Даниил Заточник

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 07 дек 2009, 18:06

Что же касается самого места его заключения, то туда ссылали особо провинившихся клириков.

Упоминание о Данииле Заточнике (Симеоновская летопись. 1378) по случаю ссылки (заточения) на то же место ПОПА, пришедшего от орды с мешком зелий лютых.

Изображение

Изображение

----------
Дополнительные материалы по "Слову Даниилы Заточника":

:arrow: Зарубин Н.Н. «Слово Даниила Заточника» по редакциям XII—XIII вв. и их переделкам. Л.,1932

:arrow: Иссерлин Е.М. «Моление» Даниила Заточника и «Слово о полку Игореве»: (Лексико-семантич. параллели) . — Филол. науки, 1973, № 4, с. 95—103;

:arrow: Малышев В. И. Новый список Слова Даниила Заточника

:arrow: Бегунов Ю. К. Отражение «Беседы» Козмы Болгарского в «Молении Даниила Заточника» (1966, № 5)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

О злое, острое оружие диаволе и стрела, летяща с чемеремъ !

Сообщение Лемурий » 25 янв 2010, 17:40

Что лва злѣй в четвероногих,
И что змии лютѣй в ползущихъ по земли?
Всего того злѣй зла жена.
Нѣсть на земли лютѣй женской злобы.
Женою сперва прадѣдъ нашь Адамъ из рая изгнанъ бысть;
Жены ради Иосифъ Прекрасный в темници затворенъ бысть;
Жены ради Данила пророка в ровъ ввергоша,*
И лви ему нози лизаху.
О злое, острое оружие диаволе
И стрѣла, лѣтяща с чемеремъ!
Нѣ у когоже умрѣ жена. Онъ же по малых днех нача дѣти продавати. И люди рѣша ему: «Чему дѣти продаешь?» Он же рече: «Аще будуть родилися в матерь, то, возрошьши, мене продадут».
---------
Слово Даниила Заточника (Подготовка текста, перевод и комментарии Л. В. Соколовой)

* В Библии нет рассказа о том, что Даниил попал в ров со львам именно из-за женщины. Здесь очевидно "игра слов" на сходстве имен Автора СДЗ и библейского Даниила.

Кто же тогда этот "некто", который после похорон жены детей начал "продавать", кто женился на женщине, ставшей причиной бед Даниилы Заточника?

Посла Изяславъ второе сына своего Мьстислава противу мачесе своеи. Бе бо повелъ изъ Обезъ жену собе цареву дщерь* и срете ю в порозехъ . приведе ю Киеву а самъ иде в Переяславль . Изяславъ же поя ю собе жене и учини сватбу…

Томъ же лете разболеся великии князь Киевьскии Изяславъ…и плакася по нем вся Руская земля и вси Чернии Клобуци яко по цари и господине своемъ… преставися на Филиповъ день [14.11.1154]
(Ипат. 1154)

-----------
* Грузинская царевна Русудан, дочь Деметре I (1093–1156) царя Грузии (1125—1156), сестра Георгия III († 1184) царя Грузии (1156—1184).

Остается присоединиться к той оценке этой смерти, которую дает профессор М. Грушеский, считавший ее великой утратой для Киевщины, тем более тяжелою, что дела междукняжеских отношений стали складываться чрезвычайно благоприятно для Изяслава. Умер Владимирко Галицкий, Святослав Ольгович уже смотрел в сторону от Юрия, половцы - устрашены походом Мстислава Изяславича. Переживи Изяслав Юрия и Вячеслава, он стал бы господином положения на Руси. Прибавим к этому, если позврлительны такие предположения, что и церковный вопрос мог принять иное течение, и не за горами было бы признание Империей русской митрополии для Киева. Смерть Изяслава в этом последнем смысле сняла, как известно навсегда для Киева вопрос о русском митрополитстве.
-------
М. Д. Приселков М.Д. «ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв.» СПб.(1913)2003, с.211-212


"ЧЕРНАЯ ВДОВА"

После смерти в 1151 г. первой жены киевского князя Изяслава Мстиславича германской принцессы Агнессы (матери его сыновей) открылась «новая вакансия» - супруги великого князя. К 1153 г. такая договоренность была достигнута, потому что в этот год он посылает своего сына Мстислава встретить его будущую мачеху Русудан у Олешья (вместе с сыном Андрея Владимировича Доброго - Владимиром Андреевичем). Но невеста так и не приехала в установленное место. На следующий 1154 год Мстислав привел отцу Русудан, а сам уехал в Переяславль… После свадьбы Изяслав прожил меньше года.

Интересные факты: за один год до переговоров о свадьбе в 1152 году Русудан была замужем за султаном Масудом Темирек (Masud Temirek), но семейная жизнь продолжалась недолго – 2.10.1152 султан умер.

