"Мысленный волк" и другие метафоры

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение userdez » 02 мар 2021, 13:14

"Мысленный рай" в переносном смысле. Насадить в душе деревья, цветы значит приобрести смирение, кротость и т. д.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 17 мар 2021, 20:54

Думал, всё «мысленное» разобрали, ан это только начало:

:arrow: Чернышева М. И. Именования Богородицы в древнерусской письменности: Около 500 лексических единиц с объяснениями и комментариями. — М.: ЛЕНАНД, 2017

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

И снова иносказательные аллегории, меняющие значение исходного существительного.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 23 мар 2021, 01:13

Уважаемый Лемурий. казалось бы явное восхваление Романа и Мстислава: "яко соколъ на ветрехъ ширяяся хотя птицю въ буистве одолети". тем не менее может оказаться иносказанием, взятым из "Пчелы": "Соломон. Иже ся утверждает лъжею тотъ пасетъ ветры и птице крылатыя". Обращает на себя в "Слове" последовательность - сначала ветры, затем птицы, точь в точь как в "Пчеле". Да и слово "буесть" в которой Роман и Мстислав хотят одолеть птиц не так уж и однозначно трактуется исследователями, от храбрости до безумства.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 23 мар 2021, 09:47

краевед писал(а):казалось бы явное восхваление Романа и Мстислава: "яко соколъ на ветрехъ ширяяся хотя птицю въ буистве одолети". тем не менее может оказаться иносказанием, взятым из "Пчелы": "Соломон. Иже ся утверждает лъжею тотъ пасетъ ветры и птице крылатыя". Обращает на себя в "Слове" последовательность - сначала ветры, затем птицы, точь в точь как в "Пчеле". Да и слово "буесть" в которой Роман и Мстислав хотят одолеть птиц не так уж и однозначно трактуется исследователями, от храбрости до безумства.

То, что в отрывке, уважаемый краевед, есть "ветры" и "птицы" ни есть совпадение. Совпадением может быть либо сюжет, либо устойчивое словосочетание, означающее метафору как с «мысленным волком» и «мысленным древом», например, в отрывке «Пчелы» главное «лъжею пасеть», у Романа же и Мстислава высокая мысль поднимает их под облака (!) « Храбрая мысль носитъ васъ умъ на дѣло». Небеса, горы - это метафоры «Небесного Иерусалима». Помыслы, иначе говоря, их высокие, богоугодные.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 23 мар 2021, 23:54

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):казалось бы явное восхваление Романа и Мстислава: "яко соколъ на ветрехъ ширяяся хотя птицю въ буистве одолети". тем не менее может оказаться иносказанием, взятым из "Пчелы": "Соломон. Иже ся утверждает лъжею тотъ пасетъ ветры и птице крылатыя". Обращает на себя в "Слове" последовательность - сначала ветры, затем птицы, точь в точь как в "Пчеле". Да и слово "буесть" в которой Роман и Мстислав хотят одолеть птиц не так уж и однозначно трактуется исследователями, от храбрости до безумства.

То, что в отрывке, уважаемый краевед, есть "ветры" и "птицы" ни есть совпадение. Совпадением может быть либо сюжет, либо устойчивое словосочетание, означающее метафору как с «мысленным волком» и «мысленным древом», например, в отрывке «Пчелы» главное «лъжею пасеть», у Романа же и Мстислава высокая мысль поднимает их под облака (!) « Храбрая мысль носитъ васъ умъ на дѣло». Небеса, горы - это метафоры «Небесного Иерусалима». Помыслы, иначе говоря, их высокие, богоугодные.


