corvin писал(а):Можно конечно допустить, что под Бояном подразумевается Нестор или какой-то другой церковный сочинитель. Но тогда следует признать, что Автор над ним откровенно издевается, представляя его заангажированным застольным певцом, а произведения его исторически недостоверными.
- Нестор к тмутороканским преданиям никакого отношения НЕ имел, а Никон в этом городе долго прожил и вставки в ДКС несут след его присутствия в этом городе:
"И пришедъ Тмутороканю, заложи церковь святыя Богородица и созда ю, яже стоить и до сего дне Тьмуторокани" (ДКС ред. Никона 1073) .
- Нестор с хотью кагана не общался, а Иларион Киевский (схимн. Никон Великий) с Ингигердой (Ириной) общался: Ерина из СЗБ.
- Нестор на далёкие расстояния не ходил, чтобы его Автор Ходыной мог называть, а Никон многократно ходил из Киева до Тмуторокани, а оттуда до Новгорода и обратно.
- С чего бы Автор Нестора называл "Велесов внуче", а Иларион (Никон) подписывался:
Азъ милостию человѣколюбивааго Бога мнихъ и прозвитеръ Иларионъ изволениемь его от богочестивыихъ епископъ священъ быхъ и настолованъ въ велицѣмь и богохранимѣмь градѣ Кыевѣ, яко быти ми въ немь митрополиту, пастуху же и учителю. (СЗБ)
И c чего Вы решили, что он именно "застольный" певец ей-ей не понятно.
corvin писал(а):Но это допущение наталкивается на то, что он "помняшеть бо речь първыхъ временъ усобіцѣ".
Здесь целых 2 момента. Во-первых "помняшеть" - т.е. держал в памяти, может быть даже вообще не умел читать
А что он жил бесконечно? Он во всех этих усобицах участвовал, чтобы речи первых лиц слышать?
corvin писал(а): во-вторых "речь"(=говорят) - т.е. память о нем сохранялась изустно. Для писателя оставивщего тексты такое бессмысленно. Скорее Боян был творцом чисто устной поэзии. Это лишний раз оправдывает сравнее его с Гомером, который из-за легендарной слепоты творил устно.
А каким образом слушатели 12 века могли знать о чём "пел" Боян в 11 веке, если не читали его тмутороканских преданий?
corvin писал(а):Логика: если много имел, значит клирик.
Заметьте высокопоставленный клирик, как Вы писали ранее у застольных певцов и на штаны не хватало, а тут земельные угодья величиной в два города ренты.
corvin писал(а): Ну так стиль Бояна какой?
То не буря соколов занесла через поля широкие, галичьи стада бегут к Дону великому.
Именно эту строку можно отнести в "копилку" Нестору, поскольку отрывок про соколов и сбитых галок, что бегут к реке:
Бонякъ же раздилися на 3 полкы, и сбиша угры в мячь, яко соколъ галицѣ збиваеть. И побѣгоша угре, и мнози истопоша у Вягру, друзии же в Сану... (ПВЛ 1097)
в ПВЛ записан под 1097 год, когда Никон уже умер в 1088. Сам стиль эпический. но поданный с иронией. В этом, видимо, и был стиль. Например, как здесь:
"И сьѣхастася, и рече Редедя кь Мьстиславу: «Не оружьемь ся бьевѣ, но борьбою». И яста ся бороти крѣпко, и надолзѣ борющимся има, и нача изнемогати Мьстиславъ: бѣ бо великъ и силень Редедя. И рече Мьстиславъ: «О пресвятая Богородице, помози ми. Аще бо одолѣю сему, сьзижю церковь вь имя твое». И се рекъ, удари имъ о землю. И вынемь ножь, удари ̀и вь гортань ножемь, и ту бысть зарѣзанъ Редедя...(ПВЛ 1022)