Автор "Слова о полку..." - кто он?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Арсений » 26 окт 2017, 10:52

Версия об авторстве Владимира Черниговского достаточно убедительна.

"Владимир Черниговский не писал историю кровью, хотя именно от него этого ждали, и, в отличие от своего отца, никогда не приводил половцев на Русь. Автор «Слова» – первый русский интеллигент. То есть тот, кому сначала больно за людей, а уже потом обидно за державу.
Можно сказать, что этим он оправдывает свое христианское имя, данное ему в честь князя-мученика Бориса." (https://nestoriana.wordpress.com/2012/1 ... %B2%D0%BE/ )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Ivanich » 26 окт 2017, 18:54

краевед писал(а):Уважаемый Ivanich, хочу обратить Ваше внимание на одну из летописей, которая может пролить свет на то, почему половцы названы в "Слове" наряду с другими народами, покоренными Романом: "Хинова, Литва, Ятвязи. Деремела и Половци". .

Из Лызлова
Половцы же и печенези бяше народ военный и мужественный, изшедший от народа готфов и цымбров, от Цыммериа Босфора 2* названных, от них же гепидов, и литву, и прусов старых изшедших явно произведе{19} Стрийковский в начале книг своих, еже и Ваповский свидетелствует. Такожде и Белский, в Деяниях Казимера Перваго, краля полскаго, на листу 239 сице глаголя: Народ печенегов, и половцев, и ятвижев истинныя суть литва, точию имяху между собою в наречии малую разность35, яко поляки и россианы; житие имуще в Подлесии, где ныне Дрогичин.
Кромер, книга 7, лист 167.

Сии половцы и печенези, изшедшии оттуду во времена оныя, селения своя от полунощи к востоку наклоняющися над морем Меотским и Понтом Эвксином к, такожде около Волги, и около Танаиса, и в Таврике, юже ныне называем Перекопскою ордою, коши своя поставляюще.
Стрийк<овский>, лист 176.


С ув.,
Ivanich
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2035
Зарегистрирован: 12 окт 2014, 19:11
Откуда: Харьков

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение corvin » 26 окт 2017, 23:01

Этот текст из ГВЛ по-существу параллельный СПИ:
Он победил все языческие народы мудростью своего ума, следуя заповедям Божиим: устремлялся на поганых, как лев, свиреп был, как рысь, истребляя их, как крокодил, проходил их землю, как орел, храбр был, как тур, следовал деду своему Мономаху, который погубил поганых измаильтян, называемых половцами, отогнал Отрока до обезов и за Железные ворота, а Сырчан остался у Дона, питаясь рыбою. Тогда Владимир Мономах пил золотым шеломом Дон, захватил всю их землю и прогнал окаянных агарян. После смерти Владимира у Сырчана остался единственный гудец Орь, и послал его Сырчан к обезам, так сказав: «Владимир умер. Воротись, брат, пойди в свою землю! Передай Отроку эти мои слова, пой ему песни половецкие; если же не захочет, дай ему понюхать траву, называемую евшан». Отрок не захотел ни возвращаться, ни слушать песни — и тогда Орь дал ему эту траву. И когда он ее понюхал, то заплакал и сказал: «Лучше в своей земле костьми лечь, чем на чужой быть прославленным». И пришел он в свою землю. От него родился Кончак, который вычерпал Сулу, ходя пешком, нося котел на плечах.
 
Из него кстати видно, что Старый Владимир это Мономах, который "пил золотым шеломом" из синего Дона. Измаильтянам/агарянам ГВЛ в СПИ соответствует обобщающее Хиновя.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение краевед » 27 окт 2017, 00:09

