Свивая славы ...

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 05 окт 2018, 07:53

краевед писал(а):Относительно употребления слова "вазнь" в Изборнике 1073 г. растолковывается, что "вазнь" от дьявола и который стремится ее исповедывать, попадавет во власть беса, т.е. "вазнь" бесовское искушение. В ГВЛ. же напротив, "вазнь" дана Владимиру "на ловехъ" от Бога.
- сильная находка! А в ПВЛ Бог явил силу креста и наказал гореславов а Всеслава посадил в Киеве. Думаете, что Автор СПИ думал иначе ибо пишет что Всеслав растерял именно эту якобы божественную удачу своей посадки в Киеве? Но первая его удача была в разгроме Новгорода-на-Волхове - то бишь междуусобная брань которая есть наваждение от сотоны. А то что в СПИ события прописаны замысловатым образом совсем не означает что Автор СПИ считал что Всевлав бежал от Белгорода к Новгороду и разграбил его. В СПИ ясно прописана потеря бесовской вазни удачного вначале междуусобного бандита снявшего колокола с Софии Новгорода: битва на Немиге, бегство от Белгорода, ночные скитания по всяким тьмутороканям. И всегда он был бит. Какая вазнь от Бога в СПИ если "Суда Божиа не минути" ?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 окт 2018, 08:12

Здравствуйте , Лемурий !
«начяти старыми словесы…»
Закон единства и борьбы противоположностей « свивая славы оба полы сего времени» раскрывается через категории сходства и различия. «Начати « начало – окончание, старый - новый. Значит , вначале песни будут старые словеса , а в конце - новые . Новые слова появились после принятия христианства, это церковнославянский язык, который употреблялся в богослужении и стал функционировать как литературный язык, на нем писались летописи , жития . «Старые словесы» древнерусский язык был живым разговорным языком .
Сравним слова « по былинамь» вначале текста и «Аминь.» в конце повести . Аминь церковное слово в значении верно, истинно .Былина – быль, правдивое событие , то что случилось действительно . Принадлежит к разговорному устному русскому языку. Эти слова имеют одинаковый смысл: правдивое событие , истинное ,но один язык был для повседневного употребления , а другой являлся искусственным образованием, предназначенным для богослужения .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 05 окт 2018, 08:42

краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, речь идет не только о близости стилей ГВЛ и "СПИ", а и о языковых особенностях двух древнерусских источников, в которых мы видим аналогичные лексические параллели. Один Кимент Смолятич не смог бы повлиять на диалектические особенности целой географической области, коей в нашем случае является Галичина и Волынь, имеющие языковые особенности живого разговорного языка.

Уважаемый краевед, в теме НГ: Торопец- Родина Автора СПИ есть ссылки на две работы С.Л.Николаева на две его последние работы по СПИ, где убедительно доказывается, что говор Автора СПИ торопецко-селижаровский, т.е. происходит он из смоленского княжества.

Как Никон Великий определил стиль русского летописания с прямой речью участников событий (=замышление Бояна), которую летописец, не участвующий в тех эпизодах, «вспомнил», поэтому и «вещий», что «знал» то, что другим не дано, так и Климент, замещая кафедру Владимира-Волынского, определил стиль ГВЛ, в этом нет ничего удивительного. А говор Автора СПИ потдивлекту не Галицкий и не Волынский, см. таблицы из работ С.Л.

Более того, даже если не знать о работе с диалектами по контенту СПИ Автор беспокоимся о двух городах о Торопец и о Переяславле, а это города, с которыми связан Смолятич из Заруба.

краевед писал(а):Относительно употребления слова "вазнь" в Изборнике 1073 г. растолковывается, что "вазнь" от дьявола...

Ну а кем по-Вашему представлен Всеслав Полоцкий в СПИ?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 05 окт 2018, 08:59

Zinchenko_tanya писал(а):Сравним слова « по былинамь» вначале текста и «Аминь.» в конце повести . Аминь церковное слово в значении верно, истинно .Былина – быль, правдивое событие , то что случилось действительно .

