О прописи "тоже" во фразе "тоже звонъ слыша"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: О прописи "тоже" во фразе "тоже звонъ слыша"

Сообщение Лемурий » 21 дек 2018, 08:02

Изображение
"Страшный суд". Византийская мозаика собора Санта Мария Ассунта, Торчелло, Италия. Ок. 1130 г. Фрагмент "Жатва плевел".

    «...оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам:
    "Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою".
    (Мф.13:30)

Влево праведников, вправо тех кто не в церковных одеждах, в чалме. До Святослава Игоревича пока дело не дошло, но для Византии он был враг.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: О прописи "тоже" во фразе "тоже звонъ слыша"

Сообщение Олег Генкин » 21 дек 2018, 08:13

Mitus писал(а):Но что они там делают в кустах Бог весть ?


Мои соображения по поводу. Главный ориентир - цвет. Темное - плохое, недоброе. Светлое - хорошее, доброе. Правая рука выше левой - дело праведное. У главы темного царства на коленях светлая фигура, его правая рука выше, копируя светлую фигуру - исполняет волю господню.

Головы - грешники среди толпы. Двое слуг божих косят толпу-поле последовательно, сверху вниз. Косы темные - смерть, хотя и послана богом, вещь недобрая. Вверху - скошенные грешники: темные крылатые фигурки - их отлетающие души. Внизу - еще живые грешники, души при них.

Головные уборы и прически символизируют веру. Делали латиняне - поэтому среди грешников так много православных византийцев.
Олег Генкин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 10:16

Re: О прописи "тоже" во фразе "тоже звонъ слыша"

Сообщение Mitus » 21 дек 2018, 08:36

Олег Генкин писал(а):Делали латиняне - поэтому среди грешников так много православных византийцев.
- версия Лемурия более реальна. Если все головы грешники то где отделение плевел от пшеницы? И признаю, что Я БЫЛ НЕ ПРАВ В ОТНОШЕНИИ ВИЗАНТИЙЦЕВ. Скорее всего, что это противопоставление: православные - католики здесь вообще не затронуто.
Олег Генкин писал(а):У главы темного царства на коленях светлая фигура, его правая рука выше,
- это не просто фигура - это Сам Сын и есть которому Отец поручил Страшный Суд. Рука его как раз и указывает направление для праведных душ.
Олег Генкин писал(а):крылатые фигурки - их отлетающие души.
- крылатые фигуры это не души а те кто чистит поле за косарями: косари косят всех - другие сортируют - Все ангелы Божии. ..........
Лемурий писал(а):До Святослава Игоревича пока дело не дошло, но для Византии он был враг.
- враг есть враг, но Богу это всё равно, ибо он чистит СВОЁ поле и Своё стадо.
Лемурий писал(а):Вон тот обритый, у которого чуб - признак благородного происхождения, при жизни язычником был и вовсе НЕ византийцем.
-
Mitus писал(а):Святослав Игоревич - это БИЧ БОЖИЙ !
Я, собственно, к тому, что если бы идея была в том, чтобы обличить именно язычников, то Святослава Игоревича первого бы уже тут в ад несли, но этого же нет.
Последний раз редактировалось Mitus 21 дек 2018, 08:51, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: О прописи "тоже" во фразе "тоже звонъ слыша"

Сообщение Mitus » 21 дек 2018, 08:44

Олег Генкин писал(а):Темное - плохое, недоброе.
- тут уж смотря для кого. Смерть вроде бы плохо для человека, но не является злом как таковое, ибо в Заповедях смерть не осуждена. Да, это ангелы смерти, дело может и недоброе для человека, но дело неплохое.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: О прописи "тоже" во фразе "тоже звонъ слыша"

Сообщение Лемурий » 21 дек 2018, 16:42

Олег Генкин писал(а):Головы - грешники среди толпы. Двое слуг божих косят толпу-поле последовательно, сверху вниз. Косы темные - смерть, хотя и послана богом, вещь недобрая. Вверху - скошенные грешники: темные крылатые фигурки - их отлетающие души. Внизу - еще живые грешники, души при них.

Ну так, «слуги» не делают ничего без воли Господина, ибо сказано им: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою». Посему грешников направо, а праведников налево (направление по менению византийских мастеров).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: О прописи "тоже" во фразе "тоже звонъ слыша"

Сообщение userdez » 21 дек 2018, 20:03

Краевед.
И разве нельзя отнести к разряду акростиха такие строки "Слова", писанные через поля на горы, т.е. снизу вверх:

О тня злата стола и своя милыя
Х оти красныя глебовны свычая
-----------------------------------------
И обычая были вечи трояни минула
ЛЕТА ЯРОСЛАВА были полци Олговы

ЛИХО ЛЕТАЯРОСЛАВА


В данном случае никак не можно отнести к разряду акростиха,
т.к. эта фраза разделена листами.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1960
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: О прописи "тоже" во фразе "тоже звонъ слыша"

Сообщение Олег Генкин » 22 дек 2018, 03:49

Mitus писал(а): крылатые фигуры это не души а те кто чистит поле за косарями


Забыл упомянуть: кусочек портала внизу справа - вход в Подземное Царство.

