Страница 23 из 23

Re: Утръже вазни с три кусы

СообщениеДобавлено: 28 янв 2020, 00:36
Олег Генкин
Изображение

Олег Генкин писал(а): Cогласен c тем, что на данной миниатюре изображено избрание Клима Смолятича митрополитом. Слева - Зарубский монастырь. Символическая "глава" святого Климента в руке посланника. Черные головные уборы епископов. Святой Климент совершает символическое помазание. Пустая башня справа - вакантная должность патриарха в Византии. Что-то в этом роде, в смысле деталей.
Лемурий писал(а): Голова Св.Климента хранилась в Киеве, где и постановляли в митрополиты. Заруб же под Переяславлем, его на миниатюре нет. Чёрные головные уборы епископов, совершенно верно. Постричь в монахи Игоря Ольговича мог и один и уж никак не святой с нимбом, посему здесь изображён святой Климент в окружении епископов. Пустая башня справа не обязательно Константинополь, найдите аналог в других миниатюрах.


Знаковых трехэтажных строений ни в Киеве, ни в Царьграде вроде не отмечено. Потому, другая идея: справа - символическое изображение кафедры митрополита в Киеве, которая уже третий год пустует. Здесь внимание на форму двери & окон: второй этаж - прямоугольная (полный год), первый и третий - округлые сверху (неполный год).

Не уверен насчет обрядового термина "помазание", кажется "рукоположение".

Не вижу причины отказаться от идентификации башни слева как Зарубского монастыря. Врямя течет (пожалуйста, не забывайте!) слева-направо. Посланник обращается к верхнему окну, но речь идет о человеке в нижнем окне (выделено орнаментом над). Символика такая: обращается к начальнику, а Климент избран не по рангу (тут он снизу), а по способностям и по совпадению имени (Клим-Климент).

Непонятной мне остается форма крыш (ни малейшего сомнения, что она тоже "говорящая"). Начальная гипотеза: пирамида над башней справа означает, что она иерархически главенстует над "градом" представленным башней слева.

Re: Утръже вазни с три кусы

СообщениеДобавлено: 28 янв 2020, 09:16
Лемурий
Олег Генкин писал(а):Не вижу причины отказаться от идентификации башни слева как Зарубского монастыря...

Что делает персонаж слева? Выбирает голову для постановления в митрополиты и останавливается на главе свмч Климента, которая хранилась в Десятинной церкви Киева и привезена туда из Корсуни была Владимиром Святославичем:

    «Володимеръ же поимъ цесарицю, и Настаса, и попы корсуньскыя, мощи святаго Климента* и Фива, ученика его, и поима сьсуды церковныя, иконы на благословенье себе» (ПВЛ 988)
    —-
    * мощи святаго Климента... — Святой Климент умер в ссылке в Крыму, чем и объясняется нахождение его мощей в Херсонесе. Мощи были перенесены в киевскую Десятинную церковь; культ Климента получил распространение на Руси. См.: Бегунов Ю. К. Русское слово о чуде Климента Римского и Кирилло-Мефодиевская традиция // Slavia. Praha. 1974. Roč. 43, seš 1 S. 28—46.
    —-
    Повесть временных лет (пер. и комм. О.В.Творогова)

Re: Утръже вазни с три кусы

СообщениеДобавлено: 28 янв 2020, 18:56
Лемурий
Олег Генкин писал(а):Изображение
Мономах уходит из Чернигова "в короне". Поскольку не мученик и не в сговоре с поляками, остается предположить, что польский перерисовщик посмеялся над основоположником династии. Еще и конь похож на ослика и колпак над короной прорисован. Я это к тому, что в миниатюрах есть и такая примесь. Но все ж ценный источник. Если корона изначальная, то миниатюра может быть источником вдохновения для будущей сказки-легенды о "шапке Мономаха"... Художник "знал контекст" и умел читать иносказания летописи. Умеем ли мы?

Вот и сравните головные уборы:

Изображение
В лето 6660 (1152) Посла Изяслав сына своего Мстислава в Ляхи и во Угры ...

Изображение
1152: Совет венгерского короля Гезы II с Мстиславом Изяславичем Переяславским и его союзниками...