"Мысленный волк" и другие метафоры

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 07 окт 2021, 20:32

corvin писал(а):Если факты не соответствуют теории, то тем хуже для фактов.

У Вас есть факты что Залозник и Соляной были сухопутными путями? Из летописи мы только знаем о защите днепровских порогов, где купцы вынуждены вытаскивать товары на берег, а так как и Гречник из Двины к грекам, оттуда вверх по Днепру в ладьях. А то что схематически на карте нарисованы направления, это просто начальный и конечный пункты.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24140
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 07 окт 2021, 20:45

То что в СПИ есть призыв к защите торговых путей не доказано. Вот о чем речь.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 07 окт 2021, 23:12

Главная цель СПИ - объединение князей перед лицом опасности для Руси, исходящей от Поля. уважаемый Лемурий.
Оно могло и бвло написано в конце 12 в.. но нельзя исключать и того. что нашествие монголов заставило автора или же его последователя вдохнуть в СПИ новую жизнь. Например. речь идет о киевском столе. который автор призывает защитить Всеволода Большое гнездо: "великий княже Всеволоде не мыслию ти прелетети из далеча отня злата стола поблюсти". Такое обращение могло быть обращено и к уже к мертвому князю, который не может защитить Киев. т.к. в поэтическом контексте взлетел на небо.
Описание битвы Игоря с половцами: "трещатъ копия харалужныя въ поле незнаеме среди земли половецкыи черна земля подъ копыты костьми была посеяна а кровию польяна тугою взыдоша по Рускои земли" может оказаться намеком на битву на реке Калке Руси в союзе с половцами против монголов. В этом случае река Каяла может быть олицетворением реальной реки Калки. СПИ писалось для современников, мы доподлинно не знаем пути формирования древнерусского произведения. которое могло быть дописано позже похода Игоря.
Почему автор СПИ не призывает к выступлению против монголов открыто? Мне видится. что произведение могло писаться уже тогда. когда Русь была захвачена монголами и автор в целях своей безопасности не упоминает про них. Г.Карпунин увидел во фразе: "не бологомъ листвие срони" намек на монголов. если прочесть вразу наоборот.
Возможно именно потому автор СПИ говорит про русскую землю более широко. упоминая о ней, как об чем-то цельном, захваченную новым врагом. В период властвования монголов на Руси произведений. призывающих к освобождению от их гнета практически не было или же все таки были. но несли в себе скрытые намеки на выступление объединеными силами против монгол?
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Торговые пути Руси XII века

Сообщение Лемурий » 08 окт 2021, 00:05

corvin писал(а):То что в СПИ есть призыв к защите торговых путей не доказано. Вот о чем речь.

Показываю наглядно. В конце XII века существовали следующие торговые пути:

1. Гречник - речной + морской по Понтийскому (Чёрному) морю торговый путь.

    "И бѣ путь из Варягъ въ Грѣкы, и изъ Грѣкъ по Днепру, и вѣрхъ Днѣпра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из негоже озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево, и того озера внидет устье в море Варяское..."(ПВЛ)

"Путь из Варягъ въ Грѣкы" же шёл через Двину и Торопец.

    "Название Двины мы встречаем впервые у Нестора: "Днепр бо потече из Волковьского леса и потечет на полдне, а Двина ис того же леса потечет на полунощье и внидет в море Варяжьское" ("Летопись" по Лаврентьевскому списку, стр. 6). Древнейшие народы, жившие по З. Двине, — кривичи, полочане, земигола, летьгола, или латыши, ливы. Более других в деле колонизации З. Двины известны полочане (полоцкие князья). Хотя прямые известия об обладании ими и нижним течением З. Двины относятся только к второй половине XII в., когда латыши и ливы платили им дань и поставляли отряды во время войны, но свидетельство Генриха Латыша и ливонской летописи подтверждают, что придвинские народцы задолго еще до прихода немцев были данниками полоцкого князя. Те же летописи говорят, что полоцкие князья рано стали строить на З. Двине свои города, и называют два таких города: Герсик (см.) и Кукейнос. Во второй половине XII в. в устья З. Двины являются немцы, по обыкновенному предположению — бременские купцы, вскоре образовавшие здесь свои колонии...
    Важное значение еще с древних времен имела Западная Двина и по торговле. По ней проходил торговый "путь из Варяг в Грекы"; ее знали норманнские торговцы, по ней ходили в Византию готландские моряки. По ней же ходили и русские к Варяжскому морю и на о. Готланд. Особенно развилась торговля со времени поселения в нижн. течении З. Двины немцев. В 1210 г. состоялся первый торговый договор Риги с Полоцком, в котором, вероятно, участвовали Витебск и Смоленск и по которому З. Двина объявлена свободною для плавания всех купцов. Вскоре возникли торговые конторы и поселения немцев в русских городах и русских — в Риге..."