Более того, после смерти Изяслава Русудан снова выходит замуж, на этот раз в 1156 г. за султана Сельджукской империи Муизз ад-Дин Абу-л-Харис Ахмад Санджар , но уже 8.05.1157 «жених» умирает от «загадочного недуга» [«он подвергся желудочному заболеванию, оно привело к дизентерии, и он скончался…» РАШИД-АД-ДИН. Сборник Летописей].
Сколько раз после 1157 года Русудан ещё была замужем – неизвестно. Однако, перед тем как вернуться в Грузию, она была супругой Гийас ад-Дина Сулейман-шаха Сельджукида (1160-1161). Очередной раз овдовев, она возвращается к политической жизни Грузии.

«ЖИЗНЬ ЦАРИЦЫ ЦАРИЦ ТАМАР»(ЖЦЦТ):«…[1184]умер царь Георгий. Воцарились скорбь и безмерная печаль, в особенности у сестры его Русудан. Эта последняя была бывшей невесткой великих шамирамских султанов и царицей, носительницей власти всех хорасанских владык. Она, по причине овдовения привезенная из султанских владений обратно на свою родину, села царицей Грузии…»

«ИСТОРИЯ И ВОСХВАЛЕНИЕ ВЕНЦЕНОСЦЕВ»(ИВВ): «Собрались представители семи частей этого царства и дерзнули доложить царице Русудане: “Сегодня ты заменяешь Тамаре родителей. Она, будучи юной, по уму выглядит не юной, а сознательной, разумной и знающей; она слушается и почитает тебя, принимая за незримых теперь родителей. Предложи ей и посоветуй прекратить безмерную скорбь; пусть воссядет на трон, на который возвел ее превысокий и мужественный брат ваш и отец ее…»

«ЖИЗНЬ ЦАРИЦЫ ЦАРИЦ ТАМАР»(ЖЦЦТ):«… повествование здесь лишает меня [автора источника] возможности рассказать о царице Русудан, сколько ею было обнаружено красоты и превосходства сравнительно со всеми царицами, какие жили до нее. Впрочем, дерзнем хоть что-нибудь сказать о ней, например, что, она, будучи уже восьмидесятилетней, крепко возлюбила девство, святость и добродетель во всей их полноте…»

Видимо указанные добродетели Русудан «возлюбила» только к 80-ти годам [около 1210 г.], когда приняла монашеский постриг, ибо до этого поступка «сложно» было назвать её «добродетельной». Так в 1185 году для своей воспитанницы царицы Тамар она решает найти жениха и вновь обращается к «северному соседу». Её выбор падает на Юрия Андреевича - сына великого князя Андрея Боголюбского (1110—1174). После убийства отца в 1174 г., Юрий нашел убежище у половцев [«в городе Кипчакского царя Севенджа» (ИВВ)]. От них он был привезен в Грузию и в 1185 г. женат на царице Тамар по настоянию Русудан и грузинской знати. Брак этот длился два с половиной года. За это время "царь руссов и абхазов Георгий" (как его здесь называли) совершил ряд успешных походов и привез много трофеев. «Царь, собравши войска, по приказу Тамары, направился и опустошил страну Парфян. Овладев городом этой страны и захватив с собою сокровища и пленных, он вернулся назад к совершеннейшей и блистательной Тамаре...После этого с многочисленными войсками направились против Гелакуни...После этого, по приглашению Асата, сына Григола, предприняли великий и славный поход в страны ниже Ганджи до Белакони , а затем — выше Аракса до Масиса. И здесь, против многочисленного неприятельского войска, богатыри этого царства прославили себя. Вардан Дадиани, министр царского двора, четверо Мхаргрдзели и другие вельможные азнауры, в присутствии царя, выдержали великую и трудную войну; обратив неприятеля в бегство, они вернулись оттуда домой...» (ИВВ). Однако, несмотря на все его заслуги, по возвращению его обвинили в пьянстве и непотребном поведении, оклеветали и выслали в 1188 году в Византию... «А царица Русудан и все князья изгнали его так, что можно было его пожалеть…» (ЖЦЦТ)

К 1188 году для царицы Тамар был готов новый муж – племянник Русудан: Давид Сослан - «сын осетинского царя, воспитанный царицей Русудан…»(ЖЦЦТ).«Царица Русудана была уравнена [с царицей Тамар] и, за себя и за воспитанника своего, получила города, урочища, селения и дворцы…»(ИВВ)
Как бы то ни было, весть об позорном изгнании сына Андрея Боголюбского бывшей женой любимого на Руси князя Изяслава Мстиславича не могла ни дойти до Руси. С большой долей вероятности можно говорить, что строки «О злое, острое оружие диаволе и стрела, летяща с чемеремъ[ядом]!» (СДЗ) о "злой жене", из-за которой «Даниил» был "ввергнут в "ров", автор СДЗ посвятил конкретной женщине...

Обсуждение "Браки царицы Русудан" вынесены в отдельную тему.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Псевдо-Даниил как источник информации

Сообщение Лемурий » 09 сен 2011, 16:00

К топонимам озера Лача, Попово и Философская хотелось бы добавить информацию, которую мы находим в литературной пародии на СЗД Псевдо-Даниила.

