церкви, а к языческим временам "трояновых веков" своего народа. Надеюсь, другие читатели поймут.

На этом эту дискуссию с односторонней аргументацией считаю законченной. Когда подготовитесь - пишите.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Синий порох"

Сообщение Scaevola » 27 окт 2010, 02:42

sasha a писал(а):Интересная версия.
Начнем с того, что краска закупалась не на продажу, а на царский обиход, " в царскаго величества казну".
Долго шуровала в иннете в поисках расхода сухого растительного красителя на единицу площади ткани.
Нашла только, что для прокраски льняной рубахи а-ля-косоворотка весом в 500 г потребовалось 350 г крушины и 300 г марены, получился оливковый цвет.
Допустим, в нашем случае с индиго расход краски составляет 1:1, т.е. на 1 кг льна идет 1 кг индиго.
Итого, ежегодно из 64 000 кг краски можно было получить 64 000 кг прокрашенной ткани. Если на рубаху идет 500 г., то у нас получается в год 128 000 (сто двадцать восемь тысяч) синих рубах. Кх-м, это ж не Москва, это ж Пекин какой-то...
И зачем царю в казне такая уйма ткани/рубах цвета индиго? :shock:

Начнём с того, что не будем смешивать царский обиход и царского величества казну :D

Касательно окрашивания тканей красителем индиго. С российской практикой не знаком, а вот с японской сталкиваться приходилось. Индиго - очень капризная и затратная краска. Работоспособность раствора поддерживается особой культурой то ли бактерий, то ли грибков, которые питаются настоем растения индиго. Соот-но, необходимо круглосуточно поддерживать температуру в красильном чане и постоянно подкармливать "живность" новыми порциями индиго. У японцев один чан мог работать без перерыва по многу лет.

Касаемо синих рубах - кроме синей, индиго при определённых манипуляциях давал высококачественную чёрную окраску. Предположим, что государь таким способом делал пожертвования монашествующим :D
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Re: "Синий порох"

Сообщение sasha a » 27 окт 2010, 04:50

Касаемо синих рубах - кроме синей, индиго при определённых манипуляциях давал высококачественную чёрную окраску. Предположим, что государь таким способом делал пожертвования монашествующим :D


Нет, не получается. Списки пожертвований царей в монастыри хорошо известны и ассортимент подарков примерно одинаков:
1) колокола,
2) бархатные и атласные саккосы и др. виды одеяний для высшего духовенства, богато украшенные дробницами, жемчугом, драг. камнями (цвета предпочитали синие, вишневые и зеленые. Черного цвета одеяние мне встретилось только один раз).
3) напрестольное облачение
4) золотая/серебряная утварь
5) ювелирные изделия
6) книги духовного содержания
7) иконы

Россия в больших количествах закупала уже готовые, прокрашенные ткани в Англии, Италии, Нидерландах, Персии.
Отечественные дешевые ткани из льна можно было красить и соком вайды.
На краску крутик, если по 15 руб за пуд, ежегодно из царской казны тратилось 60 000 руб. :shock: - это ж небольшую, но громкую войну на эти деньги можно устроить было бы.... или флот построить... или университет основать...
Зачем тратить колоссальные деньги на приобретение карски за границей, если есть своя?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Синий порох"

Сообщение Евгений Беляков » 27 окт 2010, 12:12

1) Горячие эстонские парни...
2) Элементы нигилизма должны присутствовать в любом научном исследовании и обвинять ученого в нигилизме нелепо, скорее, это комплимент.
3) Смолятич, КОНЕЧНО, был своего рода древним русофилом, как можно это отвергать? И он, действительно, желал внести в церковную практику элементы язычества. Можно напомнить, в частности, спор о мясоедении, то есть о допустимости в определенные праздники употребеления мяса в огромных количествах, традиционные для славян. Кстати, один из такого рода трактатов, если мне не изменяет память, тот же Рыбаков атрибутирует как принадлежащий перу Климента Смолятича (то есть вот еще одно произведение из его собрания сочинений). Вот только не очень ясно, до какой степени радикализма доходили реформы Климента и Иллариона... Автор СПИ по версии Сумарукова (Мария Полоцкая), похоже, была радикалкой чуть ли не до отрицания монотеизма (все эти боги и богини в СПИ, а также эпизод у одра Святослава из Ипатьевской летописи). Был ли таковым Климент? НЕ ДУМАЮ. Во всяком случае - не на ранней фазе реформы, на которой она и оборвалась.
4) Но я солидарен с Сашей - СПИ этому перу не принадлежит, это ясно и стилистически, и хотя бы уже потому, что в СПИ произведения Смолятича цитируются (как произведения Бояна, поэтому Смолятич=Боян, а не Илларион, который, вероятно, Троян или Трокан, т.к. Илларион - Никон Печерский и Тмутороканский, а Тмуторокань называлась также Торокань, отсюда и имя Никона=Иллариона: Трокан).
5) Синее вино, синий порох... - а где же Синий Дон? Синее море?
Саша! Вы действительно считате, что из синего красителя делали порох или какое-то горючее или взрывчатое вещество? Не был ли "жир", который везли русские воины Игоря, не золотом, а порохом? И не потому ли его можно было утопить в Каяле, что промокший порох невозможно использовать? (А если в речку покидать золотые вещи, что мешает их поднять со дна?)
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: "Синий порох"

