Утръже вазни с три кусы

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение краевед » 31 дек 2019, 00:31

Лемурий писал(а):Покаянной речи из (Ипат.1185) в СПИ нет и на неё Автор не ссылается, хотя именно из плена ему Господь путь указывает обратите внимание не к дому, а «Игореви князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую», принадлежащую по ряду 1180 Рюрику, в Киев «къ отню злату столу» - Святослав хоть Игорю и Всеволоду двоюродный брат, но в СПИ обоих называет сыновцами, т.е. им отца вместо.

В летописи Игорь бежит не в Киев, а через городок Донец в Новгород-Северский, к отню столу, но никак не золотому.
В летописи в покачанной речи Игорь упоминает убийство им христиан Глебова, в СПИ же Игоря кают (=клянут) купцы, за то что он Залозный, Соляной и Греческий пути половцам отдал и они свой «жиръ» (=пажить) потеряли. Начинается же его грехопадение в СПИ с затмения сердца похотью и жалостью (=завистливой ревностью) к славе других князей.

Контекст летописи и СПИ разный, СПИ написано после версий в Лавр. и Ипат., Автор с ними знаком, но их сюжет не повторяет, а создаёт свою песню по былинам сего времени, а не по замышлению автора старых словес трудных повестей временных лет.


Уважаемый Лемурий, это я ссылаюсь на летопись, а не автор "Слова". Автор как современник событий того времени мог знать о взятии Глебова и без летописных записей из рассказов очевидцев или от самого Игоря.
И контекст повествования "Слова" как видим, отличается от летописного. В летописном рассказе покаянная речь произносится Игорем в конце повествования, а в "Слове" может упоминаться в самом начале произведения.
Прямого указания на события в Глебове нет, поэтому это только мое предположение. Тем не менее само повествование включает в себя такие слова, как "истягну" и "поостри". В Словаре - Справочнике основное значение слов истягну - связаны со значением: казнь, мучение, пытка, брать, изымать, отнимать; поостри - возбудить, пробудить. вызвать желание. Весьма показательна в этом случае цитита: "положите пред очима своими страсти. иже есте подъяли от них и поострите душа на мьсти".
Эта цитата прекрасно соответствует исторической основе "Слова" и может характеризовать порядок развития основных событий 1184 - 1185 гг. - Игорь захватил (забрал) город Глебов жестоко расправившись с его жителями (мучения, пытки, казни), т.к. его обуяла ( возбудила, вызвала желание) жажда отмщения Владимиру Глебовичу.
Я считаю, что автор "Слова" начинает отсчет грехопадения Игоря с города Глебова. Поэтому и затмение не соответствует хронологии событий. Это символ отступничества от веры, когда гибнет христианское население даже не знающее за что именно. Есть такое расхожее выражение: паны дерутся, у народа чубы трещат.
Жестокий захват города Глебова значительно больший грех, нежели поражение на Каяле, т.к. это скорее следствие цепи событий для православного автора "Слова", приведшего Игоря в плен. но раскаявшегося и прощенного Богом.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение краевед » 31 дек 2019, 01:06

А разве события похода Игоря не отвечают этой характеристике. Игнорирование солнечного затмения, хотя его отговаривали бояре идти дальше. Не остановилоа его и речь сторожей, призывающих вернуться домой. т.к. не наше время. Упрямство, безрассудство, буесть, грехопадение привели Игоря в плен. Создается такое впечатление. что автор "Слова" прошел через все муки ада вместе с Игорем, попав вместе с ним в плен и, возможно, претерпел наказание от половцев, в отличие от Игоря, который был почетным пленником. В этом случае он имел право хулить Игоря за свои обиды.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Mitus » 31 дек 2019, 09:20

