corvin писал(а):В “Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти старыми словесы” начяти в инфинитиве.
Правильно, но это только часть составного сказуемого бяшеть + начяти, где время определяется по глаголу-связке.
corvin писал(а): В “лѣпо бяшеть ту ся явити” явити логически не в прошедшем времени. Явиться, а не явился/являлся.
Вы упускаете контекст, а он такой:
« И се пакы, якоже Иполитъ глаголеть, толкуеть Данила: «В лѣто третьее Кура цесаря, азъ Данилъ плакахъся три недѣли: перваго же мѣсяца смирихся, моля Бога дьний 20 и 1, прося от него откровенья тайны. И, услышавъ, Отець пусти слово свое, кажа хотящее быти имъ; и бысть на велицѣ рѣцѣ, лѣпо бяшеть ту ся явити, идѣже хотяше и грѣхи отпущати. И возведъ очи свои, видѣхъ: и се мужь одѣнъ в багоръ…»(ПВЛ 1111)
Это УЖЕ было на Великой речке, куда должно было явиться (в прошедшем времени события). И возвёл очи свои и увидел - тоже в ПРОШЕДШЕМ времени.
corvin писал(а): В “А лѣпо ны было братье възряче на Божию помочи и на молитву святоѣ Богородици поискати отець своих ” также поискать, а не поискали/искали.
А вот здесь внимание (!) ни "не лѣпо ли", а "
а лѣпо", ни глагол-связка "бяшеть" прошедшее продолженное, а "было + поискати".