corvin писал(а):1-ый фрагмент: Игорь говорит – лучше погибнуть в бою, чем жить в плену, - в ответ на предложение отказаться от продолжения похода. Это утверждение не соответствует реалиям 85-го года. Отказ от похода не означает для Игоря плен. У Иеремии по-другому: Седекия должен либо признать власть халдеев (согласиться на халдейский плен), либо вступить с ними в войну. Третьего для него не дано. Этот фрагмент согласуется с предположением, что темой СПИ является ситуация середины 13-го века: русские князья либо должны признать власть монголов, либо вступить с ними в войну.
1. В данном случае мы имеем дело с
иронией Автора, ведь в конце СПИ поётся "слава" князьям, вернувшимся из плена, т.е. Автор знает, что все Ольговичи вернулись ЖИВЫМИ, предпочтя плен смерти на поле боя. А с книгой Иеремии у Автора только краткие библеизмы, н-р (Иер.31:16), но не сам сюжет, который больше сходен с
Притчей о возвращении блудного сына.
corvin писал(а):2: А теперь дань по белке со двора, говориться в СПИ после поражения Игоря. Но половцы не собирали дани на Руси ни до поражения Игоря, ни после. Это монголы провели запись в число в 13-ом веке. И конечно Израиль начал платить дать у Иеремии.
2. Правильно. Шкурка зимней белки (=бела с дыма) это парафраз из ПВЛ. Это ничтожно малая дань и для XII века, а уж позже и вовсе мизерная. Значимая она была в IX веке, когда её хазары с полян, северян и вятичей брали: "А козаре имахуть на полянех, и на сѣверехъ, и на вятичихъ, имаху по бѣлѣ [= шкурка зимней белки] и вѣверици [=шкурка летней белки] тако от дыма [= со двора, семьи].." (ПВЛ 859)
corvin писал(а):3: И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? – вопрошает Иеремия, имея ввиду союз Египтом. Хочу – говорит Игорь – испить воды из синего Дона. Во сне эту воду из Дона Святославу подносят в виде синего вина. Но реальный Игорь не собирался вступать ни с кем в союз. А русские князья в 13-ом веке вступили в союз с половцами (Дон река половцев) перед битвой на Калке.
3.В данном случае Автор применил летописную формулу победы: "
тогда Володимерь Мономахъ пилъ золотом шоломомъ Донъ..." (Ипат.1201) как бы запись 1201, но из былин о Владимире Мономахе. А то, что Автор часто употребляет библеизмы лишний раз доказывает, что он был клирик.
corvin писал(а):4: Иеремия предрекает: народ великий поднимается от краев земли; держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосерды, голос их шумит, как море, и несутся на конях, выстроены, как один человек. Это половцы? Конечно нет. Скорее это монголы.
4. Отнюдь. Жестокими и немилосердными Автор называет Игоря и Всеволода: «
О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте. Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена..." В данном случае, Автор даже заступается за половцев, ведь грабительский поход Игоря был как и в 1183 году рассчитан так, что основные защитники веж уйдут оборонятся от общерусского войска, оставив вежи незащищёнными.
"Тоѣ же веснѣ князь Святославъ посла Романа Нездиловича с берендичи на поганѣѣ половцѣ. Божиею помочью взяша вежѣ половецькѣи, много полона и коний, мѣсяца априля въ 21, на самый Великъ день... В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поѣха из Новагорода мѣсяца априля въ 23 день, во вторникъ, поимяи со собою брата Всеволода ис Трубечка, и Святослава Олговича, сыновця своего изъ Рыльска и Володимѣра, сына своего, ис Путивля..."(Ипат.1185)
corvin писал(а):5: Поражение Седекии ведёт к пленению всего израильского народа, т.н. вавилонский плен. Сравнение монгольского ига с вавилонским пленом евреев обычная метафора в русской церковной литературе.
5. Вы и ранее писали, что повествование СПИ и книги Иеремии разнятся. Игорь в конце СПИ
приходит к церкви Мстислава Великого. Не весь народ полонён, а лишь неразумная малая часть, позже все князья возвращаются живыми, а дружине - Аминь.