Новый писал(а):Евгений Беляков
Прежде всего отвечу на поставленные Вами вопросы, уважаемый Евгений. Соколы и лебеди в зачине - это все-таки, согласно авторскому пояснению, метафора перстов и струн; предполагать в этом образе еще дополнительный подтекст можно, но это не само собой разумеется. а зависит от субъективной трактовки. Лебедь - очень распространенный символ, в "Слове" она встречается три раза: кроме зачина, есть еще половецкие телеги, "рци лебеди роспужени", и у Обиды "лебединые крыла". Так что использование этой метафоры сильно варьируется.
Происхождения слов "мостить" и "мост" я точно не знаю, но мне встречалась версия, что "мостить" означало "укреплять" и что корень тут, по сути, один и тот же, что и в слове "мощь" (мощёная дорога - дорога, устланная облегчающим путь покрытием, чтобы ни люди, ни кони не спотыкались и не поскальзывались). Кроме того, фраза "по грязивым местам", по-моему, символизирует то, что добра взяли несметное количество - дескать, не жалко и через болотистый ручей по брошенному узорочью переправиться. Мне в связи с этим вспоминается старый черно-белый фильм "Бесприданница" (недавно видел), там Паратов, демонстрируя широту натуры и богатство, перебрасывает через ручей или лужу какую-то свою верхнюю одежду - шубу дорогую, кажется, - чтобы Лариса могла перейти.
Готские девы звенят златом у моря, потому что готы ведь жили в Крыму, в Причерноморье. А почему именно девы, а не "юнаки"? Наверное, потому, что для воинов основным вещественным воплощением победы была в те времена возможность одарить по-царски своих женщин; если допустить, что готы были союзниками половцев, все сходится. Эти готские девы - антитеза "жен русских", оплакивающих, вслед за возлюбленными, золото и серебро...
Что касается снятия Игорем шлема, то такой жест был бы уместным и эффективным знаком миролюбия, ДО БИТВЫ, но не в ее разгаре - тут уж делать нечего.
Кроме всех этих соображений, трудно себе представить (если рассматривать Вашу гипотезу о свадебных замыслах), что Игорь с дружинниками были так глупо обмануты, так - при всем уважении к ним, - "лопухнулись". Ведь и в ту эпоху, прежде чем решаться на серьезное мероприятие, зондировали почву, посылали лазутчиков, прощупывали настроения тех, с кем планировались контакты (в том числе "готских дев). Тогда тоже была разведка и в чужой край не ринулись бы вслепую. И с нравственной точки зрения как бы это выглядело: бросив верных и любящих жен, везти чужим девам золото, которым они потом будут звенеть, посмеиваясь над обманутыми незадачливыми "женихами"? Это одна из причин (правда, не научная, а эмоциональная) того, что меня не привлекает такой вариант, и я склонен традиционно думать, что Игорь с дружиной был разбит в жестоком и честном бою. Мне это кажется гораздо более достойным, чем версия "несостоявшейся свадьбы".
Да-да. Совершенно верно. Со свадьбой Евгений абсолютно прав. Действительно, довольно-таки "тухлая" версия. Ведь на самом деле Игоря заманили, и он попал со своим войском, что называется, в капкан к задонским половцам. Перейдя Дон, войско Игоря просто не успело вовремя вернуться назад.
А половцев русичи обозлили не только лишь масштабным насилием над "красными девками половецкими". Вдобавок они уничтожали и валили за Доном доселе неприкосновенные половецкие святыни - половецких "каменных баб". Эдакие большущие каменные "столпы". Сакральные места поклонения степных язычников. И это было уже для половцев "слишком".
Потому и собрались они так быстро противу Игоря. Что называется, сбежались "со всей земли".