Для начала, кто такой Псевдо-Даниил:
«Моление» Даниила Заточника представляет, на мой взгляд, кардинальную переработку «Слова», но более раннего, чем дошедший до нас, вида, в котором еще не было некоторых позднейших вставок. Ключ к разгадке текста «Моления» нашел Д. С. Лихачев. Он отметил характерное для этого текста «скоморошье балагурство» автора. Это скороморошье балагурство проявляется буквально во всем: в композиции, языке, стиле, в образе автора.

Если в протографе «Слова» можно предполагать реальное послание, внесенное позднее в литературные сборники, то текст «Моления» явно литературный. Это антитекст, литературная пародия на «Слово» Даниила Заточника. Если «Слово» построено по четкому плану, то автор «Моления» перетасовал фразы, фрагменты своего оригинала и поставил их в случайном порядке. Вероятно, он имитирует речь шута, которая должна казаться бессвязной, нелогичной, отрывистой. Если текст «Слова», точнее его автор, последователен, то текст «Моления» полон противоречий. Например, то автор говорит о своем уме (вслед за оригиналом),
то утверждает, что имеет «лубян ум, а толстян язык, мысли, яко отрепи изгребены», что «худ разум» имеет, что он «есмь не мудр, но в премудрых ризу облачихся, а смысленых сапоги носил», — типичные приемы шута. Сказав о себе, вслед за Даниилом, что он «паря мыслию своею, аки орел по воздуху», Псевдо-Даниил «Моления» далее пишет: «умомъ своим ползая мыслию, яко змия по камению». Символическое противопоставление горнего орла и пресмыкающейся змеи общеизвестно. Даниил «Слова» гордится своим талантом, даром слова, а Псевдо-Даниил «Моления» язвительно противопоставляет его словесный дар трусости в бою: «Аще есми на рати не велми храбръ, но в словесѣх крѣпок». Даниил Заточник говорит о себе, что жизнь его расстроилась из-за буести, то есть излишней заносчивости, гордости, независимости. Псевдо-Даниил «Моления» парирует на это: «Аще бо были котлу во ушию златы колца, но дну его не избыти черности и жжения; тако же и холопу: аще бо паче мѣры горделивъ быль и буявъ, но укору ему своего не избыти холопья имени». Автор «Моления» пародирует и похвалу Даниила князю. Если в «Слове» похвала эта умеренна и уместна, то Псевдо-Даниил «Моления», пародируя ее, создает похвалу-насмешку: «Лев рыкнет — кто не устрашится, а ты, княже, речеши — кто не убоится? Яко же бо змии страшен свистаньем своим, тако и ты, княже нашь, грозен множеством вой». Книжному стилю «Слова» Псевдо-Даниил «Моления» противопоставляет сниженную, нарочито грубоватую образность мирских притч, скомороший, демократической сатиры. Как видим, автор «Моления», основываясь на тексте «Слова», в то же время спорит с ним, пародирует его, высмеивает Даниила*, его послание. Таким образом, «Моление» является вторичным по отношению к «Слову» памятником...
---------
Соколова Л. В. К характеристике «Слова» Даниила Заточника (реконструкция и интерпретация первоначального текста) // ТОДРЛ. Т. 46. СПб., 1993, С. 229-230


Если рассматривать Псевдо-Даниила, автора Послания (Моления) Даниила Заточника (далее ПДЗ), как автора "антитекста, пародии", то, в этом случае, он должен был хорошо знать личность настоящего Даниила Заточника, автора СДЗ, чтобы максимально "ущемить" оного своим памфлетом.

Позже изложу все совпадения с нашей версией, а пока самые неожиданные:

LI. Княже мои, господине! Азъ есмь ни ΘеоΘраста, ни пинидры, египетстии мудрецы, ни Θиликамиды, аΘиниистии мудрецы. Аще есмь не мудръ, но в премудрых ризу облачихся, а смысленых сапоги носилъ есмь. (Чудовский список)


LI. Княже мои, господине! Азъ нѣсмъ феофрастянинъ, терендъ, египетстiи мудрецы, ни финiи, калимидiи, аΘинiистiи хитрецы. Аще есмъ малоумен ? (список Ундольского)


Риза (фелонь) и сапоги – это облачение священников, что уже говорит в пользу нашей версии. Далее, еще интереснее...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Феофраст

Сообщение Лемурий » 09 сен 2011, 16:35

«Азъ есмь ни ΘеоΘраста» – Феофраст (Θεόφραστος) древнегреческий философ, ученик Аристотеля.

У Аристотеля Стагирского было много учеников; более всего выделялся из них Феофраст, о котором и пойдет речь.