    ------
    ЭС Брокгауза и Эфрона "Западная Двина"

«Двина болотомъ течетъ онымъ грознымъ полочаномъ подъ кликомъ поганыхъ...»

Про обмеление (= болотомъ течетъ) в XII-XIII вв притока З. Двины реки Торопа, протекающей через Торопец (Побойнин 1902:7).

2. Торговый морской путь между Новгородом и о. Готланд. великое буйство подасть хинови...cе бо Готьскыя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня Рускымъ златомъ см. о захвате жителями "Хинской земли" карелами Сигтуны летом 1187 и изъятии в связи с этим нападением "русского злата" у новгородских купцов зимой 1187/88.

3. Торговый речной путь: Регенсбург - Прага - Краков - Перемышль на болони реки Сан - "королевский путь" - перевал через Карпаты - Плеснеск - Киев.

    "Перемышль стоит на правом берегу реки Сана, при впадении в неё Вагры. Здесь должен был проходить древний торговый путь из Регенсбурга через Прагу на Краков и далее в Русь. Этим и определялось торговое значение города, бывшего одновременно и порубежным городом и складочным пунктом..." (Тихомиров 1956)

Галичкы Осмомыслѣ Ярославе! Высоко сѣдиши на своемъ златокованнѣмъ столѣ, подперъ горы Угорскыи свои желѣзными плъки, заступивъ королеви путь, затворивъ Дунаю ворота, меча [б]ремены чрезъ облаки, суды рядя до Дуная.

Между речными системами Дуная и Днепра cо складом в Перемышле на болони реки Сан и складом в Плеснеске нужно было перетаскивать "на колѣхъ" бремена (= купеческие товары) по перевалу через высокогорные Карпаты, отсюда и метафора метать товары под облака. Отсюда и опасение захвата ключевых городов этого торгового пути "бусовыми вранами" (= пьяными уграми) в "мутен сне":

Изображение

Всю нощь съ вечера бусови врани възграяху у Плѣсньска: «На болони бѣша дебрь<с>ки Сан<и> и несош<а я> къ синему морю»

4. Залозник и 5. Солоный - речные (?) торговые пути. Эти пути точно проходили по реке близ Канева, ведь именно туда, для защиты купцов, вынужденных перетаскивать в обход днепровских порогов, призывает в 1170 князей Мстислав Изяславич:

    "Вложи Бог в сердце Мьстиславу Изяславичю мысль благу о Рускои земли. И съзва братию свою и нача думати с ними. Река им: "- А уже у нас и Гречьский путь изъотимають и Солоный и Залозный. А лѣпо ны было братье възряче на Божию помочи и на молитву святоѣ Богородици поискати отець своих и дѣд своих пути и своей чести ..." (Ипат. 1170)


Вероятно, эти торговые пути далее проходили по Суле, поскольку, если Двина болотомъ течетъ о Гречнике, то Уже бо Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю о Залознике и Солоном через Сулу выходящих по реке к Каневу.

P.S. Между реками у купцов ждали артели перевозчиков "на колѣхъ", как пример таких перевозов волоком Побойнин 1902:7-8.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24140
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 08 окт 2021, 00:23

краевед писал(а):Г.Карпунин увидел во фразе: "не бологомъ листвие срони" намек на монголов. если прочесть фразу наоборот.
Возможно именно потому автор СПИ говорит про русскую землю более широко. упоминая о ней, как об чем-то цельном, захваченную новым врагом. В период властвования монголов на Руси произведений. призывающих к освобождению от их гнета практически не было или же все таки были. но несли в себе скрытые намеки на выступление объединенными силами против монгол?

Не надо читать книги "наоборот", уважаемый краевед, мы же не в синагоге).

