Судьба "Хронографа в десть"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение Лемурий » 30 сен 2012, 14:14

Открытием этой темы послужила версия Б.И. Яценко о якобы "установленном факте" использования "Слова о полку Игореве" при составлении митрополитом Димитрием Ростовским (Туптало) книги "Руно орошенное".

    "...Спасо-Ярославский сборник имел особую ценность, так как был составлен митрополитом Димитрием Ростовским (Туптало) в 1708-1709 годах. Его основой являлась копия Хронографа Распространенной редакции 1617 года из Московского Печатного двора (возможно, под N 323), а рукопись "Слова" вместе с другими памятниками (летописью и светскими повестями) была вывезена Димитрием из Украины. Мной установлено, что он использовал "Слово" в своей книге "Руно орошенное" с 80-х годов XVII века. Перед отъездом в Россию (1701 год) Д. Туптало был настоятелем Спасо- Преображенского монастыря в Новгороде-Северском и подарил сборник тоже Спасо-Преображенскому монастырю в Ярославле..."
    --------
    Яценко Б.И. "Из истории открытия "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"

Попробуем разобраться. Вот скан исходящих статей:

Яценко Б. И. Димитрий Ростовский и "Слово о полку Игореве" // Русская литература. 1996. N 4. С. 117-122.

Яценко Б. И. Из истории открытия "Слова о полку Игореве"// Русская литература. 2000. N 4. С. 59-73. ( Эл. версия )
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение Лемурий » 30 сен 2012, 14:22

Для начала, тем кто не знаком с судьбой "Хронографа в десть" из книгохранилища ярославского Спасо-Преображенского монастыря, содержащего помимо прочих литературных памятников "Слово о полку Игореве" и упоминающегося в описях монастыря начиная с 1709 (!) года, настоятельно рекомендую ознакомиться вот с этим изданием:

Изображение

Галина Николаевна Моисеева "Спасо-Ярославский хронограф и "Слово о полку Игореве", Л., "Наука", 1977
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

10-ти струнные гусли-псалтырь и "живые струны"

Сообщение Лемурий » 30 сен 2012, 14:51

sasha a писал(а):Прочла "Руно орошенное" Димитрия Ростовского и...
Да вот же оно - "Слово о полку", вот он - сон Святослава и "жемчужная душа" князя Изяслава!

Чудо 21 РОСА БЛАГОУТРОБИЯ

"... когда в сонном видении видит кто жемчуг, это плач знаменует. С тем согласен, как видится, и святой Златоустый: «Очи Давидовы дождем слезным украшены были, как Маргаритами», то есть перлами.
Подивился я: если жемчужины — это образ слез и знак плача, то почему врата жемчужные там, где уже ничего слезного не видится, ничего плачевного не слышится, но все неизреченной радости исполнено? Рассмотрев же, познал: чтобы хотящие в райскую радость войти не иными старались входить в нее вратами, а только слезами. Видишь в раю врата из жемчуга? Жемчуг же слезу изображает. Потому знай, что слезою входить тебе в рай подобает, и нет иного входа, кроме жемчуга слезного."

Кстати, там же про десятиструнную псалтырь:

Чудо 10. РОСА ПРОГНАНИЯ ЛУКАВЫХ ДУХОВ

"Под десятострунной псалтирью учителя понимают десять Божиих заповедей. Когда кто-либо во все эти струны воспоет, то есть когда исполнит все заповеди, то его исповедание — благо".

http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=runo

хм... если Руно Орошенное создано в 1680-х, то Слово было известно ДО приобретения Мусиным-Пушкиным Хронографа Иоиля. А это значит...

Хорошие находки, но по ОДНОМУ совпадающему слову. С таким подходом можно и более смелые версии выдвигать:

    "А не замахнуться ли нам, на Вильяма нашего Шекспира? А что? И замахнемся!" (с).
Если мы имеем дело с тестом клирика, то перифразы из церковной литературы обязательно будут присутствовать. С теми же "живыми струнами" и "десятиструнными гуслями-псалтырь".

25 августа 2012 года посчастливилось не только побывать в ярославском Спасо-Преображенском монастыре и посетить экспозицию «Слово о полку Игореве», но и поприсутствовать на презентации новгородского Центра Культуры В.И. Поветкина «Музыкальные древности».