А также. Глаза жнущих ангелов повернуты к небу: сам Господь ведет их руки. Впереди более опытный: косит обеими руками, обоими ступнями прочно опирается на землю. Тот, который за ним, левую руку, чтоб не ошибиться, закутал в одежды, идет на цыпочках.

Mitus писал(а):это не просто фигура - это Сам Сын и есть которому Отец поручил Страшный Суд. Рука его как раз и указывает направление для праведных душ.

++

Лемурий писал(а):Посему грешников направо, а праведников налево


Гляньте, пожалуйста, со стороны. Судия обращен к нам лицом.
Последний раз редактировалось Олег Генкин 23 дек 2018, 09:32, всего редактировалось 2 раз(а).
Олег Генкин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 10:16

Re: О прописи "тоже" во фразе "тоже звонъ слыша"

Сообщение Mitus » 22 дек 2018, 08:40

Олег Генкин писал(а):Не со своей стороны судите. Судия сидит! К нам лицом.
- расшифруйте пожал-ста.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: О прописи "тоже" во фразе "тоже звонъ слыша"

Сообщение краевед » 22 дек 2018, 23:29

userdez писал(а):Краевед.
И разве нельзя отнести к разряду акростиха такие строки "Слова", писанные через поля на горы, т.е. снизу вверх:

О тня злата стола и своя милыя
Х оти красныя глебовны свычая
-----------------------------------------
И обычая были вечи трояни минула
ЛЕТА ЯРОСЛАВА были полци Олговы

ЛИХО ЛЕТАЯРОСЛАВА

В данном случае никак не можно отнести к разряду акростиха,
т.к. эта фраза разделена листами.


Дорогой userdez, спасибо, что откликнулись, но Вы считая, что эта фраза разделена листами, допускаете существенную ошибку, т.к. я все свои наблюдения привожу по ЕКАТЕРИНИНСКОМУ СПИСКУ. Вы же сделали из текста некий венегрет, отойдя от всех известных списков, т.е. от Екатерининской копии и первого издания 1800 г.
По первоизданию действительно эти строки написаны на стыке страниц, хотя первое издание не претендует ни на точность построчного написания, ни побуквенного. По моему мнению, Екатерининская копия значительно более ближе по своему построчному написанию к древнерусскому списку нежели первое издание. Тем не менее. эта фраза в первом издании умещается полностью на стр.14

ОТНЯ ЗЛАТА СТОЛА И СВОЯ
МИЛЫЯ ХОТИ КРАСНЫЯ ГЛh
БОВНЫ СВЫЧАЯ И ОБЫЧАЯ?
БЫЛИ ВhЧИ ТРОЯНИ МИНУЛА
ЛhТА ЯРОСЛАВЛЯ БЫ
ЛИ ПЛЪЦИ ОЛГОВЫ

Совершенно иная разбивка текста, нежели та, которую Вы анонсировали. Чтоб убедить Вас в том, что предоставленный мной акростих находится не на стыках страниц, привожу его еще раз, но уже несколько в развернутом виде, с эмоциональной составляющей, возгласом писавшего. а так же в скобках порядковую нумерацию строки Е.К., а не количество букв в строке по изданию Слово о полку Игореве// АН СССР, Москва -Ленинград, 1950, С.39

ГЛАГОЛЮТЬ ПОЛОВЦИ ИДУТЬ ОТЪ (1)
---------------------------------------------------
ОТНЯ ЗЛАТА СТОЛА И СВОЯ МИЛЫЯ (17)
ХОТИ КРАСНЫЯ ГЛhБОВНЫ СВЫЧАЯ (18)
И ОБЫЧАЯ БЫЛИ ВhЧИ ТРОЯНИ МИНУЛА (19)
ЛhТА ЯРОСЛАВЛЯ БЫЛИ ПОЛЦИ ОЛГОВЫ (20)
ОЛГА СВЯТЪ СЛАВИЧА ТОИ БО ОЛЕГЪ (21)
-----------------------------------------------------------------
ГОРИСЛАВЛИЧИ СЕЯШЕТСЯ И РАСТЯШЕТЪ (35)

Акростих зазвучал не менее прекрасно!