Уважаемый Ivanich, думаю, многие согласятся с тем, что историки XVII в. имели несравненно большее количество древних манускриптов, которые имели под рукой, по-этому. и веры им больше, чем современным историкам. Даже те документы, которые дошли к нам, описывающие ранний период истории славян стараются обходить стороной, не замечая интереснейших фактов. По другому принципу пошел наш харьковский краевед Анатолий Николаевич Кондратенко. написавший небольшую брошюру, в которой на основании записей секретаря византийского посольства к гунам в 448 г. Приска Панийского пришел к выводу, что гуны были исконным населением Карпат, а не кочевниками пришедшими с Азии. Свою работу он рекомендовал прочесть ученым - историкам, преподавателям истории. студентам. а так же всем, кто интересуется историей происхождения славян. Сам он рассказывал, что не будучи историком пригласил на свою лекцию в ХГУ для студентов, особенно будущих историков. Практически на его лекцию никто из студентов. будущих историков не пришел. как потом ему под большим секретом сообщили, что руководство факультета поставило ультиматум. хто из студентов посетит лекцию А.Кондратенко будет отчислен из ХГУ. Так, что пока история у нас та. которую хотят видеть некоторые. а не та, которая была на самом деле. А ведь, вопрос достаточно интересен, т.к. и до сих пор, как и в древней истории карпатских народов сохранилось в обиходе слово "гунни", обозначавшее ранее теплую зимнюю одежду, а в современных говорах так именуется женский теплый шерстяной платок. Где-то все же прав А.Кондратенко, поверивший записям Приска Панийского, отдав предпочтение древним записям, а не современным взглядам на проблему происхождения гуннов.
Теперь об одной проблеме, которую поднимала еще М.В.Щепкина относительно количества листов в сгоревшей рукописи А.И.Мусина - Пушкина, придя к выводу, что:"Издание Симони. Оно больше других дает представление о самой рукописи Е.К., т.к. передает ее построчно и постранично: всего 495 строк, или 17 страниц, причем на последней только 5 строк... Екатерининская копия дает нам полное представление о размерах самого текста по рукописи Мусина-Пушкина: она представляет собой построчную копию с довольно точным делением на страницы". Щепкина пришла к выводу, что среднее количество строк на страницах Е.К. равнялось 30. Последняя 17 -ая страница имела всего пять строк. Но тогда остается много пустого места. Для бумаги это еще куда ни шло, хотя и тогда, в 16 в.а, когда была переписана Мусин-Пушкинская копия, бумага тоже была довольно дорогой основой для письма, не говоря уже об "харатейном письме" - единственной основой для письма во времена авторов, т.е. 12 - 13 вв. Пергамент в этом случае должен был быть использован чрезвычайно экономично. Поэтому я пришел к выводу, что страница "харатеи" с текстом 12 - 13 вв. имела не более 21 строки и занимала в общем объеме "десть", т.е. 24 страницы или шесть листов, согнутых пополам. А ведь я пришел к такому выводу, заглянув в тайнописные прочтения: "не худа гнезда шестокрильци"

ПОДЕЛИШААИГОРЕВАХРАБРОГОПОЛКУ
НЕКРЕСИТИДОНОТИКНЯЖЕКЛИЧЕТЕ
ИЗОВЕТЪКНЯЗИНАПОБЕДУОЛГОВИЧИ
ХРАБРИИКНЯЗИДОСПЕЛИНАБРАНЬИН
ГВАРЬИВСЕВОЛОДОИВСИТРИМСТИСЛА
ВЛИЧИНЕХУДАГНЕЗДАШЕСТОКРИЛЬЦИ
НЕПОБЕДНЫМИЖРЕБИИСОБЕВЛАСТИРАС
ХЫТИСТЕКОЕВАШИЗЛАТИИШЕЛОМЫ

Речь идет на самом деле не о Мстиславичах, а о количестве страниц, на которых была написана песня - "Шестоккрильци" - так называли тетрадку состоящую из шести листов. Не надо путать с шестокрылом, получившим распространение на Руси в 16 в. "Слово" уже в древности было написано на 24 страницах, но "харатья" была полностью заполнена, т.к. последняя страница имела 12 строк.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Ivanich » 27 окт 2017, 01:58

