Даниил Заточник

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Даниил Заточник

Сообщение Konrad » 22 окт 2013, 09:31

“Гусли бо страяются персты (настраиваются, наигрываются пальцами), а тело основывается жилами”; “гусли строятся персты, а град нашь твоею державою” соответствий, насколько я понял, не имеют?

Вон господа Турилов и Чернецов указывают на мотив свистания змея у Заточника как на вполне фольклорный. Я бы отнес его прямо к былинным. Как и бумажные крылья, состязания на лошадях.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 22 окт 2013, 10:28

Konrad писал(а):“Гусли бо страяются персты (настраиваются, наигрываются пальцами), а тело основывается жилами”; “гусли строятся персты, а град нашь твоею державою” соответствий, насколько я понял, не имеют?

Как это не имеют? Вот токмо малая толика:

Гусли бо страяются персты, а тѣло основается жилами = (Климент Александрийский. ПЕДАГОГ кн.2, гл.4) Хвалите Его[Господа] на струнах и органе: органом называет Он наше тело, а струны суть телесные нервы, собой посредствующие гармоническое его настроение; будучи трогаемо Духом Святым, наше тело издает звуки человеческого голоса. = (СПИ) "Боянъ же, братіе, не 10 соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше" = (Списки пространной редакции "Слова о Лазаревом воскресении")"Давыд в преисподнем аде седя, накладая очитыя персты на живыя струны..."(1) = "Живые струны" (подбор цитат, см. (2)) = (перевод гомилии Иоанна Златоуста, посвященной страстной неделе) «Некогда Давид пел хвалу в псалмах, а сегодня и мы с Давидом. У него была кифара с неживыми (букв, неодушевленными) струнами; у Церкви [же] кифара, на которой натянуты живые (букв, одушевленные) струны. Наши языки — струны той кифары <разума>, исторгающие [хотя и] нестройный звук, но созвучное благочестие»(3) = («Слово на Лазареве воскресение» (Краткая ред. по списку нач. XVI в.)) «Удари, рече, Давыд, в гусли и возложи прьсты своя на живыя струны, и на иныя накладая...» (3).

Изображение
Давид-псалмотворец. Фасадная скульптура Церкви Покрова на Нерли (1158)
---------
1) Рождественская М.В. "Слово о Лазаревом воскресении". (Характеристика редакций). -ТОДРЛ, т. 24. Л., 1969, С. 67
2) Серегина Н.С. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» и русская певческая гимнография XII века. М.: Памятники исторической мысли, 2011, С.210
3) Николаев А.С. О возможном источнике выражения «живые струны» в «Слове о полку Игореве»// ТОДРЛ т.54, Спб, 2003, с.572
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даниил Заточник

Сообщение Konrad » 22 окт 2013, 12:30

Типологическая параллель - их полно, от валлийских сказок до осетинского эпоса.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 22 окт 2013, 13:19

Konrad писал(а):Типологическая параллель - их полно, от валлийских сказок до осетинского эпоса.

"Органом называет Он наше тело, а струны суть телесные нервы" - это не "типологическая параллель", а равнозначная почти дословная метафора. Впрочем, и без "гусли бо страяются персты, а тело основывается жилам" полно дословных ЦИТАТ из церковной литературы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даниил Заточник

Сообщение Konrad » 22 окт 2013, 16:07

Вот именно, что "почти".

А для признания нетипологической должна быть дословной. Иначе всё недоказуемо. Кругозор позднеантично-средневекового человека узок: лошади и вино, кровь, плоть, жилы, шлемы, мечи и стрелы, орлы, волки, соколы да воронье, день и ночь, солнце и река, песни и звон струн, война, мир, смерть и свадьба. В любом крупном тексте окажутся все нужные слова.

Вот если василиск упоминается, единорог или Левиафан, это да, а всё вышеперечисленное люди видели вокруг себя каждый день.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 22 окт 2013, 17:36

Konrad писал(а):А для признания нетипологической должна быть дословной. Иначе всё недоказуемо...