О! ЛИХО ЛЕТА ЯРОСЛАВЛЯ, ОЛГА СВЯТЪСЛАВЛИЧЯ

И о каком разделении листами может идти речь, если по Е.К. предоставленные мной строки оказываются фактически в середине листа?
С уважением, краевед.
P.S. Смайлики ставить не люблю, подскажите как его удалить и не воспринимайте его на свой счет. Впредварительном просмотре смайлика нет. Не знаю, кто его поставил вместо меня. Вы уж не обесудьте.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: О прописи "тоже" во фразе "тоже звонъ слыша"

Сообщение Mitus » 23 дек 2018, 10:04

краевед писал(а):Акростих зазвучал не менее прекрасно!

О! ЛИХО ЛЕТА ЯРОСЛАВЛЯ, ОЛГА СВЯТЪСЛАВЛИЧЯ
- ещё 19-го декабря Вам писал что при Ярославе было тихо и спокойно. Теперь у Вас добавлен ещё и Олег Святославич. А что это за времена такие Ярослава и Олега Святославича? Олег Киевским князем не был. Повторяете ту же нелепицу что прописывают про рек Боян и Ходына?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: О прописи "тоже" во фразе "тоже звонъ слыша"

Сообщение userdez » 23 дек 2018, 15:55

Краевед.
Вы считая, что эта фраза разделена листами, допускаете существенную ошибку, т.к. я все свои наблюдения привожу по ЕКАТЕРИНИНСКОМУ СПИСКУ. Вы же сделали из текста некий венегрет, отойдя от всех известных списков


Вполне возможно, что ошибаюсь, но я ориентировался по
Е. списку, выложенном у Лемурия в "Дополнительных материалах..."

Екатерининская копия «Слова о полку Игореве» (фотокопия)
http://litopys.org.ua/slovo67/sl32.htm

Написано "фотокопия"... и там эта фраза разделена.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1960
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: О прописи "тоже" во фразе "тоже звонъ слыша"

Сообщение Лемурий » 23 дек 2018, 23:44

Усердец, лично Вам отменная загадка:

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: О прописи "тоже" во фразе "тоже звонъ слыша"

Сообщение краевед » 24 дек 2018, 01:08

userdez писал(а):Краевед.
Вы считая, что эта фраза разделена листами, допускаете существенную ошибку, т.к. я все свои наблюдения привожу по ЕКАТЕРИНИНСКОМУ СПИСКУ. Вы же сделали из текста некий венегрет, отойдя от всех известных списков


Вполне возможно, что ошибаюсь, но я ориентировался по
Е. списку, выложенном у Лемурия в "Дополнительных материалах..."

Екатерининская копия «Слова о полку Игореве» (фотокопия)
http://litopys.org.ua/slovo67/sl32.htm

Написано "фотокопия"... и там эта фраза разделена.


Да, действительно, фраза разделена листами, справился по фотокопии Екатерининского списка, по изданию Слово о полку Игореве// ГИХЛ, Москва, 1954
1. Нет никакой уверенности, что переписчиком была соблюдена точная полистная запись с древнего манускрипта, впрочем при точном построчном воспроизведении если все же, тайнопись присутствует, точность полистного воспроизведения никак не разрушает ее.
2. Даже, если акростих и попадает на стык листов, почему же он не может присутствовать? Если знаете, почему акростих не может читаться на стыках, пожалуйста, объясните.
3. Екатерининский список был списан с бумажного оригинала, который в свою очередь, несомненно, был написан на пергаменте и зная, что это был довольно дорогой материал для письма, обратите внимание, что последний лист фотокопии Е.списка занимает всего 5 строк на листе. Думаю, что если такое полистное деление было присуще и харатейному списку, то это было непозволительной роскошью. На самом деле, как предполагаю я, древний список. писанный на пергаменте имел в своем полистном написании не более 24 - 25 строк на странице.
По моему предположению, древний список состоял из 12 листов, писанных с оборотом, т.е. 24 страниц, по 25 строк в каждой странице. При таком делении ближе к истине, опять же по моему мнению, Екатерининская копия по изданию 1950 г., нежели полистное деление фотокопии. В этом случае рассматриваемая нами фраза могла находиться на седьмой, лицевой странице древнерусского списка и не на стыке страниц. если это так критично для системы акростиха.
Не знаю, может я и нахожусь в плену собственных иллюзий относительно присутствия в Екатерининском списке неких затаенных чтений, но иногда просто диву даешься, насколько осмысленно звучат и даже перекликаются по смыслу с древнерусскими источниками "случайно" получившиеся чтения.
Ваше мнение, как специалиста по изучению древнерусских источников, мне было бы очень интересно.
Хочу еще раз написать знаменитую фразу из Ипатьевской летописи и сравнить ее с совершенно "случайно" полученной затаенной фразой из "Слова" по Е. списку.
Ипат .л.: "и тако во день святого воскресения. наведе на ня Господь гнhвъ свои. в радости мhсто наведе на ны плачь и во веселье мhсто ЖЕЛЮ НАРhЦh КАЯЛЫ".
Считаю, что совершенно прав Б.И.Яценко. предоживший именно такую разбивку текста, считавшего, что речь идет не о реке, а о неком месте желю. т.е. месте гибели и захоронения войска.
Теперь давайте сравним с Каялы "Слова".

