"Мысленный волк" и другие метафоры

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

"Мысленный слон"

Сообщение Лемурий » 24 янв 2021, 01:53

В завершении обзора "мысленных" метафор продублирую материал из темы о древнерусском зодчестве, чтобы всё "мысленное" было в одной теме:

Изображение
"Слон" в декоративном орнаменте Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, XIII в.

    О животном слоне

    Есть животное на горе, называемое слон. У этого животного нет страсти к соитию. И если хочет иметь детей, идет на восток, недалеко от рая. Там есть дерево, называемое мандрагоровым. И идет вместе с самкой и самец. И самка отведывает первой от дерева, и дает своему мужу, и играет с ним, пока и он не отведает. Съев, самец тотчас соединяется с самкой, и она принимает во чреве. И когда время приходит ей родить, идет в пруд водный до тех пор, пока вода не дойдет до сосков ее. И так рождает дитя свое в воде. И приходит к сосцам матери и сосет. Слон же охраняет ее, рождающую, от змеи, потому что враг змея слону. И когда он находит змею, то топчет ногами и убивает ее. Особенность же слона такова: когда упадет, не может встать, ибо не имеет суставов в своих коленах. Как же падает он? Когда хочет спать, то, прислонившись к дереву, спит. Индийцы же, зная об этом свойстве слона, идут и подпиливают дерево немного. Приходит слон, чтобы прислониться, и, как только приблизится к дереву, падает дерево вместе с ним. Упав же, не может встать. И начинает плакать и кричать. И слышит другой слон, и приходит помочь ему, но не может поднять упавшего. Тогда оба кричат, и приходят другие двенадцать, но и они не могут поднять упавшего. Тогда кричат все вместе. После всех приходит маленький слон, подкладывает свой хобот под слона и поднимает его. Свойство же маленького слона таково: если зажечь его волос или кости в каком-то месте, то ни демон, ни змей туда не войдет и никакое другое зло там не случится.

    Толкование.

    Как образ Адама и Евы истолковываются: Адам и жена его пока были в неге райской до согрешения, не знали тогда еще соития и не имели мысли о соединении. Но когда женщина съела от дерева, то есть от мысленных мандрагор, и дала мужу своему, тогда познал жену Адам и родил Каина на дурных водах. Как сказал Давид: «Спаси меня. Боже, ибо достигли воды души моей». И пришедший большой слон, то есть Закон, не смог поднять упавшего. Затем пришли 12 слонов, то есть лик пророков, и они не смогли поднять его. После всех пришел мысленный слон, или же Христос Бог, и поднял упавшего с земли. Первый из всех стал меньшим из всех, «Сам уничижил Себя, приняв рабский облик», чтобы всех спасти.


    Примечание:
    Глава «О слоне»: В греч.: «подкладывает хобот свой под слона и поднимает его». В русских списках отсутствует слово, обозначающее, чем именно поднимает лежащего малый слон...
    ---
    Дмитриев Л.А. (ред.) Физиолог, СПб: Наука, 1996, С.112,151-152.


Большой слон, которого поднимает малый (мысленный) слон = Закон Моисея, который смещает Благодать христианства (подробно в СЗБ и ПКС).

Так и на рельефе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском - малый СЛОН над головой человека, т.е. образ мысленного слона = Иисуса Христа.

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Скача, славію, по мыслену древу

Сообщение Лемурий » 24 янв 2021, 02:30

Самое время перейти к самому главному - мысленному древу Бояна:

    О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы обаполы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы...

Итак, как мы разобрали ранее все метафоры с прилагательным "мысленный" меняют значение существительного:

"Мысленный волк" еже есть дьяволъ (Слово о посте, Октоих);

"Мысленный фараон" мысленное, т. е. духовное, мировоззренческое рабство человека суевериям и предрассудкам (Акафист Пресвятой Богородице, Октоих);

"Мысленный виноград" Боже́ственное гро́здие возрасти́сте, источа́юще спаси́тельное вино́ сла́внии апо́столи = о Богородице, вырастившей виноградную лозу Иисуса Христа [Мк.15:1] (Октоих)

Мысленный рай древо жизни расцвело от Девы в пещере. Её чрево явилось мысленным раем. (Тропарь рождественского предпразднства. Тропарь глас 4.)

