Слово о князьях и СПИ

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Слово о князьях и СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 16 янв 2013, 15:36

К XII веку относят также нижеприведенное "Слово о князьях".
Я думаю это произведение тоже следует рассмотреть - и вот, что мне сразу приходит в голову.
Вот ТАК мог бы написать Климент. (Не утверждаю, что это Климент, впрочем))).
Чем отличается "Слово"?
Тем, что оно создает "образ врага". В СПИ не просто объединение князей, но их объединение ПРОТИВ ПОЛОВЦЕВ.
СПИ создает ВРАГОВ, совершенно не по-христиански, а христианский подход - вот именно "Слово о князьях"...

СЛОВО О КНЯЗЬЯХ

Одумайтесь, князья, вы, что старшей братии своей противитесь, рать воздвигаете и поганых на братью свою призываете,— пока не обличил вас бог на Страшном своем суде! Как святые Борис и Глеб претерпели от брата своего старшего не только лишение власти, но и смерть. Вы же и слова единого от брата старшего стерпеть не можете, за малую обиду вражду смертоносную воздвигаете, помощь от поганых принимаете на свою братию. Некогда израильтяне, рати ожидая халдейской на Иерусалим, послали в Египет к фараону просить помощи, чтобы халдеи не попленили Иерусалима. Тогда бог послал пророка к израильтянам и велел сказать им: «За то, что вы не уповали на бога, создавшего вас, но всю надежду возложили на египтян,— халдеев я от вас отведу, но в плен будете взяты египтянами: от тех, на кого уповаете, и погибнете». Так и было. Павел-апостол спрашивает: «Разве нет среди вас, братья, ни одного верного, кто мог бы рассудить вас, что идете вы на суд перед неверными?» А евангелист Иоанн говорит: «Кто скажет, что бога любит, а брата своего ненавидит,— лжец тот». И сам господь говорит: «О том, что вы мои ученики, узнают все, если любовь иметь между собою будете». Познайте, князья, свое величество и честь свою. Князя деда имеете святого Владимира, который к богу привел тысячи тысяч и тьмы тем душ праведных! Вспомните и о том, каких братьев имеете — великих чудотворцев Бориса и Глеба! Им подражайте и следуйте, их примером научитесь! Когда сатана посеет вражду между братьями, помяните этих святых,— как предпочли они лучше смерть принять, чем держать вражду против брата. Кто из вас обиду стерпит и первый мира будет искать, тот равную с ними награду от бога получит.
Еще скажу вам притчу о том, что не в чужой земле приключилось. Давыд Святославич, сын Святослава Ярославича, брат святых Бориса и Глеба,— Давыд этот ни к кому не имел вражды. Когда кто рать на него воздвигал, он рать ту покорностью своей умирял. Княжил в Чернигове он, в большом княжении, ибо старший был меж братией своей. Если кто кривду какую ему чинил из братьев, он вину на себя перелагал. Когда крест кому целовал, крепко держал слово. Когда кто нарушал целованье крестное, он и тогда клятвы не преступал, никого не обижал и зла не творил. Братья, видя такое его беззлобие, слушались его, как отца, и покорялись ему, как господину своему. В великой тишине княжил он. Когда же порешил бог взять душу его от тела, епископ Феоктист, видя, что князь — недолго он болел — уже преставиться хочет, повелел петь канон кресту,— и вдруг верх терема расселся, и ужаснулись все. Влетел в терем голубь белый, сел князю на грудь. И князь испустил душу, голубь невидим стал. А терем наполнился благоуханием. И после вечерни понесли князя в святой Спас. Появилась звезда и стала над крестом. Когда перенесли князя в построенную им церковь Бориса и Глеба,— звезда перешла от Спаса к церкви мучеников святых. Отпел епископ князя, а гроб ему еще не был готов. Сказал тогда епископ: «Уже солнце заходит,— завтра похороним его». Услышав эти слова, сидящие у князя вышли и, назад вернувшись в церковь, поведали епископу: «Солнце не заходит, но во едином месте стоит». Подивился епископ и восхвалил бога. Когда камень сровняли и положили князя в гроб,— тогда солнце зашло. Видите, дети мои, как бог и здесь, на земле, прославляет угодников своих, исполняющих повеления его. Такие чудеса творил он: ангел божий в образе голубином явился, терем благоуханием от тела наполнился, явилась звезда, с небес пришедшая и над телом стала, солнце повелением владыки нашего зайти не посмело, пока не положено было тело святое во гроб. Какую славу получит он на небесах! Может, кто скажет, что князь Давыд жены не имел? Но он и детей имел. Блаженный Никола Святоша был сын его, и еще два сына было у него. Или скажет кто, что дома не имел он, потому заповедь господню и исполнил? Не раз слышал я, как невежи некие говорят: «С женою-де и с детьми своими спастись невозможно». Этот князь не один дом имел, а много — всей земли Черниговской был он князем. А заповедь господню исполнил, в своей жизни земной ни с кем никогда не враждовал он. Постыдитесь же вы, враждующие с братией своей, с единоверцами своими! Вострепещите, восплачьте пред богом,— бог отымет славу за единое злопамятство! Да поможет вам бог и да не отпадете вы, все это слышавшие, от славы, уготованной тем святым братьям, день убиения которых мы нынче поминаем и чудеса которых явны очам нашим. Прославим же их, возвеличим и воспоем хвалу им. Приди, Давид песнотворец, и воспой: «Радуйтесь, праведные, о господе!» Скажи, Соломон: «Праведные живут вечно, и в господе награда их». А вот и сам господь прославляет святых этих, говоря: «Праведники просветятся, как солнце, во славе отца своего. Где я буду, там и они будут со мною». Где Христос с отцом на престоле, там и эти святые с архангелами непрестанно поют у престола песнь ангельскую: «Свят, отец, свят, сын и пресвятой дух во едином божестве, всегда и во веки бесконечные!»