краевед писал(а): Се аз единою худою своею головою ходя, удержал всю галичскую землю.
- это обычное русское условное самоунижение, которое мне вот самому о себе допустимо а для Вас в отношении меня невозможно: "эх и дурак же Я был ....
краевед писал(а):Игнорирование солнечного затмения, хотя его отговаривали бояре идти дальше.
- солнечного затмения Игорь не видел - это МОГ написать только человек знавший что затмение вообще-то было, но ничего в этом не понимающий. Из СПИ где никаких-таких бояр нет идея про затмение перетащилась и в летопись. Но сказал же по мнению летописца Игорь про затмение что ДЕЛ БОЖИИХЪ НИКТО ЖЕ НЕ ВЕДАЕТ - и это именно так и есть ведь Игорь по мнению летописца был ХОРОШИЙ ХРИСТИАНИН! а не ЯЗЫЧНИК! Продолжим:
краевед писал(а):Не остановилоа его и речь сторожей, призывающих вернуться домой. т.к. не наше время.
- откуда Игорь мог вернуться домой перед боем в пятницу? Не задумывались? А зря. ТОЛЬКО с верховий Оскола! Но сторожеви говорили и о том что можно быстро пойти вперёд. Куда? Опять не задумывались? А ведь только к Дону и Воронежу к посёлкам своих союзников БЕРЕНДЕЕВ. Поэтому Игорь и пошёл вперед что такая возможность ещё была но пошел даже и НОЧЬЮ как и требовали сторожеви = БЫСТРО. ......
краевед писал(а):Создается такое впечатление. что автор "Слова" прошел через все муки ада вместе с Игорем
- если бы Автор СПИ был участником событий то НЕ ВРАЛ бы он про затмение солнца!
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение краевед » 31 дек 2019, 23:32

Слово откат подразумевает в своем значении некие %. Они остаются.
Вы пишете. что по мнению летописца Игорь был хороший христианин. Мнение автора "Слова" могло отличаться от мнения летописца. Сюжет "Слова" по А.Ужанкову показывает Игоря как вероотступника и я согласен с такой трактовкой, т.к. она представляется весьма убедительной.
Относительно пути Игоря и встречи со сторожами у меня иная версия. Игорь ходил в поход знакомым ему путем - переправа через Мерл - выход на Муравский шлях - Салница (совр. Перекопский ров у г.Валки). Именно там произошла встреча с Всеволодом и сторожами.
Автор "Слова" и не врал про солнечное затмение, а использовал сам факт его как символ для своего повествования о
князе Игоре, прошедшем путь от грехопадения до прощения его Богом.
Вполне возможно, что под словом поостри может скрываться смирение князя Игоря, постриженного в монахи, что хорошо известно. А если это так, то именно эти строки "Слова" могли быть написаны не ранее конца 12 в., но не позже 1202 г.

старогоВЛАдимирадонынешняго
ИГОРЯижЕИСТЯГнуумокрепостию
своеюПООСТРИсердцасвоего

ИГОРЯ ИЖЕ ВЛАСИЕ ПОСТРИГЯТСЕ

Это не 60 и не 61 имя автора, а второе духовное имя Влура - Лавора.

соколовонаСтадолебедеипущаше
носвоявещиАпростынаживая
струнывоскЛадашеонижесами
княземосЛАВУРокотахупоч

Древние не знали истинной природы солнечного затмения, считая его Божим предзнаменованием и напрямую связывали с промыслом Божьим. Поэтому и автор "Слова" связывает его с символом Божьей кары и Игорь взглянув на солнце видит не затмение, а нечто другое.

