Лекции, конференции, семинары по СПИ

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Лекции, конференции, семинары по СПИ

Сообщение Лемурий » 17 апр 2021, 00:29

Лучше не самим брался толковать, а посмотреть как это делали святители Церкви:

    «И ныне что тебе на пути египетском (ἐѵ τῇ ὁδῷ Αἰγύκτου) 1), еже пити воду Гирон (Γηρῶν) 2) (ст. 18)?

    В этом все обвиняют порицают вас, что, оставив Бога, зовете на помощь врагов, что сближались с теми, которые строят им ковы, и их делают друзьями. Бог есть ревнитель и особенно гневается, когда мы не обращаемся к Его помощи, (поэтому) приводит в такое положение, которое вынуждает нас искать Его помощи...»

    —-
    Иоанн Златоуст, свт. Сохранившееся из толкования на книгу пророка Иеремии.
Если берём экзегезы из Иер., то строится аналог с приводом на Русь Святославом и Игорем «поганых толковин» в 1180 (союзников, помощников или групповых насильников как хотите понимайте, но название от толоки из Русской Правды:

    «Иже девку кто умолвит к себе [соблазнит замужеством] и даст в толоку [пустит по рукам пособников похищения – пережиток, может быть, группового брака]...»(Романов 2003:167)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Лекции, конференции, семинары по СПИ

Сообщение Лемурий » 22 май 2021, 15:00

:arrow: Фильм-лекция А.Н.Ужанкова о солнечной символике и библеизмах в «Слове о полку Игореве»

Интересная трактовка сюжета, вопрос только об источнике обычая преломления копья (см 3:45 мин). Еще Б.А. Рыбаков в "Петр Бориславич..." писал, что преломить копье возможно только вначале поединка, когда оно опирается в первое препятствие, но никак не самом конце. Получается оксюморон. Обычаи переламывать копьё о колено мог бы этот отрывок объяснить. Заранее благодарен за ссылку на источник такой традиции.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Лекции, конференции, семинары по СПИ

Сообщение Karl » 22 май 2021, 23:13

Лемурий, про копье посмотрите здесь https://litinstitut.ru/sites/default/fi ... odomov.pdf
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Лекции, конференции, семинары по СПИ

Сообщение Лемурий » 23 май 2021, 02:26

Karl писал(а):Лемурий, про копье посмотрите здесь https://litinstitut.ru/sites/default/fi ... odomov.pdf

Спасибо, Karl, достойная работа, не слышал ранее о таком исследователе, теперь найду другие его работы.

    «прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем...»(Пс.45:10)
Только оксюморон получается, войско Игоря не было столь большим, чтобы ВСЁ поле половецкое завоевать и уничтожить оружие за ненадобностью. Б.А.Рыбаков пишет по этому поводу так:

    «Игорь и его родичи совсем недавно "уже преломили копья конец Поля Половецкого" - прошлогодний поход на Мерл и легкая над двумя эскадронами какого-то Обовлыя Костуковича (400 всадников) происходили на самом краю степи, близ русских рубежей...»(Рыбаков 1991:69)
Тут либо ГОРДЫНЯ как Лавр. 1186, либо ИРОНИЯ с преломлением копья в начале поля о 400 всадников, после чего повернули назад в Ипат.1183, о чём писал Рыбаков.

    «И побѣжени бывше половци, и биша и до вежь, множество полона взяша, жены и дѣти, и стояша на вежах 3 дни веселяся, а рекуще: «Братья наша ходили с Святославомъ, великим князем, и билися с ними, зря на Переяславль, а они сами к ним пришли, а в землю ихъ не смѣли по них ити. А мы в земли их есмы, и самѣхъ избили, а жены их полонены, и дѣти у насъ. А нонѣ поидемъ по них за Донъ и до конця избьемъ ихъ. Оже ны будет ту побѣда, идем по них и луку моря, гдѣже не ходили ни дѣди наши, а возмем до конца свою славу и честь»(Лавр.1186)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Лекции, конференции, семинары по СПИ

Сообщение corvin » 25 июл 2023, 23:34

А.Н.Ужанков утверждает, что в СПИ содержится аллюзия книги Иеремии. Однако если рассмотреть фрагменты СПИ соотносимые с книгой Иеремии, то окажется, что эта соотнесённость будет на много выше, если допустить, что темой СПИ является не историческая реальность времени похода, а реальность середины 13-го века. Разберем это подробнее:

1-ый фрагмент: Игорь говорит – лучше погибнуть в бою, чем жить в плену, - в ответ на предложение отказаться от продолжения похода. Это утверждение не соответствует реалиям 85-го года. Отказ от похода не означает для Игоря плен. У Иеремии по-другому: Седекия должен либо признать власть халдеев (согласиться на халдейский плен), либо вступить с ними в войну. Третьего для него не дано. Этот фрагмент согласуется с предположением, что темой СПИ является ситуация середины 13-го века: русские князья либо должны признать власть монголов, либо вступить с ними в войну.

2: А теперь дань по белке со двора, говориться в СПИ после поражения Игоря. Но половцы не собирали дани на Руси ни до поражения Игоря, ни после. Это монголы провели запись в число в 13-ом веке. И конечно Израиль начал платить дать у Иеремии.