Изображение

После лекции подошел к Антону Николаевичу Каменскому ( сотруднику Центра культуры В.И. Поветкина «Музыкальные древности») и он подтвердил мои предположения, что если следовать образному представлению об игре Бояна по контесту СПИ, то Боян должен был играть на многострунных гуслях-псалтырь, поскольку на обычных 6-9 струнных гуслях пальцы одной из рук зажимают струны на деке и лишь пальцами одной кисти играют перебором - "пускают" не 10, а 5 "соколов" на "струны-лебеди"

"...Боян играл именно на многострунном инструменте, очевидно из слов поэта: 10 пальцев Бояна уподоблены им десяти соколам, пущенным на целую стаю лебедей. Видимо, число струн было значительно больше десяти, если автор, такой точный и конкретный во всех деталях, допустил подобное сравнение..."
---------
Кулаковский Л.В. Песнь о полку Игореве (Опыт воссоздания модели древнего мелоса), М., 1977, с.32-33

В СПИ же в игре Бояна участвуют все 10 пальцев. Иными словами речь идет о 10-ти и более струнном инструменте, каковым могли быть только гусли-ПСАЛТЫРЬ, на которых играли перебором всеми 10 пальцами.

см. статью В.И. Поветкина "Загадка гуслей-псалтыря"

см заглавную букву "Д" Изображение с Давидом-Псалмотворцем, играющем перебором всеми 10-ю соколами-перстами на 10-струнных гуслях-псалтырь.

А раз так, то Боян был КЛИРИКОМ. Это подтверждает и термин "живые струны":

" Хвалите Его[Господа] на струнах и органе: органом называет Он наше тело, а струны суть телесные нервы, собой посредствующие гармоническое его настроение; будучи трогаемо Духом Святым, наше тело издает звуки человеческого голоса. Хвалите Его на звучных кимвалах: кимвал - это язык во рту, ударяющий в уста. Потому сей Дух Святой взывает к человечеству: Все дышащее да хвалит Господа (Пс. 130:3-6)...

Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири. Пойте Ему новую песнь (Пс. 32:1-2). Но под десятиструнной псалтирью разумеет он не Логоса ли, не Иисуса ли ? Он, ведь, символически обозначается через десятиричное число..."
-------------
Климент Александрийский. ПЕДАГОГ кн.2, гл.4


Изображение
Серегина Н.С. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» и русская певческая гимнография XII века. М.: Памятники исторической мысли, 2011, С.210

Не говоря уже о ДОСЛОВНОМ словосочетании:

"Текст редакции Б [Списки пространной редакции "Слова о Лазаревом воскресении"] — единый по художественной структуре. Он начинается песней славы Христу, которую произносит царь Давид, перебирая струны гуслей: «Давыд в преисподнем аде седя, накладая очитыя персты на живыя струны, и воспоим песни тихи и веселыя, друзи мои, днесь положим плач и скорбь...»
-------
Рождественская М.В. "Слово о Лазаревом воскресении". (Характеристика редакций). -ТОДРЛ, т. 24. Л., 1969, С. 67
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение sasha a » 01 окт 2012, 16:13

Прочла обе статьи Яценко.
Если вторая статья "Из истории открытия..." содержит интересные мысли, то в первой - "Димитрий Ростовский и Слово..." - ничего не поняла.
Как он ДОКАЗАЛ, что Слово было привезено Димитрием из Украины, теряюсь в догадках...
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение sasha a » 01 окт 2012, 16:30

Лемурий писал(а):
sasha a писал(а):Прочла "Руно орошенное" Димитрия Ростовского и...
Да вот же оно - "Слово о полку", вот он - сон Святослава и "жемчужная душа" князя Изяслава!

Чудо 21 РОСА БЛАГОУТРОБИЯ

"... когда в сонном видении видит кто жемчуг, это плач знаменует. С тем согласен, как видится, и святой Златоустый: «Очи Давидовы дождем слезным украшены были, как Маргаритами», то есть перлами.
Подивился я: если жемчужины — это образ слез и знак плача, то почему врата жемчужные там, где уже ничего слезного не видится, ничего плачевного не слышится, но все неизреченной радости исполнено? Рассмотрев же, познал: чтобы хотящие в райскую радость войти не иными старались входить в нее вратами, а только слезами. Видишь в раю врата из жемчуга? Жемчуг же слезу изображает. Потому знай, что слезою входить тебе в рай подобает, и нет иного входа, кроме жемчуга слезного."

