Лемурий писал(а):краевед писал(а):"Первым пригласил половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе не Олег Святославичь (Гореславичь "СПИ"), а Владимир Мономах в 1077 г. Ольговичи в период между 1128 и 1161 г. приводили половцев на Русь 15 раз, тогда как один только Мономах ( на протяжении своей политической деятельности) - 19 раз". М.Ю.Брайчевский. Черниговский княжеский дом и автор "Слова..."// - Проблемы археологии южной Руси// Материалы историко-археологического семинара "Чернигов и его округа в IX - XIII вв., Чернигов 26 - 28 сентября 1988, Киев. Наукова думка, 1990 г.. С. 12
Совершенно прав и в другом Ю.М.Брайчевский, здесь же утверждая. что "Слово" принадлежит к жанру произведений о княжеских преступлениях.
Уважаемый краевед, а
во-первых, Мономах в отличии от Олега Гориславича ещё и грандиозный поход 1111 на половцев устроил.
во-вторых, сам Автор Мономашечей так НЕ называет, а называет Мстиславичами - «не худа гнезда шестокрылцами», т.е.род ведёт от Мстислава Великого и к церкви Мстиславовой Пирогощей в конце СПИ Игоря ведёт, видя в этом окончание 40 летней усобицы Ольговичей и Мстиславичей. Именно Мстиславичей, потому как суздальские Мономашевичи в начале 1150-х на стороне Ольговичей были.
в-третьих, летописцы «совестные Книги» князьям на Судный День писали, а князья хотели оставить о себе добрую память, для этого им нужен был «политкорректный» свой летописец. Ведь одни и те же события можно описать по-разному, кто-то напишет про героический поход за Дон, желание отбить у Византии Матарху - прежнее родовое гнездо черниговских князей, а кто-то напишет про то, что за девками половецкими и узорочьями различными тайком от киевского князя убежали, 3 дня на вежах веселились и погубили силу русскую по безрассудству, а Великий русский книжник, поддерживая версию вторых так и напишет стилем родоначальника русских летописей: «Не буря соколов занесла через поля широкие, стадо галок бежит к Дону Великому» на уедие. Надо исходить из политического лагеря Автора произведения.
Уважаемый Лемурий, конечно, заслуг Владимира Мономаха никто не умаляет, но в свое время и Олег не участвуя в больших общерусских походах против половцев. тем не менее не давал возможности кочевникам нападать на русские земли, отражая их нападение. Олег не участвовал ни в походе 1103 г., ни в походе 1111 г. Сам поход 1111 г. мог иметь целью не только разгрома рода шаруканидов, но и лишить Олега возможности обратиться в случае каких либо распрей на Руси к помощи донских половцев, которые были его традиционными союзниками.
Чтобы подтвердить серьезность союзнических отношений, Олег женил своего сына Святослава на дочери хана Аэпы. Да и у самого Олега вторая жена была дочерью половецкого хана Осолука.
Совершенно согласен с Вами, что летописцы были свои, доморощенные, возможно, духовные отцы князей, которые и писали летописи под диктовку князей. Нет никаких сомнений, что летописание контролировалось самими князьями. Но взглянем. например, на покаянную речь Игоря. написанную, несомненно, черниговским летописцем вероятнее всего в 1198 г. после вокняжения Игоря в Чернигове после смерти Ярослава Всеволодовича. Игорь не скрывает своих грешных деяний при взятии переяславского города Глебова, летописец записывает его покаянную речь. возможно, произнесенную не самим Игорем, а созданную его летописцем. Эта покаянная речь говорит о незаурядном литературном таланте составителя рассказа, по силе литературного дарования соответствующего уровню мастерства автора "Слова".
Если рассматривать приверженность автора "Слова" к тому или иному князю, то как мне представляется сочинитель игоревой песни не благоволит ни к одному князю или княжескому роду. Как уже писал, Ростиславичи характеризуются как князья, шлемы которых по крови плавают, т.е. они любители решать свои задачи с помощью оружия. не считаясь с людскими потерями. Есть и в шестокрильцах подводные камни, не позволяющие признать то, что автор "Слова" относится с пиететом к трем Мстиславичам. Получают на орехи и Ольговичи: "не буря соколы занесе чрезъ поля широкая галицы стады бежать къ дону Великому". Само слово "галицы" у меня всегда вызывал вопрос, а не написано ли "Слово" в начале 13 ст., когда Ольговичи начали предъявлять свои претензии на галичский стол, как наследники Игоря, зятя Ярослава Осмомысла. Крупные исследователи "Слова", приверженцы написания песни вскоре после похода еще в прошлом веке поспешили сообщить, что речь идет о птицах галках и это никак не связано с упоминанием города Галича. Но такое указание скорее стоит воспринимать наоборот: галицы - галичане.