игорьвозренасветлоесолнцеи ВИде
отонеготьмоювсясвоявоя ПРИК РИТИ
иречеигорькодружинесво ЕибрАТие
идружинолуцежобыпотятубы Ти
нежеполоненубытиавсядемоб Ратие

ПЕТР ПРИКРИТИ ВРАТИИ

Здесь солнце выступает как символ рая, ворота в котором для Игоря прикрыты Святым Петром. Это еще один намек на то, что ворота в рай прикрыты для Игоря за прошлые грехи - убийство христианского населения города Глебова.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 01 янв 2020, 11:26

Вчера в далёком Марракеше, пока в СПА делали пилинг - «31 декабря мы с друзьями ходим в баню, традиция у нас такая»(с) - вспомнил слова Илариона Киевского:

    «И вси, ветъхая отложьше, обетъшавъшая завистию иудеискою, новая держать, по пророчьству Исаину: «Ветхая мимоидоша, и новая вамъ възвѣщаю; поите Богу пѣснь нову, и славимо есть имя его от конець земли, и съходящеи въ море, и плавающеи по нему, и острови вси»(СЗБ)

Это про то что оставьте «личное» в старом году, войдите в новый год зрелыми интеллигентными исследователями, комментарии которых приятно читать, давайте пищу уму, который по древнерусским представлениям находился в сердце.

Всех любителей СПИ и древнерусской литературы с Новым 2020 Годом!!!

P.S. Честно пытался перевести «сообщение» Mitus на литературный, ничего не осталось в итоге, пробуем заново.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 02 янв 2020, 23:56

краевед писал(а):1185 гг. - Игорь захватил (забрал) город Глебов жестоко расправившись с его жителями (мучения, пытки, казни), т.к. его обуяла ( возбудила, вызвала желание) жажда отмщения Владимиру Глебовичу.

Нет никакой связи, уважаемый краевед, между покаянной речью Игоря из Ипат. версии похода, последовательно оправдывающей, напомню, действия Ольговичей на обвинения Лавр. см. (НГ: летописные версии похода - не факт, что Глебов взят Игорем на щит в 1185, а не в ответ на нападения Владимира Переяславской в 1183) и контекстом СПИ. У Автора иное строение произведения:

1) Притча о блудном сыне;

2) Книга пророка Исаии - помимо 2-й лекции А.Н.Ужанкова по СПИ см НГ: Дочери Сиона из (Ис. 3:18-22)

Обе экзегезы объединяются в строку, имеющую 100% с авторским контекстом в отношении к Игорю:

    «...младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно...»(Лк.15:13)
=
«Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себѣ чти, а князю – славы. Съ заранія въ пяткъ потопташа поганыя плъкы половецкыя, и рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты
<...>
Ту нѣмци и венедици, ту греци и морава поютъ славу Святъславлю, кають князя Игоря, иже погрузи жиръ, во днѣ Каялы, рѣкы половецкія, рускаго злата насыпаша.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение краевед » 03 янв 2020, 01:36

Не факт, уважаемый Лемурий, что автор "Слова" начинает свое повествование именно с началом похода Игоря.
Возможно, он специально ставит солнечное затмение не в хронологическом порядке. Как известно, солнечное затмение застало Игоря на Донце, а не в Новгороде Северском или Путивле. Второе описание солнечного затмения более соответствует хронологии похода Игоря: "солнце ему тьмою путь заступаше". Значит описание первого затмения несет некий символический смысл, указывающий на какие то более ранние события, которые отразились в поэтическом символизме автора "Слова". Думаю, что отсчет стоит начинать от совместного похода Игоря и Владимира Глебовича 1183 г. В этом случае описание солнечного затмения как символа Божьего гнева прекрасно вписывается в контекст повести. Именно события похода 1183 г. повлекли за собой и разграбление Новгород-Северского княжества и ответную месть Игоря, жестоко расправившегося с жителями Глебова и отказ от общерусских походов на половцев. Речь идет о самостоятельном походе за Мерлу в 1184 г. И поход 1185 г. стоит в той же цепи. Как известно, Святослав Всеволодович планировал крупный поход летом 1185 г. на половцев. Основной его целью были вежи Кончака. Почему Игорь отправился в поход весной, не потому ли. чтоб сорвать основной поход русского войска? И на Кончака ли ходил Игорь? В какой то мере поход Игоря стал предательством общерусских интересов и мог расцениваться как Богоотступничество от православной веры, помагая яычнику Кончаку.
Возможно, слова: "ту Игорь князь выседе изъ седла злата а во седло кощиево" может являть собой не столько факт пленения, а скорее факт пособничества Кончаку, отказавшись от своих обязательств в защите Русской земли. Ведь еще в 1174 г. Игорь спасал переяславское княжество от Кончака, а через 10 лет ему за это "поблагодарил" Владимир Глебович. Разве не обидно было князю защитившему переяславские земли и отбившего переяславских пленных у Кончака с Боняком, видеть, вернувшись домой разрушенные свои ограбленные города и селения? Тем не менее автор "Слова" осуждает чрезмерно жестокую месть Игоря Переяславлю, выбрав для этого беззащитный город Глебов.
Поход мог быть осуществлен на поорельских половцев, возможно, с целью помочь Кончаку обрести влияние и на поднепровских половцев. Не зря ведь Б.А.Рыбаков обратил внимание на то, что Ярославна взывала к Днепру. Видимо, следы битвы следует искать среди рек, впадающих в Днепр.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 03 янв 2020, 10:18