Кстати, там же про десятиструнную псалтырь:

Чудо 10. РОСА ПРОГНАНИЯ ЛУКАВЫХ ДУХОВ

"Под десятострунной псалтирью учителя понимают десять Божиих заповедей. Когда кто-либо во все эти струны воспоет, то есть когда исполнит все заповеди, то его исповедание — благо".

http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=runo

хм... если Руно Орошенное создано в 1680-х, то Слово было известно ДО приобретения Мусиным-Пушкиным Хронографа Иоиля. А это значит...

Хорошие находки, но по ОДНОМУ совпадающему слову. С таким подходом можно и более смелые версии выдвигать:

    "А не замахнуться ли нам, на Вильяма нашего Шекспира? А что? И замахнемся!" (с). :D
Если мы имеем дело с тестом клирика, то перифразы из церковной литературы обязательно будут присутствовать. С теми же "живыми струнами" и "десятиструнными гуслями-псалтырь".


Дорогой Лемурий, вот тут позвольте не согласиться с Вами.

Находки - не по одному слову, а по КОНТЕКСТУ ОБРАЗОВ (1)жемчуг-слеза-душа-врата Рая, (2) гусли-Десять заповедей. И в СПИ, и в Росе Орошенной эти образы совпадают. А это - уже нельзя считать случайным совпадением.

1) Изяслав «изрони жемчюжну душу изъ храбра тѣла чресъ злато ожереліе». Чистая/прозрачная как слеза душа Изяслава отлетела к Богу.

2) Еще раз процитирую Димитрия Ростовского: "Под десятострунной псалтирью учителя понимают десять Божиих заповедей. Когда кто-либо во все эти струны воспоет, то есть когда исполнит все заповеди, то его исповедание — благо".

Десять Божиих заповедей обязательны для исполнения не только для клириков, но и для мирян. Поэтому Бояну совершенно не обязательно быть лицом духовного звания, чтобы выполнять заповеди или "воспевать живые струны". У Шахматова, как Вы правильно выделили цветом, высказывается только ДОПУЩЕНИЕ, но никак не уверенность. Причем Шахматов в этом пункте, явно, рассорился с логикой: при допущении А, вытекает Б; из допущения Б, вытекает А (классное доказательство! :D ):
При допущении, что запись составле­на в Печерском монастыре, выясняется, что этим свидетелем не мог быть кто иной, кроме Никона; при допущении, что этим свидетелем был Никон, выясняется, что запись могла быть составлена именно в Печерском мона­стыре.

Я все же склоняюсь к мысли, что Боян - это "Боян-Вениамин, сын царя Симеона.... По словам кремонского епископа Лиутпранда, посетившего Константинополь в 949-950 гг., Боян-Вениамин получил блестящее образование в византийской столице, прославившись как поэт, музыкант и — волшебник, который по своей воле мог превращаться в волка или орла22. Подобная характеристика, приуроченная к имени "Боян", поразительным образом совпадает с тем, что двести с лишним лет спустя писал автор «Слова о полку Игореве» о своем предшественнике, который чаровал слушателей игрой на гуслях и «растекался... серым волком по земле и сизым орлом под облаками».

http://library.narod.ru/saga/osnova301.htm
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение Лемурий » 01 окт 2012, 23:31

sasha a писал(а):Прочла обе статьи Яценко.
Если вторая статья "Из истории открытия..." содержит интересные мысли, то в первой - "Димитрий Ростовский и Слово..." - ничего не поняла.
Как он ДОКАЗАЛ, что Слово было привезено Димитрием из Украины, теряюсь в догадках.... :shock: :(

Вот и у меня, дорогая sasha a, точно такое же ощущение... Вторая статья базируется на первой, но первая - "конфуз" какой-то, но никак не исследование.

Все "догадки" сводятся к следующим аргументам:

1.Печатник первого издания СПИ Семен Селивановский видел "в рукописи песнь Игореву. Она написана ... в книге ... и письмом, не так древним, похожим на почерк Димитрия Ростовского" [ Полевой Н. Любопытные замечания к "Слову о полку Игореве"// Сын Отечества, 1839, Т.8, Отд. 6, С.17]

2. Дмитрий Ростовский в "Келейном летописце" ссылается на "хронограф Спаский Ярославский" [ ОР ЦНБ НАН Украины. I. 1762, Л.39, об. 40.]