    ФЕОФРАСТ

Феофраст из Эреса, сын Меланта (который был сукновалом, как утверждает Афинодор в VIII книге "Прогулок"). Вначале он слушал в родном городе своего земляка Алкиппа, потом учился у Платона и наконец перешел к Аристотелю; а когда тот удалился в Халкиду, Феофраст принял от него школу в 114-ю олимпиаду. Говорят, у него даже раб был философом, а звали этого раба Помпил, – как утверждает Мирониан Амастрийский в I книге "Исторических сравнений".
Был он человек отменной разумности и трудолюбия; по словам Памфилы в 32-й книге "Записок", у него учился даже Менандр, сочинитель комедий, да и во всем прочем он отличался готовностью к услугам и любовью к наукам. Его принимал Кассандр, и за ним посылал Птолемей; афиняне же настолько были к нему расположены, что когда Агнонид посмел обвинить его в нечестии, то сам едва не подвергся наказанию. Беседы его посещало до двух тысяч учеников. В письме к перипатетику Фанию он говорит, между прочим, и о преподавательстве: "Нелегко подобрать по вкусу даже узкий круг слушателей, не только что широкий. Чтения требуют исправлений; а отложить их и пренебречь ими – этого юный возраст перенести не может". Это то самое письмо, в котором он обзывает кого-то педантом .
Несмотря на все это, пришлось и ему вместе с другими философами удалиться в изгнание, когда Софокл, сын Амфиклида, внес закон, чтобы никто из философов под страхом смерти не возглавлял школу, кроме как по решению совета и народа. Однако на другой год они вернулись, так как Филон обвинил Софокла в противозаконии, закон этот был афинянами отменен. Софокл наказан пенею в пять талантов, а философам дозволено было воротиться, с тем чтобы и Феофраст воротился и жил, как прежде.
Звали его Тиртам, Феофрастом же ["богоречивым"] его наименовал Аристотель за его божественную речь. Он был влюблен в сына Аристотеля, Никомаха, хоть и был его учителем (так утверждает Аристипп в IV книге "О роскоши древних"). Аристотель, говорят, повторил о нем и Каллисфене то же, что Платон (как было сказано) говорил о Ксенократе и о самом Аристотеле, – ибо Феофраст сверх всякой меры исследовал своим острым умом все умозримое, Каллисфен же был от природы вял, и поэтому одному была нужна узда, другому – шпоры. Говорят, у Феофраста был свой сад, купленный уже после смерти Аристотеля с помощью Деметрия Фалерского, друга его. Известны остроумные его высказывания: так, он сказал, что надежней конь без узды, чем речь без связи; а одному гостю в застолье, не проронившему ни слова, он сказал: "Коли ты неуч, то ведешь себя умно, а если учен, то глупо". И не раз он говорил, что самая дорогая трата – это время.
Скончался он в преклонном возрасте, восьмидесяти пяти лет, декоре после того, как отошел от занятий. Вот наши стихи о нем:
Нет, не пустые слова завещаны смертному роду:
Сломится мудрости лук только, расслабь тетиву,
Так Феофраст был жив и силен, покуда трудился,
А отрешась от трудов, в вялом бессилье угас.
Говорят, ученики его спросили, что он им заповедует? Он ответил: "Заповедать мне вам нечего – разве лишь сказать, что многие жизненные услады только по видимости славятся таковыми. Едва начав жить, мы умираем; поэтому ничего нет бесполезнее, чем погоня за славою. Будьте же благополучны, а науку мою или оставьте – ибо требует она немалого труда, – или отстаивайте с честью, и тогда будет вам великая слава. В жизни больше пустого, чем полезного. Мне уже более вам не советовать, как вести себя, смотрите же сами, что делать и чего не делать. И с такими словами он, говорят, испустил дух. И есть рассказ, что афиняне воздали ему последнюю почесть всенародным пешим шествием.
Фаворин рассказывает, что в старости его носили на носилках, – так повествует Гермипп, ссылаясь на сообщение Аркесилая Питанского Лакиду Киренскому.
Он тоже оставил великое множество книг, которые я счел за нужное здесь перечислить, ибо они полны всяческих достоинств.
-------------
Диоген Лаэртский О ЖИЗНИ, УЧЕНИЯХ И ИЗРЕЧЕНИЯХ ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ (Перевод с древнегреческого М.Л.Гаспарова) М., 1986 Книга V


Итак, Псевдо-Даниил сравнивает автора СДЗ с Феофрастой - знаменитым философом, написавшего большое количество книг и вернувшемся после принятия Софоклом закона, чтобы никто из философов под страхом смерти не возглавлял школу...

Сравним:
«поставиша себе митрополита Киеву и всей Руси инока Клименьта Смолнянина, выведше его изъ молчялныа келии его. Бе бо сей по премногу [любя] безмлъвие, и удоляяся отъ всехъ, и прилежа молитве и прочитанию божественыхъ писаний, и бе скимникъ, и зело книженъ, и учителенъ, и философъ велий, и много писаниа написавъ предаде» (Никон. 1147)

"... от Михаила от митрополита рукописание яко не достоить намъ безъ митрополита въ святеи Софьи служити..." (Ипат. 1147)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Публий Теренций Афр

Сообщение Лемурий » 09 сен 2011, 16:52

Азъ нѣсмъ феофрастянинъ, терендъ, египетстiи мудрецы...

