Самый одиозный исторический проект российского телевидения

Модераторы: Толстокосов, Лемурий

Сообщение Aristoteles » 17 ноя 2008, 08:45

Левенець писал(а):
Scaevola писал(а):
Левенець писал(а):
Scaevola писал(а):Мой любимиый довод: Россия - это открытое акционерное общество, в котором у русских 80% акций (полный контрольный пакет, однако 8) ). У всех остальных - 20%. Это, извините, даже на блокпакет не тянет :wink: :D
В акционерном обществе и решения принимаются, и дивиденды делятся по количеству акций :wink:

А в нашей Татарии 50% населения русские, поэтому никаких таких особых внутритатарских решений быть не может :wink: (см. типовой устав открытого акционерного общества).

Шо будете делать, когда лет через 20-25, если сохранится та же система призыва, у мусульман будет контрольный пакет в армии? :wink:

"Щьто дэлать будэм ви спращиваэте, таварыщ Мэхлис?
Завидавать будэм таварыщу Ракассовскаму!" (с) :wink: :wink: :wink: :D

Ох не буду ,товарищ Сцевола! :lol:

В начале восьмидесятых имел удовольствие служить в мотострелковом батальоне в Белоруссии. Процентов 80 личного состава были выходцы из средней Азии и Кавказа, последних все же несколько больше, чем первых.
Результат- быстрое и эффективное излечение от веры в "советский интернационализм" :lol:
А ведь еще и проблема ислама тогда так остро не стояла 8)


Веселого мало, но тут дело не только в исламе. А именно в нацональности, на Кавказе ведь не только мусульмане, но и др. есть. А в описываемой Вами ситуации большую роль играли именно землячества.

А правильный мусульманин в идеале отличный военнослужащий: не пьет, в самоволки не ходит, старших уважает. Те же башкиры или казанские татары или астраханские казахи мусульмане, но по службе исполнительней любого славянина, особенно москвича.
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение Gugl » 17 ноя 2008, 14:06

Может, вернемся к Столыпину?

Вот тут нарыл у Федорова Б.Г., что фамилия Столыпины, оказывается, происходит от литовского корня (upe-река). Имение у них было в Литве - Колноберже.
ТОлько мало кто говорит, что имение было получено за карточный долг дедом. А сами они - пензенские. Там сегодня и деревня есть Столыпино (недавно переименовали) и "вода Столыпинская" минеральная.
Прям символ России.
Gugl
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 12:58
Откуда: Москва

Сообщение Diletant » 17 ноя 2008, 14:31

Gugl писал(а):Может, вернемся к Столыпину?

.

Ну если вы так настаиваете.

Версия для печати


Столыпин, История России начала XX века, Революционное движение в России


Владлен Логинов
Столыпинские итогиТрудно назвать кого-нибудь из российских политиков, мелькавших на нашей политической арене в последние 10 лет, кто бы с придыханием не вспоминал о Столыпине: от Ельцина и Силаева до Путина и Касьянова. Прежний миф о Столыпине-вешателе заменили на миф о Столыпине - великом реформаторе, который вполне мог бы, избавив Россию от революции, изменить ход ее истории [1].

Сама фигура Столыпина казалась идеально подходящей на роль реформатора. Во-первых, он появился как бы «ниоткуда», из российской глубинки, а не из привычной дворцовой камарильи и дискредитировавших себя прежних политических деятелей. Во-вторых, он был молод - 44 года. Как писал Крыжановский: «Он первый внес молодость в верхи управления, которые до сих пор были, казалось, уделом отживших свой век стариков» [2]. В-третьих, он производил впечатление человека жесткого и решительного, «сильной личности», способной навести «порядок». И его поведение на посту саратовского губернатора, казалось, подтверждало это. И четвертое: он умел четко и лапидарно излагать свои мысли, что в эпоху нарождавшейся «публичной политики» имело особую цену. Его изречения и теперь с восторгом повторяют наши государственные деятели.

Нынешним реформаторам было бы полезно остановиться, оглянуться и, обратившись к прошлому, понять, чем заканчивались в России попытки раз и навсегда решить земельный вопрос.