http://screen.ru/school/rosslit/slowo%2 ... asjach.htm
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Слово о князьях и СПИ

Сообщение Лемурий » 16 янв 2013, 17:16

Лучше брать публикации Пушкинского Дома: "Слово о князьях"

Так понимаю, что сегодня основная версия такая:

Желая указать князьям на пример, достойный всяческого подражания, он рассказывает «притчу» ο покойном князе черниговском Давыде Святославиче. Β изображении автора «Слова» Давыд Святославич (ум. в 1123 г.) — высокий образец идеального князя-правителя. Β «великой тишине» княжил он в Чернигове. Старший в роде, он никогда не обижал младших князей, ни с кем не враждовал, всегда крепко держал раз данное слово. За его праведность и миролюбие Бог его и наградил, как не награждал и святых. Β доказательство этого последнего утверждения автор напоминает князьям чудесные обстоятельства кончины Давыда Святославича — не лишенную поэзии легенду ο его смерти...

Β научной литературе высказывалось предположение, что «Слово» было написано в 1175 году по поводу конфликта между черниговским князем Святославом Всеволодичем и его двоюродным братом князем новгород-северским Олегом Святославичем (Голубовский П. Опыт приурочения древнерусской проповеди «Слово ο князьях» κ определенной хронологической дате. — Древности. Труды Археографической комиссии имп. Московского Археологического общества, т. I, вып. З. М., 1899, стлб. 491—510).

Это не Кирилл Туровский - нет иносказательной манеры изложения.
Может это принадлежать перу архимандрита Поликарпа, по статусу мог и пожурить Ольговичей.

Что касается следа авторства Климента, то не вижу его главную отличительную черту - остроумную иронию, хотя ...со сценой об отпевании Давыда Святославича прослеживается параллель с рассказом об отпевании убиенного Игоря Ольговича (версия черниговских летописцев):

    "По повелению Владимира Мстиславича [отца адресата СДЗ, замещавшего брата на его "царском столе"], тело князя было отвезено в церковь Святого Михаила (так называемую «Новгородскую божницу»). В ту же ночь, по свидетельству летописи, Бог явил знамение над телом невинно убиенного: сами собою в церкви зажглись все свечи. Об этом рассказали митрополиту Клименту, но тот — возможно, опасаясь нового мятежа — повелел утаить случившееся. На утро посланный митрополитом федоровский игумен Анания перевез тело Игоря в монастырь Святого Симеона, где Игорь и был похоронен — уже с соблюдением подобающих обрядов...." (Карпов А. Ю.)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о князьях и СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 16 янв 2013, 21:00

Главная фраза в моем тексте:

Чем отличается "Слово"?
Тем, что оно создает "образ врага". В СПИ не просто объединение князей, но их объединение ПРОТИВ ПОЛОВЦЕВ.
СПИ создает ВРАГОВ, совершенно не по-христиански, а христианский подход - вот именно "Слово о князьях"...