Далее (Яценко 1996: 117) пишет: "Действительно, в описи монастыря составленной в мае 1701 года, названа без указания порядкового номера "Книга Хронограф письменная в десть" [Моисеева Г.Н. Спасо-Ярославский хронограф и "Слово о полку Игореве", Л., 2-е изд. 1984, С. 70]

Справка:
Об описи 1701 года (тем паче месяце мае) в работе Галины Николаевны НЕТ НИ СЛОВА. На стр. 51 (скан выше) перечислены года описей:
1) 1691; 2) 1709; 3) 1724; 4) 1776; 5) 1787; 6) 1788. "Хронограф в десть" появляется с описи 1709 года. Первая опись 1691 года неполная.
Опись 1709 года была проведена 1 июля (фотокопия страницы описи в конце этого достойнейшего исследования):

    На л. 2 внизу запись: «709 июля в 1 день Спасов а монастыря, что в Ярославле по заручен­ном в соборе того монастыря и по осмотру новый ризничий иеро­монах Феодосий принимал у , старого ризничего Тарасия» (Моисеева 1977:51)

3. Далее пишет о том, что ярославский "Хронограф в десть", содержащий СПИ, по определению О.В. Творогова был Хронограф Распространенной редакции 1617 года.[Творогов О.В. К вопросу о датировке Мусин-Пушкинского сборника со "Словом о полку Игореве"// ТОДРЛ 1976, Т.31, С.162-163]
Далее Б.И. Яценко пишет :
    "Хронограф же, использованный Дмитрием Ростовским, как определил В.В. Калугин, был иного типа и представлял собой Летописец Еллинский и Римский. По мнению исследователя, этот хронограф был отмечен и "в описи имущества Спасо-Ярославского монастыря, составленный еще при жизни Дмитрия Ростовского 1 июля 1709 г. под названием "Книга Гранограф писменная в десть переплете", а хронограф со "Словом" попал в монастырь после 1709 года." [Калугин В.В. Об одном источнике "Келейного летописца" Дмитрия Ростовского// Археологический ежегодник за 1982 г., М., 1983, С.110]
    Таким образом замена хронографа несомненно произошла..."(Яценко 1996: 117-118)

Справка:
Если всё таки прочитать статью Олега Викторовича, то автор находит черты Хронографа Распространенной редакции 1617 года именно в Мусин-Пушкинском сборнике.

    "Мусин-Пушкинский сборник представлял собой конволют: к Хронографу Распространенной редакции 1617 г. была приплетена другая рукописная книга, содержавшая летопись и сопровождавшие ее повести, в числе которых находилось и «Слово о полку Игореве».(Творогов 1976:1963)

Если Дмитрий Ростовский использовал другой Хронограф, что очевидно, то и "подмены" никакой нет. Речь идет совершенно о РАЗНЫХ Хронографах.

Что касается найденных Б.И. Яценко "совпадениях" с "Руно орошенное" Д Туптало (Ростовского), то Вы, sasha_а, нашли куда более близкие схожие места. Хотя из иных церковных книг, как показывал выше, Вы нашли бы не просто отдельные слова, но и полные словосочетания.

Итак, "совпадения" РО со СПИ по мнению Б.И.Яценко:

1. Затмение. В РО "мгла покрих землю". В СПИ " Игорь възрѣ на свѣтлое солнце и видѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты"

2. Ум. В РО: "Ум и разум в человеце есть едина светлая свеща..."

3. Похоть - в РО "пойдет по своим похотем дея неподобная"

4. Буйство - в РО "А буйство кое большее якоже грех"

Итого: 4 слова, даже не словосочетания, ВЕСЬ итог сличительной "работы"...

По моему, с этой "версией" всё ясно. Если есть её "защитники" самое время выслушать...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение Лемурий » 02 окт 2012, 00:10

sasha a писал(а):Находки - не по одному слову, а по КОНТЕКСТУ ОБРАЗОВ (1)жемчуг-слеза-душа-врата Рая, (2) гусли-Десять заповедей. И в СПИ, и в Росе Орошенной эти образы совпадают. А это - уже нельзя считать случайным совпадением.

Вы считаете, что притчу о "бесценном бисере" и душе, попадающей на "лоно Авраамово" Дмитрий Ростовский мог почерпнуть токмо в СПИ ???

