Mitus писал(а):краевед писал(а):не ваю ли злачеными шело
МЫ ПО КРОВИ ПЛАВАША?
- это древнерусский поэтический штамп, который сегодня звучит так: "через кровь битв прошли". Никакими резаными монахами Ростиславичи не запятнались. Храм в Смоленске построенный Давыдом даже привлекается в отношении разгадки шерешир.
Уважаемый Mitus, я предполагаю, что "Слово" могло дописываться и позже событий, произошедших весной 1185 г. Одно из таких событий произошло в 1203 г., когда Рюрик с потомками Давыда, Ольговичами (уже без Игоря) со всей половецкой землею захватили Киев. Возможно, именно это событие и легло в основу фразы "Слова": "не ваю ли злачеными шеломы по крови плаваша", а в затаенном чтении - "храмы по крови плаваша". Вот как повествует об этом Лаврентьевская летопись 1203г.: "Взятъ быс Кыев Рюрикомъ и олговичи и всею Половецьскою землею и створися велико зло в Русстеи земли якого же зла не было от крещенья надъ Кыевомъ. Напасти были и взятья не яко же ныне зло сстаса не токмо одино Подолье взяша и пожгоша ино Гору взяша и митрополью святую Софью разграбиша и Десятинную святую Богородицу разграбиша и манастыри все... пролияша кровь ихъ аки воду то всестаса над Кыевом за грехи наша черньци и черныци старые иссекоша и попы старые и слепыя и хромыя и слоукыя и трудоватыя та вся иссекоша... Тое же зимы знаменья быс многи... и быс черно по земли же и по хоромом снег мнети все человекомъ зряче аки кровь прольяна на снегу...". ПСРЛ. Т.1. Лавр.лет,АН СССР, 1926 - 1928, С.228-229
Уж очень близко описание взятия Киева Рюриком с возможным затаенным чтением "Слова" - "храмы по крови плаваша". Сами храмы захватчики "разграбиша", а их служителей "иссекоша", "пролияша кровь ихъ аки воду", а на снегу в эту же зиму "знамение быс... аки кровь прольяна на снегу". Не шлемы по крови плавали позолоченные, а кровь достигала куполов церквей. Конечно, это гипербола, преувеличение, но этот литературный прием только усиливает эмоциональную составляющую этих строк.
Хочу обратить внимание на одно из высказываний Д.С.Лихачева: "В древней Руси исторические сочинения писались обычно вскоре же по совершении событий их очевидцами или современниками. В дальнейшем эти сочинения могли переделываться: дополняться, сливаться с другими сочинениями, обрабатываться стилистически и идеологически. "Слово о полку Игореве" не составляет исключения в этом отношении". Д.С.Лихачев. "Слово о полку Игореве". Героический пролог русской литературы, Издательство Художественной литературы, 1961 г., С.105. Видимо, у Лихачева были основания предполагать, что текст "Слова" мог дополняться в процессе определенных событий, произошедших в Руси. К тому же , Лихачев упоминает в этой работе также о том, что в древней Руси имели хождения произведения о княжеских преступлениях, одно из которых, взятие Рюриком Киева со своими пособниками и могло отразиться в "Слове" в качестве более поздней вставки.