Источники цитат "Слова Даниила Заточника"
Добавлено: 06 мар 2013, 18:33
В этой теме хотел бы показать насколько сложное строение имеет "Слово Даниила Заточника", составленное как сборник цитат, при этом сохранившим общий повествовательный сюжет. Как Автор играет значением слов, меняющемся при внесении всего одного прилагательного.
Въструбимъ, яко во златокованыя трубы, в разумъ ума своего
И начнемъ бити в сребреныя арганы возвития мудрости своеа.
Перифраз более похож на отрывок из Сербской Александрии: "Вострубити повеле в многы трубы съгласны, ударити повеле в варганы и праскавицами около их бити повеле"
Но что означают эти "арганы" и почему в них надо бить?
Лидия Викторовна Соколова в комментарии к СДЗ пишет:
"Арганы. — Здесь, вероятно, бубны, судя по выражению «бити в... арганы». Ср. в «Александрии»: «Ударьте в бубны, иже зовутца арганы, сии же таково три разных писков имѣють».
Юрченко А.Г. в своем комментарии к книге Ц. де Бридиа "История татар" это место толкует так:
Но бывают ли бубны или боевые барабаны серебряные? О них ли идет речь у Заточника?
Варган - это ещё и древний музыкальный инструмент, для извлечения звука из которого использовали губы и язык.
Известный археолог древнерусских музыкальных инструментов В.И.Поветкин показывает как играют на варгане (зубне).
По контексту подходит: оратор "трубит в трубы" - использует губы и голос; "бьет в варган" - губы и язык.
Срезн.
Но как же наличие уточняющих прилагательных: трубы ведь златокованые, не серебряные как описано в Библии "для созывания общества":
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтобы они служили тебе для созывания общества и для снятия станов;
3 когда затрубят ими, соберется к тебе все общество ко входу скинии собрания ( Чис. 10:1-3 )
А арганы серебряные.
Так о музыкальных ли инструментах идет речь?
"Златокованой трубой", "Богодохновенным органом", "Умом небесным, премудрости глубиной" называли ИОАННА ЗЛАТОУСТА.
см. Минея Ноябрь, 13-е: Святителя Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста.
Иными словами, с первой же строки Автор СДЗ пишет, что будет писать толкованиями "златокованых труб" (=богословов). И действительно, с толкованиями того же Иоанна Богослова (о злых женах, о пчеле и книгах, о славе и др.), толкованиями Афанасия Александрийского, Василия Великого, Феодорита Кирского в перифразах СДЗ мы ещё не раз ниже столкнемся.
Въструбимъ, яко во златокованыя трубы, в разумъ ума своего
И начнемъ бити в сребреныя арганы возвития мудрости своеа.
Перифраз более похож на отрывок из Сербской Александрии: "Вострубити повеле в многы трубы съгласны, ударити повеле в варганы и праскавицами около их бити повеле"
Но что означают эти "арганы" и почему в них надо бить?
Лидия Викторовна Соколова в комментарии к СДЗ пишет:
"Арганы. — Здесь, вероятно, бубны, судя по выражению «бити в... арганы». Ср. в «Александрии»: «Ударьте в бубны, иже зовутца арганы, сии же таково три разных писков имѣють».
