Новый » 17 июл 2008, 00:10
Stanislaw
Насчет "славяно-готской войны". Мне кажется, не стоит из этих антов и готов 4-го столетия делать "наших" и "немцев". Иордан писал в 6-ом веке, когда готы, давно переместившиеся из Приднепровья на запад, так сказать, "вторично германизировались", и реконструировал, должно быть, историю предков того короля (конунга), которому служил. Но приднепровское государство готов - особенно если учесть, что современником Винитара был ещё и некий Витимир (может быть, они правили разными уделами?), - не было ли оно почти таким же славянским по основному составу населения, как государство антов? Мало ли, что оно называлось "готским": "Болгария", скажем, - тоже не славянское название...
Самый интересный, на мой взгляд, момент этого конфликта - момент, который отражает, по-моему, его основную суть, - заключается в том, что этого Божа и его старейшин не просто убили, а РАСПЯЛИ. Кем и для кого мог быть выбран В ХРИСТИАНСКУЮ ЭПОХУ (речь же не о Спартаке) этот способ казни? Ответ: только язычниками для христиан. Поэтому здесь просматриваются контуры некоей РЕЛИГИОЗНОЙ войны. Теперь учтем, что в те века и в тех краях христианство приписывалось в основном готам; у них и епископ свой был, Ульфила (это означает, кажется, "волчонок" - имя, впрочем, германское и абсолютно языческое). Так что имеется некоторая неопределенность в том, "кто есть кто": не анты ли (т. е. славяне) подразумеваются иной раз под именованием "готы".
История с Божем, кстати, перекликается с одним эпизодом, описанным у армянского историка Моисея Каланкатуйского. Датируется эпизод, правда, 5-ым веком, но кто знает, насколько это точно... Некие "гунны" (у армян это могло быть обобщенным названием варваров) вторглись в кавказскую Албанию: захватывали, резали, грабили и т. д. Их князь воспылал страстью к пленной красавице-христианке по имени Такуги, но она отказала ему и предпочла претерпеть мучительную казнь, но не нарушить целомудрия. Её стойкость произвела на него сильнейшее впечатление. Вскоре после её казни этому князю было ночное видение, в результате которого он раскаялся, принял крещение и нарекся именем "Феофил" ("Боголюбивый" - ср. "Бож": именования иногда усекаются, например "Спаситель" - "Спас"). Потом, когда он вернулся назад, в свою землю, некий верховный правитель, которому он был подчинен, хотел заставить его принести жертву языческим божествам; но Феофил отказался и принял в свою очередь мученическую смерть. Он сам и тридцать старейшин. При этом и у него тоже были сыновья - два сына, которые пытались бежать, но были настигнуты и убиты.
Итак, две контурно схожие истории: казнь на почве религиозного конфликта (ведь Божа, распяли), вместе с сыновьями и несколькими десятками старейшин (в одном случае - семьдесят, в другом - тридцать, но я же говорю о контурном, а не точном сходстве). И имена перекликаются: Феофил - Бож. Не восходят ли две эти истории к одной, прототипной?
Правда, у Моисея Каланкатуйского приводятся якобы названия племен - "росмосоки, князь "фовельский", - но это просто (ввиду устрашающего характера нашествия) подстановка имен из библейского пророчества о "Роше, Мешехе и Тубале (Фувале)".
Как бы то ни было, идея о том, что в "Слове" упоминается всё-таки Бож (даже если не принимать её со стопроцентной уверенностью), не лишена логики: эпизод с ним связан довольно интересный.