Позднее выяснилось, что многие из этих характеристик оказались достаточно спорными. И вовсе не «ниоткуда» появился он, ибо связи Столыпина с «семьей» императора были достаточно прочны. И совсем не был он столь решительным и бескомпромиссным. Но наличие политической воли и сильной власти в его руках - несомненно. Точно так же, как несомненно и наличие обоснованной программы, независимо от того, кто первым ее сформулировал - Бунге, Гурко или Кривошеин. Известно лишь, что, еще будучи предводителем дворянства Ковенской губернии, он не раз наведывался из родового поместья Колноберже в соседнюю Пруссию, дабы воочию убедиться в преимуществе хуторской системы. Жаль, что не обратил он внимания на то, что и в Пруссии переход от общины к хуторам занял 100 лет.

И все-таки одного элемента не хватало - учета того, чтo думает по этому поводу сам «объект реформирования» - крестьянство России. Сегодня отношение к народу как к «быдлу» перестало быть признаком неинтеллигентности. Во всяком случае, при обсуждении вопроса о гимне многие наши интеллектуалы писали об этом открыто и не стесняясь.

Между тем крестьяне вне зависимости от агитации левых партий имели свое представление о «счастье» и желаемых переменах. И связывалось оно прежде всего с ликвидацией помещичьей собственности. Но, поскольку Столыпина призвали к власти именно для того, чтобы не допустить «черного передела», мнение «быдла» решили игнорировать. Поэтому насилие и стало составным элементом реформ.

Сегодня к масштабам столыпинского насилия, сравнивая его с некоторыми страницами последующей истории, относятся несколько иронически. Подумаешь, дескать, 1102 человек казнили военно-полевые суды в 1906-1907 годах; 2694 человек повесили в 1906-1909 годах по приговору военно-окружных судов; столько-то тысяч расстреляли без всяких судов карательные экспедиции Раниенкампфа, Меллер-Закомельского, Орлова; 23 тысячи отправили на каторгу и в тюрьмы, 39 тысяч выслали без суда; сотни и сотни тысяч подвергли обыскам, арестам и приводам в участки… По сравнению с тем, что было потом, - всего ничего… Но современникам-то приходилось сравнивать с тем, что было до того, а в течение предыдущих 80 лет казнили в среднем «лишь» по 9 человек в год [3]. И не случайно видавший виды российский обыватель с горечью повторял: «При Плеве куда легче было!»

Но подлинные масштабы насилия проявились именно при проведении аграрной реформы. По закону передел земли в общине происходил раз в 12 лет. С 1908 года переделы стали постоянными, ибо по новому закону их производили по требованию даже одного общинника, пожелавшего выделить надел или уехать за Урал. А такой передел означал передвижку всех крестьянских земель. Вот почему 3/4 тех, кто пожелал выйти из общины, не получили согласия сельских сходов. Но между губернаторами шло открытое соревнование за процент «выделившихся», и они принуждали крестьян силой. И это касалось уже не тысяч, а миллионов…

Один из губернаторов уведомлял земских чиновников, что «оценка их служебной деятельности, по распоряжению господина министра внутренних дел, будет производиться исключительно в зависимости от хода и постановки дела применения Высочайшего указа 9 ноября 1906 года». Министр Кривошеин не выдержал: местные власти, выговаривал он губернаторам, составляют чрезмерные и невыполнимые планы землеустройства, тогда как «население не прониклось еще сознанием необходимости землеустроительной меры». А чиновник, отвечавший за реформу в Уманском уезде, оправдывался: ну, выгонял силой на отруба, подавлял недовольных, чуть до смертоубийства не дошло, но «ведь до сего времени считалось нормальным, если при помощи дреколья одна часть общества одерживает верх над другою» [4].

Что же получилось из аграрной реформы?

Во-первых, реформа приняла принципиально иное направление, нежели это задумывалось ее творцами. Не выделение «сильных и трезвых», не создание слоя «крепких хозяев», которые могли бы стать опорой режима, а исход из общины прежде всего «пьяных и слабых». Из 15 млн. крестьянских дворов из общины вышло 26% хозяев, т.е. четверть. Но принадлежало им лишь 16% надельной земли. 40% выделенной земли сразу продали, и это четверть всей земли, перешедшей в личное владение. По данным Карелина, 2,5 млн. хозяев лишь формально вышли из общины, т.е. укрепили свои наделы, но в составе общинных земель.

Иными словами, с точки зрения тех задач, которые ставились перед нею, реформа провалилась.

