Vilas писал(а):Хромец писал(а):Ничего странного,будет жалко,если я вас удивлю, и по крови тоже.Об этом еще Пушкин хорошо знал....
Балты были "открыты" в середине XIX века, до того они считались славянами (очень редко "потомками римлян"). Пушкин еще не знал, кто такие литовцы.
Никакой странности тут нет.И Великое княжество Литовское тут состовит постольку поскольку те или иные славянские земли боролись в то или иное время за возвышение.
Вопрос, думаю, сложней. Как я где то здесь отмечал, в отличии от славян, литовцы были безграмотны. Русскую письменность они переняли только в конце 14 века, в то время волынский (т.е. украинский диалект, позже - белорусский) диалект. Потому мы мало знаем. Об "имперских" амбициях правителей Литвы мы тоже знаем только из чужих источников: Гедимин себя называл "королём литовцев и русских", а Ольгерд прямо заявлял, что вся Русь должна принадлежать Литве. Оба ничего не сделали, чтобы этнические литовцы стали православными, хотя среди членов их семей полно православных, а сами они неотказывались, мягко говоря, от русской культуры. Но русских церквей в литовской глубинке не строили. Возможно, потому, что за неимением письменности невозможно было переводить на литовский православную литургию, значит, стать православным означало стать русским. Никто из правителей Литвы не называл себя русскими. Следуя моим доводым, нельзя считать борьбу Литвы и Москвы борьбой двух славянских народов за возвышение. Русское боярство ВКЛ в своей массе было на второстепенных позициях. Отличительная и экспансия этих двуг государств: Литва на своей территории старалась ничего не менять, Московия часто прибегала к силовым воздействиям на местное боярство и не только. Я это к тому, что по моему противостояние Литвы и Москвы следует считать борьбой Москвы против иноземцев, сначала язычников, затем католиков. Так как это противостояние протянулось на долгие года, замечаем как бы политическукю ассимиляцию части русского населения ВКЛ, что и ведёт в заблуждение о якобы славянской политике ВКЛ. Это государство может и отличалось экспансивностью на русские земли (на Русь было ходить легче, чем на Орден), но оно никогда не вела православной русской политики. Русский письменный - да, но только за неимением собственного. Попытки создать православную метрополию в ВКЛ следует понимать лишь как попытку создания противовеса Московской епархии.
Словом, об этом можно говорить много, но пока я не вижу значительной политической роли славянства (русской православской) в ВКЛ до самых разделов Речи Посполитой.