Мысленная Ева плотский страстный помысел (Великий канон Андрея Критского)

Мысленный слон или же Христос Бог (Физиолог)

Мысленное древо есть человек от плода познаваемый: «В плоде, а не в листьях или корнях может быть познано покаяние, ибо и Господь проклял дерево, которое имело листья, но было бесплодно; Он не принимает исповедания (бываемого только на словах) без плода – удручения тела» (Двоеслов. Кн. 6).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Скача, славію, по мыслену древу

Сообщение Lukman » 24 янв 2021, 10:03

Лемурий писал(а):Самое время перейти к самому главному - мысленному древу Бояна:

    О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы обаполы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы...

Итак, как мы разобрали ранее все метафоры с прилагательным "мысленный" меняют значение существительного:

Мысленное древо есть человек от плода познаваемый: «В плоде, а не в листьях или корнях может быть познано покаяние, ибо и Господь проклял дерево, которое имело листья, но было бесплодно; Он не принимает исповедания (бываемого только на словах) без плода – удручения тела» (Двоеслов. Кн. 6).

Такой вариант:
"Мыслено древо" СПИ - это Древо памяти.
Тогда плодами этого древа уже будут новые мысли. Притом это любые мысли, также относящие не только к категории благих мыслей, так скажем.
Ведь во фразе СПИ речь о воспевании "славы", т.е. о битвах и походах.
Вообщем тут не столько христианского подтекста, сколько языческого.
Аватара пользователя
Lukman
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1460
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Скача, славію, по мыслену древу

Сообщение Лемурий » 24 янв 2021, 13:42

Lukman писал(а):"Мыслено древо" СПИ - это Древо памяти.
Тогда плодами этого древа уже будут новые мысли. Притом это любые мысли, также относящие не только к категории благих мыслей, так скажем.
Ведь во фразе СПИ речь о воспевании "славы", т.е. о битвах и походах.
Вообщем тут не столько христианского подтекста, сколько языческого.

Очень близко! Только исходить надо из толкований святителей. Пока не нашёл первоисточник Григория Двоеслова и его толкование в интерпретации свт Димитрий Ростовский в "Келейном летописце", но суть такая:

Человек - это древо, о котором можно судить по плодам (= трудам) его. Корни древа - покаяние и намерение к исповеданию, листья - исповедание грехов и обещания исправления, плоды - труды и подвиги. "Утверждай намерение как корень, умножай слова как листья, но если ты не имеешь достойных покаяния плодов, подвигов, говорю, трудов и усердного тщания об удовлетворении за грехи, то ты бойся проклятия..." (Келейный летописец)

    18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
    19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
    20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
    21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет..."
    ( Мф. 21:18-21)
    ---
    13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
    14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его..."
    (Мк. 11:13-14)
В XII веке на Руси тоже сравнивали себя с "мысленным древом" - смоковницей:

    "Азъ бо есмь аки óна смоковница проклятая: не имѣю плода покаянию..."(СДЗ)
Здесь повторение метафоры Григория Двоеслова: Даниил Заточник сравнивает себя с "мысленным древом", давшим только листья покаяния, но не имеющим плодов, отчего и проклятым.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Скача, славію, по мыслену древу

Сообщение Karl » 24 янв 2021, 18:25

Лемурий писал(а):Мысленный слон или же Христос Бог (Физиолог)


Там же
Физиолог говорит о льве, что три свойства он имеет. Первое его свойство таково: когда ходит по дорогам1 и приходит к нему запах охотников, то хвостом своим заметает следы свои, чтобы следующие по следам его охотники не нашли логова его и не поймали его.
Так и Спас мой, мысленный лев2 «из колена Иуды», «корень Давидов», посланный вечносущим Отцом, скрыл мысленные следы свои, то есть божественность.
2 «Одолевший» (или «победивший») читается после слова «лев» в другой группе греческих текстов.
https://facetia.ru/node/2653

