Сударев Н. И. в работе «Город Русия». Истоки русской государственности и христианства. определенно пишет, что Тмутараканская епархия подчинена Константинопольскому патриархату. Митрополит же Макарий об учреждении епископской кафедры пишет предположительно, хотя и написал ранее, что в Тмутаракани была уже епархия в конце 9 века.
«Епархии же Тмутараканская и Никопская в уставе Льва Премудрого (894-911 гг.) титулуются уже архиепископиями [198] (
http://krotov.info/history/makariy/makar113.html )
«По крайней мере, о трех уделах: Новгороде, Ростове и Владимире Волынском, как мы видели, ясно говорится, что в них учреждены епископские кафедры Касательно трех других уделов: Тмутаракани, Полоцка и Турова — можем заключать то же самое с вероятностию, ибо в Тмутаракани упоминается как уже существующая епархия в последней четверти XI в. [74]
[74] В числе иноков киево-печерских, которые во дни игумена Никона (1078—1088) совокупными молитвами избавили от козней обольстителя преподобного Никиту затворника, упоминается Николай, иже бысть епископ Тмуторакану (Послан. Поликарпа к Акиндину в рукоп. Киево-Печер. Патериках ).» (
http://krotov.info/history/makariy/makar211.html )
«Комниным (1081–1118) и патриархом Евстратием (1081–1084), крымские архиепископии Херсона, Сугдеи и Боспора, входившие в одну епархию с Зихией, были от нее отделены. Архиепископия Тмутаракани ((Ai arciepiskopai) ng ta` [Ta]matarca. ta` Matraca htoi Zicia) (Darrouzes, 1981, p. 346) стала абсолютно автономным церковным центром, который не зависел от греческого духовенства крымских городов.
В конце XI – начале XII вв. на Зихскую кафедру был возведен русский епископ, монах Киево-Печерского монастыря Никола (Николай) (Козловский, 1928, с. 17; Мошин, 1932, с. 49, 55-61; Гадло, 1991б, с. 10; Алексеева Е.П., 1992, с. 85; Нарожный, 1994а, с. 25; Кабанец, 2004б, с. 73-80), хотя и Зихская епархия и Русская церковь одинаково были подчинены Константинопольскому патриарху.» (
http://www.archae.ru/helpful-informatio ... n_176.html )