Scaevola писал(а): Повлиял ли на это запрет последователям Конфуция говорить о применении насилия?
А где сформулирован такой запрет?
Scaevola писал(а):В тех странах Азии, где конфуцианская идеология была господствующей (Китай, Вьетнам, Корея), военная история освещалась весьма специфическим образом - очень кратко и обтекаемо.
Исключительно в официальных источниках. Дневниковые записи китайских или корейских военачальников или просто участников военных действий только начали изучаться. Военные трактаты вообще неизучены.
Никола ли Космо перевел и издал дневник маньчжурского военачальника Дзэнгшо, воевавшего в Юньнани с мятежниками У Саньгуя, в Корее изданы на английском языке дневники Ли Сунсина, я подготовил к печати дневник корейского военачальника Син Ню, но пока это все.
А ведь еще с 1950-х годов (использовался Симоновской) известен, например, дневник Ли Гуандяня об обороне Кайфэна от войск Ли Цзычэна, содержащий уникальные сведения об обороне крупных китайских городов. Моисеев использовал дневники Хуа Инсина о войне с ойратами, но не опубликовал их. Дневники времен Боксерского восстания и Тайпинской войны вообще не привлекались к широкому использованию, не говоря о переводах (только Калюжная, пожалуй, немного почерпнула из них в своей книге про ихэтуаней). И это только вершина айсберга!!!
Scaevola писал(а): Особенно это бросается в глаза по сравнению с прекрасно разработанной военной историей Японии, где конфуцианство существовало в усечённом виде.
В период Эдо (правление сёгунов Токугава) конфуцианство стало официальной идеологией. И результаты заметны.
А вообще, военная история Японии разработана, с точки зрения современной историографии, отвратительно. Всякие мелкие дрязги, типа "наш
даймё, воспользовавшись секретным планом, изложенным в тайном сочинении "Лю тао", храбро разорил курятник у соседнего
даймё, при этом геройски погиб храбрый
гокэнин Намиката, обожравшись курятиной, но не оставив ее врагу" зафиксированы хорошо. А какие-то крупные события - не лучше, чем в других историографиях региона. Плюс тотальная тенденция на мифологизацию собственных "героев".
Вообще, надо понимать, что описание событий военной истории - это всего лишь часть общей истории страны, которая писалась с определенными дидактическими целями. Поэтому военные эпизоды хроник - это просто перечисление побед или поражений с глубокомысленными выводами в "педагогических целях". Детали даются только в исключительных случаях. А военные обозрения типа "Тонгук Пёнгам" - это большая редкость. Посмотрите описания войн в "Циданьго чжи" или "Айсинь гурунь исудури" (оба источника ПОЛНОСТЬЮ переведены на русский язык и изданы в последние 30 лет). Там показана вся палитра отношения конфуцианских историков к вопросу освещения событий военной истории.