corvin писал(а):Этот текст из ГВЛ по-существу параллельный СПИ:
Он победил все языческие народы мудростью своего ума, следуя заповедям Божиим: устремлялся на поганых, как лев, свиреп был, как рысь, истребляя их, как крокодил, проходил их землю, как орел, храбр был, как тур, следовал деду своему Мономаху, который погубил поганых измаильтян, называемых половцами, отогнал Отрока до обезов и за Железные ворота, а Сырчан остался у Дона, питаясь рыбою. Тогда Владимир Мономах пил золотым шеломом Дон, захватил всю их землю и прогнал окаянных агарян. После смерти Владимира у Сырчана остался единственный гудец Орь, и послал его Сырчан к обезам, так сказав: «Владимир умер. Воротись, брат, пойди в свою землю! Передай Отроку эти мои слова, пой ему песни половецкие; если же не захочет, дай ему понюхать траву, называемую евшан». Отрок не захотел ни возвращаться, ни слушать песни — и тогда Орь дал ему эту траву. И когда он ее понюхал, то заплакал и сказал: «Лучше в своей земле костьми лечь, чем на чужой быть прославленным». И пришел он в свою землю. От него родился Кончак, который вычерпал Сулу, ходя пешком, нося котел на плечах.
 
Из него кстати видно, что Старый Владимир это Мономах, который "пил золотым шеломом" из синего Дона. Измаильтянам/агарянам ГВЛ в СПИ соответствует обобщающее Хиновя.

Факт интертекстуальности. Разные жанры одного дискурса.
Ivanich
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2035
Зарегистрирован: 12 окт 2014, 19:11
Откуда: Харьков

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 27 окт 2017, 08:08

corvin писал(а):Этот текст из ГВЛ по-существу параллельный СПИ: <...> Из него кстати видно, что Старый Владимир это Мономах, который "пил золотым шеломом" из синего Дона. Измаильтянам/агарянам ГВЛ в СПИ соответствует обобщающее Хиновя.

Уважаемый corvin, давно не заходили. Рад Вашему участию.

1. Ничего удивительного нет, при составлении ГВЛ брались ранние Волынские летописи, а на кафедре Волыни после смерти Изяслава Мстиславича долгое время был кто? Правильно, Климент Смолятич.

2. Где в этом отрывке хоть раз Владимир Мономах назван «старым»? Старое и новое разделяется временами христианства. Христиане Руси называли себя «новые люди», старый Владимир, старый Игорь, старый Рюрик и т.д.
В СПИ есть Старый Владимир, а есть Владимир сын Всеволода. Если песнь Автор обещает петь от «старого» Владимира, то напомню упоминание в ней Ярослава Мудрого, который «звон» в Тмуторокани предвидел.

3. Каким образом измалитяне/агаряне связаны с «буйством хиновы» после которого на острове Готланд «русское злато»? Каким образом они связаны с народами, с которыми воевал новгородский князь? Вы игнорируете разделительный союз «И» в перечне народов: половцы И хинова.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Mitus » 27 окт 2017, 10:04

Лемурий писал(а):Ярослава Мудрого, который «звон» в Тмуторокани предвидел.
- просто уточню, что Ярослав Мудрый точно так же трепетал имени своего брата Мстислава Тьмутороканского, как и сын Всеволожий Владимир двоюродного брата Олега: "тоже звонъ слыша" = ТОЖЕ ЗВОН СЛЫШАЛ. Аористом слышал.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Арсений » 27 окт 2017, 13:39

Арсений писал(а):Вот свидетельство современника о том, что хинова это не корела.

«Испанский араб Абу Хамид ал-Гарнати (ок. 1080 - 1170 гг.), оставивший описание своих путешествий по Восточной Европе, долгое время был известен по ссылкам на него более поздних арабских географов и путешественников. В 40-х годах в библиотеке мадридской Real Academia de Historia была найдена рукопись труда ал-Гарнати, "Ясное изложение некоторых чудес Магриба", ранее считавшегося утерянным. Однако полный перевод на русский язык новонайденного сочинения Абу Хамида не был опубликован. О. Г. Большаков и А. Л. Монгайт восполнили теперь этот пробел.
Сочинения арабского путешественника XII в. содержат много интересных, подчас уникальных известий о народах нашей страны и сопредельных государств того времени. Знакомство с публикацией позволяет выдвинуть ряд новых толкований текста, не всегда совпадающих с мнением, принятым комментаторами. 
Если принять иную поправку и название города в стране славян читать, как гуз-керман (то есть "город гузов"), то этот город можно будет отождествить с черноклобуцким Торческом, в котором в XII в. не удивительно было увидеть тысячи западных тюрков ("магрибинцев")17 . Подобная конъектура помогает также понять последнюю фразу в описании жителей этого города: "И известны они в этой стране под именем хн". Ц. Дублер видел здесь гуннов, а О. Г. Большаков и А. Л. Монгайт, принимая конъектуру И. Грбека, отождествляют это название с печенегами. Гораздо проще в этом не вполне ясном начертании видеть своеобразное написание таинственного племенного наименования "хин [ова]", известного по "Слову о полку Игореве" и представляющего собою название одного из племенных объединений половцев18 .

