Растѣкашется мыслию по древу

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Mitus » 12 фев 2019, 14:34

Лемурий писал(а):Попросите краеведа рассказать как выглядит таль, ивняк и где его искать.
- вот, уже прошу и уже жду мнения Краеведа, но так на всякий случай пропишу, что в СПИ это отыскивается в словах "Игорь князь поскочи горностаемь к тростию".
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Zinchenko_tanya » 07 мар 2019, 15:25

Здравствуйте , Keil .
Дерево , древо – это понятие , простейшая логическая форма мысли, отражающая предметы и явления в их общих существенных признаках.
Признаком называют все то, в чем предметы могут быть сходны между собой. Содержанием же этого понятия будут общие признаки деревьев - иметь ствол, крону, корень. В объем мысленного понятия "древо" войдут:
все существующие на Земле деревья - , березы, сосны, дубы(Уже бо беды его пасет птиць по ДУБИЮ)
Мировое древо – мифологический архетип древа объединяющего три сферы мироздания : крона – мир небесный , ствол соотносится с миром земным , а корни - с подземным миром, с преисподней. Древо Жизни и Смерти присутствует практически во всех культурах и у всех народов .
Генеалогическое древо – схематичное преставление родственных связей. Древнее родословие состояло в перечислении отцов от предка до того лица, для которого и выводилось родословие «отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря». Но наиболее широкое распространение получило родословное древо . В основании его, около корня, помещалось имя родоначальника, место на стволе занимала главная линия рода«отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря», а на ветвях с древа пристраивались побочные ветви родственников .
«Б. М. Соколов в « Композиции лирической песни» (Статьи Б.М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора журнал «Художественный фольклор» М1926 , №1,стр.30-53)отмечает народный прием , который организует песенную лирику.
1)« Описание дерева и действующего лица.» В «Слове…» «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслiю по древу»,
2)«Мотив птица на дереве»
«Формула птица на дереве встречается во многих песнях ( соловей, орел, кукушка )»
В «Слове …»«шизым орлом под облакы» , «скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы, Уже бо беды его пасет птиць по дубию;
3) «И последний мотив «могилы под деревом» ,гибель.
«Взвивался орел высокохонько
Спущался орел низехонько
Ушибался орел о бел горюч камень» .
Композиционный прием ниспадения образов. ;
В «Слове…» «зби Див, кличет верху древа … уже връжеса Дивь на землю»
Примером формулы» Дерево с могилой под ним может служить песня(СоболевскийIII№156)
«Умирающий молодец велит схоронить себя в чистом поле под березою… в руках - крепкий лук , в ногах – каленую стрелу» Близок к этой формуле тип песен изображающих умирающего под деревом – раненого воина:
«Стояла тут дубравушка зеленая…
На войлочке лежит ли добрый молодец
Припекает свои ранушки боевые
Боевые ранушки кровавые»
В «Слове…»; «. Уже бо беды его пасет птиць по дубию… орли клектом на кости звери зовут» «храбрии русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую. Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось.» «Но уже, княже, Игорю утрпе солнцю свет, а древо не бологом листвие срони — по Роси и по Сули гради поделиша. А Игорева храбраго полку не кресити.»
Общие – понятия, в которых мыслится множество предметов «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мысию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы». Логически мыслимая среда реально не пространственная, но содержит в себе понятия действительного пространства : древо – центр Вселенной, орел – вверху, волк – внизу.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Mitus » 07 мар 2019, 21:53

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , Keil .
- Здравствуйте Sasha A. ..
Zinchenko_tanya писал(а): а древо не бологом листвие срони — по Роси и по Сули гради поделиша.
- почему когда древо листвiе срони, то по Роси и по Сули грады поделиша?
Zinchenko_tanya писал(а):2)«Мотив птица на дереве»
- а где прописано дерево для дятла ?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Zinchenko_tanya » 08 мар 2019, 10:15