Что же касается "десятиструнные гусли = 10 заповедей", то это ни в СПИ нет, да и не совсем так:

Царь-пророк Давид воспевал свои псалмы, играя на псалтири. Это такой музыкальный инструмент, который имел десять струн. Вот это -исторический смысл.

Духовное же, таинственное значение сих слов таково: десятиструнная псалтирь - это человек с его пятью внешними и пятью внутренними душевными чувствами, на которых как бы на десяти струнах и должен человек петь Господу, т. е. жительство свое проводить согласно с заповедями Божиими, чтобы все поведение, вся жизнь была как бы постоянным пением Божественным. "Пою Богу моему дондеже есмь" (Пс. 103, 33).
----------
Иеромонах Никон (Беляев) "Во Псалтири десятоструннем пою Тебе"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение Лемурий » 02 окт 2012, 00:45

sasha a писал(а):Я все же склоняюсь к мысли, что Боян - это "Боян-Вениамин, сын царя Симеона.... По словам кремонского епископа Лиутпранда, посетившего Константинополь в 949-950 гг., Боян-Вениамин получил блестящее образование в византийской столице, прославившись как поэт, музыкант и — волшебник, который по своей воле мог превращаться в волка или орла22. Подобная характеристика, приуроченная к имени "Боян", поразительным образом совпадает с тем, что двести с лишним лет спустя писал автор «Слова о полку Игореве» о своем предшественнике, который чаровал слушателей игрой на гуслях и «растекался... серым волком по земле и сизым орлом под облаками».

http://library.narod.ru/saga/osnova301.htm

Читал [ Никитин А.Л. О купчей на «землю Бояню»// Герменевтика древнерусской литературы ХI-ХIV вв. Сб. 5. М., 1992, с. 350-369 ] года 3 назад.
Вы считаете, что продавать "болгарскую землю" или платить церковную десятину с "иностранной недвижимости" следовало в Софии Киевской ???

Давайте так, сперва прочитайте первоисточник (запись о "Бояновой земле" под № 25), потом обсудим детали:

Изображение

Сергей Александрович Высоцкий. Древнерусские надписи Софии Киевской XI—XIV вв., Вып. I, Киев, 1966
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение sasha a » 02 окт 2012, 19:59

Лемурий писал(а):Читал [ Никитин А.Л. О купчей на «землю Бояню»// Герменевтика древнерусской литературы ХI-ХIV вв. Сб. 5. М., 1992, с. 350-369 ] года 3 назад.
Вы считаете, что продавать "болгарскую землю" или платить церковную десятину с "иностранной недвижимости" следовало в Софии Киевской ???


Не поняла, почему "продавать "болгарскую землю""?
Насколько мне известно, князь или дружинник, выезжавший на службу к великому князю, считался подданным великого князя. В.князь одаривал его землей или другим образом. Он имел все юридические права: мог совершать сделки купли-продажи, оставлять недвижимость по наследству и т.д. В 15-16 вв. выехавшие в Московское царство иностранцы имели право держать какой-либо откуп (к примеру, питейный) и платить налоги в государеву казну.

Боянья земля - недвижимость, которая принадлежала выехавшему на Русь византийскому Бояну-Вениамину. Возможно, подаренная ему киевским князем.
То, что сделка совершалась перед Софией киевской, тоже вполне понятно. Никитин высказал уже эту мысль, и я с ним согласна: продажа бояньей земли была связана с какими-то политическими делами (возвращение его в Византию?). Советую перечитать статью еще раз. Многое увидится в другом свете (в частности про так называемую Вами "десятину").

http://library.narod.ru/saga/osnova301.htm
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение sasha a » 02 окт 2012, 20:12

Лемурий писал(а):
sasha a писал(а):Находки - не по одному слову, а по КОНТЕКСТУ ОБРАЗОВ (1)жемчуг-слеза-душа-врата Рая, (2) гусли-Десять заповедей. И в СПИ, и в Росе Орошенной эти образы совпадают. А это - уже нельзя считать случайным совпадением.

Вы считаете, что притчу о "бесценном бисере" и душе, попадающей на "лоно Авраамово" Дмитрий Ростовский мог почерпнуть токмо в СПИ ???