    "Аще убо древо еси мысленное, человече Христианский! Вниди в себе и разсуди, приносиши ли плоды достойны покаяния; даеши ли плоды во время свое звания твоего; Вниди в себе и со трепетом помышляй, дабы о тебе не речено было, еже о неплодной смоковнице, безплоднаго человека образующей: посецы ю, вскую землю упраждняет: «всяко бо древо нетворящее плода добра посекаемо бывает» [Лк 3:9]." (Стефан Яворский 1804/5:9-10)
Не бологомъ листвие срони = смоковница безплодная, яже посекаема бывает. Ср. "И будет, яко древо саждение при исходиштих водам, еже плод свои даст в время свое и лист его не упадет" (Бол. Пс. 2) (Кусков, 1978)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24140
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 08 окт 2021, 12:34

Даже и без чтения наоборот, в СПИ видны места которые могут относиться только к 13-му веку:
Содрогнулась земля и сулицы свои побросали: характеристика Романа Мстиславича верная после 1202 года.
Шестикрыльцы: 1228 – принятие схимы (ангельского образа) Мстиславом Удатным.
Дань по белке со двора: В 1257 г. монголы предприняли перепись населения — «запись в число».
Закройте полю ворота: постоянные вторжения монголов, начиная с похода Батыя в 1237 г.
Лучше убитым быть, чем плененным быть: Зависимое положение (вавилонский плен) русских князей после прихода монголов в 13-ом веке.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 08 окт 2021, 22:48

Как мы знаем, ряд исследователей до сих пор остающееся "темным" место из СПИ: "и беша дебрь кисаню" предложили эту фразу, ссылаясь на возможную порчу текста при переписывании более раннего списка читать как: " и быша декабрьски сани", считая. что речь идет о неких декабрьских похоронных санях из сна Святослава. на которых увозят его тело в церковь на отпевание. Как известно, Святослав умер летом 1194 г. и декабрьские похоронные сани к его смерти не должны иметь отношения. А были ли случаи в летописных источниках, когда летописцы сообщали о смерти какого либо князя в декабре. Оказывается, были! И умершего князя везли именно на декабрьских похоронных санях из Любомля во Владимир. Вот как описывает владимирский летописец смерть князя Владимира Васильковича. внука Романа Мстиславича в ГВЛ: "6796 (1288) Володимиръ сынъ Васильковъ вноукъ Романовъ княживъ по отци . К . летъ преставление же его было во Любомли городе... В лето 6797 (1289) месяца ДЕКАБРЯ во . I . День на святого отца Мины... привезъшимъ же и во Володимеръ оу епископью ко Святое Богородици и тако поставиша и на САНЯХЪ во церкви зане быс поздно...".
Автор СПИ был пророк, упомянувши в своем произведении декабрьские похоронные сани? Что это, невероятное совпадение? Автор СПИ, что из конца 13 века? А из чего были сделаны декабрьские похоронные сани. уж не из тиса ли?
Можно обратить внимание и на то. что летописец князя Владимира употребляет в своей статье словарный запас автора СПИ. в летописной статье находим и слово "хоробор". которое по словам текстологов очень редко употреблялось в древнерусских памятниках письма. а у владимирского летописца есть!
Не менее интересно сравнить написание летописцем слова "позно" как "позДно", сравнивая его с написанием в СПИ, где Святослав упоминается как: "Святъславъ грозДный великий киевьскый". Что это тоже простое совпадение. или же это характерный способ написания, слов. присущий одному человеку, когда после буквы "З" писавший вставляет букву "Д"?
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 09 окт 2021, 01:22

corvin писал(а):Содрогнулась земля и сулицы свои побросали: характеристика Романа Мстиславича верная после 1202 года.

К 1202 Роман объединил Галицкое и Волынское княжество, больше участвовал в зарубежных походах, всё больше на польскую землю топтал, где и погиб. А в СПИ латиняне (= католики) против языческих народов выступают. Если уж брат время позже 09.1188 то это поход Романа на ятвягов в 1196/97 и помощь Алексию III Ангелу в борьбе с половцами в 1201/02.

corvin писал(а):Шестикрыльцы: 1228 – принятие схимы (ангельского образа) Мстиславом Удатным.

Многие перед смертью схимниками становились, в призыве же не только Мстислав шестокрыльцем назван. Не все же они схиму приняли.

corvin писал(а):Дань по белке со двора: В 1257 г. монголы предприняли перепись населения — «запись в число».

