Евгений Беляков
"Устанавливать" - решительно не по моей части. Вы-то, я понимаю, шутите, но вообще есть такая печальная тенденция (и не только в России, кстати сказать) за любой попыткой нестандартно проанализировать прошлое усматривать идеологический или политический заказ. Я от таких игр, как бы то ни было, крайне далек.
Теперь к делу. Плач Ярославны - это ВОЗЗВАНИЕ, но не любое воззвание есть молитва. Будь это молитва, Ярославна называла бы имена объектов культа - так же, как, допустим, древний грек, молясь Гелиосу, не называл его, должно быть, просто "солнцем". У божества должно быть имя. Воззваний же к силам природы и вообще к персонифицированным явлениям было много и у русских, и у других христианских народов. Оно сплошь и рядом наличествует, например, в народных заговорах, которые оканчиваются, тем не менее, "аминем"...
И, если взять шире, любая культура народа, исповедующего монотеистическую религию, содержит множество следов язычества. Ибо в прошлом У ВСЕХ было многобожие, и ни один этнос, меняя мировоззрение, не может отрешиться от накопленных за тысячелетия навыков, стереотипов и психологических особенностей. В этом смысле, конечно, любая национальная христианская культура - это синтез христианской религии и этнической, своеобразной предыстории. Опять-таки укажу тот пример, который приводил ранее: Акулина Ивановна, бабушка Горького, упрашивала домового переселиться с её семьёй; но была ли она при этом язычницей? Идентифицировала она себя, несомненно, как христианку, и в этом суть. На католическом Западе на Рождество по Риму идет процессия, впереди которой несут куклу младенца Иисуса. Тоже чисто языческий обычай, и вполне естественно: католические народы тоже сохраняют в своей традиции дохристианское наследие.
И не только у христиан это так. В иудаизме - религии строжайше монотеистической, - тоже имеется, например, такая метафора, как "встреча царицы-Субботы" (одушевляется календарное явление). И у религиозных евреев бытует такая притча, что при сотворении мира Бог совещался с Торой. Всё это - результат народно-поэтического мышления, навык которого сформировался ещё в незапамятные времена. И есенинское "С хладной тучки глядит Саваоф" - результат того же самого.
Так что "синтез" закономерен. Далее, если та или иная принятая в христианские времена практика напоминает что-то языческое, - это не даёт ни малейших оснований усматривать, скажем, в Илье-пророке скрытого Перуна (распространенная точка зрения), а в Параскеве - скрытую Мокошь (даже если бы и допустить, что Перун и Мокошь были славянскими божествами). Если, скажем, человек второй раз вступил в брак, то ко второй своей супружеской жизни он прилагает очень многие навыки, взятые из первой, и в его поведении многое из того, что имеет место по отношению к "Y", будет напоминать то, что он практиковал по отношению к "X". Но не будем же мы говорить, что "Y" - это "скрытый X".
"Хорсианство", которое я предполагаю (не забываю подчеркнуть. что это всего лишь гипотеза) - христианская религия по своей формальной идентификации. Но оно (если моя идея верна) было раннесредневековой, далекой от рафинированной цивилизованности формой христианства; и оно тогда сосуществовало, разумеется, с ещё очень многочисленными и сильными пережитками язычества. Особенно с фольклорным творчеством, которое имело языческие, конечно же, истоки.