ГОВЕБОРИСА Ж ЕВЯЧЕСЛАВЛИЧАСЛАВА
НАСУДЪПРИВ Е ДЕИНАКАНИНУЗЕЛЕНУПА
ПОЛОМУПОСТ Л АЗАОБИДУОЛГОВУХРАБРА
ИМЛАДАКНЯЗ Я Сh ТОЯЖЕ КАЯЛЫ

ЖЕЛЯ Сh АДЕ ТОЯЖЕ КАЯЛЫ

Автор "Слова" дает не географическую привязку Каялы, а морально - этическую, символическое сравнение Каялы с адовым огненным рвом преисподним. Сюда же мою находку : "въ ПЛАМЯНh РОВЕ...". Именно РОВЕ, а не роЗе, как написанно в Е.списке и Первом издании.
Но вполне возможно, автор "Слова" дает нам возможность узнать реальное место сражения, гибели и захоронения русского войска, в древнем Перекопском рве под городом Валки Харьковской области, названного автором "Слова" КАЯЛЫ. Известный специалист по этимологии названий географических объектов Р.А.Агеева пишет: "связь понятий "речь" и "река" характерна для народного сознания. В русском языке, например, эта связь
отчетливо осознается в особенности благодаря сходству звучания обоих слов (этимологическое родство слов "речь" и "река", однако, отрицается лингвистами). Сравните у А.С.Пушкина в "Сказке о царе Салтане": Сладку речь - то говорит. будто реченька журчит". Р.А.Агеева. Происхождение имен рек и озер// - Москва, Наука , -1985, С. 109

Видимо, и автор "Слова" был не согласен с современными лингвистами изящно обыграв в своей песне слова "река" и "речь".

ВЪГРАДЕК i ЕВВЪГРИДНИЦhСВЯТЪСЛАВЛИ
ТУНhМЦИИ В ЕНЕДИЦИТУГРЕЦИИМО
РАВАПОЮТ O СЛАВУСВЯТЪСЛАВЛЮКАЮТЪ
КНЯЗЯИГО Р ЯИЖЕПОГРУЗИЖИРЪВОДНh
КАЯЛЫРhКЫПОЛОВЕЦКЫЯРУСКАГОЗЛАТА

КАЯЛЫ РhКЫ РОВi = КАЯЛЫ СКАЖИ РОВi

С уважением, краевед.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: О прописи "тоже" во фразе "тоже звонъ слыша"

Сообщение Олег Генкин » 24 дек 2018, 02:50

Лемурий писал(а):лично Вам отменная загадка


Не смею касаться другому адресованной загадки.

Продолжаю анализировать содержательную, талантливо избранную вами для иллюстрации СПИ, мозаику "Жатва плевел".

У волкообразных бесов при Царе Тьмы рожки, которых у настоящих волков нет: они повернуты вперед, что делало бы их непригодными для сопернических поединков, какие бывают у рогатых животных, а атаки опасными. Химеричность изображений, и здесь, и на древнерусских соборах, должна была, как мне кажется, с одной стороны, пугать, а, с другой, заставлять помнить, что речь идет о зле неубиваемом, символическом.
Олег Генкин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 10:16

Re: О прописи "тоже" во фразе "тоже звонъ слыша"

Сообщение Лемурий » 24 дек 2018, 08:05

Олег Генкин писал(а):У волкообразных бесов при Царе Тьмы есть рожки. Они повернуты вперед, что делало бы их непригодными для сопернических поединков, а их атаки опасными. Химеричность изображений, и здесь, и на древнерусских соборах, должна была, как мне кажется, с одной стороны, пугать, а, с другой, заставлять помнить, что РЕЧЬ идет о зле неубиваемом, символическом.

Олег, а где на мозаике Царь Тьмы? Бог - Сын сидит на коленях Бога - Отца, когда тот восседает на Престоле с пожирающем грешников главами. Любую деталь можно описать по книгам Нового Завета:

    «..во время жатвы я скажу жнецам:
    "Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою...»
    (Мф.13:30)

    «Жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы...»(Мф.13:39)

    «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его...»(Откр.3:21)

    «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю...»(Откр.5:6)

    «И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия...» (Откр.14:19)
Вот только есть одна несогласованность: в Притче о «Жатве плевел» = сборе пшеницы, а Жатва из Откр. = сбор винограда.

P.S. А загадку отгадывайте тоже, она совсем нетривиальная, просто читающий рукописи Усердец быстрее отгадать её сможет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 103