Естествослов сказал о льве, что имеет он три свойства.
Первое свойство таково: когда блуждает о в горах и придет к нему запах охотника, он хвостом своим сокрывается свои следы, дабы не смогли охотники, пройдя по следу его, найти логово его и застигнуть его.
Так и Христос наш, мысленный Лев победивший, от колена Иудина, от корня Давидова, посланный от безначального Отца, сокрыл мысленные следы Свои, сиречь естество божественное.
https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averi ... huzhina/27

Лев, как символ скрытности?)
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Скача, славію, по мыслену древу

Сообщение Лемурий » 24 янв 2021, 18:40

Karl писал(а):
Так и Христос наш, мысленный Лев победивший..

Лев, как символ скрытности?)

В параллельной теме Вас поддержал Усердец:

userdez писал(а):Интересное слово "ловитва", вспомнил, что недавно попадалось, нашёл. Антиох, глава "О мыслех", лист 214, старая нумерация, низ. Кстати, зря уважаемый Карл отказался от мысли о льве. " Лая бо льстивый львъвъ...ставить намъ сети и ловитвы, мысли нечистъ и нечестивъ...".

"Мысленный лев", расставляющий ловитвы, с которым борется Христос, тоже получается "ловец душ человеческих".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

"Мысленное древо" Стефана Яворского

Сообщение Лемурий » 24 янв 2021, 18:52

Нашёл более ранее толкование "мысленного древа" и снова ссылка на Григория Двоеслова:

    "Аще убо древо еси мысленное, человече Христианский! вниди в себе и разсуди, приносиши ли плоды достойны покаяния; даеши ли плоды во время свое звания твоего; Вниди в себе и со трепетом помышляй, дабы о тебе не речено было, еже о неплодной смоковнице, безплоднаго человека образующей: посецы ю, вскую землю упраждняет: «всяко бо древо нетворящее плода добра посекаемо бывает» [Лк 3:9].

    Видел иногда древо некое превеликое во сне Навуходоносор царь Вавилонский, якоже глаголет: «зрех, и се древо среди земли, и высота его возвеличися зело, и досязаше до небеси, и корение его в концех земли всея, и под ним веселяхуся вси зверие земнии» [Дан. 4:9].

    Кто бы, мню, не похвалил красоты древа сего; Древо сие и плод мног приносило: плод его мног: но понеже не ради человеков, но токмо ради зверей, не плод добр, но токмо плод ради скотов, якоже тамо пишется: и под ним веселяхуся вси зверие дивии, и птицы небесныя. Того ради глас бысть с небеси: «посецыте дуб, побийте ветвия его и обрушите листвия его, и разсыплите плод его» .
    Мнозии суть людие сицевыи, иже видятся плодоносни, внутрь же суть праздныя яблоки Содомския. Приносит ин плод, зрится постящимся, но токмо да явится человеком: не вкушает снеди, а снедает человеков: дает ин милостыню, мнится плод добр творити, но от грабления снедает домы вдовиц: является ин всегда в молитвах: изрядный плод, но внутрь исполнен осуждения, оклеветания, сквернословия. Сия древеса аще и приносят плоды, но понеже не добрые, но скотские: услышат тоежде речение, еже о дубе Навуходоносора: посецыте дуб. Зрите убо древеса безплодныя и злобныя! занимаете ныне место в винограде Церкви Христовы, но близ ваше есть посечение: уже бо и секира при корени древа лежит. Сотворите ныне плоды достойны покаяния, процветайте ныне всякими добродетелями, за которыя будете древеса сажденная в исходищах вечнаго блаженства...