Во-вторых, оказавшись недостаточной для решения аграрного вопроса, реформа стала вполне достаточной для того, чтобы разрушить привычные устои деревенской жизни, т.е. большинства населения в России. Миллионы вышедших из общины, покинувших отчие дома и переселявшихся за Урал, массовая продажа полосок, постоянные переделы и новое землеустройство - все это создавало атмосферу неустойчивости и всеобщей истерии. А невозможность противостоять издевательствам и насилию, ощущение бессилия против несправедливости - по всем законам социальной психологии - рождало лишь злобу и ненависть. Столыпин хотел принести успокоение, но принес лишь новое всеобщее озлобление. Это и стало одной из главных причин того глубокого нравственного кризиса, в который была ввергнута Россия.

Столыпин после подавления первой русской революции мечтал об умиротворении и двадцати годах покоя. Не вышло. Не о «благостности» шла речь, а о том, что в стране вновь назревал кризис общенационального масштаба.

Он проявлялся в самых разных, порой, казалось бы, неожиданных формах. Летом 1913 года Государственную Думу буквально сотрясали речи, направленные на необходимость усиления борьбы с «хулиганством». Вполне лояльный журнал «Нива» по этому поводу писал:

«О том, что такое хулиганство и каковы его корни, не имеют даже приблизительного представления ни публицисты, которые пишут громовые статьи, ни администраторы, сочиняющие о нем канцелярские проекты. И те, и другие называют хулиганство чисто деревенским озорством. Но это озорство убийц и разрушителей, оперирующих ножом и огнем. В буйных проявлениях своих оно связано с абсолютным отсутствием каких бы то ни было нравственных и гражданско-правовых условий. Ничто божественное и человеческое уже не сдерживает…

Несомненно, во всероссийском разливе хулиганства, быстро затопляющего мутными, грязными волнами и наши столицы, и тихие деревни, приходится видеть начало какого-то болезненного перерождения русской народной души, глубокий разрушительный процесс, охватывающий всю национальную психику. Великий полуторастамиллионный народ, живший целые столетия определенным строем религиозно-политических понятий и верований, как бы усомнился в своих богах, изверился в своих верованиях и остался без всякого духовного устоя, без всякой нравственной опоры. Прежние морально-религиозные устои, на которых держалась и личная, и гражданская жизнь, чем-то подорваны… Широкий и бурный разлив хулиганства служит внешним показателем внутреннего кризиса народной души» [5].

Обратите внимание - это писалось в 1913 году…

Весьма информированный и опытный интриган князь Андроников докладывал великому князю Николаю Николаевичу:

«Конечно, путем репрессий и всякого рода экзекуционных и административных мер удалось загнать в подполье на время глубокое народное недовольство, озлобление, повальную ненависть к правящим, - но разве этим изменяется или улучшается существующее положение вещей? … В деревне наступает период “самосуда”, когда люди, окончательно изверившись в авторитет власти, в защиту закона, сами приступают к “самозащите”… А убийства не перечесть! Они стали у нас обыденным явлением при длящемся “успокоительном” режиме, только усилившем и закрепившем произвол и безнаказанность административных и судебных властей» [6].

А умеренный земский либерал Д.Н. Шипов писал:

«…пропасть, отделяющая государственную власть от страны, все растет, и в населении воспитывают чувство злобы и ненависти… Столыпин не видит или, скорее, не хочет видеть ошибочности взятого им пути и уже не может с него сойти».

И, наблюдая общую деморализацию общества, он считал даже, что лишь новый общественный взрыв может обновить общество, и чем скорее он грянет, тем менее он будет опасен [7].

i>И третье. Как следствие всего сказанного выше, именно в этот период происходит окончательный поворот на ту дорогу, которая приведет Россию к новой революции. Реформы, как известно, бывают разные. Одни предотвращают революционный взрыв. Другие, наоборот, лишь ускоряют революционный процесс, и столыпинская аграрная реформа сыграла именно такую роль.