Вообще-то, уважаемый Лемурий, богоугодные помыслы метафорически связывались с горами: "чресъ поля на горы". В обращении к Роману и Мстиславу скрыта тонкая ирония. разгадка которой находится в "Пчеле".
В переводе на современный русский язык означает: "Кто себя утверждает неправдою тот пасет ветры и птицы крылатые".
Восхваление с ироническим подтекстом. Как писал А.С.Пушкин "ирония пробивается сквозь пышную хвалу".
И иронический подтекст наблюдается в обращении ко всем князьям. в независимости от их родословной, будь то Ольговичи или Мстиславичи или или представители других княжеских родов.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 24 мар 2021, 07:10

1. Мстиславичей Автор призывает выпрыгнуть из «славы» крамольных дедов? НЕТ.
2. Как Мстиславичи названы в СПИ? Не худа гнѣзда шестокрилци. Сравниваются с высшей иерархией ангелов, охранителей Престола Господня.
3. Храбрая мысль носитъ васъ умъ на дѣло. Высоко плаваеши на дѣло въ буести, яко соколъ на вѣтрехъ ширяяся, хотя птицю въ буйствѣ одолѣти ирония или панегирик? Однозначно панегирик. Помыслы ваши чисты, высоко парите соколами, мысли ваши храбрые.

а теперь тоже самое в отношении Ольговичей:

1. уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ, вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую
2. Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому».

В СПИ 3 ретроспективных повествования: два о разжигателях усобиц Олеге Гориславиче и Всеслава Полоцком, один о подвиге в литовском походе 1132 Изяслава Мстиславича.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 25 мар 2021, 23:45

Я все же считаю. что в панегирик автор искусно вплел иронический подтекст, взяв за основу раздел о Тщеславии в "Пчеле". Единственно, не упомянув слово "пасетъ", заменив его на другое слово "носитъ", тем более здесь может быть и смысл того. что походы на врагов у Романа и Мстислава только в помыслах: "храбрая мысль носитъ ваш умъ на дело". Здесь может скрываться интересное акростишное прочтение в стиле обращения к буим князьям. Уже писал ранее. что "буйство" не всегда в древнерусской литературе расценивалось как эпитет к слову "храбрость", иногда оно подразумевало и "безумие", невоздержанность в помыслах и действиях:

КОщея за землю Рускую за раны Игоревы
БУего Святъславича. А ты буий Романе
ИМстиславе храбрая мысль носитъ

КО БУИМ Роману и Мстиславу обращается автор "Слова" отомстить за раны Игоря. Думаю. явно не панегирическое настроение у древнерусского витии.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 26 мар 2021, 15:45

краевед писал(а):КО БУИМ Роману и Мстиславу обращается автор "Слова" отомстить за раны Игоря. Думаю. явно не панегирическое настроение у древнерусского витии.

И что означает сия фраза, уважаемый краевед? Автор обращается с призывом ТОЛЬКО к Мстиславичам и их союзникам. Панегирики в таком обращении уместны, ирония - НЕТ.
Кстати, призывает Автор князей к Каневу - месту, входящего в состав "Русской земли" (Киевской вотчины) Рюрика. И опять-таки

    "Загородите полю ворота своими острыми стрѣлами, за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!"
Призыв заступиться не на черниговское княжество Ярослава, не за новгород-северское Игоря, не за владимиро-суздальское Всеволода Большое Гнездо, не за владимиро-волынское, не за город Киев, где сидел Святослав, а "за землю Русскую":

    "Рюрикъ же аче побѣду возма, нъ ничто же горда учини, но возлюби мира паче рати... и размысливъ с мужи своими, угадавъ бѣ бо Святославъ старѣи лѣты, и урядився с нимь съступися ему старѣшиньства и Киева, а собѣ возя всю Рускую землю..."(Ипат.1180)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

А древо не бологомъ листвіе срони

Сообщение Лемурий » 01 авг 2021, 14:23

Как отмечал ранее метафора «Древо мысленное - человече Христианский!» имеет устойчивое толкование, начиная от св. Григория Двоеслова (VI-VIIвв):

Изображение
Стефан (Яворский Семен Иванович; митрополит Рязанский и Муромский; 1658-1722). Проповеди блаженныя памяти Стефана Яворскаго, преосвященнаго митрополита Рязанскаго и Муромскаго, : бывшаго местоблюстителя престола патриаршаго, высоким учением знаменитаго, и ревностию по благочестии преславнаго. - Москва : Синодальная тип., 1804-1805. - 8°. Часть вторая. - [1], III, C.9