    ...Мнози приемлют от точила сего, но не в насыщение, но на вящшую свою алчбу, якоже Двоеслов Григорий изрядно о сем беседует..//"

    ---
    Стефан (Яворский Семен Иванович; митрополит Рязанский и Муромский; 1658-1722). Проповеди блаженныя памяти Стефана Яворскаго, преосвященнаго митрополита Рязанскаго и Муромскаго, : бывшаго местоблюстителя престола патриаршаго, высоким учением знаменитаго, и ревностию по благочестии преславнаго. - Москва : Синодальная тип., 1804-1805. - 8°. Часть вторая. - [1], III, C.9-10
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Karl » 24 янв 2021, 19:39

Кстати, мысленными могут быть не только деревья, но и скалы
Что касается оленей, то нужно заметить, что порода их враждебна породе змей. А таковы все ученики Христовы, имеющие власть над мысленными змеями по слову Христову: "се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью" (Лк.10:19). Симмах перевел: "зайцы и ежи" (находят прибежище в скалах). Зайцы и ежи считаются животными нечистыми и слабыми; именно, Моисей говорит: верблюда и свиньи и зайца с мохнатыми ногами "не ешьте" (Лев.11:4-8). Итак, под этими животными Давид разумеет язычников. Они находят убежище в мысленной скале – Церкви, и в ней укрепляются и очищаются.
http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/5_2/p103


Lukman писал(а): на евразийском пространстве именно волк из всех животных относится к наиболее злобным, злым.
Ну змея ещё может поконкурировать.

см. выше
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 24 янв 2021, 21:52

Спасибо, уважаемый Karl, за новые "мысленные" метафоры

«Мысленная скала» = Церковь (Иоанн Златоуст)

Там же:

    «...церкви, подобно кораблям, по-своему плавая в этом мысленном море, принимают, верующих и перевозят их в некоторую другую землю или страну – в царство небесное...»
    —-
    Иоанн Златоуст Беседа на псалом 103

ИМХО прилагательное "мысленный" - маркер, указывающий на необходимость толкования, прямое значение основного слова в этом случае неуместно.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

"Мысленное древо" Бояна

Сообщение Лемурий » 25 янв 2021, 22:00

Самое время подвести итог изысканий по "мысленным" метафорам толкованием строк СПИ, связанных с Бояном.

    Боянъ бо вѣщій, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы.
    Помняшеть бо речь първыхъ временъ усобіцѣ, тогда пущашеть соколовь на стадо лебедѣй, который дотечаше, та преди пѣсь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю.
    Боянъ же, братіе, не і̃ соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху...

    О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы обаполы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы..."

Первое же прилагательное "вѣщій" приравнивалось ранее к слову языческий. Открываем христианскую литературу:

    "Краснопе́снивая цевни́ца Боже́ственнаго Духа,/ слави́й и щур Боже́ственных песней,/ свире́ль церковная/ всем нам своя предлагает сладкопе́сненная учрежде́ния/ и теми весели́т Богому́дрыя.
    Светле́йший свети́льник и проза́рнейший,/ сладковеща́нная гусль,/ струна́ благознамени́тых Духа слове́с ...
    В тебе, отче, известно спасе́ся еже по образу:/ прии́м бо крест, последовал еси Христу/ и, действуя, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежа́ти же о души вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы сра́дуется, преподобне Романе, дух твой..."

    ---
    Минея Октябрь. Роману Сладкопевцу

Боян как автор первого кондака гимнограф Роман Слакопевец "славий", "вещий", как Давид Псалмопевец "«Удари, рече, Давыд, в гусли и возложи прьсты своя на живыя струны, и на иныя накладая...».

Автор недвусмысленно намекает, что Боян был гимнографом (= пѣ(с)творецъ стараго времени Ярославля - Ольгова") старого времени периода Устава Великой Константинопольской Церкви (ВКЦ) до 1060-х, когда было принято технически украшать каноны акростихом свивая обаполы (= краестрочия) тропарей (= слав сего времени).

Так что за "мысленное древо" гимнографа?

    "святой Григорий Двоеслов, назвав человека древом, от плода познаваемым, говорит: «В плоде, а не в листьях или корнях может быть познано покаяние, ибо и Господь проклял дерево, которое имело листья, но было бесплодно; Он не принимает исповедания (бываемого только на словах) без плода – удручения тела» (Двоеслов. Кн. 6).