Дорогая Татьяна, вторая строка как раз и подтверждает, что не лепо начали о пораженческом походе Игоря старыми словесами героических повестей (=замышление Никона/Бояна). Никон речь участников «вспоминал», события додумывал, потому и вещий, что знал, что другим не ведомо, как в эпизоде с Редедей, поэтому Автор и пишет, что этой же песне начаться по былинам сего времени, т.е. так как было на самом деле.

А про Аминь Вы забываете ещё одно значение, как раз подходящее по контексту:

Изображение
Добр I:9

:arrow: Добровольский В. Н. Смоленский областной словарь, Смоленск, 1914
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 05 окт 2018, 15:22

Zinchenko_tanya писал(а):Былина – быль, правдивое событие , то что случилось действительно .
то есть правдиво в отличие от сообщений летописца Никона? =
Лемурий писал(а):Никон речь участников «вспоминал», события додумывал,
- ну и где у нас героический поход Игоря против половцев прописан? В СПИ или в Киевской летописи? Может быть в Лаврентьевской от восторженных похвал Игорю захлёбываются?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 05 окт 2018, 16:09

Mitus писал(а): - ну и где у нас героический поход Игоря против половцев прописан? В СПИ или в Киевской летописи? Может быть в Лаврентьевской от восторженных похвал Игорю захлёбываются?

"Старые словеса трудных повестей" - это когда участникам приписываются слова, которые они НЕ говорили. Кто слышал "покаянную речь" Игоря? Кто слышал про то как пойдут они за Дон, куда их отцы не ходили? Однако летописцы описали по примеру редактора 1073 ДКС Никона Великого, основоположника русского летописания, поход 1185 года так, что у читателя создается впечатление, что он сам на месте событий и слышит речь главных действующих лиц.

    «Яко же историци и ветия, рекше летописьци и песнотворци, прикланяють своя слухи к бывшая межю цесари рати и въпълчения, да украсять словесы и възвеличать мужьствовавъшая крепко по своемь цесари и не давъших в брани плещю врагом, и тех славяще похвалами венчають, колми паче нам лепо есть и хвалу к хвале приложити храбром и великым воеводам божиям»
    ---
    Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского//ТОДРЛ, т.15, М.-Л., 1958, С.344
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 окт 2018, 17:42

летописьци и песнотворци

Представление об устройстве мира у песнотворца вначале текста "старыми словесами "
« Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.»
и летописца в окончании - новыми . :
« Солнце светится на небесе, -
Игорь князь въ Руской земли;
девици поютъ на Дунаи, -
вьются голоси чрезъ море до Киева.
Игорь едет по Боричеву
къ святей богородици Пирогощей.»
»» Был язык мои как трость книжника-скорописца, и приветливы уста мои, как быстрота речная. «Слово Даниила заточника…»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 05 окт 2018, 21:57

Zinchenko_tanya писал(а):Был язык мои как трость книжника-скорописца, и приветливы уста мои, как быстрота речная. «Слово Даниила заточника…»

Вот видите, и Вы пришли к очевидному - один Автор у СПИ и СДЗ: :arrow: здесь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение краевед » 05 окт 2018, 22:54

Mitus писал(а):
краевед писал(а):Относительно употребления слова "вазнь" в Изборнике 1073 г. растолковывается, что "вазнь" от дьявола и который стремится ее исповедывать, попадавет во власть беса, т.е. "вазнь" бесовское искушение. В ГВЛ. же напротив, "вазнь" дана Владимиру "на ловехъ" от Бога.
- сильная находка! А в ПВЛ Бог явил силу креста и наказал гореславов а Всеслава посадил в Киеве. Думаете, что Автор СПИ думал иначе ибо пишет что Всеслав растерял именно эту якобы божественную удачу своей посадки в Киеве? Но первая его удача была в разгроме Новгорода-на-Волхове - то бишь междуусобная брань которая есть наваждение от сотоны. А то что в СПИ события прописаны замысловатым образом совсем не означает что Автор СПИ считал что Всевлав бежал от Белгорода к Новгороду и разграбил его. В СПИ ясно прописана потеря бесовской вазни удачного вначале междуусобного бандита снявшего колокола с Софии Новгорода: битва на Немиге, бегство от Белгорода, ночные скитания по всяким тьмутороканям. И всегда он был бит. Какая вазнь от Бога в СПИ если "Суда Божиа не минути" ?