Ярославна, уважаемый краевед, говорит о насадах Святоославовых, их укручивал на волнах Днепр до устья = до полков Кобяковых, т.е. когда Кобяк был ещё жив, а это ДО пешего похода 1184. Ближайшее время когда использовал насады Святослав это 1180 год, вот их то и укачивал на своих волнах Днепр, когда потерпевшие поражение от Мстиславичей Святослав с Игорем в союзе с «погаными толковинами» бежали от Киева, Кобяк с Кончаком на стороне Ольговичей были, почему и бежали до полков Кобяковых как самое дальнее место назначения.

Затмение солнца по СПИ произошло когда? В самом начале зачина Автора:

    «Почнемъ же, братіе, повѣсть сію отъ стараго Владимера до нынѣшняго Игоря, иже истягну умь крѣпостію своею и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половѣцькую за землю Руськую. Тогда Игорь възрѣ на свѣтлое солнце и видѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты.
    И рече Игорь къ дружинѣ своей: «Братіе и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти, а всядемъ, братіе, на свои бръзыя комони да позримъ синего Дону»
    Спала князю умь похоти, и жалость ему знаменіе заступи искусити Дону Великаго. «Хощу бо, – рече, – копіе приломити конець поля Половецкаго, съ вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону»
Когда Игорь увидел покрытых тьмой воинов? Когда у него самого сердце, где по древнерусским представлениям находился ум, похоть спалила и ревность к славе предков. Второго затмения в СПИ нет, поскольку, прав А.Н.Ужанков, весь путь воины в тьме идут и Игорь на свет выходит только в «русской земле», принадлежащей Рюрику, когда идёт к Пирогощей - церкви Мстиславичей. Про Глебов в СПИ ни строкой, ни намёком, Автора более духовные ценности интересуют, он же клирик.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Mitus » 03 янв 2020, 20:13

Лемурий писал(а): весь путь воины в тьме идут и Игорь на свет выходит только в «русской земле»
- чуть ранее они на светъ Божiй вышли: "съ ЗАРАNIA ВЪ ПЯТОКЪ".
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение краевед » 04 янв 2020, 00:48

Лемурий писал(а):Ярославна, уважаемый краевед, говорит о насадах Святоославовых, их укручивал на волнах Днепр до устья = до полков Кобяковых, т.е. когда Кобяк был ещё жив, а это ДО пешего похода 1184. Ближайшее время когда использовал насады Святослав это 1180 год, вот их то и укачивал на своих волнах Днепр, когда потерпевшие поражение от Мстиславичей Святослав с Игорем в союзе с «погаными толковинами» бежали от Киева, Кобяк с Кончаком на стороне Ольговичей были, почему и бежали до полков Кобяковых как самое дальнее место назначения.