Продолжу.«Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслiю по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы.» «скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы»
Древо – это понятие придумал человек и поэтому оно «мысленное» т. е. существует в нашем сознании, как продукт человеческого мозга ,при этом Боян предпочитает мыслить образными моделями, а не логическими умозаключениями .
«Растекашется» и «скача» «мыслiю по древу» или «по мыслену древу летая умом под облакы» - это способы передвижения в пространстве. Передвижение - способность перемещаться с одного места на другое, мысленно создавая планы перемещения в пространстве или во времени «Игорь мыслию поля мерит от великаго Дону до малаго Донца.» У животных в зависимости от среды обитания выработался определенный способ передвижения : хотьба , бег, прыжки ,летание ,ползание, лазание и т. д.
Полет – активное движение с помощью крыльев: «шизым орлом под облакы» и «полете соколом под мьглами… Коли Игорь соколом полете»- т.е. свободен , как птица в полете. «Растекашется» «тогда Влур волком потече» движение напоминающее хотьбу , или бег .Утек - убежал. Течет в «Слове..» река «рекы мутно текуть», также представляли и время , в течение времени. Значит , cобытия в "Слове..."развиваются последовательно , так как они протекают в физическом мире, как в походе Игоря . А «скача славию» - изложение событий и перемещение в пространстве, перескакивая от одного пункта к другому « Уже бо Сула не течет сребреными струями к граду Переяславлю, и Двина болотом течет» «На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу. Той клюками подпръся, оконися и скочи к граду Кыеву, и дотчеся стружием злата стола Киевскаго.(1068г.) Скочи от них лютым зверем в полночи из Белаграда,(1069г.) обесися сине мьгле; утръ же вознзи с три кусы, оттвори врата Новуграду разшибе славу Ярославу, скочи волком до Немиги с. Дуду(1067)»
Течение времени -- метафорическое свойство времени, не может существовать без нашего сознания ,мышления .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 09 мар 2019, 13:28

Доброе утро, Татьяна! С прошедшим днём 8 Марта!
Вы привели омонимы, которым присвоили одно единственное значение. Меж тем у слова «древо» в СПИ много значений:

1. Боянъ бо вѣщій, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу..., Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы обаполы сего времени = кондак.

2. Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ, Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, тьмутораканьскый блъванъ, Ничить трава жалощами, а древо с<я> тугою къ земли преклонилось = древо жизни, мировое древо;

3. А древо не бологомъ листвіе срони = генеалогическое древо (Ольговичей) в данном контексте;

4. Стлавшу ему зелѣну траву на своихъ сребреныхъ брезѣхъ, одѣвавшу его теплыми мъглами подъ сѣнію зелену древу, Уныша цвѣты жалобою, и древо с(я) тугою къ земли прѣклонило = дерево с зелёной листвой.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение corvin » 10 мар 2019, 00:49

Боян бы "плъкы ущекоталъ", распевая кондюки собственного сочинения?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 10 мар 2019, 06:20

corvin писал(а):Боян бы "плъкы ущекоталъ", распевая кондюки собственного сочинения?

Иларион (он же Боян по 28 марта ст.ст) - песнотворец (=гимнограф) старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича создавал кондаки в период Устава Великой Константинопольской Церкви, когда канон оформляли акростихом, свивая обапол (=краестрочия) тропарей, прославлявших текущие события. Использовали лады языческого периода, называемые ТРОПАМИ. После принятия схимы, с обязательной сменой имени и удалении в Печеру, которую сам же и ископал, Иларион под именем Никон Великий (версия Шахматова - Приселкова) занимается летописанием, редактируя в 1073 ДКС. «Вспоминает» речь первых усобиц, делая читателей «сухих» «погодных статей» самовидцами событий глазами первых лиц. Это и было «замышление Бояна». Автор даже называет Никона его же приёмом акростихом из припевок Бояна.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение corvin » 10 мар 2019, 15:31

Все это неверно: Иларион и Никон разные люди, обапол - предлог, его нельзя свивать, лады закончились в 18-ом веке и т.д. Но речь не об этом. Максимум абсурда наступает когда утверждается, что Боян бы "плъкы ущекоталъ" распевая религиозные гимны.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 10 мар 2019, 16:47

1. Иларион и Никон Великий две яркие биографии одного и того же исторического лица, связанного с Печерским монастырём. Иларион эту почерк ископал, Никон Великий появился там сразу после ухода Илариона. «Великий» принявший великую схиму, а следовательно сменивший своё имя:

:arrow: Успенский Б. А. , Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. — М. : Институт славяноведения РАН ; СПб. 2017 гл. IV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

2. Обаполъ отвечает на вопрос КАК? а в СПИ словоформа обаполЫ, отвечающая на вопрос ГДЕ?

    "В се же лѣто бысть знаменье: стояше солнце въ крузѣ, а посредѣ круга хрестъ, а посредѣ креста солнце, а внѣ круга обаполы 2 солнци, надъ солнцемь же кромѣ круга дуга, рогома на сѣверъ... "(ПВЛ 1104)
Изображение Изображение
Природное явление паргелий и миниатюра Радз. 1104 (л.152)

Вне круга ГДЕ? обаполы = по краям. А теперь возьмите славу в виде строки и сами скажите где у этой строки обаполы.