«А козаре имахуть на полянех, и на сѣверехъ, и на вятичихъ, имаху по бѣлѣ и вѣверици тако от дыма"(ПВЛ 859) это ничтожная дань из повествовании о хазарах. Отсылка к летописи.

corvin писал(а):Закройте полю ворота: постоянные вторжения монголов, начиная с похода Батыя в 1237 г.

Только никого из приглашенных к 1237 году в живых нет, цель призвания тогда какая? К этому времени договор о совместных действиях в том числе с европейскими державами, был у Даниила Романовича Галицкого, он даже католичество ради этого принял. Тогда центром повествования был бы Галич, а не Киев.

corvin писал(а):Лучше убитым быть, чем плененным быть: Зависимое положение (вавилонский плен) русских князей после прихода монголов в 13-ом веке.

Только Автор к моменту написания знает, что все Ольговичи живыми в плен попали и ни один не был "потяту".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24140
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 09 окт 2021, 11:17

краевед писал(а):" и быша декабрьски сани", считая. что речь идет о неких декабрьских похоронных санях из сна Святослава. на которых увозят его тело в церковь на отпевание. Как известно, Святослав умер летом 1194 г. и декабрьские похоронные сани к его смерти не должны иметь отношения. А были ли случаи в летописных источниках, когда летописцы сообщали о смерти какого либо князя в декабре. Оказывается, были! И умершего князя везли именно на декабрьских похоронных санях из Любомля во Владимир.

Интересное совпадение, уважаемый краевед, только не учитывает контекст.

    Всю нощь съ вечера бусови врани възграяху у Плѣсньска: «На болони бѣша дебрь(с)ки Сан<и> и несош<а я> къ синему морю»
В низком месте реки были, заливном луге, далее идти должен гидроним, а не санки. Дебрь и Декабрь разные корни имеют. Да и в Вашей трактовке на санях оказываются «бусови врани». Со времён Барсова лучшего толкования этого места не было.

краевед писал(а): Можно обратить внимание и на то. что летописец князя Владимира употребляет в своей статье словарный запас автора СПИ. в летописной статье находим и слово "хоробор". которое по словам текстологов очень редко употреблялось в древнерусских памятниках письма. а у владимирского летописца есть!
Не менее интересно сравнить написание летописцем слова "позно" как "позДно", сравнивая его с написанием в СПИ, где Святослав упоминается как: "Святъславъ грозДный великий киевьскый". Что это тоже простое совпадение. или же это характерный способ написания, слов. присущий одному человеку, когда после буквы "З" писавший вставляет букву "Д"?

А где в СПИ "хоробор"? Даниил Заточник слова с тем же корнем употребляет:

    Княже, не держи богатества много, но раздаи хоробрым мужем. Златом хороброво мужа не добыти, а мужи хоробрые злата добудут. (Посл. Дан. Заточ.) - цит. по СССПИ "Хоробрый"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24140
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 09 окт 2021, 23:53

С географической точки зрения, уважаемый Лемурий, упоминание древнерусского города Плеснеска и реки Сан. притока Вислы необоснованно, т.к. река Сан большей частью протекает в Польше. только в верхнем течении в приграничных областях с Украиной. Даже если считать, что в древнерусское время Сан находился в Галичско - Владимирском княжестве, Плеснеск, хоть и несомненно крупный город с мощными фортификационными сооружениями не являлся стольным городом, чтобы упоминать о нем с точки зрения главного города этих земель, по которым текла и река Сан. Современной наукой город Плеснеск отождествляется с большим городищем у села Подгорцы, находящимся в юго-восточной части Львовской области. Городище отождествляемое с Плеснеском находится между истоками рек западный Буг и Серет. В виду того, что некоторые исследователи предполагают. что юные годы автора СПИ могли пройти в Плесенске (М.Ю.Брайчевский. Автор "Слова о полку Ігоревім" та культура Київської Русі", Київ, "Фенікс", 2005, С.247: "Є всі підстави вбачати в авторі "СПІ" галичанина, а особлива увага приділена Пліснеську - єдиному місту, чия топографія і ландшафт описані у творі, змушує замислитись, чи не в тому населеному пункту минули дитячі та юнацькі роки майбутього поета") ошибка в географии места расположения Плеснеска на реке Сан автором СПИ исключается.
Странно, что в СССПИ Вы увидели написанное более мелким шрифтом, не заметив написанное более крупным шрифтом с цитатой из СПИ относительно слова "хоробор". Посему привожу цитату из СССПИ в полном объеме:

Хоробрый — хоробрыи, -ая, -ое — отличающийся храбростью, смелый (1): Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо; далече залетѣло; не было онъ обидѣ порождено ни соколу, ни кречету, ни тебѣ, чръныи воронъ, поганыи Половчинѣ. 11.