То, что в "Слове" события прописаны замысловатым образом, совершенно согласен, но из текста "Слова" с бесспорной ясностью вытекает, что "вазнь" Всеславу дана от дьявола. Всеслав предстает как князь, которому сопутствуют темные языческие силы, и это ему было написано на роду, т.к. по легенде был зачат от волхования. Да, где бы он не появлялся, происходили жестокие противостояния и распри.
Но, оказывается, что "вазнь" может быть дарована и от Бога, как Владимиру Волынскому, о чем и повествуется в Галицко-Волынской летописи (ГВЛ). И не менее интересно, что этот князь был не только добр, но и "хоробръ". Не одно поколение исследователей "Слова" указывало, что мы имеем дело с довольно редкой формой написания слова "храбрый" через - О -" Олгово хороброе гнездо".
Уже то, что: "върже Всеслав жребии о девицю себе любу", т.е. Киев указывает на то, что метание жребия является происками дьявола, а не Божьем провидением. Всеслав оказался на киевском столе по воле случая, даже сам того не ожидая,. Автор именно на этом и акцентирует внимание - Всеслав идет против Бога, подчиняясь воле жребия, а не тому, что было ему уготовано Богом.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 05 окт 2018, 23:05

краевед писал(а):Всеслав предстает как князь, которому сопутствуют темные языческие силы, и это ему было написано на роду, т.к. по легенде был зачат от волхования...

"Вещая" у Всеслава - вторая душа в "другом теле" - теле оборотня:

    Аще и вѣща душа въ друзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше

Тут надо знать летопись о рождении Всеслава, а родился он с остатками плаценты, в "сорочке", с "язвено" (см. Срезн.)

Таких детей на Руси называли видовито:

Срезн. (см. последний пример):
Изображение

"Видовито - дитя, родившееся в "сорочке": выросши, оно знается с вилами и знает более, чем другие люди."

По Георгию Амартолу "сирины наричються рекше вилы" (см. Срезн.)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение краевед » 05 окт 2018, 23:34

Лемурий писал(а):
Zinchenko_tanya писал(а):Сравним слова « по былинамь» вначале текста и «Аминь.» в конце повести . Аминь церковное слово в значении верно, истинно .Былина – быль, правдивое событие , то что случилось действительно .

Дорогая Татьяна, вторая строка как раз и подтверждает, что не лепо начали о пораженческом походе Игоря старыми словесами героических повестей (=замышление Никона/Бояна). Никон речь участников «вспоминал», события додумывал, потому и вещий, что знал, что другим не ведомо, как в эпизоде с Редедей, поэтому Автор и пишет, что этой же песне начаться по былинам сего времени, т.е. так как было на самом деле.

А про Аминь Вы забываете ещё одно значение, как раз подходящее по контексту:

Изображение
Добр I:9

:arrow: Добровольский В. Н. Смоленский областной словарь, Смоленск, 1914


Уважаемый Лемурий, действительно, довольно часто встречаются подобные выражения, например: "тут ему и аминь", по всей видимости, переосмысление в просторечных выражений смысла слова "аминь", основное значение которого - "конец, кончено". И Ваша ссылка на такое его значение в областных говорах лишнее тому подтверждение. У меня сложилось впечатление, что как начало произведения написано в вопросительной форме, так оно в принципе вопросительной формой могло и заканчиваться, особенно, если считать, что "Слово" было расчитано на двух исполнителей, как в свое время предполагал Д.С.Лихачев. Преположим, один из певцов говорит: "Княземъ слава!", другой же его спрашивает: "А дружине?". Первый: "Аминь". Первый певец, как бы спохватываясь, чтобы не сказать лишнего обрывает второго певца, стараясь закончить произведение, но при вопросительной форме проявляется игра смыслами и трудно догадаться, что подразумевал сказавший, но вопросительная форма звучит явно насмешливо. особенно, если совместить первое слово с последним: "Нелепо ли... Аминь"? - "нелеп ли конец, как бы предлагая самому читателю сделать выводы из песни.
Относительно того, что автор "Слова" желает начать свое повествование "по былинамъ сего времени", еще не говорит о том, что песня была написана сразу после похода Игоря. Само "Слово" былина обозначала и обозначает одну из форм народного фольклора, повествуя о давно прошедших делах, произошедших в глубокой древности. Форма "по былинам сего времени" может говорить о том, что само "Слово" могло быть значительно позже похода Игоря, где автор опираясь на народные песни, посвященные походу Игоря и сохранившиеся до момента написания "Слова" - "сего времени", т.е. времени, когда автор взялся за перо. Это могло произойти и в 12 в. и в 13 в.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Свивая славы ...