Юрченко А.Г. в своем комментарии к книге Ц. де Бридиа "История татар" это место толкует так:
Я полагаю, что латинское percutiebant in organis ‘бьют в органы’ имеет прямое литературное соответствие в древнерусском выражении «бити сребреныя арганы» из «Моления» Даниила Заточника: «Въструбимъ яко во златокованыя трубы, в разумъ ума своего и начнемъ бити сребреныя арганы возвитие мудрости своеа» (ПЛДР. XII в., с. 388). Д. С. Лихачев переводит это предложение следующим образом: «<...> и заиграем в серебряные органы гордости своею мудростью». Неясно, почему слово бити переведено как заиграем. В древнерусских источниках имеется ряд других примеров, где трактовка выражения «бить в органы» наталкивалась на определенные трудности. В «Повести о Куликовской битве» есть следующий эпизод: «В святое воскресенье после заутрени начали многие ратные трубы трубить и органы многие бить» 209. Переводчики признаются, что им неясно, о каком музыкальном инструменте под названием орган идет речь 210. Для того чтобы разъяснить этот туманный пассаж, следует обратиться к эпизоду из сербской Александрии, где говорится о музыкальных инструментах, и сравнить с тем, как понимали этот эпизод древнерусские переводчики. Согласно сербскому варианту, Александр окружает войско куманов огнями и приказывает бить в накарады и праскавицы («трубами же гласовними и накарадем и праскавицама щколо их повеле бити») 211. Накарада — ‘барабан’, персид. naqqare, заимствовано из тюрк. nakkare — ‘боевой барабан’; в тексте сербской Александрии встречается и термин анакарада — «барабан в форме котла», среднегреч. ανακαράζ, подтверждается с конца XIV в. 212. Марко Поло сообщает, что у монголов сигнал к началу боя подают ударом в накар (Марко Поло, с. 101). На Руси «Сербская Александрия» появилась в XV в., и вот как выглядит древнерусский перевод интересующего нас пассажа об ударных музыкальных инструментах: «Вострубити повеле в многы трубы съгласны, ударити повеле в варганы и праскавицами около их бити повеле» (Александрия, с. 14). Термин накарада переведен как «орган». Итак, в переводе Александр приказал бить в органы. Следовательно, органы и есть боевые барабаны; ср. Александру как победителю достались «стяговы же вси Поровы и трубы великия, и органы, и кони вси оружныя» (Александрия, с. 37).
-------
209. Повести о Куликовской битве / Изд. подг. M. H. Тихомиров, В. Ф. Ржига, Л. А. Дмитриев. М., 1959. С. 256.
210. Там же, с. 284, прим. 51.
211. Српска Александрида. Свеска друга / Приредиле Р. Маринковиh, В. Jepковиh. Београд, 1985. С. 64.
212. Die Serbische Alexandreis nach der Sofioter illustrierten Handschrift Nr. 771. Text und Ubersetzung von D. Christians. Koln; Weimar; Wien, 1991. S. 79.
--------
Юрченко А. Г. ЗАГАДОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ «ЛЮДЕЙ СОЛНЦА»// Материалы францисканской миссии 1245 года. Христианский мир и "Великая Монгольская империя", М, 2002
Но бывают ли бубны или боевые барабаны серебряные? О них ли идет речь у Заточника?
Варган - это ещё и древний музыкальный инструмент, для извлечения звука из которого использовали губы и язык.
Известный археолог древнерусских музыкальных инструментов В.И.Поветкин показывает как играют на варгане (зубне).
По контексту подходит: оратор "трубит в трубы" - использует губы и голос; "бьет в варган" - губы и язык.
Срезн.
Но как же наличие уточняющих прилагательных: трубы ведь златокованые, не серебряные как описано в Библии "для созывания общества":
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтобы они служили тебе для созывания общества и для снятия станов;
3 когда затрубят ими, соберется к тебе все общество ко входу скинии собрания ( Чис. 10:1-3 )
А арганы серебряные.
Так о музыкальных ли инструментах идет речь?
"Златокованой трубой", "Богодохновенным органом", "Умом небесным, премудрости глубиной" называли ИОАННА ЗЛАТОУСТА.
см. Минея Ноябрь, 13-е: Святителя Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста.
Иными словами, с первой же строки Автор СДЗ пишет, что будет писать толкованиями "златокованых труб" (=богословов). И действительно, с толкованиями того же Иоанна Богослова (о злых женах, о пчеле и книгах, о славе и др.), толкованиями Афанасия Александрийского, Василия Великого, Феодорита Кирского в перифразах СДЗ мы ещё не раз ниже столкнемся.
- Вострубите в новомесячии трубою. Как древле израильтяне, взяв трубы чувственные, трубили во время новомесячия, потому что повеление это дал Бог, и. служило это свидетельством об освобождении их от египетского рабства; так и народ новый, взяв трубу евангельскую, вещание которой изыде во всю землю (Рим. 10, 18), приемлет повеление вострубить в новомесячии [трубы], т. е. в обновлении ума своего, исповедуя и свидетельствуя тем, что Бог и его освободил из духовного Египта, то есть от власти тьмы.
-----
Толкование на псалмы свт. Афанасия Александрийского (Пс. 80:4)