АВТОР СПИ СОЗДАЕТ ОБРАЗ ВРАГА И ЭТО НЕ СТАНЕТ ДЕЛАТЬ НИКАКОЙ ДАЖЕ БЫВШИЙ МИТРОПОЛИТ.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Слово о князьях и СПИ

Сообщение Лемурий » 16 янв 2013, 23:21

Евгений Беляков писал(а):АВТОР СПИ СОЗДАЕТ ОБРАЗ ВРАГА И ЭТО НЕ СТАНЕТ ДЕЛАТЬ НИКАКОЙ ДАЖЕ БЫВШИЙ МИТРОПОЛИТ.

Вообще-то, Игорь своим "нечестным" походом все заслуги воспитанника Климента - Мстислава Изяславича перечеркнул. Сула уж не течет среброносными Залозным и Солоным путями к граду Клима Переяславлю. Кают купцы Игоря.

Как не делать в этом случае образ "врага". Не просто врага - израильтянина, который и летописью осуждается, но и того, кто этого врага в 1180 г. на Русь привел, а в 1185 на беззащитные половецкие вежи напал, вызвав ответный гнев.

Почитайте "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона. Есть ли там враг? Есть.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о князьях и СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 17 янв 2013, 11:54

Перечту, хорошо.
И еще хотел сказать об этом "Слове о князьях".
Нам ведь с детства внушали, что Автор СПИ такой прогрессивный, выступал за единение князей еще ДО монгольского нашествия (К.Маркс).
На самом деле выясняется (собственно, я уже и раньше "подозревал", но не отдавал себе отчета), что идея единения князей была просто чуть ли не официальной идеей православной церкви в то время. И позже. И во времена Ивана Грозного и т.д.
Перед Куликовом полем идею "собирания" Русской земли в единое целое очень сильно высказывал тот же Филофей, вселенский патриарх, она же - в "Троице" Рублева (подразумевается)... ТО ЕСТЬ ЭТО ЦЕРКОВНАЯ ИДЕЯ, а СПИ - всего лишь присоединяется.
В СПИ эта идея звучит очень ПО-ГОСУДАРСТВЕННОМУ. Государство, как мы помним со школы, "машина насилия". Если духовные лица призывают к духовному миру и любви, то СПИ - к единым общерусским вооруженным силам. На основе которых и должна строиться общая держава-государство ("машина насилия").
В этом смысле СПИ совсем не "церковно".
Если подумать, за какую Россию Автор СПИ, за "Россию Ксеркса иль Христа", то уверенно можно сказать: "За Россию Ксеркса".
Но именно то, что в СПИ сильна "женская тема" - смягчает жесткость этатистской "конструкции" и придает СПИ "дыхание жизни"...
Будущая ИДЕЯ РОССИИ (а раз уж мы на таком форуме, это нельзя не затронуть) была изначально тесно связана с романтикой женского начала, своего рода рыцарского служения ему. Отсюда роль Богородицы, все великие и таинственные женские образы русской литературы, и Настасья Филипповна, и Татьяна Ларина... И красота елизаветинской эпохи.
А ведь начинается - с Ярославны...
Короче, я отвлекся, конечно. Но суть должна быть понятна: об общерусском единстве говорила прежде всего ЦЕРКОВЬ, и никакой заслуги СПИ тут нет. Но в СПИ открыта важная сторона "русского идеала": его ЖЕНСКАЯ ИПОСТАСЬ. И именно это мне представляется главным.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Слово о князьях и СПИ

Сообщение Nikola » 17 янв 2013, 12:42

Я не ставлю знак равенства между христианством и именующими себя христианским Церквями. Церковь - инструмент политики, не веры. Поэтому слова церковных чинов могут сильно отличаться от слов Христа. Яхве никто не отменял!
А вот был ли ГОСУДАРСТВЕННИКОМ автор Слова - тема для отдельной дискуссии. Я полагаю - не был. Не грела его имперская идея.
Ну где в Слове слова о создании общерусских вооруженных сил - можете показать?
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Слово о князьях и СПИ

Сообщение Konrad » 17 янв 2013, 12:47

Точно так же Филофей и все прочие, кто упомянут, - это другая эпоха и другое государство, Московия, имевшая мало отношения к Киевской руси и княжествам эпаохи поэмы
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина


Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 28