Сличайте:

Въстани, слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех! Востану рано, исповѣмъ ти ся = (Пс.56:9-10;107:3-4)"Востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано. Исповемся Тебе;

Бысть языкъ мой — трость книжника-скорописца = (Пс. 44:2) "... язык мой трость книжника скорописца";

аки нощный вранъ на нырищи = (Пс. 101:7) " яко нощный вран на нырищи";

Возверзи на Господа печаль свою, и той тя препитаеть = (Пс. 54:23) "Возверзи на Господа печаль твою, и той тя препитает";

Возри на птица небесныа, яко тии не орють, ни сѣють = (Мф. 6:26) "Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут";

яко серну от тенета, аки птенца от кляпци = (Притч. 6:5)"аки серна от тенет и яко птица от сети".

Печалну бо мужу засышють кости = (Притч. 17:22) "мужу же печальну засышут кости";

Яви ми зракъ лица своего, яко гласъ твой сладокъ, и образ твой красен = (Песн. 2:14) "яви ми зрак твой, и услышан сотвори ми глас твой: яко глас твой сладок, и образ твой красен";

Лѣпше слышати прѣние умных, нижели наказаниа безумных = (Еккл.7:6) "Благо еже слышати прещение премудра, паче мужа слышащаго песнь безумных";

Дай бо премудрому вину — премудрие будеть = (Притч.9:9) "Даждь премудрому вину, и премудрейший будет;

Если не достаточно - здесь более полный список.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даниил Заточник

Сообщение Konrad » 24 окт 2013, 00:04

“Гусли бо страяются персты (настраиваются, наигрываются пальцами), а тело основывается жилами”; “гусли строятся персты, а град нашь твоею державою” - я про эту фразу. К тому же с текстом Заточника непонятно, что в нем изначально, а что дописано
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 24 окт 2013, 16:16

Konrad писал(а):с текстом Заточника непонятно, что в нем изначально, а что дописано

Вот как раз об этом в следующей статье. Цитаты и нужны, чтобы отделить "зерно" от "плевел". Есть места относящиеся лично к Даниилу. Его общение с Ростиславом, например.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 08 июн 2016, 10:50

По просьбе Mitus:

    "Повѣдаху ми, яко тои ести судъ божий надъ мною, и суда де божия ни хитру уму, ни горазну не минути..." Мол. Дан. Заточ.
    (см.: Ф. И. Буслаев. Очерки народ. слов. и искусства, т. 1. СПб., 1861, стр. 37).

:arrow: Буслаев Федор Иванович. Исторические очерки русской народной словесности и искусства, Т. 1. СПб., 1861

Здесь Буслаев пишет: "по списку проф. Срезневскаго"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даниил Заточник

Сообщение Mitus » 08 июн 2016, 22:00

Лемурий писал(а):Здесь Буслаев пишет: "по списку проф. Срезневскаго"
- это СССПИ, а анализировать слова Даниила о суде невозможно без окружающего контекста. Стало быть я заявку неточно обозначил. Мне и нам нужен текст Моления или СЛОВА Даниила Заточника в котором есть присказка про суд. Или хотя бы большой фрагмент с присказкой посередине.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 15 июн 2016, 13:24

Этот отрывок СДЗ у Срезневского отсюда.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Ответ на письмо

Сообщение Лемурий » 31 июл 2017, 13:31

Уважаемый краевед, отвечу на Ваше письмо в этой теме. Какие-то вопросы уже повторялись, какие-то новые, так что пусть все ответы на тему авторства СДЗ будут в одном месте:

краевед писал(а):Судя по цитате из Симеоновской летописи, можно сделать вывод, что Даниил Заточник, был вполне реальным историческим лицом и довольно знаменитым даже в 14 в. Если предположить, что им мог быть Климент Смолятич, то я не смог понять каким образом К.С. мог оказаться в Боголюбове. т.к. вся деятельность К.С. связана была с землями южной Руси.

Изображение
Изображение
Симеоновская летопись. 1378

Прежде всего ответьте на вопрос КОГО поместили на место, где раньше был Данило Заточеник? ПОПА (!)
А судить "попов" на Руси могли ТОЛЬКО по Церковному уставу Ярослава. А по церковному суду возможны были токмо 3 наказания:

- епитимия "т. е. либо временное лишение некоторых церковных благ, либо известные нравственно-покаянные упражнения";
- арест при церковном доме;
- телесное наказание.