    Мы же внемлем тому, что доброе древо не по корням и листьям, а по добрым плодам познается; так же и истинное покаяние по удовлетворению. Человек есть мысленное древо, имеющее корень покаяния своего в помысле и намерении исповедания грехов; имеет он и листья – это уже само исповедание грехов Богу пред отцем духовным и обещание исправления; плоды же этого древа – удовлетворения и подвиги. Познается поэтому истинное покаяние не по корню намерения и не по листьям исповедания и обещания, но по самым плодам удовлетворения. Утверждай намерение как корень, умножай слова как листья, но если ты не имеешь достойных покаяния плодов, подвигов, говорю, трудов и усердного тщания об удовлетворении за грехи, то ты бойся проклятия..."

    ---
    свт Димитрий Ростовский Келейный летописец"

Для христианина важно оставить о себе память в виде трудов и подвигов, дабы не стать смоковницей без плодов: «Сотворите убо плоды достойны покаяния» (Лк. 3, 8.)

    "Азъ бо есмь аки óна смоковница проклятая: не имѣю плода покаянию...

    Азъ бо есмь, княже, аки древо при пути: мнозии бо посѣкають его и на огнь мечють"

    ---
    Слово Даниила Заточника (XIIв)

Ну и, наконец, «горы» к которым стремиться гимнограф Боян:

Круг замкнулся: «мысленное древо» = плоды трудов от "корня" покаяния, "горы" есть "Христовы заповѣди святых апостолъ и пророкъ и святых отецъ", а "вбежать (= рыскать) на горы" = покаяние.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Арсений » 26 янв 2021, 14:24

В украинском языке два слова означающие охоту-мисливство и полювання. Ловитва, предположительно, болгарское слово.

"ЛОВИТВА
МИСЛИ́ВСТВО (добування диких звірів і птахів як промисел); ПОЛЮВА́ННЯ (розшуки, вистежування й переслідування диких звірів і птахів з метою вбити або спіймати їх); ЛОВЕ́ЦТВО, ЛО́ВИ, УЛО́ВИ (ВЛО́ВИ), ЛОВИ́ТВА, УЛО́В (ВЛОВ) заст. (перев. із засобами ловіння); СТРІЛЕ́ЦТВО розм. (з рушницею). Між ними був і знайомий уже місцевий справник Семен Семенович Хрєнов, охочий до мисливства і різних напоїв (О. Довженко); (Сотник:) Сьогодні запросив я вас до себе на полювання (О. Стороженко); На ловецтві.. найкраще знався він У всій країні (М. Рильський); Старий гетьман Ксаверій кохався у ловах, держав двісті ще й п'ятдесят вловчих собак (І. Нечуй-Левицький); — Ми на влови тут ходили, — На весілля вепра вбили (Л. Первомайський); Колись побавився пан, ловлячи вовків. Занедбав тую ловитву (Марко Вовчок); Не тоді пси годувати, як на улов іти (М. Номис); Мій старший брат, знаєте, та кохався у стрілецтві (Ю. Федькович)."(https://1675.slovaronline.com/16328-%D0 ... 0%B2%D0%B0 )

"Мисливство - вид спеціального використання тваринного світу шляхом добування мисливських тварин, що перебувають у стані природної волі або утримуються в напіввільних умовах у межах мисливських угідь." (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1478-14#Text )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 26 янв 2021, 17:32

Арсений писал(а):Ловитва, предположительно, болгарское слово...

Старославянское хотите сказать, до XIIв всю церковную литературу в переводе из Болгарии привозили.