1254: Не бѣ бо в землѣ Русцѣи первее, иже бѣ воевалъ землю Чьшьску ни Святославъ хоробры, ни Володимеръ святыи. Ипат. лет., 821 (XV в.). 1264: Данило князь добрыи, хоробрыи и мудрыи, иже созда городы многи и цьркви постави. Там же, 862. Хоробра борзо добудеш[и], а умнаго хоти бо ти дорого купити. Хороброму даи чашу вина — хоробрѣе будет. А умен дорого есть. Посл. Дан. Заточ. (Сол.), 81 (XVI в. ~ XIII в.). Княже, не держи богатества много, но раздаи хоробрым мужем. Златом хороброво мужа не добыти, а мужи хоробрые злата добудут. Посл. Дан. Заточ. (Ник.), 84 (XVII в. ~ XIII в.). Хоробрыи Пересвѣт поскакиваеть на своемь вѣщемь сивцѣ, свистомь поля перегороди. Задон. К-Б, 550 (XV в. ~ XIV в.). Топерво ужо намъ не быват на святой Руси ...не видатца ужа намъ будетъ з друзьями своими и с товарищи и з братьями... И отсталися от своея дружины хоробрые. Аз. пов. (поэт.),1 199 (XVIII в.). Всѣ къ намъ пригѣхали (так!) посещати всю нашу дружинушку хоробрую. Там же, 202.

▲ Собирал (Вольга) дружину себе добрую, / Добрую дружину хоробрую, / Собирал тридцать богатырей без единаго. Рыбн. Песни. (изд. 1-е), I, 1—2. Уш едёт поленичя да хоробра добрэ. / Она всякима утехами потешаицьсе, / Как дворянскима утехами молодецкима. Григор. Арх. был., III, 517. А гетьман хоробрый Наливайко — що во̃н думае гадае? / Що во̃н за долю товаришо̃в своих замышляе? Максим. Нар. укр. песни, I, 22.

◊ Хороброе — им. пад. ед. ч. ср. р.

129
Ср.: Храбрый.

Можно обратить внимание, что все примеры употребления слова "хоробр" относящиеся к 12 - 13 вв. если быть совсем уж точным, взяты из Галицко Волынской летописи, входящую в состав Ипатьевской.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Торговый путь из Регенсбурга в Киев

Сообщение Лемурий » 10 окт 2021, 02:05

краевед писал(а):С географической точки зрения, уважаемый Лемурий, упоминание древнерусского города Плеснеска и реки Сан. притока Вислы необоснованно, т.к. река Сан большей частью протекает в Польше. только в верхнем течении в приграничных областях с Украиной. Даже если считать, что в древнерусское время Сан находился в Галичско - Владимирском княжестве, Плеснеск, хоть и несомненно крупный город с мощными фортификационными сооружениями не являлся стольным городом, чтобы упоминать о нем с точки зрения главного города этих земель, по которым текла и река Сан.

Да простит меня corvin, повторю для уважаемого краеведа эту тему ab ovo.

Всю нощь съ вечера б<у>с<о>ви врани възграяху у Плѣсньска: «На болони бѣша дебрь(с)ки Сан<и> и несош<а я> къ синему морю». (Зализняк 2008:467), только у А. А. Зализняка речь бусови (=пьяного) воронья, ассоциация с уграми на р. Сан "угре же лежахуть пьяни яко мертви" (Ипат.1151), начинается со слов "У Плеслеска на болони", а в моей разбивке: сейчас пьяные врани у Плеснеска, а до этого были на болони реки Сан.

    "И придоша к рѣцѣ к Санови ниже города Перемышля, ту и сташа полкы своими всѣми ... городъ же Перемышль тогда взяли. Быша зане нѣкому ся бяшеть из него бити, но про то его не взяша, оже бяше дворъ княжь внѣ города на лузѣ надъ рѣкою надъ Саномъ и ту бѣ товаръ в немъ многъ..." (Ипат. 1152)
Лугъ (и потече къ лугу Донца) и болонь почти синонимы. Лугъ - заросшее лозняком низменное место у реки (по лозію ползоша) и болонь низменное место, заливной луг у реки. Если враны были на болони реки Сан, то это прямая ассоциация с городом Перемышль - складочным пунктом торгового пути из Регенсбурга в Киев.