:arrow: см. Ключевский В.О. "Церковные уставы христианских князей Руси" // Полный курс лекций . Лекция 15.

Эти меры наказания мы видим в применении к ссыльному попу:

    "... и много истязаша, послаша его на заточенiе на Лаче озеро, идеже бе Данило Заточеникъ..." (Симеон. 1378)
Итак, и "поп 1378" и "Данило Заточеник" были заточены в ОДНОМ И ТОЖЕ МЕСТЕ = имели одинаковое наказание "арест при церковном доме".

Заточить высокопоставленного священнослужителя мог только митрополит:

    Аще чрьнець, или чрьница, поп, или попадиа, или проскурница впадут во блуд, тех судить митрополиту опрочь мирянь, во что их осудить волень.
А куда бы митрополит-грек ещё бы направил духовного отца Мстиславичей? На Волынь? В Чернигов? В Переяславль?
Он направил его в епископство, с архиепископом которого Климент больше всего враждавал - в Новгородское княжество, на Лаче озеро.

А город, по которому тосковал вышедший из Заруба (Трахтемировского монастыря) Климент Смолятич, ТОТ ЖЕ:

"Уже бо Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю" (СПИ)

"Кому Переславль, а мне Гореславль..." (ПДЗ)

краевед писал(а):Можно согласиться с предположением. что после 1164 г. К.С. поменял свое имя на Данилу, приняв схиму, но мне. как человеку плохо разбирающемуся в церковной иерархии не совсем понятно, сколько раз монах может принять схиму. Согласно цитате из Никон. лет. за 1147 г. К.С. был поставлен митрополитом, будучи "бе схимник, и зело книжеъ. и учитиленъ, и философъ великий, и много писаниа написавъ предаде...", то есть до того был схимник. Мог ли он принять схиму повторно под именем Данилы?

Климент бы не мог бы будучи схимником облачаться в одежду митрополита, участвовать в причастиях, другое дело что к стяжательству он никогда не стремился, это и в ПКС сказано:

    "Но чюдо речеши мнѣ: «Славишися!» Да скажю ти сущих славы хотящих, иже прилагают домъ к дому, и села к селомъ, изгои же и сябры, и бърти, и пожни, ляда же, и старины, от нихже окааный Климъ зѣло свободен. Нъ за домы, и села, и борти, и пожни, сябръ же и изгои — землю 4 лакти, идѣже гроб копати, емуже гробу самовидци мнози..." (ПКС)
Обращаю внимание на его именования себя "окааный Климъ ". Не любили его греки-стяжатели. В XIII веке СДЗ было переписано в ПДЗ неким Псевдо-Даниилом, которое является как бы хулением Автора СДЗ:

:arrow: Псевдо-Даниил как источник информации.

Так вот, Псевдо-Даниил, зная биографию Автора СДЗ, пишет о нём так:

    «LXXV… а иныи летаетъ с церкви, или с высокие полаты, паволочиты крилы имея..»

    ««LXXIV. Мнози бо, отшедше мира сего во иноческая, и паки возвращаются на мирское житие, аки песъ на своя блевотины, и на мирское гонение …ангелскии имея на себе образъ, а бляднои нрав; святителскии имея на себе санъ, а обычаемъ похабенъ.»
    (ПКС)
иныи летаетъ с церкви...паволочиты крилы имея = вспомните события 1164 года и князя Ростислава, который имел перед Климом "красное лицо" за то что принял паволоки от византийского посла: "Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть..."(СДЗ)

краевед писал(а):Несомненный интерес представляет Ваше предположение, что Д.З. желает предупредить своего князя о неверности ясских княгинь на примере А.Боголюбского павшего от рук заговорщиков, в чем обвинили и жену Андрея. Насколько мне известно, ранее предполагалось, что это была или поздняя вставка, или горький опыт самого Д.З., писавшего о "злых женах". Вопрос, мог ли К.С., а в последствии "поп Данила" бывшщий схимником иметь опыт семейной жизни?