Сообщение Zinchenko_tanya » 06 окт 2018, 07:26

Здравствуйте, Лемурий!
« Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.»
«то растекашется мыслию по древу» – мировое древо важнейший элемент картины мира всех народов, знавших шаманство . По нему шаман путешествовал в верхней и нижний миры в трехслойной Вселенной. Для Путешествия в мир небесный шаман должен иметь головной убор с перьями орла . «шизымъ орломъ подъ облакы». Для перемещения в подземный мир шаман надевал шапку, обрамленную перьями ворона или животного «серымъ вълкомъ по земли». Во время камлания шаман встречался с духами , богами и узнавал их замыслы о будущем «Боянъ бо вещий(знающий). (Энциклопедия . Религии мира. Москва . Аванта.2002г стр40 -42)
Замысел песнотворца Бояна похож на ритуал шамана в язычестве , и этим отличался от Божественного замысла христианского бога.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 06 окт 2018, 12:57

краевед писал(а):из текста "Слова" с бесспорной ясностью вытекает, что "вазнь" Всеславу дана от дьявола.
- ну вот, это то самое что от Вас и требовалось, чтобы Вы это уловили и в своём мозгу оприходовали. Теперь читаем Вашу заявку об Авторе СПИ
краевед писал(а):речь идет не только о близости стилей ГВЛ и "СПИ", а и о языковых особенностях двух древнерусских источников, в которых мы видим аналогичные лексические параллели. Один Кимент Смолятичь не смог бы повлиять на диалектические особенности целой географической области, коей в нашем случае является Галичина и Волынь, имеющие языковые особенности живого разговорного языка.
Относительно употребления слова "вазнь" в Изборнике 1073 г. растолковывается, что "вазнь" от дьявола и который стремится ее исповедывать, попадавет во власть беса, т.е. "вазнь" бесовское искушение. В ГВЛ. же напротив, "вазнь" дана Владимиру "на ловехъ" от Бога.
- в Вашей ГВЛ вазнь от Бога, а в СПИ от сотоны вот и всё что я хотел Вам рассказать. :D
Последний раз редактировалось Mitus 06 окт 2018, 17:31, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 06 окт 2018, 13:08

краевед писал(а):довольно часто встречаются подобные выражения, например: "тут ему и аминь",
- где встречается? в Вашей деревне?
краевед писал(а):смысла слова "аминь", основное значение которого - "конец, кончено".
- где выкопали? В славаре Даля ? см. СССПИ и И. И. Срезневского.
краевед писал(а): И Ваша ссылка на такое его значение в областных говорах лишнее тому подтверждение.
- чего творите? СПИ в 18-й век закидываете? ....................
краевед писал(а):вопросительная форма звучит явно насмешливо. особенно, если совместить первое слово с последним: "Нелепо ли... Аминь"? - "нелеп ли конец, как бы предлагая самому читателю сделать выводы из песни.
- Вам бы дела в зону шить ! - иезуитство редкостного уровня. .........
краевед писал(а):Само "Слово" былина обозначала и обозначает одну из форм народного фольклора, повествуя о давно прошедших делах, произошедших в глубокой древности.
- совсем не в теме? Татьяна Зинченко вчера в 09:12 хотя бы указала значение для 16-го века: "то что случилось действительно", что для 12-13-го вв. неверно, но для переписчика 16-го века приемлемо,а Вы вообще современное значение накатили. Что творите?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение corvin » 06 окт 2018, 17:50

Вполне можно предположить, что аминь имело неформальное значение конец в древнем языке.

В слове былина двусмысленность: это либо писать как самом деле было, либо черпать знания из достоверных источников. Во втором случае возможно былины это летописи. Тогда былинам-летописям противопоставляются трудные повести-песни.

Язык СПИ признается близким к ГВЛ. Вопрос только как эту близость оценивать в количественном, качественном и структурном смысле.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 153