    "Перемышль стоит на правом берегу реки Сана, при впадении в неё Вагры. Здесь должен был проходить древний торговый путь из Регенсбурга через Прагу на Краков и далее в Русь. Этим и определялось торговое значение города, бывшего одновременно и порубежным городом и складочным пунктом..."
    ---
    Тихомиров М.Н. Древнерусские города, М., 1956, С.336

Из Регенсбурга через Прагу и Краков купеческие грузы (= бремена) - "идуще путьмь тѣмь купьци на возѣхъ съ бремены тяжькы"(ЖФП) - попадали на р.Сан в Перемышль. Всё это была речная система Дуная. Далее их следовало со складов на р. Сан через высокогорные Карпаты меча [б]ремены чрезъ облаки переправить в речную систему Днепра:

    "Существительное брѣмя встречается в „Слово о полку Игореве“ с семемой синкретичной „тяжесть, груз; ноша, кладь“, характерной для книжных памятников Древней Руси: „Галичкы Осмомыслѣ Ярославе! ...подперъ горы Угорскыи своими желѣзными плъки, заступивъ Королеви путь, затворивъ Дунаю ворота, меча бремены чрезъ облаки, суды рядя до Дуная“, (описка последней рукописи «Слова» времены обнаруживается уже в старославянских текстах). Можно предполагать, что здесь образно говорится о торговле Ярослава Галицкого с Западной Европой: корабельные товары он перебрасывал через перевалы Карпат. Это как будто получает подтверждение в том, что переводные памятники переводили словом брѣмя греческие слова, означающие „корабельный груз“, „корабельная снасть“. Кроме того, изучение синонимического ряда показало, что слово брѣмя являлось самым достаточным выразителем рассматриваемой семемы. Если же предположить другую конъектуру в данном фрагменте „Слова“ с семантикой „тяжесть, каменное ядро, грузило“, которые Ярослав Галицкий метал из метательных снарядов для устрашения западных соседей через Карпаты (гипербола), то в этом синонимическом ряду были синонимы и более удачные, чем брѣмя..."
    ----
    Виноградова В.Л. О методе лексикологического изучения текста «Слова о полку Игореве» // ВЯ. 1978. № 6. С.100
на р. Серет, где стоял Плеснеск, тоже город со складами:

    "из Киева в Моравию или Баварию можно было попасть только через Плиснеск. Этот огромный, подобный Бирке, центр межплеменного обмена волынских и хорватских племенных княжеств лежит на водоразделе между бассейнами Днестра, Западного Буга и Припяти возле с. Подгорцы Бродовского р-на Львовской обл. Городище VII–XIII вв. занимает более 160 га (при этом город древнерусского периода занимал всего до 3 га из этого пространства), длина валов составляет более 7 км, внешние склоны отдельных валов укреплены каменными плитами на высоту до 5 метров... связи Руси - викингов с Великой Моравией в IХ в. проходили через Плиснеск, куда викинги добирались по Днепру и его правым притокам..."
    ---
    Войтович Л.В. Викинги в Центрально-Восточной Европе: загадки Ладоги и Плиснеска
Зимой 1188/89 угры захватили прежде всего Перемышль на болони р. Сан, затем Галич, затем Плеснеск: "Романъ же передъ свои посла ко Прѣсньску, да заѣдуть Преснескъ переди. Они же затворишася. Угре же и Галичане заехаша и у Преснескъ їнѣхъ изимаша, а друзии утекоша..."(Ипат.1188, по Бережкову 1189). Вещий сон Святослава с пьяными уграми сбылся.

краевед писал(а):Можно обратить внимание, что все примеры употребления слова "хоробр" относящиеся к 12 - 13 вв. если быть совсем уж точным, взяты из Галицко Волынской летописи, входящую в состав Ипатьевской.

См. у Срезн. 2 примера из СДЗ XIIв из списка Унд. Буслаев 1861:619,620.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24140
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 10 окт 2021, 13:02

Не все же они схиму приняли.

Брат шестикрыльца Мстислава Удатного после смерти сделался местночтимым святым.

Если Игорь покаялся, и поехал на поклон к Мстиславичам, то чего еще хочет Автор? Дополнительных его унижений? Святослав Рюрика устраивает. Другого великого князя ему и не надо. Всякий кто копает под Святослава, действует против Рюрика и Ростиславичей в целом.
Отсылка к летописи.

