corvin писал(а):Многое в СПИ не понятно. Кое-что со временем проясняется. Но полной ясности не наступит никогда, потому что двусмысленности идут от самого Автора. И это заставляет сомневаться том, что СПИ призыв к единению или простое осуждение Ольговичей. И то, и другое требует определенности. СПИ отражает тот момент когда определенности не было. Ее еще нужно было схватить.
Пример - последний абзац. Сначала слава 3-м князьям участникам похода. Потом здравие князьям и дружине. Каким князьям? Этим или всем сразу? Какой дружине? Новой? В конце "князьям слава, а дружине аминь". Ну это уже определенно.
Вот именно, что все "Слово" построено на двусмысленности. Возможно. даже образы волка рыскающего по земле. орла парящего под облаками. белкой снующей по мысленому древу являются намеками на многомысленность текста. Один и тот же текст "Слова" может принизить и возвысить князя. Мысль может быть высокопаврной, взлетающей до небес, восхваляющей князя, и в то же время его хулящая. Особенно это заметно в конце "Слова", когда поется слава князьям потерпевшим поражение. Игорю, потерявшему свой полк, которого не воскресить, Всеволоду. потому. что он буий. само слово "буий" в древнерусском языке имело нсколько значений, от удали и отваги до неразумности и глупости и хвастовства. Владимиру Игоревичу, женившемуся в плену. Вопрос - можно ли петь славу "безумству храбрых поем мы песню"?
Окончание "Слова" явно иронично. Непомерное восхваление, когда надо хулить и есть ирония. Даже упоминание " за христьаны" в тексте может рассматриваться как намек на события в городе Глебове. где Игорь со своим полком вырезал все христианское население, т.е. здесь мы видим "побарание за христианы" навыворот.
Случайно или не случайно. но сам текст "Слова" как бы подтверждает ироничность сказаного.
петИславаигорюсвятославличь
буитУрувсеволодевладимируигоре
вичьзДравикнязиидружинапо
бараязАхристьянынапоганыяпол
кикнязеМъславаадружинеаминь
пети слава ИУДАМ
Случайно ли слово ИУДАМ оказывается в тексте "Слова". Думаю, нет. И это как нельзя лучше характеризует замысел автора "Слова", написавшего произведение осуждающее князей. Но, автора или несколько авторов учавствовало в написании "Слова". Сам намек на трех представителей фауны может говорить о том, что в написании "Слова" принимало участие по крайней мере три сочинителя, три монаха - "братие". Все говорит о том. что одним из сочинителей был Влур Лавор. Волк, бегающий по земле вокруг мысленного древа и Влур, бежащий волком из половецкого плена. Белка - мысь. явный намек на происхождение одного из авторов из псковско - смоленских земель, т.к. в псковских говорах мысь означает белку. Орел может символизировать место происхождения одного из авторов из Карпат, т.к. один из символов Карпатских гор есть орел.
В концовке "Слова" авторы оставили свои имена, скрыв их в самом тексте "Слова" не забыв упомянуть, что они из монашеского братства.
небесеигорькнязьВорускоиземлидевицыпоюто
надунаивьютсягоЛосичресоморядокиеваигорь
едетопоборИЧЕвУкосвятоибогородиципи
рогощеистрАНЫРадиградивеселипевше
песньстарыМОКНЯземоапотомомолоды
петиславаигОрюСвятославличь
буитурувсеволодЕвладимируигоре
Выделенные слова дают однозначные чтения: "МОНАЧИ ЧЫНСИ ЫНОКЫ ВЛУРКО МОКЫЕ ЯНКО". Их имена в тексте "Слова" тесно переплетены, а буква К является объединяющей их имена. Хотя и в жизни судьбы авторов "Слова" были тесно переплетены, т.к., очевидно они были насельниками одного и того же монастыря.
С именем Влура все понятно, т.к. хорошо известно. что он помог бежать Игорю из плена. Имя Янко может указывать на галицкое происхождение одного из авторов "Слова". Об этом может говорить упоминание города Плесенска. Да и некоторые слова из "Слова" имеют галицкое происхождение, такие как рци, хоробор. Именно они встречаются в ГВЛ. Относительно Мокыя можно отметить, что он мог быть выходцем из псковско - новгородских земель, а возможно и из Торопца, т.к. вполне возможно название этого города зашифровано в одном двустрочии "Слова".
тектомопутьк ОРЕЦЕ кажутьсоловиивеселы
мипеснемисве ТОПОВ едаютомолвито
ТОРОПЕЦОВЕ РЕЦЕ КАЖУТЬ ПОВЕДАЮТЬ
С учетом того, что лингвист С.Л.Николаев относит язык "Слова" к торопецко - селижаровским говорам, появление скрытого написания ТОРОПЕЦЕВО не так уж и случайно, как может показаться. А вместе с ним и другие затаенные чтения.