    Теренций

Теренций (Publius Terentius Afer) - даровитейший, после Плавта,представитель древнеримской комедии. Лучшим источником для его биографии является древнее жизнеописание его, принадлежащее Светонию. Он жил в промежуток между 2 и 3 пуническими войнами, родом был из Карфагена и принадлежал к какому-нибудь африканскому (или ливийскому) племени, на что указывает его прозвище Afer. Попав каким-то образом в Рим, Теренций был рабом у сенатора Теренция Лукана, который, заметив выдающиеся его способности, дал ему тщательное образование, а затем и свободу. Талантливость Т. открыла ему доступ в высшие круги римского общества. Лучшая часть молодого поколения римской аристократии, хорошо знакомая с богатой литературой греков, стремилась тогда, под иноземным влиянием,облагородить и отечественную речь, и отечественные нравы в центре этого общества находился Сципион Африканский, рядом с которым стоял друг его Лелий. К этому кружку примкнул и Т. Ободренный своими покровителями, он решился посвятить свои силы комедии. Согласно с вкусами того времени, Т.не был оригинален; образцом для себя он избрал, главным образом,греческого комика Менандра, не переводя его, впрочем, буквально и заимствуя целые сцены у других греческих писателей, напр. у Аполлодора.В искусстве составлять свои пьесы по произведениям двух авторов или по двум произведениям одного и того же автора (так наз. контаминация) Т.достиг значительного мастерства, но это указывает, вместе с тем, на недостаток у поэта собственной изобретательности. Произведения Т., всилу редкой случайности, дошли до нас все; их всего 6: "Девушка с о-ва Андроса" (Andria), "Свекровь" (Несуга), "Наказывающий сам себя"(Heautontimorumenos), "Евнух" (Eunuchus), "Формион" (Phormio; имя паразита пьесы) и "Братья" (Adelphae). Эти пьесы, перечисленные в хронологическом порядке, были впервые поставлены на римской сцене в период времени с 166 по 160 гг. до Р. Хр. Наибольший. успех имела пьеса"Евнух", которая дана была дважды в один день и получила премии. Весьма холодно, наоборот, принята была публикой "Свекровь"; во время 1-го и2-го ее представлений народ предпочел оставить театр и смотреть канатных плясунов и гладиаторов. В настоящее время самым выдержанным произведением Т., как по ходу действия, так и по выработке характеров,признаются "Братья". Успех "Евнуха" у римской публики следует объяснять некоторыми пикантными подробностями этой пьесы, герой которой переодевался евнухом и в этом качестве присутствовал при купанье своей возлюбленной. После постановки "Братьев", в 160-м г., Т. предпринял путешествие в Грецию, из которого уже не возвратился: он умер в 159 г.,25 или 35 лет от роду (ср. M. Крашенинников, "К вопросу о годе рожденияТ.", в "Сборнике статей в честь Ф. Ф. Соколова", СПб., 1895). Пьесы Т.,сообразно с тем обществом, в котором вращался поэт, отличаются значительно большей чистотой и благородством языка, чем комедии Плавта.Слог Т. был до такой степени изящен, что враги поэта распускали слух,будто ему помогали в составлении комедий Сципион и Лелий. Наряду с этим,Т. старается избежать в действии всего особенно непристойного. Большое внимание, по-видимому, обращал он на выработку характеров действующих лиц, которые в большинстве случаев гораздо выдержанные, чем типы Плавта. Намеков на римскую жизнь у Т. нет никаких Эта черта его комедий наиболееспособствовала живучести произведений Т. почти до XIX столетия. Пьесы Т. могли главным образом нравиться избранной публике, а не массе. Похвалыим мы читаем в античном мире у таких авторов, как Цезарь и Цицерон;близкое знакомство с Т. обнаруживают Гораций, Персий и Тацит. Еще в древности комедии Т. попали в школы и стали достоянием ученых грамматиков, которые писали к ним разного рода толкования. Наиболее ценны между ними комментарии ученого IV в. по Р. Хр., Доната, в труде которого содержатся и весьма интересные наставления актерам (ср. Б. В.Варнеке, "Как играли древнеримские актеры", в "Филолог. Обозр.", 1900,т. XIX)...
--------
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

И снова выбранный персонаж своей судьбой повторяет судьбу Климента Смолятича, выведенного князем Изяславом Мстиславичем из кельи молчальника и прославившегося своим литературным талантом.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Каллимах

Сообщение Лемурий » 09 сен 2011, 17:17

ни (а)финiи Калимидiи, аΘинiистiи хитрецы

Речь идет Каллимахе, полемархе афинских войск при Марафоне, "хитростью" одержавшего победу над многократно превосходящими силами противника.