Нет, я думаю, что Димитрий, получивший классическое богословское образование, был прекрасно знаком с притчами и комментариями. Он и ссылается на Златоуста. Однако в Росе Орошенной он говорит по этому поводу... процитирую, выделив главное:
Чудо 21 РОСА БЛАГОУТРОБИЯ

"... когда в сонном видении видит кто жемчуг, это плач знаменует. С тем согласен, как видится, и святой Златоустый: «Очи Давидовы дождем слезным украшены были, как Маргаритами», то есть перлами.
Подивился я: если жемчужины — это образ слез и знак плача, то почему врата жемчужные там, где уже ничего слезного не видится, ничего плачевного не слышится, но все неизреченной радости исполнено? Рассмотрев же, познал: чтобы хотящие в райскую радость войти не иными старались входить в нее вратами, а только слезами. Видишь в раю врата из жемчуга? Жемчуг же слезу изображает. Потому знай, что слезою входить тебе в рай подобает, и нет иного входа, кроме жемчуга слезного."


Удивление Димитрия Ростовского связаны с какой-то новой интерпретацией этого хорошо ему известного образа. Поскольку в богословской литературе по этому поводу не было высказано принципиально новой точки зрения, то я отношу фразу к знакомству Димитрия с литературой гражданского содержания. Вполне вероятно, катализатором для его раздумий стала СПИ. Как человек с поэтическим даром Димитрий не мог не обратить внимания на красоту и лаконичность этого образа и его контекста.

То же самое - с десятиструнной псалтырью.
Дорогой Лемурий, вслед за Татьяной Зинченко, пытаюсь убедить Вас, что к Слову нельзя подходить с точки зрения статистики, исчисляя количество употребленных слов. Попробуйте анализировать его не с математической точки зрения, а с поэтической.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение Лемурий » 02 окт 2012, 20:57

sasha a писал(а):Не поняла, почему "продавать "болгарскую землю""?

А.Л. Никитин предлагает в продавцы "княжну Бояню", а Бояна считает болгарским князем. Хотя сам же эту версию Николы Балабанова на всякий случай опровергает:
Касаясь другой исторической загадки — появления в 70-х годах XI века в Киеве знаменитого «Изборника Святослава 1073 года» и некоторых других известных нам книг, являющихся копиями с подлинников, созданных некогда в Преславе или Плиске для личной библиотеки царя Симеона, — Балабанов предположил, что оригиналы могли быть принесены на Русь или воинами Святослава Игоревича, или же сыном царя Симеона, Бояном-Вениамином, который стал «придворным поэтом Святослава» [Балабанов Н. Стари украино-български литературни отношения. // Украино-български преглед, ч.1, брой 5 и 6, 1919-1920. ]. В последнем Балабанов, скорее всего, ошибался, поскольку массовые переселения болгарской знати и духовенства в Киевскую Русь, в том числе и потомков царя Симеона, должны были принять массовый характер лишь после смерти Святослава, когда Византия оккупировала большую часть территории Болгарии, лишив автономии ее Церковь, запрещая богослужения на славянском языке и уничтожая книги кириллической письменности.

Боян СПИ "пел" Ярославу Мудрому, "пел" о Тмутороканских князьях. Боян Балабанова - сын болгарского царя, но при этом придворный поэт Святослава, что уже весьма и весьма сомнительно. Чтобы сын царя был поэтом и после него не сохранилось ни одной строчки - Вы в это верите?

Сильная сторона версии тоже имеется: «Изборник Святослава 1073 года» копия с подлинников, созданных некогда в Преславе или Плиске для личной библиотеки царя Симеона - отца Бояна-Вениамина, но нет никаких сведений о пребывании последнего на Руси.

Хорошо, предположим, Вы правы и Боян из купчей Боян-Вениамин. Почему тогда послухами служат попы? Почему все происходит в Святой Софии? Куда делся титул Всеволожей "княгиня", если Никитин отнял его у неё и отдал "княгине Бояней"? Короче, версия допустимая, НО "сырая"...

sasha a писал(а):Насколько мне известно, князь или дружинник, выезжавший на службу к великому князю, считался подданным великого князя. В.князь одаривал его землей или другим образом. Он имел все юридические права: мог совершать сделки купли-продажи, оставлять недвижимость по наследству и т.д. В 15-16 вв. выехавшие в Московское царство иностранцы имели право держать какой-либо откуп (к примеру, питейный) и платить налоги в государеву казну.