18 И. Г. Добродомов, И. С. Улуханов. Рецензия на книгу: T. Cizevska. Glossary of the Igor Tale. 1966. "Вопросы языкознания", 1966, N6, стр. 117 — 118.»( http://libmonster.ru/m/articles/view/-% ... 0%93%D0%93 )


Я процитировал свое сообщение из темы "Хинова, готские девы". Между СПИ и Задонщиной нет противоречий в трактовке термина "хинова". СПИ в перечислении народов ставит хинову на первое место, казалось бы, с западными народами и отдельно от половцев. В этой последовательности на самом деле показана временная последовательность, отражающая очередность, в которой русам пришлось покорять народы. Первыми, как известно, были печенеги, а за ними все остальные. В той же теме я писал, что город Саркел имел еще название Хин по второму прозвищу печенегов -хинцы, дислоцировавшихся в этом городе в хазарский период. После разгрома печенегов византийцами и прихода половцев оставшиеся на своих землях печенеги (Шаруканиды) стали в летописях именоваться половцами. Задонщина только подтвердила, что хиновя-печенеги остались на землях между Днепром и Доном, а не на западе (территориальное размещение). Готы же заходили на восток довольно далеко, но в более раннее время антского князя Божа.
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Mitus » 27 окт 2017, 15:44

Арсений писал(а): В той же теме я писал, что город Саркел имел еще название Хин по второму прозвищу печенегов -хинцы, дислоцировавшихся в этом городе в хазарский период.
Арсений писал(а): гуз-керман (то есть "город гузов"), то этот город можно будет отождествить с черноклобуцким Торческом, в котором в XII в. не удивительно было увидеть тысячи западных тюрков ("магрибинцев")17 . Подобная конъектура помогает также понять последнюю фразу в описании жителей этого города: "И известны они в этой стране под именем хн".
- так кто же хыны? торки? огузы? печенеги или шаруканиды?
Арсений писал(а):оставшиеся на своих землях печенеги (Шаруканиды) стали в летописях именоваться половцами.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение corvin » 27 окт 2017, 17:26

С Волынью связана вторая часть ГВЛ. Фрагмент взят из самого начала летописи.

Владимир был крещен, по крайней мере к моменту написания СПИ.

Остров Готланд в Слове никак не упоминается.

Моя расстановка знаков препинания - "Хинова: Литва, Ятвязи, Деремела и Половци"
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 27 окт 2017, 22:09

1. В любом случае, ретроспективная запись и взята могла быть из любой летописи как Галицкой, так и Волынской.

2. Старый Владимир застал языческое время, крестился сам и Русь фактически в конце своей жизни, поэтому и «веци Трояни» (языческие тысячелетия) в СПИ ограничены не летами Владимира Святого, а летами первого христианского князя Ярослава Мудрого.

3. Ну да, ну да готские девы на берегу синего моря поют из Крыма, только готами в летописях того времени называли только жителей острова Готланд, а остраготов в СПИ надумали советские «копатели».

4. О, как! Двоеточие в древнерусском... Предположим это так, но тогда хинова и ятвиги, и деремала, и литва, а Вы намедни про измаилтян/агарян писали.

Не клеится пока ваза...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Арсений » 27 окт 2017, 22:55

Mitus писал(а):
Арсений писал(а): В той же теме я писал, что город Саркел имел еще название Хин по второму прозвищу печенегов -хинцы, дислоцировавшихся в этом городе в хазарский период.
Арсений писал(а): гуз-керман (то есть "город гузов"), то этот город можно будет отождествить с черноклобуцким Торческом, в котором в XII в. не удивительно было увидеть тысячи западных тюрков ("магрибинцев")17 . Подобная конъектура помогает также понять последнюю фразу в описании жителей этого города: "И известны они в этой стране под именем хн".
- так кто же хыны? торки? огузы? печенеги или шаруканиды?
Арсений писал(а):оставшиеся на своих землях печенеги (Шаруканиды) стали в летописях именоваться половцами.