Сообщение sasha a » 27 окт 2010, 16:28

5) Синее вино, синий порох... - а где же Синий Дон? Синее море?
Саша! Вы действительно считате, что из синего красителя делали порох или какое-то горючее или взрывчатое вещество? Не был ли "жир", который везли русские воины Игоря, не золотом, а порохом? И не потому ли его можно было утопить в Каяле, что промокший порох невозможно использовать? (А если в речку покидать золотые вещи, что мешает их поднять со дна?)


Ох, зацепили Вы меня, Евгений! Эта загадка не дает мне покоя.

Распространение сначала слухов о существовании у китайцев "сверхоружия", а затем образцов самого пороха и "ноу-хау" шло по Великому Шелковому пути. Это - факт. Китайский трактат, где указан состав пороха, появился в 11 в. Порох представлял собой не порошок, а тестообразное вещество. Добавляя различные вязкие вещества, его тщательно перемешивали, формовали в виде шара, заворачивали в 5 слоев бумаги и перевязывали бичевкой. Сверху обмазывали лаком (сложного состава, с добавлением красителей).

К 11 в. китайцы использовали порох не только в военном деле, но и в горнодобывающей промышленности. Взрывали золотоносную породу. Мануфактуры по производству пороха китайцы предусмотрительно устраивали подальше от столицы - на территории Монголии. В хрониках зафиксированы случаи, когда эти мануфактуры воспламенялись и взрывались. Грохоту было - на весь Ближний Восток.
К 1185 г. на Ближнем Востоке, в Византии и, скорее всего, на Руси имели сведения, что такое оружие существует.

Из китайского трактата алхимики востока знали, что в состав пороха входит калийная селитра. Калийную селитру можно получить из азотной кислоты. А для изготовления кислоты использовались квасцы - ингредиент, необходимый для прокраски шелка.
Таким образом, в состав пороха входили окислители и красители для шелка, т.е. для "узорочья". Возможно, "шелк" являлся эвфемизмом для пороха на каком-то раннем этапе истории пороха: известно, что шелк использовался для упаховки самых дорогих подарков. Если допустить, что китайские императоры подносили своим соседям образцы "сверхоружия", обернутые вместо бумаги в шелк, то связь становится понятной. Торговцы шелковым товаром могли продавать не только упаковочный материал, но и его содержимое. Продажа "сверхоружия" - дело деликатное, тайное, дипломатическое.

В 13 в. англичане приобретали порох в Италии. Закупкой пороха ведал смотритель королевской гардеробной. Позднее - в 14 в. закупкой шелка занимался главный королевский оружейник.

Не случайно на Руси Бархатная мануфактура, образованная при царе Алексее Михайловиче (1645-1676), находилась в ведении Посольского приказа. Торговцы шелковым товаром традиционно наделялись дополнительными дипломатическими полномочиями, имели дипломатическую неприкосновенность и часто выполняли посредническую роль в деликатных переговорах с правительствами других стран о заключении брачных/военных союзов, о размене пленными, о поставках вооружения и пр.

Теперь по поводу "синего моря" и "синего ДОна". Кратчайший путь для доставки с Востока на Русь ценного продукта при удешевлении его стоимости за счет снижения транспортных расходов и пошлинных выплат - ответвление от Бактрии к северной оконечности Каспийского моря, через половецкие степи к Тмутаракани, далее - Синим Доном до волока, и по Днепру в Киев.

