Лемурий писал(а):Сергей Шавырин писал(а):Насколько я понял читая разные стать в частности Лихачёва... Задонщина - это очень грубое подражание Слову выполненное несколькими разными авторами, а потом сложенное вместе в одну кучу.
Лихачев не писал про "сборник", он писал про компиляцию текста СПИ одним автором Задонщины, который подписался:
Конспект статьи Лихачёва «
ЧЕРТЫ ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТИ "ЗАДОНЩИНЫ" (K ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ "ЗАДОНЩИНЫ" К "CЛОВУ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ")»
http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/che.htmНикто и никогда не сомневался в том, что "Задонщина" и "Слово о полку Игореве" настолько близки, что они не могли быть созданы друг без друга.
В отличие от "Слова о полку Игореве" "Задонщина" стилистически неоднородна. Три стилистических слоя легко могут быть обнаружены во всех ее списках: 1) стилистический слой, близкий к "Слову о полку Игореве" и буквально повторяющий его отдельные элементы; 2) стилистический слой "делопроизводственного" характера, совершенно чуждый "Слову"; 3) слой (он невелик) фольклорный, связанный с позднемосковским фольклором.9
Иногда смешение двух стилей — высокого поэтического и делопроизводственно-прозаического — производит в "Задонщине" прямо-таки комическое впечатление. Так, делопроизводственность проникает даже в плач московских жен. Если в "Слове" жены русских воинов упомянуты в общей массе, как поэтический образ, который должен характеризовать тяжесть утрат ("Жены руския въсплакашась, аркучи: "Уже намъ...
Типичный московский бюрократизм XIV—XV вв. сказывается не только в стиле, но и в содержании. Например, забота о "местах", о служебном положении. Дмитрий Донской перед выступлением в поход говорит своим боярам: "Туто добудѣте себѣ мѣста и своимъ женам"
Есть и стремление соблюсти официальный этикет. В уста Дмитрию Донскому перед выступлением в поход вкладывается полагающаяся по московскому этикету молитва.
Если мы теперь обратимся к "Слову", то заметим, что "Слово" стилистически однородно, никаких диссонансов такого масштаба в нем нет. Хотя отдельные образы в "Слове" могут быть отмечены как более фольклорные, другие как более книжные (например, в начале "Слова"), однако все это в пределах, не нарушающих художественную структуру.
Стилистически "Задонщина" беднее, чем "Слово". Все поэтические обороты "Задонщины" имеют соответствие в "Слове" и несколько — в фольклоре. С другой стороны, в "Слове" есть очень много стилистических оборотов, однородных со всем строем стиля "Слова", но не находящих прямых соответствий в "Задонщине".
Задонщина" — это рассказ о Куликовской битве, о выступлении в поход, о первой половине битвы — неудачной и о второй — удачной. "Слово" несравненно богаче; кроме поражения Игоря здесь и исторические припоминания, обращения к князьям-современникам, описание бегства Игоря из плена, плач Ярославны, сон Святослава, "золотое слово" и пр. Эти части стилистически оформлены однородно со всем "Словом" — здесь множество отдельных элементов стиля, не отразившихся в "Задонщине".
Краткое оглавление статьи Лихачёва
-- Поэтика подражаний
-- Стилистическая неоднородность "Задонщины"
-- Однообразие стилистических оборотов "Задонщины"
-- Стилистическая бедность "Задонщины"
-- Композиционная вторичность "Задонщины"
-- Хронологическая непоследовательность "Задонщины"
-- Несоответствия новому содержанию в "Задонщине"
-- "Задонщина" и подражании ее времени
-- Подражания и стилизация в историко-литературном процессе