А зачем клирику иметь СВОЙ опыт семейной жизни? Любое поминовение жизни Иоанна Крестителя сопровождается вспоминаем об усекновении его главы в результате женского заговора, почитайте Труды Святителей Церкви, разве это говорит о том, что все они были женаты?

:arrow: НГ: Источники цитат СДЗ. Паисиевский сборник

краевед писал(а):Конечно, наиболее уязвимое место идентификации Д.З. с К.С., это упоминание об юном возрасте Д.З., что не позволяет сделать однозначный вывод. что К.С. это и есть Д.З., несмотря на присутствие в древних манускриптах подобных высказываний.

То, что Вы называете самым уязвленным, на деле является лучшим доказательством преклонности лет Автора СДЗ:
Унъ възрастъ имѣю, а старъ смыслъ во мнѣ. = знания мои накоплены тысячелетиями, мой "вековой возраст" в сравнении с ними "юн".

краевед писал(а):Немалый интерес представляет летописное упоминание по тексту очень близкое к фразе из "Слова". Вполне возможно, цитата из Ипат. л. "А лепо ны было, братье..." могла принадлежать перу самого К.С., к тому времени "попе Даниле", а в СПИ она уже несет противоположный характер: "Не лепо ли ны бяшетъ братие...", как своеобразный ответ на события 1170 г., когда половцам нанесли сокрушительное поражение, событиям 1185 г., когда поход для русского войска закончился "не лепо". Сама по себе стилистическая общность фраз еще не дает возможности утверждать, что они могли принадлежать одному и тому же человеку, как летописцу и поэту, предполагаемого Вами автора СПИ, но заставляет задуматься над вопросом о связях древнерусских книжников и поэтов, современников описываемых событий.

Чему был посвящен поход 1170 Изяслава Мстиславича, у которого духовником и "думцем" был Климент Смолятич?
Расчистке ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ Греческому, Соляному, Залозному.
К чему призывает Автор СПИ Мстиславичей и их союзников в 1188? К тому же самому:

:arrow: НГ: Причины воззвания (экономические)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даниил Заточник

Сообщение userdez » 08 сен 2017, 17:18

"Аргани Святаго Духа".

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=009&pagefile=009-0125

9.(2022) Иоанна Златоустаго и других поучения полууст., исх. ХІV века, в четверть, 235 листов.

л. 111 об. В 7 неделю по Пасце преже Пентикостья. Слово Кирила мниха на Сбор св. Отець

Л. 117, середина.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 11 апр 2020, 15:14

Дописал статью "Кто был автором "Слова Даниила Заточника". Пока есть свободное карантинное время, пополню библиотеку НГ "Точка зрения". По собранным вместе 20 аргументам авторства всё сводится к тому, что Псевдо-Даниил XIII века, автор "Послания (Моления) Даниила Заточника" знает кем был автор первоначального "Слова Даниила Заточника" XII века:

    «Моление» Даниила Заточника представляет, на мой взгляд, кардинальную переработку «Слова», но более раннего, чем дошедший до нас, вида, в котором еще не было некоторых позднейших вставок. Ключ к разгадке текста «Моления» нашел Д. С. Лихачев. Он отметил характерное для этого текста «скоморошье балагурство» автора. Это скороморошье балагурство проявляется буквально во всем: в композиции, языке, стиле, в образе автора.