Великий шелковый путь:


Изображение




Изображение
Последний раз редактировалось sasha a 27 окт 2010, 22:25, всего редактировалось 4 раз(а).
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Синий порох"

Сообщение sasha a » 27 окт 2010, 17:06

Евгений Беляков писал(а):Саша! Вы действительно считате, что из синего красителя делали порох или какое-то горючее или взрывчатое вещество? Не был ли "жир", который везли русские воины Игоря, не золотом, а порохом? И не потому ли его можно было утопить в Каяле, что промокший порох невозможно использовать? (А если в речку покидать золотые вещи, что мешает их поднять со дна?)


Я думаю, что синий краситель использовался в составе лака, покрывавшего бумагу пороховой "бомбы". Надо покопаться в литературе. Посмотрю, какой именно состав лака использовался.
По поводу "жира" я пока в сомнении. С одной стороны, жир представляется тягучим маслянистым веществом, возможно, нефть в глиняной таре. Но с другой стороны, почему русичи не подожгли нефть, а побросали в воду? Такое впечатление, что они не знали, как обращаться с этим "жиром", но не хотели, чтобы он достался врагу (который, очевидно, знает как его использовать) и не давать ему преимущества в бою.
Излишняя "Тучность" коней после зимней бескормицы... Думаю, в этот раз кони везли какой-то дополнительный груз. Тот самый "жир"?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Синий порох"

Сообщение corvin » 27 окт 2010, 17:21

Грамота царя Михаила Федоровича вызывает массу вопросов:

1. Кто такие «наши торговые люди»? Подданные М.Ф. или голштинские купцы?
2. Почему это дозволение транзитной торговли, если «нашим торговым людям не торговати, а возить те товары в наши земли»? Т.е. это скорее запрет транзитной торговли.
3. Не факт, что 4000 пудов это потребность внутреннего рынка. Если они, например, 2500 пудов изымут с компенсацией по 15 руб. за пуд, то вполне возможно потом уже сами 2000 пудов в Европе по 20 руб. продадут. Тут количество изъятого зависит от спроса в Европе.

sasha_a: «Начнем с того, что краска закупалась не на продажу, а на царский обиход, " в царскаго величества казну"»

Не уверен что «царский обиход» связан с «царскаго величества казной». С «царским обиходом» была связана постельная казна или дворцовая казна. Да и помешать продаже изъятой краски купцы конечно не могли.

Да, в цитате Климента Смолятича уравниваются добрые язычники и иудеи. Но в СПИ никаких иудеев нет. Там могут уравниваются только язычники и христиане. А это совсем другое. Также есть отличие между добрыми язычниками и языческими богами. Не знаю был ли Климент Смолятич сторонником некого синкретического культа, но в СПИ никакого религиозного синкретизма нет. Там показана только толерантность.

Есть статья по СПИ в которой утверждается, что синий цвет в СПИ это символ половцев, кочевников. На Руси в то время синий цвет в одежде не использовался. Именно по этому появились такие уникальные словосочетания как «синий Дон» (нормально «белый Дон»). И «синее вино» тоже символ кочевой опасности. Для меня даже предчувствие прихода синего волка.

По-поводу транзита пороха через юг Руси: Отдельные образцы т.с. алхимических материалов могли провозиться. Но никаких конкретных потоков в это время не фиксируется. В отличие от шелка, например.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Синий порох"

Сообщение sasha a » 27 окт 2010, 17:26

Совершенно согласна, потока пороха с Востока не было.
Было бы недальновидно продавать в массовом порядке сверхоружие. Китайцы были заинтересованы в том, чтобы как можно дольше держать его состав в секрете. Европейцам пришлось самостоятельно изобретать порох.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Синий порох"

Сообщение sasha a » 27 окт 2010, 17:36

corvin писал(а):Грамота царя Михаила Федоровича вызывает массу вопросов:

1. Кто такие «наши торговые люди»? Подданные М.Ф. или голштинские купцы?
2. Почему это дозволение транзитной торговли, если «нашим торговым людям не торговати, а возить те товары в наши земли»? Т.е. это скорее запрет транзитной торговли.
3. Не факт, что 4000 пудов это потребность внутреннего рынка. Если они, например, 2500 пудов изымут с компенсацией по 15 руб. за пуд, то вполне возможно потом уже сами 2000 пудов в Европе по 20 руб. продадут. Тут количество изъятого зависит от спроса в Европе.

sasha_a: «Начнем с того, что краска закупалась не на продажу, а на царский обиход, " в царскаго величества казну"»

Не уверен что «царский обиход» связан с «царскаго величества казной». С «царским обиходом» была связана постельная казна или дворцовая казна. Да и помешать продаже изъятой краски купцы конечно не могли.