Вот краткое описание истории печенегов. Прозвище хинцы они, видимо, заслужили в тот период, когда китайские послы сидели а Кангюе ниже усуньских послов. Я уже писал, что согласно "Краткой истории Ирана" до 6 века н. э. народы Турана были ираноязычны. После прихода тюрок в 5 веке н. э. и перехвата ими власти в сасанидском Иране началась тюркизация народов в Средней Азии. В наше время в языке печенегов 11 века н.э. из сохранившихся слов тюркских насчитали больше, чем иранских.

"Во II в. до н.э. возникает государство Кангар, которое охватывало огромную территорию озера Балхаш на востоке до Каспийского моря на западе, и от Амударьи на юге до Южного Урала на севере. Китайские хроникеры сокрушались: «Кангюй, напротив, горд, дерзок и никак не соглашается делать поклонение пред нашими посланниками. Чиновников, посылаемых к нему от наместника, сажает ниже усуньских послов».
В VI веке в степи Средней Азии хлынули тюркские племена. В результате объединения некоторых из них с кангарами был создан новый племенной союз под названием баджанак, то есть «свояки». В русских источниках они известны как печенеги. Прежде ираноязычные кангары вскоре перешли на тюркский язык
В конце IX века на территории современного Казахстана разразилась широкомасштабная война между двумя коалициями тюркских народов: с одной стороны стояли печенеги и башкиры, а с другой – хазары, огузы, кимаки, карлуки. Первые не устояли против столь мощной группировки и были разбиты. Спасаясь от врагов, они двинулись на запад, сокрушая все на своем пути." (http://bashkirica.ru/genealogy/rod/rod-3/ )

"Материалы П.я. содержат, помимо тюркской лексики, небольшое количество слов иранского происхождения." (http://philology.ru/linguistics4/shcherbak-97.htm )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение краевед » 27 окт 2017, 23:40

Не перестаю удивляться мастерству авторов в деле тайнописных прочтений "Слова". Для того, чтобы обратить внимание на присутствие тайнописи в тексте авторы в некоторых случаях так писали свой текст, что получалась двусмыслица. с одной стороны вполне ясный текст. а с другой в нем скрыт намек на присутствие тайнописи. Например: "Уже бо Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю и Двина болотомъ течетъ". Казалось бы ничего особенного, уже Сула не течет к городу Переяславлю и не может уже быть препятствием для половцев при осаде Переяславля и течение Двины остановилось. Она превратилась в болото и не является препятствием длтайнописи я Литвы. Но как раз в этих строках и скрывается двусмыслица, открывая тайнописный текст. Дело в том, что авторы намекают на еще один текст, скрытый внутри явного: " ДВИ Н АБО ЛОТОМЪ ТЕ ЧЕТЕ" - "ДВА Начала ОБА ЛОТОМ ЭТО ЧИТАЙ". Но здесь возможно и другое чтение, т.к. уже можно вполне основательно утверждать, что "Слово" по своей сути иронично, а ирония, насмешка над князьями скрыта в тексте; "д ВИНА то лотомъ то чете" - "Вину анаграммой (лотом читай). В древних книгах, содержащих тайнопись лотографом (лотом) как раз и именовалась именовался анаграмма: "Распространяя несколько определение акростиха, можно к этому же виду тайнописи отнести и применение ряда слов. по содержанию либо не связанных друг с другом, либо не имеющих отношения к скрываемой мысли пишущего, причем каждое из этих слов начинается буквой, которая с другими начальными вместе составляет затаенное слово. Такого рода прием (анаграмма) [в сноске : "В стариннеых риториках называется "лотографом"] встречается у нас рано: писец Апостола 1307 г. (б. ПАТР. библ. №72). упомянутого выше (стр. 108), рядом и как бы в пояснение дает этого рода криптограмму: "давыдъ" . органъ, мысль . истина..." (далее слово не читается), что по начальным буквам совпадает с его же цифровой тайнописью: "Доми (дъ)". М.Н.Сперанский. Тайнопись в юго-славянских и русских памятниках письма// Энциклопедия Славянской филологии, Выпуск 4 - а, АН СССР, Ленинград, 1929, С. 133
На определенное затаенное чтение, находящееся в "Слове" вблизи "Двины" мне бы хотелось обратить особенное внимание

