corvin писал(а):По-вашему Автор утверждает, что Боян реально играл на шлемовидных гуслях?
Конечно, НЕТ, на academia.edu осуждали же уже. Иначе Боян не был бы клириком-гимнографом. В церквях музыкальные инструменты запрещались. У католиков был орган, а у православных только осмогласие. Это метафора из Псалтири: «
Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири»(Пс.32:2)
«на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях…»( Пс.94:3)
«Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе…»(Пс.143:9).
Святители церкви толковались этот инструмент по-разному:
Афанасий Великий толковал: «
Десятострунным «псалтирем» называет тело, потому что имеет пять чувств и пять душевных деятельностей»
Василий Великий: Псалтирем называет «
ум, ищущий горнего… кто имеет в виду все заповеди и приводит их в себе как бы в созвучие и согласие, тот поет Богу на псалтири десятострунном»
Но ни один толкователь не видит в метафоре инструмент.
corvin писал(а): Про покидании души невесты это другая тема. Та тема, что Святослав видит себя невестой.
Не скрою, сходство со свадебными причитаниями и плачами есть, тогда встречный вопрос: КТО ЖЕНИХ, если Святослав "невеста"?
corvin писал(а): Последовательное избегание упоминания имен библейских персонажей и прямых ссылок на Библию, как было принято у клириков, означает подчёркнутое дистанцирование от Библии.
Просто Автор книжник, пишущий метафорами. Вот только представьте, что он берет за метафору толкование Василия Великого:
10 струнная Псалтирь = 10 заповедей Божьих, какую струну автор «совестных книг» заденет, та и славу поёт:
Не убий =
храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми по уговору борьбы без оружия
Не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его = галочьи стада бегут к Дону Великому;
Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна = пообещал Игорь присоединиться к зимнему походу «Трубы трубят в Новгород-Северском» но дальше своего княжества не пошли «Стяги стоят в Путивле».
Струны - это заповеди, летописцы трогая их оценивают жизнь князей, сочиняя им «
конѣчные пѣсни».