Прошлый раз, цитируя Стефана Яворского, мы остановились на словах:

    «Аще убо древо еси мысленное, человече Христианский! вниди в себе и разсуди, приносиши ли плоды достойны покаяния; даеши ли плоды во время свое звания твоего; Вниди в себе и со трепетом помышляй, дабы о тебе не речено было, еже о неплодной смоковнице, безплоднаго человека образующей: посецы ю, вскую землю упраждняет: «всяко бо древо нетворящее плода добра посекаемо бывает» [Лк 3:9].
Не обращая внимание, что изначально метафора взята из толкования сна Навуходоносора:

    7 Видения же головы моей на ложе моем были такие: я видел, вот, среди земли дерево весьма высокое.
    8 Большое было это дерево и крепкое, и высота его достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли.
    9 Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть.
    10 И видел я в видениях головы моей на ложе моем, и вот, нисшел с небес Бодрствующий и Святый.
    11 Воскликнув громко, Он сказал: «срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его;
    12 но главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной.
    13 Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен. Дан 7:23
    14 Повелением Бодрствующих это определено, и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми».
    15 Такой сон видел я, царь Навуходоносор; а ты, Валтасар, скажи значение его, так как никто из мудрецов в моем царстве не мог объяснить его значения, а ты можешь, потому что дух святаго Бога в тебе.…»
    (Дан.4:7-15)

Изображение
При древе том звери дивии и птицы небесные. А если Дивъ - на «мысленном древе» Игоря, а плоды похода Игоря достойны покаяния, то всё встаёт на свои места. Даниил же сон Навуходоносора толкует так:

    « 17 Дерево, которое ты видел, которое было большое и крепкое, высотою своею достигало до небес и видимо было по всей земле,
    18 на котором листья были прекрасные и множество плодов и пропитание для всех, под которым обитали звери полевые и в ветвях которого гнездились птицы небесные,
    19 это ты, царь, возвеличившийся и укрепившийся, и величие твое возросло и достигло до небес, и власть твоя — до краев земли.
    20 А что царь видел Бодрствующего и Святаго, сходящего с небес, Который сказал: «срубите дерево и истребите его, только главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных, среди полевой травы, орошается росою небесною, и с полевыми зверями пусть будет часть его, доколе не пройдут над ним семь времен», —
    21 то вот значение этого, царь, и вот определение Всевышнего, которое постигнет господина моего, царя:
    22 тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет.
    23 А что повелено было оставить главный корень дерева, это значит, что царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную.
    24 Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой»
    (Дан.4:17)

Тогда без дополнительных ссылок легко толкуется этот отрывок:

    Нъ уже, княже, Игорю утрпѣ солнцю свѣтъ, а древо не бологомъ листвіе срони + уже връжеса Дивь на землю
«Мысленное древо» Игоря листья сронило, его плоды достойны покаяния, а листья посеканию.

    «срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его…»(Дан.4:11)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 01 авг 2021, 15:56

уже връжеса Дивь на землю

Помнится до толковались, что Див это ангел. Ну, точно ангел. А падший ангел у нас кто? Надеюсь уточнять не надо?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 01 авг 2021, 19:06

corvin писал(а):Помнится до толковались, что Див это ангел. Ну, точно ангел. А падший ангел у нас кто? Надеюсь уточнять не надо?

Значит рано ещё ставить точку, за этим и нужна «Игра в бисер» с привлечением текстологов, археологов, сфрагистов, историков, и, конечно, лингвистов и славистов. В данном случае мы имеем устойчивую метафору, которая была популярна в XIIв:

    « Азъ бо есмь аки óна смоковница проклятая:
    Не имѣю плода покаянию...