ОНЫМЪГРОЗНЫМЪПОЛОЧЯНОМЪ ПОД ЪКЛИКОМЪ
ПОГАНЫХЪЕДИНЪЖЕИЗЯСЛАВЪ СЫН ЪВАСИЛЬ
КОВЬПОЗВОНИСВОИМИОСТРЫМ ИМ Е ЧИОШЕЛО
МЫЛИТОВЬСКЫЯПРИТРЕПАСЛАВ УД ЕДУ
СВОЕМУВСЕСЛАВУАСАМЪПОД ОЧЕР ЛЕНЫМИ
ЩИТЫНАКРОВАВЕТРАВЕПРИТРЕП А НЪ

Можно видеть вполне осознанную тайнописную запись: "ИСПОДНЕ МУДРА РЕЧО", хотя полностью эта тайнописная запись читается полностью так: "ВИДЕ ОЧЕ ДВИ Н АБО ЕЛИНА ( греческое) ЛОТОМЪ ТО ЧЕТЕ ИСПОДНЕ МУДРЕ РЕЧО ДРАПЕ" - "ДВА НАЧАЛА ГРЕЧЕСКИМ ЛОТОМ ТО ЧИТАЙ ИСПОДНЕ (скрытое) МУДРА РЕЧА".
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение corvin » 28 окт 2017, 01:18

1. Считается, что взято из посмертного панегирика Роману.

2. Уже Иларион именует Владимира «блаженным». Не думаю, что это допускает "отчасти язычник".

3. Народ называвшийся готами в 12-ом веке в Крыму был. В летописях 12-го века про готов не встречал. Может не заметил. Рассказ о призвании варягов это не 12-ый век. Кроме того в нем речь о народе готов, которые жили в том числе и на юго-востоке Скандинавии. Скорее жители Готланда - готляне.

4. Текст абзаца из ГВЛ параллелен СПИ. В ГВЛ используется измаилтяне/агаряне как родовое понятие для половцев. Автор Слова, следую своему принципу не употреблять библейских слов, в соответствующем месте заменяет его на не понятное нам хиновя.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 28 окт 2017, 01:55

1. Роман до Галиции был князь Волынский.

2. Иларион называет наивысшими титулами, но это лишь литературный приём показывающий превосходство Благодати христианства над иудейским Законом, отсюда и оба первые христианскими князи «каганы». А канонизируют Старого Владимира лишь при Александре Невском.

3. Приведите хоть один пример с готами Крыма чтобы в летописях их так называли, с о. Готландом же полно:

    862: Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зовуться свие, друзии же урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си. Пов. врем. лет., 18 (1377 г. ~ нач. XII в.). 1130: Въ се же лѣто, идуце и-замория съ Готъ, потопи лодии 7, и сама истопоша и товаръ. Новг. 1 лет., 22 (XIII в.). 1188: Въ то же лѣто рубоша новгородьце варязи на Гътѣхъ, немьце въ Хоружьку и въ Новотържьце. Там же, 39.
    Ср.: готский (прилаг. к готы во 2-м значении).
    Ходити новгородцю послу и всякому новгородцю в миръ в Нѣмечьску землю и на Гъцкъ берегъ. Грам. Новг. и Псков., 55 (1189—1199 гг.). ...тако русину ехати изъ Гочкого бѣрѣга дъ Травны. Грамота 1229 г. СГГД, 2, 3. От архиепископа новгородьского владыкы Олѣксѣя, от посадника Юргя, от тысячкого Матфѣя, от всего Новагорода о тои жалобѣ, что у насъ былѣ на любцяне и на годьцкѣ бережанѣ. Грам. Новг. и Псков., 80 (1373 г.). Християнусу, королю Дацкому, Норвегейскому, Венденскому, Готцкому. Петр., I, 183 (1688—1701). О Готской земли. Готы или Готландия по-немецку толкуется добрая земля. Косм., 91 (1670 г.).
    - цит. СССПИ

4. Вы уж определитесь: если только половцы, то откуда разделительный союз «И» в перечислении половцы И хинова, а если двоеточие, тот какие же литовские племена «измаилтяне/агаряне»?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 48