3: И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? – вопрошает Иеремия, имея ввиду союз Египтом. Хочу – говорит Игорь – испить воды из синего Дона. Во сне эту воду из Дона Святославу подносят в виде синего вина. Но реальный Игорь не собирался вступать ни с кем в союз. А русские князья в 13-ом веке вступили в союз с половцами (Дон река половцев) перед битвой на Калке.

4: Иеремия предрекает: народ великий поднимается от краев земли; держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосерды, голос их шумит, как море, и несутся на конях, выстроены, как один человек. Это половцы? Конечно нет. Скорее это монголы.

5: Поражение Седекии ведёт к пленению всего израильского народа, т.н. вавилонский плен. Сравнение монгольского ига с вавилонским пленом евреев обычная метафора в русской церковной литературе.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Лекции, конференции, семинары по СПИ

Сообщение Лемурий » 26 июл 2023, 19:45

corvin писал(а):1-ый фрагмент: Игорь говорит – лучше погибнуть в бою, чем жить в плену, - в ответ на предложение отказаться от продолжения похода. Это утверждение не соответствует реалиям 85-го года. Отказ от похода не означает для Игоря плен. У Иеремии по-другому: Седекия должен либо признать власть халдеев (согласиться на халдейский плен), либо вступить с ними в войну. Третьего для него не дано. Этот фрагмент согласуется с предположением, что темой СПИ является ситуация середины 13-го века: русские князья либо должны признать власть монголов, либо вступить с ними в войну.

1. В данном случае мы имеем дело с иронией Автора, ведь в конце СПИ поётся "слава" князьям, вернувшимся из плена, т.е. Автор знает, что все Ольговичи вернулись ЖИВЫМИ, предпочтя плен смерти на поле боя. А с книгой Иеремии у Автора только краткие библеизмы, н-р (Иер.31:16), но не сам сюжет, который больше сходен с Притчей о возвращении блудного сына.

corvin писал(а):2: А теперь дань по белке со двора, говориться в СПИ после поражения Игоря. Но половцы не собирали дани на Руси ни до поражения Игоря, ни после. Это монголы провели запись в число в 13-ом веке. И конечно Израиль начал платить дать у Иеремии.

2. Правильно. Шкурка зимней белки (=бела с дыма) это парафраз из ПВЛ. Это ничтожно малая дань и для XII века, а уж позже и вовсе мизерная. Значимая она была в IX веке, когда её хазары с полян, северян и вятичей брали: "А козаре имахуть на полянех, и на сѣверехъ, и на вятичихъ, имаху по бѣлѣ [= шкурка зимней белки] и вѣверици [=шкурка летней белки] тако от дыма [= со двора, семьи].." (ПВЛ 859)

corvin писал(а):3: И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? – вопрошает Иеремия, имея ввиду союз Египтом. Хочу – говорит Игорь – испить воды из синего Дона. Во сне эту воду из Дона Святославу подносят в виде синего вина. Но реальный Игорь не собирался вступать ни с кем в союз. А русские князья в 13-ом веке вступили в союз с половцами (Дон река половцев) перед битвой на Калке.

3.В данном случае Автор применил летописную формулу победы: "тогда Володимерь Мономахъ пилъ золотом шоломомъ Донъ..." (Ипат.1201) как бы запись 1201, но из былин о Владимире Мономахе. А то, что Автор часто употребляет библеизмы лишний раз доказывает, что он был клирик.

corvin писал(а):4: Иеремия предрекает: народ великий поднимается от краев земли; держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосерды, голос их шумит, как море, и несутся на конях, выстроены, как один человек. Это половцы? Конечно нет. Скорее это монголы.

4. Отнюдь. Жестокими и немилосердными Автор называет Игоря и Всеволода: «О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте. Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена..." В данном случае, Автор даже заступается за половцев, ведь грабительский поход Игоря был как и в 1183 году рассчитан так, что основные защитники веж уйдут оборонятся от общерусского войска, оставив вежи незащищёнными.
    "Тоѣ же веснѣ князь Святославъ посла Романа Нездиловича с берендичи на поганѣѣ половцѣ. Божиею помочью взяша вежѣ половецькѣи, много полона и коний, мѣсяца априля въ 21, на самый Великъ день... В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поѣха из Новагорода мѣсяца априля въ 23 день, во вторникъ, поимяи со собою брата Всеволода ис Трубечка, и Святослава Олговича, сыновця своего изъ Рыльска и Володимѣра, сына своего, ис Путивля..."(Ипат.1185)


corvin писал(а):5: Поражение Седекии ведёт к пленению всего израильского народа, т.н. вавилонский плен. Сравнение монгольского ига с вавилонским пленом евреев обычная метафора в русской церковной литературе.

5. Вы и ранее писали, что повествование СПИ и книги Иеремии разнятся. Игорь в конце СПИ приходит к церкви Мстислава Великого. Не весь народ полонён, а лишь неразумная малая часть, позже все князья возвращаются живыми, а дружине - Аминь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 34