Собственно, что такого сделал Игорь Ольгович:
- Не смог сдержать обещания расправиться с тиунами своего брата Всеволода,
- Бежал при первой же битве, в панике увяз в болоте, брошенный своими "верными" спутниками,
- 4 дня просидел в болоте.
Разве это признаки силы? Нет - это слабость. Да монахом он стал не по убеждению, а по слабости:
"Игорь разболѣлъся в порубѣ и бѣ боленъ велми. И присла Игорь къ Изяславу, моляся и кланяяся. Река тако: "Братъ, се боленъ есми велми, А прошю у тебе пострижения. Была бо ми мысль на пострижение еще въ княженьи своемъ. Ны же у нужи сеи боленъ есмь велми. И не чаю собѣ живота...(Ипат.1147)
Конечно, это не оправдывает зверств киевлян, но "майданутую" толпу, как показывает киевская практика, увещеваниями не остановить. Попался он под руку всё по той же причине, потому что слабым был.
Всеслав Полоцкий тоже в порубе сидел. Он себе снисхождения просил? НЕТ. Над ним издевались? НЕТ. Сами же киевляне его освободили и на великокняжеский стол посадили. Это уже потом, когда он ночью сбежал, его задним числом демонизировали, сделали оборотнем.
Совсем другое дело с Изяславом Мстиславичем. Он лично ни один поход победоносно закончил, несколько раз ранен был, потому что лез первым в самую гущу. И с Византии показать её место не побоялся. Сам выбрал митрополита. Поэтому его "ЦАРЁМ" и называли.
Медаль серии 1770 г. Великий князь Изяслав Мстиславич (гравер С. Юдин)Поэтому его Византия и боялась. Поэтому и подослала ему в "невесты"
Русудан, о которой Климент напишет: "
О злое, острое оружие диаволе и стрѣла, лѣтяща с чемеремъ [ядом]"!, от чего здоровый, крепкий, ни раз "
исходи ю на кров" князь умер от желудочного заболевания, как и предыдущий и последующие мужья Русудан.
Остается присоединиться к той оценке этой смерти [Изяслава II Мстиславича], которую дает профессор М. Грушевский, считавший ее великой утратой для Киевщины, а тем более тяжелою, что дела международных отношений стали складываться черезвычайно благоприятно для Изяслава. Умер Владимирко Галицкий, Святослав Ольгович уже смотрел в сторону от Юрия, половцы - устрашены походом Мстислава Изяславича. Переживи Изяслав Юрия и Вячеслава, он стал бы господином положения на Руси. Прибавим к этому, если позволительны такие предположения, что и церковный вопрос мог принять иное течение, и не за горами было бы признание Империей русской митрополии для Киева. Смерть Изяслава в этом последнем смысле сняла, как известно, навсегда для Киева вопрос о русском митрополите...
-------
Присёлков М.Д. ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв, (1913), Спб, 2003, с. 211-212