    Азъ бо есмь, княже, аки древо при пути:
    Мнозии бо посѣкають его и на огнь мечють…
    »
    (СДЗ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 01 авг 2021, 23:33

Хотелось вернуться к фразе "Слова": "и древо не бологомъ листвие срони". Это можеть быть, как факт поражения Ольговичей, которые отступив от Богоугодных дел попали под власть языческих сил. Метафорически "мысленное древо". сбросившее свою листву может символизировать безумие. Так как точную дату пока не удалось установить бесспорно написания "Слова". в этой фразе может присутствовать аллегория на гибель в Галиче трех братьев Игоревичей. которые были повешены галичанами в борьбе против Ольговичей за галичский стол. Это случилось по разным источникам или в 1208 г. или же в 1212 г. В этом случае под древом сронившем листья могло подразумеватьсначала я родовое древо Ольговичей, потерявшем в одночасье три ветви своего рода. В пользу этого может служить еще одно упоминание о древе в "Слове": "древо с тугою къ земли преклонилось" как символ родового древа. скорбящего за погибшими. В этом случае датировку написания "Слова" необходимо отодвигать на более позднее время, датируя время написания не ранее начала XIII ст. Скорее всего "Слово" не было написано сразу в один прием, а в более ранний текст могли вноситься правки и добавления в связи с какими либо событиями. связанными с Ольговичами.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 03 авг 2021, 08:57

краевед писал(а):Хотелось вернуться к фразе "Слова": "и древо не бологомъ листвие срони". Это можеть быть, как факт поражения Ольговичей, которые отступив от Богоугодных дел попали под власть языческих сил. Метафорически "мысленное древо". сбросившее свою листву может символизировать безумие.

Если Вы имеете ввиду генеалогическое древо Ольговичей, то не факт, что XIIв в виде дерева родовую связь изображали, а человека в виде «мысленного древа», приносящие добрые плоды или бесплодной смоковницы, чьи листья стрясают, а саму её посекают, представляли. Ведь в контексте где древо не бологом листья сронило не идёт речь о всех Олеговичах, только об Игоре.

    «Воскликнув громко, Он сказал: «срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его..»(Дан.4:11)

    «И видит Ангела, сшедшим с неба, чтобы мог дознать, что определение о нем произнес сам Владыка всяческих. И слагая с себя царскую власть, научается он, кто дал ему царства. Ибо видит дерево посеченным и ветви отделенными от него, то есть князей, военачальников и воевод, и кому вверена была царем какая-либо другая правительственная власть. Видать же листья отрясенными, то есть, славу, какою был окружен на подобие листьев, видит преходящею и увядающею; а плод – рассыпанным, потому что, когда царь подвергся сему бедствию, сборщики дани не боязненно уже оную обращали в свою пользу. Да позыблются, сказано, зверие под ним, и птицы с ветвей его…»
    (толкование блж Феодорита Кирского)

краевед писал(а): Так как точную дату пока не удалось установить бесспорно написания "Слова". в этой фразе может присутствовать аллегория на гибель в Галиче трех братьев Игоревичей. которые были повешены галичанами в борьбе против Ольговичей за галичский стол. Это случилось по разным источникам или в 1208 г. или же в 1212 г.

Не проходит, до нынешнего Игоря (ум.1202) и къ горамъ кіевскимъ: сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи – Давыдовы (1187-1194).

краевед писал(а): В пользу этого может служить еще одно упоминание о древе в "Слове": "древо с тугою къ земли преклонилось" как символ родового древа. скорбящего за погибшими. В этом случае датировку написания "Слова" необходимо отодвигать на более позднее время, датируя время написания не ранее начала XIII ст. Скорее всего "Слово" не было написано сразу в один прием, а в более ранний текст могли вноситься правки и добавления в связи с какими либо событиями. связанными с Ольговичами.

Приведите пример XII изображения родовых связей в виде древа, пока это только предположение, а "мысленное древо" в виде христианина с плодами достойными покаяния или смоковницы, обреченную на посекание, установленный ФАКТ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение userdez » 03 авг 2021, 23:25

Уважаемый corvin предполагает , что "стакан наполовину пуст" и в этом виноват дьявол. Мне же приятнее, что он наполовину полон и предназначен ангелу-херувиму.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 04 авг 2021, 17:25

Если предположение Див это ангел ведет к явной нелепости, то в этом виноват дьявол?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 37