Затмение солнца по СПИ произошло когда? В самом начале зачина Автора:

    «Почнемъ же, братіе, повѣсть сію отъ стараго Владимера до нынѣшняго Игоря, иже истягну умь крѣпостію своею и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половѣцькую за землю Руськую. Тогда Игорь възрѣ на свѣтлое солнце и видѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты.
    И рече Игорь къ дружинѣ своей: «Братіе и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти, а всядемъ, братіе, на свои бръзыя комони да позримъ синего Дону»
    Спала князю умь похоти, и жалость ему знаменіе заступи искусити Дону Великаго. «Хощу бо, – рече, – копіе приломити конець поля Половецкаго, съ вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону»
Когда Игорь увидел покрытых тьмой воинов? Когда у него самого сердце, где по древнерусским представлениям находился ум, похоть спалила и ревность к славе предков. Второго затмения в СПИ нет, поскольку, прав А.Н.Ужанков, весь путь воины в тьме идут и Игорь на свет выходит только в «русской земле», принадлежащей Рюрику, когда идёт к Пирогощей - церкви Мстиславичей. Про Глебов в СПИ ни строкой, ни намёком, Автора более духовные ценности интересуют, он же клирик.


Не совсем так, уважаемый Лемурий. Действительно, вначале обращения к Днепру Ярославна вспоминает про святославовы носады, которые Днепр "лелеял". т.е. бережно качал доставляя их "до полку Кобякова", что подразумевает события, произошедшие хронологически ранее похода Игоря. Я не совсем уверен. что русская река бережно качает носады Святославля в 1180 г., когда Кобяк с Кончаком были союзниками Святослава в борьбе за киевский стол. Получается, что Днепр в этом случае, если рассматривать эти строки в свете поэтической образности, становится на защиту Святослава. спасая его после поражения от Рюрика. Значит Днепр на стороне Святослава. В этом случае получается, что Рюрик затеял неправедную котору за киевское княжение.
Далее Ярославна вновь обращается к Днепру с просьбой вернуть мужа из плена: "возлелеи господине мою ладу ко мне а быхо не слала ко нему слезо на море рано". Здесь хронологически все верно; в начале поход Святослава, а затем поход Игоря. И Ярославна просит Днепр поступить так же как в свое время тот помог Святославу. В этом случае Днепр выступает как главенствующая река на притоках которого и произошли основные события похода Игоря. Вероятнее всего это реки Коломак или Орель.
Еще на заре изучения "Слова" были попытки доказать. что солнечное затмение, описанное автором в Зачине не отвечает хронологической последовательности событий и создается впечатление. что солнечное затмение Игорь наблюдал выходя в поход из Новгорода-Северского. Были даже попытки переставить местами отдельные фрагменты "Слова". мотивируя это тем. что случайно могли быть перепутаны листы. Но, солнечное ли затмение описывает автор "Слова": "Тогда игорь возре на СВЕТЛОЕ СОЛНЦЕ и виде ото него тьмою вся своя воя прикрыти".
Здесь нет солнечного затмения! Мы обычно подходим к толкованию этого фрагмента соотнося его с фактом солнечного затмения, которое произошло 1 мая 1185 г. и которое застало Игоря на пути к Осколу, переходящего реку Донец. И ремарка автора: "солнце ему тмою путь заступаше" хронологически совпадает с реальным ходом событий, т.к. упоминается Путивль как промежуточный пункт похода, а затем уже речь идет о курских землях и собственно о солнечном затмении. Вот здесь как раз и прав А.Ужанков, указывая, что солнце заступается за Игоря, закрывает ему путь в половецкое поле, предупреждая о несчастливом походе. Тогда почему же Игорь увидел тьму, взглянув на светлое и чистое солнце, которое сияло в небе. И здесь оказывается. что тьма поглотившая солнце видна только Игорю, только одному ему. И эта тьма наступила не в окружающем пространстве. а в душе Игоря. который уже тогда, еще перед походом начал раскаиваться в содеянном ним в городе Глебове. Разве не намеки на то. в тексте "Слова" слова "истягну" и "поостри", основные значения "истугнуть" согласно СССоПИ связаны с пытками и мучениями, а "поостри" с каким-то побудительным желанием.
Автор и намекает. что перед походом Игорь совершил какой - то проступок, в связи с которым солнце Божьей веры в душе и сердце Игоря покрылось тьмою. Что то побудило Игоря поступить не по христиански. Желание отомстить Владимиру Глебовичу за разорение новгород-северских земель и стало побудительной причиной жестокой расправы над жителями глебова - христианами. Как князь, Игорь имел право на отмщение, но как православный князь он нарушил Божьи заповеди, поставив во главу угла свои интересы выше Богоугодных дел. , Видимо прав был А.Ужанков, считая. что поход в пасхальные дни задуманный как завоевательный не будет угоден Богу и судьба похода была предрешена заранее. Тьма поглотила Игорев полк, а самому Игорю уготовано было пленение, чтоб он мог искупить свои грехи.
А разве концовка "Слова" не намек на события в городе Глебове? Поется не просто слава князьям, а изнаночная слава - славят тех. кто проиграл битву. Чем не насмешка? Чем не ирония? Иронически выглядит и побарание Игоря "за христьаны". Так и хочется вспомнить, как "поборал за христьаны" Игорь в Глебове.
А разве души невинно убиенных христиан в Глебове не представляют для клирика никакой духовной ценности? так сказать - на всё воля Божья? Как я считаю, автор не всегда был клириком. Многие приходили к Богу после мирской жизни, думаю. не исключение и автор "Слова", пришедший в духовный мир через покаяние.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение corvin » 04 янв 2020, 01:09