.


1) "наши торговые люди" = голштинские купцы, соответственно
2) транзитная торговля из Персии в Голштинию.
3) 4 000 пудов - ограничение транзита.

Согласна, "царский обиход" мог оплачиваться из царской (государевой) казны, но не был ей эквивалентен.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Еще раз о религиозной загадке СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 28 окт 2010, 20:15

Предыстория этой темы - тема о причинах крестовых походов.
Если Маркс во главу угла ставил экономику, Фрейд - либидо, то здесь :) намечается некий "пороховой детерминизм"...
И он мне более симпатичен, чем экономический и сексуальный.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: "Синий порох"

Сообщение sasha a » 28 окт 2010, 20:25

Хочешь-не хочешь, а Слово о полку Игореве имеет военную тематику.
А как воевать без оружия?
События СПИ предшествуют Крестовым походам, действующие лица - Русь, Моравия, Венеция - принимали участие в этих событиях.
Что такое война? Передел сфер влияния.
Иерусалим был торговым узлом, здесь сходились дороги Шелкового пути, прежде чем разветвиться дальше на Запад, на Юг или на Север.
Отсюда шло распределение товара.
Где, как не здесь сходиться интересам торговым, военным и религиозным?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Синий порох"

Сообщение sasha a » 28 окт 2010, 20:52

Из китайского трактата 1044 г. Три состава пороховой "бомбы" и внешней оболочки:
1st Formula[18]

Sulfur (14 oz.)
Wo huang ('nest yellow', perhaps nodular sulfur) (7 oz.)
Saltpetre (40 oz.)
Hemp roots (1 oz.)
Dried lacquer (1 oz.)
Arsenic (1 oz.)
White lead (lead carbonate) (1 oz.)

Bamboo roots (1 oz.)
Minium (lead tetroxide) (1 oz.)
Yellow wax (0.5 oz.)
Clear oil (0.1 oz.)
Tung oil (0.5 oz.)
Pine resin (14 oz.)
Thick oil (0.1 oz.)


Total weight = 82.2 oz.

2nd Formula[16]

Inner ball

Sulphur (20 oz.)
Saltpetre (40 oz.)
Coarse charcoal powder (5 oz.)
Pitch (2.5 oz.)
Dried lacquer (pounded to powder) (2.5 oz.)
Bamboo roots (1.1 oz.)
Hemp roots, cut into shreds (1.1 oz.)
Tung oil (2.5 oz.)
Lesser oil (possibly an edible oil) (2.5 oz.)
Wax (2.5 oz.)
Total weight of inner ball = 79.7 oz.

Outer coating

Paper (12.5 oz.)
Hemp (fibre) (10 oz.)
Minium (1.1 oz)
Charcoal powder (8 oz.)
Pitch (2.5 oz)
Yellow wax (2.5 oz)
Total weight of outer coating = 36.6 oz.


Total weight = 116.3 oz.

3rd Formula[19]

Inner ball

Sulphur (15 oz.)
Saltpetre (30 oz.)
Aconite (aconitum fischeri) (5 oz.)
Croton oil (croton tiglium) (5 oz.)
Wolfsbane (aconitum ferox or lycoctonum) (5 oz.)
Tung oil (5 oz.)
Lesser oil (2.5 oz.)
Charcoal powder (5 oz.)
Pitch (5 oz.)
Arsenic (2 oz.)
Yellow wax (1 oz.)
Bamboo roots (1.1 oz.)
Hemp roots (1.1 oz.)
Total weight of inner ball = 77.7 oz.

Outer coating

Old paper (12.5 oz.)
Hemp (stalk) skin fibre (10 oz.)
Pitch (2.5 oz.)
Yellow wax (2.5 oz.)
Minium (1.1 oz.)
Charcoal (8 oz.)
Total weight of outer coating = 36.6 oz.


Total weight = 114.3 oz.

Minium (lead tetroxide) (1 oz.) - свинцовый сурик - красного цвета

Уголь - черный

Pitch - деготь - черный

В общем, цвет получается - черный.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Синий порох"

Сообщение sasha a » 29 окт 2010, 16:14

Синий=индиго имеет непосредственную связь с иконой Богородицы, с иконой из Пирогощей церкви.