3. Максимум абсурда начинается когда не хотят видеть в Бояне гимнографа и летописца в одном лице: когда был Иларионом Киевским написал СЗБ с прямым обращением к «коганя хоти» Ерине (=Ингигерде), после СЗБ был гимнографияеский канон «Исповедание веры» того же автора, после, возвратясь в печеру, которую сам же и ископал, он занимается редакцией ДКС: вносит прямую речь участников первых усобиц, которой в ДКС 1039 года не было, по сути является основоположником школы русского летописания. Это по его «замышлению Бояню» летописцы будут «прислушиваться к речам битв»:

    «Яко же историци и ветия, рекше летописьци и песнотворци, прикланяють своя слухи к бывшая межю цесари рати и въпълчения, да украсять словесы и възвеличать мужьствовавъшая крепко по своемь цесари и не давъших в брани плещю врагом, и тех славяще похвалами венчають, колми паче нам лепо есть и хвалу к хвале приложити храбром и великым воеводам божиям»
    ---
    Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского//ТОДРЛ, т.15, М.-Л., 1958, С.344
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Zinchenko_tanya » 10 мар 2019, 21:32

«Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслiю по древу…»
Главная тема отражена в названии «древо», а мысль «мыслiю» то главное , что хотел сказать автор Боян , творивший песнь. На основе генеалогического древа построено предание. А от мифологического древа Жизни и Смерти – смысл жизни человека. В мире нет надежды все люди смертны, значит, у язычников смерть самое могущественное божество . У христиан за хорошее поведение на земле ждет награда – бессмертие души. «Тому вещей Боян и первое припевку, смысленый, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божиа не минути». И каков смысл жизни человека, если всё заранее предопределено Богом. «Игореви князю Бог путь кажет…»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 10 мар 2019, 22:24

Мысленное древо оно потому и мысленное, что существует исключительно в воображении. Например, гимнограф времён Устава ВКЦ, как раз старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича, должен постоянно представлять канон в виде «древа» из 9 песен, начинающихся с ирмосов, затем под их образец писались тропари, прославляющие текущие события. Для технического оформления канона он должен был свить краестрочия ирмосов, прославлявших ветхозаветное время или краестрочия тропарей - слав сего времени.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение corvin » 11 мар 2019, 01:56

Нет смысла бесконечно повторять аргументы по-поводу слав и проч. Сейчас речь не об этом. Я допускаю, что Автор вывел под именем Бояна кого-то из архиереев. Не утверждаю, но допускаю. Если это так, то он над ним потешается. Однако даже в таком случае нельзя представить чтобы было написано - Боян бы полки ущекотал распевая гимны.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 11 мар 2019, 08:49

corvin писал(а):Я допускаю, что Автор вывел под именем Бояна кого-то из архиереев. Не утверждаю, но допускаю. Если это так, то он над ним потешается. Однако даже в таком случае нельзя представить чтобы было написано - Боян бы полки ущекотал распевая гимны.

Любое обсуждение идёт по спирали - накопленная база + новое. Не потешается, а иронизирует как клирик времён Студийского Устава над клириком времён Устава ВКЦ, использующего в гимнографии языческие лады, именуемые ТРОПАМИ. Пишет Автор о Бояне уважительно, подтрунивая над инициативами «работника одиннадцатого часа».

Про творчество Бояна - гимнографа:

    О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы обаполы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы
Если бы ты гимнограф старого времени этот поход воспел, мысленно представляя древо канона, стремясь умом к горнему, свивая краестрочия тропарей, прославляющих текущие события, в акростих, используя языческие тропы, через поля строк снизу вверх - именно так как написан акростих из припевок Бояна.

Про творчество Бояна - летописца:

    Боянъ бо вѣщій, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы.
    Помняшеть бо речь първыхъ временъ усобіцѣ, тогда пущашеть соколовь на стадо лебедѣй, который дотечаше, та преди пѣсь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю.
    Боянъ же, братіе, не і̃ соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху.
Боян кому угодно мог песню сложить хоть князьям, хоть Богу как Давид песнотворец «Удари бо Давид в гусли, въскладываа пръсты своа на живыя струны, седя в преисподнем аде...» (Слово Адама (Р), 53 (XVI в. ~ XII в.). - цит. по СССПИ), летая умом, стремясь к горнему,

«Вспоминал» речь участников событий первых усобиц, потому и «вещий» знающий то, что другому не дано.

Безусловно здесь есть ирония, Боян, восхваляющий Бога, теми же приёмами хвалит князей, придумывая за ними диалоги, н-р речь Редеди о борьбе БЕЗ оружия.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение corvin » 11 мар 2019, 17:03

Боян смог бы воспеть поход, свивая краестрочия тропарей? Вот какой вопрос. Не говоря уже о том, что не краестрочия, а "славы вокруг сего времени".
Что противостоит языческим ладам? Темперированный строй?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение corvin » 11 мар 2019, 21:34

Боян кому угодно мог песню сложить хоть князьям, хоть Богу как Давид песнотворец «Удари бо Давид в гусли, въскладываа пръсты своа на живыя струны, седя в преисподнем аде...»

Совершенно верно, именно сравнение (якобы) монаха схимника с царем Давидом является для первого оскорбительным.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Лемурий и гости: 33

cron