В числе афинских военачальников были Мильтиад, Аристид и Стесилай; главное начальство принадлежало полемарху Каллимаху. Кроме 9-10 тысяч афинян, в битве участвовало все платейское ополчение, в 1000 чел. Численность неприятелей не определяется Геродотом, главным нашим источником; позднейшие историки исчисляют силы персов от 100 до 600 тыс. Персы расположились на открытой равнине, со стороны бухты, в виду флота; афиняне выстроились в одной из боковых долин, примыкающих к Марафонской равнине, со стороны Пентелика; по бокам прикрывали их высоты Арголики и Котрони. Каллимах командовал правым крылом; в центре находился Мильтиад; на краю слева стояли платейцы. Центр неприятельской армии составляли природные персы и саки, лучшая часть персид. войск. Напали первыми афиняне, беглым маршем устремясь на врага. На обоих флангах неприятель был отбит афинянами и платейцами, но в центре перевес был на стороне персов и саков; обратившиеся против них победоносные фланги эллинов окончательно решили победу над варварами. Бегущих к своему флоту персов эллины преследовали до самого берега и истребляли беспощадно. Богатая добыча досталась победителям. Бежавшие на корабли персы рассчитывали было, обогнув Суний, застигнуть Афины врасплох, беззащитными. Но Мильтиад предупредил персов, когда корабли их явились в фалерской гавани. Так кончился первый поход персов на Элладу. Афинянам победа стоила 192 чел., в числе которых были полемарх Каллимах и брат трагика Эсхила, Кинегир; потери персов Геродот исчисляет в 6400 человек. Эта была первая победа эллинов над персидской державой.
----------
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Упоминание о Марафоне, где единая тысяча Каллимаха победила 300 тысяч персов царя Дария есть и в "Русской Пчеле" в цитате из Плутарха (Пчела, т.1, 2008:157-158).

Опять намек, ведь сторонники Климента Смолятича в меньшинстве боролись за автокефалию Русской Церкви.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 01 янв 2012, 23:56

    Соколова Л. В. К характеристике «Слова» Даниила Заточника (реконструкция и интерпретация первоначального текста) // ТОДРЛ. Т. 46. СПб., 1993, С. 235, прим.14:
    "...Некоторые исследователи считают, что слово «художество» употреблено здесь в значении «искусство», понимая смысл фразы так: я написал это послание, чтобы загладить вину за свое произведение, послужившее причиной опалы. Однако такое толкование вряд ли возможно: если допустить, что Даниил бежит от лица своего сочинения, то необходимо признать, что он раскаивается в том, что создал его. Даниил же подчеркивает, что он не раскаивается, почему и боится княжеского «похуления». Более того, Даниил подчеркивает, что и данное послание — не «плод покаяния»: он написал его, спасаясь от нищеты..."
Всё указывает на то, что Климент писал послание новгородскому князю ПОСЛЕ "своего произведения, послужившего причиной опалы".
Ещё один аргумент в последовательности событий.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даниил Заточник

Сообщение Konrad » 02 янв 2012, 13:24

Погодите, уважаемый Лемурий. Вам не кажется, что Вы, как и Медведев, уже оперируете собственными выводами, чтобы вписать в них факт? То есть опираетесь на самого себя, хотя те выводы тоже гипотетичны.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 02 янв 2012, 20:45

Конрад, ничего скрывать не собираюсь, но чтобы в этой теме участвовать в материал надо вникать. Скоро опубликую доказательную базу и здесь приму все возражения.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даниил Заточник

Сообщение Konrad » 02 янв 2012, 21:04

Уважаемый Лемурий, я не говорю, что Вы нечто скрываете, просто опираетесь вроде бы на свои же выводы. Буду ждать
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 17 июл 2012, 13:17

Пока несколько цитат из

"Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского ", Т.2, СПб, 1912

с большой долей вероятность заимствованные Автором СДЗ:


    Из мудрых уст каплют самые сладкие слова; а горькая гортань изрыгает брани. (С.100)
    --------
    Да накаплетъ ти слажше меду словеса устъ моих. (СДЗ)


    Золото испытывается в горниле, а добродетельный — в скорбях. Часто скорбь бывает легче состояния невредимости. (С.99)
    ------
    Злато искушается огнемъ, а человѣкъ напастьми. (СДЗ)


    Моль все поедает; и на гроб не оставляй своего достояния; лучшая погребальная почесть — доброе имя. (С.99)
    -------
    Молеве, княже, ризы ѣдять, а печаль — человѣка (СДЗ)


    Змия зла, аспид хитер; в этих животных видна порознь злоба, соединенная в одной женщине. (С.103)
    -------
    И что змии лютѣй в ползущихъ по земли? Всего того злѣй зла жена. (СДЗ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даниил Заточник

Сообщение sasha a » 16 дек 2012, 22:46

Мне бы хотелось вернуться к личности Даниила Заточника (Климента Смолятича/бывшего митрополита Илариона - в интерпретации уважаемого Лемурия) как автора Слова Даниила Заточника (далее СДЗ).