    Если в протографе «Слова» можно предполагать реальное послание, внесенное позднее в литературные сборники, то текст «Моления» явно литературный. Это антитекст, литературная пародия на «Слово» Даниила Заточника. Если «Слово» построено по четкому плану, то автор «Моления» перетасовал фразы, фрагменты своего оригинала и поставил их в случайном порядке. Вероятно, он имитирует речь шута, которая должна казаться бессвязной, нелогичной, отрывистой. Если текст «Слова», точнее его автор, последователен, то текст «Моления» полон противоречий. Например, то автор говорит о своем уме (вслед за оригиналом),
    то утверждает, что имеет «лубян ум, а толстян язык, мысли, яко отрепи изгребены», что «худ разум» имеет, что он «есмь не мудр, но в премудрых ризу облачихся, а смысленых сапоги носил», — типичные приемы шута. Сказав о себе, вслед за Даниилом, что он «паря мыслию своею, аки орел по воздуху», Псевдо-Даниил «Моления» далее пишет: «умомъ своим ползая мыслию, яко змия по камению». Символическое противопоставление горнего орла и пресмыкающейся змеи общеизвестно. Даниил «Слова» гордится своим талантом, даром слова, а Псевдо-Даниил «Моления» язвительно противопоставляет его словесный дар трусости в бою: «Аще есми на рати не велми храбръ, но в словесѣх крѣпок». Даниил Заточник говорит о себе, что жизнь его расстроилась из-за буести, то есть излишней заносчивости, гордости, независимости. Псевдо-Даниил «Моления» парирует на это: «Аще бо были котлу во ушию златы колца, но дну его не избыти черности и жжения; тако же и холопу: аще бо паче мѣры горделивъ быль и буявъ, но укору ему своего не избыти холопья имени». Автор «Моления» пародирует и похвалу Даниила князю. Если в «Слове» похвала эта умеренна и уместна, то Псевдо-Даниил «Моления», пародируя ее, создает похвалу-насмешку: «Лев рыкнет — кто не устрашится, а ты, княже, речеши — кто не убоится? Яко же бо змии страшен свистаньем своим, тако и ты, княже нашь, грозен множеством вой». Книжному стилю «Слова» Псевдо-Даниил «Моления» противопоставляет сниженную, нарочито грубоватую образность мирских притч, скомороший, демократической сатиры. Как видим, автор «Моления», основываясь на тексте «Слова», в то же время спорит с ним, пародирует его, высмеивает Даниила*, его послание. Таким образом, «Моление» является вторичным по отношению к «Слову» памятником...

    ---------
    Соколова Л. В. К характеристике «Слова» Даниила Заточника (реконструкция и интерпретация первоначального текста) // ТОДРЛ. Т. 46. СПб., 1993, С. 229-230

Но именно пародия раскрывает биографию настоящего автора СДЗ:

Из Чудовского списка Послания (Моления) Даниила Заточника (см. Зарубин Н.Н. Слово Даниила Заточника по редакциям XII и XIII вв. и их переделкам. Л., 1932. С. 51-74)

    «LXXIV. Мнози бо, отшедше мира сего во иноческая, и паки возвращаются на мирское житие, аки песъ на своя блевотины, и на мирское гонение …ангелскии имея на себе образъ, а бляднои нрав; святителскии имея на себе санъ, а обычаемъ похабен…»

    «LXXV… а иныи летаетъ с церкви, или с высокие полаты, паволочиты крилы имея..»

Итак, всё сходится к тому, что Даниил Заточник ранее имел:

1) «ангельский образ» - был схимником, но вернулся «на мирское житие»;
2) «святительский сан» - был либо епископом, либо митрополитом;
3) «летаетъ с церкви паволочиты крилы имея» - снятие с сана было связано с и паволоками.

Кандидат, отвечающий всем этим требованиям, среди исторических лиц середины XII века только один:

    «В то же лѣто постави Изяславъ [Мстиславич] митрополитомъ Клима Смолятича выведъ изъ Заруба, бѣ бо черноризечь скимникъ, и бысть книжникъ и философь такъ, якоже в Рускои земли не бяшеть…» (Ипат. 1147)

    «Приде митрополитъ Иванъ в Русь, и не хотѣ его Ростиславъ [Мстиславич] приятии, занеже отрядилъ бяше Ростиславъ Гюряту Семковича къ цареви, хотя справити Клима въ митрополью, и възвратися опять Гюрята из Олешья с митрополитомъ и с царевымъ посломъ. И присла царь дары многы Ростиславу, оксамиты и паволокы и вся узорочь разноличная…» (Ипат. 1164)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даниил Заточник

Сообщение userdez » 13 апр 2020, 06:40

Президент у нас молодец, вспомнил печенегов. Заставил и меня задуматься об описании Д аниилом так же неудачного похода Саятослава,да и описание похоже.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 41

cron