to Mitus
- солнечного затмения Игорь не видел - это МОГ написать только человек знавший что затмение вообще-то было, но ничего в этом не понимающий. Из СПИ где никаких-таких бояр нет идея про затмение перетащилась и в летопись.

Значит Летописи написаны позже СПИ?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 04 янв 2020, 03:31

Mitus писал(а): - чуть ранее они на светъ Божiй вышли: "съ ЗАРАNIA ВЪ ПЯТОКЪ".

Уверены?

    «В. П. Адрианова-Перетц (Фразеология и лексика „Сл. о п. Иг.“. — „Сл. о. п. Иг.“ и памятники Куликовского цикла. М. — Л., 1966, стр. 48): „Род. пад. от «зарание» показывает как будто наличие в языке существительного, между тем и в русском языке нового времени есть только наречие «заране», «заранее» в значении «за некоторое время до чего-либо, заблаговременно», т. е. в таком значении, которое явно не подходит к приведенному выражению «Слова». Здесь съ зарания обозначает — с самого раннего утра, поэтому во второй половине фразы ему соответствует до свѣта — до восхода солнца...»(СССПИ «Зараніе»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 04 янв 2020, 04:06

краевед писал(а):Я не совсем уверен. что русская река бережно качает носады Святославля в 1180 г., когда Кобяк с Кончаком были союзниками Святослава в борьбе за киевский стол. Получается, что Днепр в этом случае, если рассматривать эти строки в свете поэтической образности, становится на защиту Святослава. спасая его после поражения от Рюрика. Значит Днепр на стороне Святослава. В этом случае получается, что Рюрик затеял неправедную котору за киевское княжение.

Отнюдь, уважаемый краевед, Днепр аполитичен, ему без разницы чьи насады бережно укачивать, когда они пустые или с мертвым экипажем. До Киева в 1180 Святослав с половцами на своих насадах шёл по Днепру, а после сокрушительного разгрома, река качала неуправляемые суда.

краевед писал(а):Ярославна вновь обращается к Днепру с просьбой вернуть мужа из плена: "возлелеи господине мою ладу ко мне а быхо не слала ко нему слезо на море рано". Здесь хронологически все верно; в начале поход Святослава, а затем поход Игоря. И Ярославна просит Днепр поступить так же как в свое время тот помог Святославу.