Мучают меня смутные сомнения об идентичности автора СДЗ и бывшего митрополита.

1) первое из них (сомнений) выразил Евгений:

Re: Князь Игорь.

Новое сообщение Евгений Беляков » Вс дек 16, 2012 7:13 pm
Смолятичу в 1185 году было "за 80".
Все-таки трудно представить,что такой старец смог бы написать "Слово о полку"...
Бывали, конечно, старцы и постарше... но... как-то не верится...


Реальный возраст Смолятича НЕ СОГЛАСУЕТСЯ со словами самого автора СДЗ о его юном возрасте:
Господине мой! Не зри внѣшняя моя,
Но возри внутреняя моа.Унъ възрастъ имѣю, а старъ смыслъ во мнѣ.
(Господине мой! Не смотри на внешность мою,
Юный возраст у меня, но зрелый ум во мне.)


Как видно из отрывка, автор СДЗ просит князя не обращать внимания на его юный возраст, на то что он моложе годами и внешним видом самого князя. Если князь Ярослав женился в 1170 г. (т.е. ему было около 16-17), то к концу 1180-х ему было около 40 лет. При всем желании старец за 80 лет не мог выглядеть моложе 40-летнего мужчины.

2)
Княже мой, господине!
Избави мя от нищеты сея,


Автор СДЗ жалуется на свою нищету и просит князя оказать ему материальную помощь и/или взять его к себе на службу советником.
Насколько я знаю, схимничество предполагало отказ от всех земных материальных благ. Такой образ жизни являлся ПОДВИГОМ, к нему стремились монахи (с разным успехом). Пресвятой Феодосий посещал кельи насельников Киево-Печерского монастыря и изымал лишние вещи. Монахам следовало думать о Боге, а не услаждать чрево. То есть совершенно непонятно, почему бывший митрополит Иларион - будь он автором СДЗ - так пекся о своем материальном положении, о разнообразии своего стола и мягкости перины.

3)
Или ми речеши:
«Женися у богата тьстя чти великиа ради; ту пий и яжь».(Быть может, скажешь мне:
«Женись на богатой ради чести великой;
У богатого тестя в доме пей и ешь».)


Не могу представить себе, чтобы князь, даже чисто гипотетически, предложил схимнику скинуть свой монашеский чин, стать расстригой и жениться! Однако автор СДЗ воспринимает такое предложение как вполне адекватное и отказывается вступать в брак не потому, что он дал обет безбрачия, а потому что нет подходящей кандидатуры. "Но лучше мне бурого вола ввести в свой дом, чем злую жену взять."
Как мог схимник помышлять о том, чтобы "ввести в свой дом" (в келью монастыря) жену????!!!!!
Вывод однозначен: автор СДЗ - лицо мирское, а не духовного звания

В общем, я думаю, автор СДЗ и Климент Смолятич/бывший митрополит Иларион - два разных лица
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Даниил Заточник

Сообщение Nikola » 16 дек 2012, 23:21

Митрополиты Климент и Иларион - действительно разные лица :wink: . На поворотах внешнеполитического курса СВЕТСКАЯ власть их вознесла. Ну а падали уже по-разному.
Илариона, возможно, деликатно "ушли" Ярославичи под предлогом СХИМЫ.
Климент же СХИМНИК уже в Зарубе, если считать летописное известие современным событию - хотя это больше похоже на ЭПИТАФИЮ.
Вообще необходимо учитывать, что запись под каким-то летом могла быть сделана лет на пятьсот позднее...
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 17 дек 2012, 11:38

sasha a писал(а):1) ...Реальный возраст Смолятича НЕ СОГЛАСУЕТСЯ со словами самого автора СДЗ о его юном возрасте:
Господине мой! Не зри внѣшняя моя,
Но возри внутреняя моа.Унъ възрастъ имѣю, а старъ смыслъ во мнѣ.

Дорогая sasha a, предвидя этот вопрос, дал на него ответ в самой же статье. Для тех, кто не читал статью - дублирую:

...остановимся на контраргументах приводимых при рассмотрении этой версии:

§ 15. В СДЗ: «Унъ възрастъ имею, а старъ смыслъ во мне…» - если в 1147 г. Климента Смолятича поставили митрополитом, что могло быть не ранее 30-летнего возраста, ведь ни один клирик не мог проповедовать раньше, чем начал «Своё служение» Сын Божий:
«Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати…» (Лк. 3:23)
В столь преклонном возрасте (более 70 лет) нельзя считаться «юным»…

Здесь дело в контексте: возрастом автор мог быть и 100 лет, ведь «старъ смыслъ» - это книжная мудрость, накопленная тысячелетиями. Подобную «самоуничижительную» формулу находим и в Житие Сергия Радонежского:
«..аще бо и млад сый възрастом телесным, но старъ сый смысломь духовным..»


sasha a писал(а):2)Автор СДЗ жалуется на свою нищету и просит князя оказать ему материальную помощь и/или взять его к себе на службу советником.
....совершенно непонятно, почему бывший митрополит Иларион - будь он автором СДЗ - так пекся о своем материальном положении, о разнообразии своего стола и мягкости перины.