Не понял, что имелось ввиду.
Только Автор к моменту написания знает, что все Ольговичи живыми в плен попали и ни один не был "потяту".

Получается, Автор вкладывает в уста Игоря невозможную для Игоря свою фразу, и потом сам же над собой иронизирует.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 10 окт 2021, 16:33

corvin писал(а):Брат шестикрыльца Мстислава Удатного после смерти сделался местночтимым святым.

Невозможно стать святым в одночасье, если жизнь благочестивую не вёл, это только у Владимира Святого получилось и то только через 200 лет его деяний, пока наложницы, Регнеда и её родители, братья забыты не были. Значит "не худо гнездо" и в 1180-е было благочестивое, если Владимира Мстиславича и его жену Агриппину канонизировали, правда, впоследствии 7.09.1745 отменили почитание как святых. Погибли Владимир как и Давыд в бою против литовцев за торопецкое княжество. Так понимаю, далее версия авторства идёт в Торопец. Я и сам такой версии придерживаюсь, ведь этот город до середины XII века входил в смоленское княжество и там жили смолятичи, но пока не понимаю зачем переносить актуальность призывов для сентября 1188 года в XIII век.

corvin писал(а): Если Игорь покаялся, и поехал на поклон к Мстиславичам, то чего еще хочет Автор? Дополнительных его унижений? Святослав Рюрика устраивает. Другого великого князя ему и не надо. Всякий кто копает под Святослава, действует против Рюрика и Ростиславичей в целом.

Автор рад вместе со странами и городами что прекратилась усобица Мстиславичей и Ольговичей, начатая убийством киевлянами Игоря Ольговича в 1147 году. Митрополит Климент Смолятич в то время был в городе и это убийство происходило на его глазах, он так и не отговорил киевлян и частично в смерти того Игоря винили и его (велел утаить что свечи сами в церкви зажглись лжесвидетельствует версия летописца Ольговичей). Как ему не радоваться династическому браку и примирению?
Святослав был посажен старшим чтобы свою родню в общерусские походы приглашать, а если те игнорируют призывы "грозного" и не доспевают и не доспевают брань ЗАЧЕМ нужен такой старый "сокол"?

corvin писал(а): Не понял, что имелось ввиду.

По белке от дыма или от двора это одно и тоже. Реминисценция старых событий на современное время.

corvin писал(а): Получается, Автор вкладывает в уста Игоря невозможную для Игоря свою фразу, и потом сам же над собой иронизирует.

Автор же не Игорь, может и поиронизировать как то делал и других местах СПИ.
д
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24140
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 10 окт 2021, 18:02

Проще всего считать, что Автору известно про схиму и канонизацию. А определение шестикрылец злая ирония в отношении того, кто виновен в поражении на Калке. ГВЛ пишет:
Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: «Вооружайтесь!» Мстислав Романович и другой Мстислав сидели в стане и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда.

Помнится Вы упорно брянский говор у Автора находили.
… и не доспевают брань ЗАЧЕМ нужен такой старый "сокол"

Кому нужен? Лемурию? Написано же “угадав старые лета”. Т.е. Рюрику был нужен старый великий князь, чтобы не мешал. И Святослав правил еще долго. И умер от естественных причин. А когда умер, тут-то и началось. Автор не мог этого не понимать.
Реминисценция старых событий на современное время.

Если бы половцы стали собирать дань, была бы реминисценция. А так какая реминисценция?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 10 окт 2021, 21:56

corvin писал(а): Помнится Вы упорно брянский говор у Автора находили.

Что брянский говор (Козырев), что смоленский, что торопецкий - всё это ОДНО княжество, где жили смолятичи. По району поисков останавливаю на версии Сергея Львовича Николаева, поскольку, именно в районе Торопца на рубеже XII-XIII вв происходит чрезвычайное обмеление рек и стали образовываться болота Побойнин 1902:7, а р. Торопа, на которой стоит город, как раз приток З.Двины. Т.е. Автор вспоминает юность, когда мимо его города ещё ходили гречники, а ныне река перестала быть судоходной и путь стал проходить через Полоцкое княжество (Побойнин 1902:5) = Двина болотомъ течетъ онымъ грознымъ полочаномъ подъ кликомъ поганыхъ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24140
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 54