Здесь очевидная ирония Автора, для летописной братии, которые в курсе были когда Днепр укачивал насады Святослава вместе с Игорем и Кончаком, замечу. Ты же пускал пустые суда до устья в 1180, что тебе стоит возвратить моего ладу назад. В любом случае не найдёте использование насадив Святослава позже, поход на Кобяка в 1183 был пешим, а позже самого Кобяка в живых не было.

краевед писал(а): тьма поглотившая солнце видна только Игорю, только одному ему. И эта тьма наступила не в окружающем пространстве. а в душе Игоря. который уже тогда, еще перед походом начал раскаиваться в содеянном ним в городе Глебове.

С первым согласен, тьмой покрытых воинов только Игорь видит, которому похоть и ревность ум в сердце спалили. А вот города Глебова в СПИ нет!!!

краевед писал(а):Разве не намеки на то. в тексте "Слова" слова "истягну" и "поостри", основные значения "истугнуть" согласно СССоПИ связаны с пытками и мучениями, а "поостри" с каким-то побудительным желанием.

См. НГ: Истягну умь крѣпостію, поостри сердца мужествомъ
Заостряют что? Затупившееся оружие, а тут даже не заострил, а так слегка поострил мужеством.
Растянул ум, ну это как панегирик совсем насмешка. Лук перед битвой натягивают, растянутый он в пассивном состоянии.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение краевед » 05 янв 2020, 01:05

Несколько не по теме, продолжу наш спор позже. Сейчас хочу обратить внимание на несколько другой вопрос.
Многие исследователи удивлялись, почему главный герой вдруг исчезает из текста "Слова" в момент кульминации битвы, а первенство отдается Всеволоду: "стоиши на борони...". Возможно я нашел ответ на этот вопрос, если согласиться с одним потаенным чтением "Слова", удвоив текст. как я предполагаю, свивание обоих пол не по Бояню замышлению, а по замышлению автора.

кричатьподъсаблямиполовецкымикРИЧАТИПОдъсаблямиполовецкими
аволодимиръподъранамитугаиаволОДИМЕРОПодъранамитугаи
тоскасынуглебовувеликиикняжетоскасынуглебовувеликиикняже

ВОЛОДИМИР ГЛЕБОВИЧ РОДИЧЬ МАТЕРИ ПОПО !!!

Не одно поколение исследователей задавалось вопросом почему автор "Слова" разговаривает с князьями на равных.
Значит, автор "Слова" мог иметь княжеское происхождение?
Эта потаенная запись выводит сразу на автора "Слова" и это может быть только Святослав Всеволодович, не Святослав Всеволодович Киевский. а сын Всеволода, младшего брата Игоря Святославича и его жены Ольги Глебовны!
Мы точно знаем, что он был князем Трубчевским после смерти отца в 1196 г., но т.к. он называет себя попом, то
речь может идти о том, что он постригся в монахи. Сведения о нем исчезают после 1132 г. Значит он мог или уйти в монастырь. В этом случае время написания "Слова" или какой - то его части следует относить после 1232 г.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Олег Генкин » 05 янв 2020, 06:42

corvin писал(а):to Mitus
- солнечного затмения Игорь не видел - это МОГ написать только человек знавший что затмение вообще-то было, но ничего в этом не понимающий. Из СПИ где никаких-таких бояр нет идея про затмение перетащилась и в летопись.

Значит Летописи написаны позже СПИ?


У совпадений должны быть рациональные объяснения. Представляется что-то вроде колеи: повторяющиеся похожие обстоятельства создают похожие последствия. Регулярно происходили усобицы князей, имена им давались по предкам, затмения солнца и луны редки, но регулярны и предсказуемы, и т.д.. При беглом взгляде на похожести вокруг СПИ может померещиться даже что-то мистическое. Нету.
Олег Генкин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 10:16

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 40