В 730 г. византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон.
Сохранилась легенда, что во время гонений и уничтожений икон в Трапезунде явились в дом некоего мужа по имени Иван солдаты.
Ивана в доме не было, была его мать. Она упросила солдат дождаться сына. Солдаты устали дожидаться и ушли. Когда вернулся сын, он сделал ящик и покрасил его ИНДИГО. В ящик он положил 6 золотых монет, икону прикрепил стоймя, и отнес ящик к морю, поставил на берег. Солдаты вернулись и потребовали икону, Иван сказал им, что она на берегу. Солдаты отправились туда, А в это время надвигалась буря. Когда солдаты пришли на берег, то вода поднялась, подхватила ящик и унесла в море. В волнах синего ящика не бвло видно, было впечатление, что икона плывет по воде сама. Солдаты испугались.
Самое интересное, что ящик с иконой благополучно доплвыл вдоль побережья от Трапезунда, мимо Таманского полуострова, мимо Керченского пролива. Течение его принесло в Балаклаву, где находился православный монастырь св. Георгия. Братия обрела икону, ящик и деньги в полном порядке и комплекте. Иван, оказвшись в том монастыре, узнал свой "корабль" и указал, где спрятаны деньги.

Действительно, существует течение вдоль побережья Черного моря от Трапезунда к Царьграду. Осенние или зимние ветры могли ускорить доставку "корабля". Трапезунд - перевалочный пункт, где товары Шелкового пути перегружались с караванов, пришедших от Каспийского моря на каботажные суда. Суда шли мимо Тмутаракани, часть товара могла продаваться и там. В этом заключалось стратегическое значение Тмутаракани - минуя Крым, восточные товары могли прямиком идти в Киев. Через Тмутаракань очень удобно было доставлять контрабандный товар, запечатанный в ящики цвета ИНДИГО, чтобы были незаметны на воде, и отправленный из Трапезунда по течению.

Я все больше склоняюсь к мысли, что цель похода Игоря была не военная, а торговая и свадебная.
1) тучные кони везли какой-то дополнительный груз, который на войну обычно не брался.
2) у Игоря были лазутчики, которые доносили о делах на Половецкой стороне. У Половцев также должны были быть такие же языки. Однако при известии о приближении русских сил половцы не всполошились и не убрали подальше в степь свои вежи с девками и поволоками.
3) невероятно большое количество поволок, которое добыли Игорь и его войны в вежах, говорит в пользу того, что они были из какой-то ОЧЕНЬ большой и ОЧЕНЬ дешевой партии, привезенной с Востока.
4) половцы не ожидали нападения Игоря. Им понадобилось несколько дней, чтобы собрать силы.

Я думаю, что Игорь вез некий товар, который можно было найти только в России, в обмен на шелковые поволоки.
В двух из трех приведенных рецептах пороха указаывается деготь - продукт сухой перегонки древесины. Русь - богата древесиной, чего нельзя сказать о Востоке. Игорь вез "жир" для обмена на шелк. Девы на берегу Синего моря, звенящие русским золотом, - жены готских купцов из Трапезунда, которые организовали аферу: товар был послан не в Царьград, а в Тмутаракань, откуда доставлен Кончаком в приграничную зону.
Торговый договор с Кочаком, должен был быть скреплен брачным союзом (обычная практика в средневековых международных отношениях). Отсюда - свадебные мотивы поезда Игоря.
Однако Игорь вероломно напал на вежи, не подумав о последствиях.
Вернувшись из плена, Игорь идет к церкви Пирогощей - к иконе, привезенной из Царьграда. То есть он отказался от идеи отвоевать Тмутаракань и получить возможность добывать контрабандный товар из Трапезунда. Россия подтверждает свои торговые связи с Царьградом.

Теперь - о языческих вкраплениях и почему Игорь идет к Пирогощей, а не к Десятинной церкви, не к Софийскому собору или не к церкви Успения в Печерском монастыре.
В Десятинной церкови находились иконы с сосуды, привезенные из Корсуни (Крымский п-ов)
Софийский собор - построен по приказу Ярослава Мудрого, сына полоцкой княжны.
Печерский монастырь запятнал себя связями с Тмутараканью.
Все три не подходят из-за неполиткорректности.
И только в Пирогощей - икона привезенная из ЦАрьграда.

В Слове Русь предстает языческой, т.е. ЕЕ НАДО ВНОВЬ КРЕСТИТЬ. На этот раз - не от Корсуни, а от Царьграда.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 109