Совершенно непонятно, о каком митрополите Иларионе (XI в.) Вы пишите, разбирая послание конца XII в. Допускаю, что это описка и Вы имели ввиду Климента Смолятича, в роли Даниила Заточника, то тогда совсем всё просто, он и описывает свое состояние СХИМНИКА. Сравните:

    В СДЗ: «Но егда веселишися многими брашны а мене помяни, сух хлебъ ядуща;
    Или пиеши сладкое питие а мене помяни, теплу воду пиюща от места незаветрена;
    Егда лежиши на мяккых постелях под собольими одеялы а мене помяни, под единым платом
    лежаща и зимою умирающа, и каплями дождевыми, аки стрелами, сердце пронизающе …».
«...рекши, преж помолися Богу и, сед, напиши свой обет смыслене, что хощеши до смерти хранити: в недели или в месяци день или два хощеши поститися от брашна или от питиа...Да аще ты створиши свое первое, а Богъ готовъ отдати свое. Аще ли хощеши взяти без расмотрениа аналаву и куколь, зря инех, ож точию величаются скимою — аще бо и тружаются въ посте и въ молитвах, но понеже не имуть тверда основание, да ни дождем, ни ветром, но своим злоумием тех падает храмина...»
-----
Прот. Горский Послание к Василию, архимандриту Печерскому XII столетия (О схиме) // Прибавления к Творениям св. Отцов, М., 1851, Ч.10, Кн.2, С.350.

Куколь – это черного цвета верхнее облачение схимника в виде остроконечного капюшона и полосами материи на спину и грудь с изображенными крестов, шестикрылых серафимов и текста трисвятого. Аналав представляет собой четвероугольный плат, носимый на груди, также с изображением крестов на черном фоне.

sasha a писал(а):3) Не могу представить себе, чтобы князь, даже чисто гипотетически, предложил схимнику скинуть свой монашеский чин, стать расстригой и жениться! Однако автор СДЗ воспринимает такое предложение как вполне адекватное и отказывается вступать в брак не потому, что он дал обет безбрачия, а потому что нет подходящей кандидатуры.

Интересное место нашли, действительно, не обратил на него внимание. НО перевод здесь явно неправильный, ибо пропущено КЛЮЧЕВОЕ слово:
    Или ми* речеши:
    «Женися у богата тьстя чти великиа ради; ту пий и яжь»
    .
Слова "ми" (=мне) нет в этом отрывке ни в списке Ф.А.Толстого; ни в Копенгагенской рукописи; ни списке Н.К. Никольского, исключительно в Академическом (Кирилло-Белозерском) списке.

По контексту речь идет не о женитьбе непосредственно Заточника, поколику нет других скреп о наличии общения между Ярославом и Даниилом (т.е. не из чего взять, что новгородский князь когда-то говорил про женитьбу Автору СДЗ).
"Или речеши:" = (по контексту) "Или, например".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 17 дек 2012, 12:40

Вы совершенно правы, sasha a, что тема в ветке "Князь Игорь" зашла сторону "Даниила Заточника", поэтому отвечу на Ваш вопрос здесь.
sasha a писал(а):если бы Даниил причислял жену Ярослава к категории "злых жен", то он бы обвинил ее автоматически в распутстве: "Что есть жена зла? ...поборница грѣху". Не думаю, чтобы княгиня стерпела такое оскорбление, а князь простил бы Даниилу намек на рога, причем сделанный публично.... И не видать тогда Даниилу ни княжеской ласки, ни богатства, ни теплого места советника при его особе.

Корить женщин авторством "первородного греха" не ново. Писать о "злых женах" тем паче.
А Вы не думали, что вставка о "злых женах" - это токмо компиляция церковной литературы?

    15 Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную, и всякую злость, только не злость женскую,
    16 всякое нападение, только не нападение от ненавидящих, и всякое мщение, только не мщение врагов;
    17 нет головы ядовитее головы змеиной, и нет ярости сильнее ярости врага.
    18 Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою.
    ( Сир. 25:15-18.)

    7 Болезнь сердца и печаль — жена, ревнивая к другой жене,
    8 и бич языка ее, ко всем приражающийся.
    9 Движущееся туда и сюда воловье ярмо — злая жена; берущий ее — то же, что хватающий скорпиона.
    (Сир.26:7-9)
А что злая жена есть бич за грехи, об этом свидетельствует божественное Писание; оно говорит, что грешному мужу дастся злая жена (ср. Сир.25; Сир.26). Она дастся ему, как горькое лекарство, истребляющее греховные соки.
----
Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Псалмы
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 34

cron