Не забывайте, что Боян-Вениамин - "царев сын". Он в конце концов и сам мог купить землю, НО нет никаких (повторюсь) сведений о его пребывании на Руси.

sasha a писал(а): продажа бояньей земли была связана с какими-то политическими делами (возвращение его в Византию?). Советую перечитать статью еще раз. Многое увидится в другом свете (в частности про так называемую Вами "десятину").

Тоже рекомендую перечитать. Никитин про возвращение в Византию ничего не пишет, наоборот, пишет о возможном бегстве при оккупации византийскими войсками Болгарии.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение Konrad » 02 окт 2012, 21:07

Может, и со "Словом", но мог быть и "Летописец Переяславля-Суздальского", точнее, его прототип из Переяславля-Руського, который потом попал в Залесье вместе с переселенцами в город, названный по имени места их исхода.
Да, кстати, в бандуре 20 и более струн... А лютнеподобные инструменты издавна бытуют на наших землях.
И Саша правильно говорит о прискорбном нагромождении у Шахматова допущений. Ну что ж поделать, таков был уровень исторической науки в то время, он не мог ни одного куска летописи оставить без автора.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение Лемурий » 02 окт 2012, 21:26

sasha a писал(а):в Росе Орошенной он говорит по этому поводу... процитирую, выделив главное:
Чудо 21 РОСА БЛАГОУТРОБИЯ

"... когда в сонном видении видит кто жемчуг, это плач знаменует. С тем согласен, как видится, и святой Златоустый: «Очи Давидовы дождем слезным украшены были, как Маргаритами», то есть перлами.
Подивился я: если жемчужины — это образ слез и знак плача ...Жемчуг же слезу изображает. Потому знай, что слезою входить тебе в рай подобает, и нет иного входа, кроме жемчуга слезного."

Собственно, это и есть ответ на Ваш вопрос: Иоанн Златоуст для Дмитрия Ростовского и есть первоисточник. Вот Вам беседы Дмитрия Ростовского с указателями церковной литературы используемых цитат. И свою цитату увидите:

    "..Принес свои товары и святой Иоанн Златоуст из Царьграда: книги его как сундуки великие. Он, как проповедник покаяния, называет бисерами слезы кающегося человека. Указывая на лицо кающегося Давида, он говорит: «Очи Давидовы были украшены, как бы бисером, дождем слезным». Кается человек, плачет о грехах, и каждая слеза его в очах Божиих столь же прекрасна, достойна, как драгоценный бисер. Не напрасно сказал Давид Господу: «Ты положил слезы мои пред Собою» (Пс. 55, 9). Ибо как любящий какую-либо вещь желает всегда иметь ее пред очами и постоянно смотреть на нее, так и Бог, любящий слезы покаяния, полагает их пред Собой, чтобы всегда смотреть на них...."
    -------
    Святитель Димитрiй Ростовскій († 1709 г.) Поучение на память преподобных отцов наших Варлаама и Иосифа Индийских, месяца ноября, в 19 день в 1705 г.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение corvin » 02 окт 2012, 21:53

to sasha a
Этот Дмитрий ссылается на конкретных авторов – «Бисер же, или перл, у Пиерия изображает слезу. В согласии с ним и Свида говорит, что, когда в сонном видении видит кто жемчуг, это плач знаменует». Причем здесь СПИ?

В том то и дело что не было в этом Хронографе СПИ. А сам Хронограф был.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение Лемурий » 03 окт 2012, 21:27

corvin писал(а):В том то и дело что не было в этом Хронографе СПИ. А сам Хронограф был.

Тогда Вы ставите под сомнение репутацию не токмо Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, но и таких авторитетных историков как Николай Михайлович Карамзин, который не только видел рукопись, но и разбирал текст (в частности убежденно заявлял, что в рукописи "сечи Трояни", а не "вечи"), а также первопечатника Семена Селивановского, который говорил, что "Она написана ... в книге ... и письмом, не так древним, похожим на почерк Димитрия Ростовского". Вообще-то пора ознакомиться с работой, где описаны первые свидетели рукописи в "Хронографе в десть":

Полевой Николай Алексеевич. Любопытные замечания к "Слову о полку Игореве"// Сын Отечества, 1839, Т.8, Отд. 6. С. 15—20
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 45

cron