    Происходит от гл. ловить, далее из праслав. *lovъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. ловъ (др.-греч. ἄγρα, θήρα), русск. лов, укр. ло́ви мн. «охота», болг. лов «охота, добыча», сербохорв. ло̑в (род. п. ло̏ва), словенск. lòv (род. п. lóva), чешск. lov. Отсюда др.-русск., ст.-слав. ловити, русск. лови́ть, ловлю́, укр. лови́ти, болг. ло́вя, сербохорв. ло̀вити, ло̀ви̑м, словенск. lovíti, чешск. lovit, польск. łowić, в.-луж. łojić, н.-луж. łoiś. Родственно лит. lãvyti, lãvyju «упражнять, развивать», pralãvinti «учить», lavùs «ловкий, проворный» (см. ло́вкий), далее греч. атт. λεία ж. «добыча» (*λᾱιᾱ, дор. λᾱία — то же, ἀπολαύω «наслаждаюсь», ληίς «добыча», ληΐζομαι «уношу в качестве добычи», готск., др.-исл. laun «награда», др.-в.-нем. lo^n, др.-инд. lṓtam, lṓtram ср. р. «добыча», лат. lucrum «выигрыш». ирл. fо-lаd «богатство» (*vo-lauto-), lúag «похвала».
    ---
    ЭС М.Фасмера
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Арсений » 26 янв 2021, 20:46

Русские словари тоже не бессловесны. В них есть слово "промысел", а также словосочетание "промысл Божий" (способность предвидеть). М. Фасмер не расшифровал слово "промысел", но указал на греческое слово βυσσοδομεύω-втайне замышлять, что приближает к расшифровке слова "промысел.

" ПРО́МЫСЕЛ1, -сла, м.

1. Ремесло или какое-л. другое занятие как источник средств к существованию. Гончарный промысел. Кузнечный промысел. Кустарные промыслы. Охотничий промысел. □ — Примись за промысел любой: Железо куй иль песни пой И села обходи с медведем. Пушкин, Цыганы. Главный промысел жителей [деревеньки] — клюква. Собирают ее десятками тонн. Песков, Шаги по росе. || Подсобное занятие при основном занятии сельским хозяйством. Отхожие промыслы. □ Деревенский надел был небольшой, земля тощая, — мужики почти все ходили в Москву на промыслы. А. Н. Толстой, Сестры. || Разг. Занятие по добыванию имущества и денег предосудительным образом (воровством, мошенничеством и т. п.). Днем туда идти было бессмысленно — беспризорники расходились на промысел, а ночью — страшно. Кнорре, Каменный венок.

2. Добывание (зверя, птицы, рыбы) охотой, ловлей. Макшеев и Громеко занялись уженьем рыбы в устье речки. Промысел оказался таким удачным, что через час одному пришлось уже приступить к чистке рыбы и развешиванию ее на протянутых веревках. Обручев, Плутония. В осеннее позднее время, перед ледоставом, начинался на северном Каспии промысел тюленя. Соколов-Микитов, Последнее путешествие.

3. обычно мн. ч. (про́мыслы, -ов) с определением. Промышленные предприятия (или сеть предприятий) добывающего типа. Соляные промыслы. Железорудные промыслы. Нефтяные промыслы.

ПРО́МЫСЕЛ2 см. промысл.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека." (https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0 ... 0%B5%D0%BB )

"промы́шленность (Карамзин), промы́шленные заво́ды, уже у Посошкова. От промы́слить, промышля́ть, про́мысел (см. мысль). Ср. лат. industria, industrius от *endostruos "строящий в глубине, внутри" (Вальде–Гофм. 1, 696), гомер. βυσσοδομεύων.
Этимологический словарь русского языка. — М.: ПрогрессМ. Р. Фасмер"

"1 βυσσοδομευω
     βυσσοδομεύω
     βυσσο-δομεύω
    втайне замышлять, тайно затевать, обдумывать про себя"
Древнегреческо-русский словарь > (https://translate.academic2.ru/%CE%B2%C ... %89/el/ru/ )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение userdez » 28 фев 2021, 12:43

Тр.-Сер., фонд 304, номер 704, Патерик скитский, листы 167-170 об.:
"древеса словесная, мысленаго сего Соломона"
О "Мысленом рае" есть целая глава в ф. 304.,номер 180, Симеона Богослова
на листе 73 0б.
https://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-704/#image-172
https://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-180/
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 28 фев 2021, 13:32

Вторую ссылку нашёл, уважаемый Усердец, первую нет.

Так что обозначают «мысленный рай» и «мысленный Соломон» ?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22