Аграрная реформа сделала то, чего не смогла сделать революция. Ибо даже в моменты ее наивысшего подъема оставались регионы и социальные слои, стоявшие как бы вне общего движения. Реформа внесла вопрос о собственности и о земле в каждый крестьянский дом. Смута вошла в каждую семью. И не случайно наиболее умные и богатые, на которых рассчитывал Столыпин, остались в общине. Также не случайно и то, что даже самые правые крестьяне, как только в Думе речь заходила о земле, фактически выступали с программой «черного передела». Член Государственного совета М.В. Красовский, выступая на Госсовете с докладом по Указу 9 ноября, с горечью отмечал: «Оказалось, что вместо степенных мужиков, которых думали получить в Думу в качестве представителей крестьянства, явилась буйная толпа, слепо идущая за любым руководителем, который разжигает ее аппетиты» [8].

И весь опыт восьми лет реформы показал крестьянам, что ждать решения аграрного вопроса от власти - бессмысленно.

И это не было случайностью. Один из основоположников современной западной социологии Питирим Сорокин, формулируя отличие реформы от революции, на первое место поставил следующий признак: реформа должна соответствовать «базовым инстинктам», менталитету данного народа, его представлениям о добре и зле. Если реформа не соответствует данному условию, она обречена и мирный выход из кризиса маловероятен.

Как же после этого относиться к тем, кто писал об искусственно навязанном стране «социалистическом выборе», который удался якобы лишь благодаря случайному стечению обстоятельств, возникших в ходе первой мировой войны? В начале 1914 года, за полгода до начала войны, член Государственного совета, бывший министр внутренних дел П.А. Дурново в меморандуме на имя Николая II подводил итог многолетним размышлениям:

«Особенно благоприятную почву для социальных потрясений представляет, конечно, Россия, где народные массы, несомненно, исповедуют принципы бессознательного социализма. Несмотря на оппозиционность русского общества, столь же бессознательную, как и социализм широких слоев населения, политическая революция в России невозможна, и всякое революционное движение неизбежно выродится в социалистическое. За нашей оппозицией нет никого. У нее нет поддержки в народе, не видящем никакой разницы между правительственным чиновником и интеллигентом.

Русский простолюдин, крестьянин и рабочий одинаково, не ищет политических прав, ненужных и непонятных ему. Крестьянин мечтает о даровом наделении его чужой землей, рабочий - о передаче ему всего капитала и прибылей фабриканта. И дальше этого их вожделения не идут. И стоит только широко кинуть эти лозунги в население… - Россия, несомненно, будет ввергнута в анархию… Законодательные учреждения и лишенные действительного авторитета в глазах народа оппозиционно-интеллигентские партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддается даже предвидению» [9].

Сегодня, когда обсуждаются назревшие, перезревшие и все-таки нерешаемые проблемы народной жизни, чаще всего опасаются «новой диктатуры». Не этого надо бояться. Нежелание считаться с настроениями и волей народа - это прямой путь к широкомасштабным социальным потрясениям. Как говаривал «первый тенор» Партии народной свободы Федор Родичев: «Предупреждайте счет, который народ предъявляет власти. Платите по нему вперед. Он будет вам стоить дешевле».



Опубликовано в газете «Новая жизнь» 2002, № 10.


--------------------------------------------------------------------------------
По этой теме читайте также:«П.А. Столыпин и судьбы реформ в России»
Арон Аврех

«Черносотенный террор 1905–1907 гг.»
Сергей Степанов

«Первая революция в России. Взгляд через столетие»
Илья Смирнов

«"Народная воля" и её "красный террор"»
Николай Троицкий
Аватара пользователя
Diletant
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2082
Зарегистрирован: 16 мар 2007, 14:25
Откуда: Россия

Сообщение Diletant » 17 ноя 2008, 14:39

http://zhurnal.lib.ru/z/zhitorchuk_j_w/jitorchuk1.shtml
Россия в 20 веке: реформы Столыпина и Сталина.

В конце 19, начале 20 столетия Россия вступала в эпоху лавинообразного накопления избыточного сельского населения, обостряющего обнищание деревни и одновременно обуславливающего дефицит городского населения и тем самым создающий существенные ограничения в индустриализации страны. В результате в экономике Российской империи постоянно усиливался структурный кризис, выражающийся в секторном разрыве между промышленным и сельскохозяйственными сферами производства.
Империя стояла на пороге социально-экономического процесса, через который уже прошли все промышленно-развитые страны, обогнавшие нашу страну в своем историческом развитии. Процесс этот получил название экономического раскрестьянивания села. Суть этого процесса заключалась в вышвыривании экономически лишних людей из деревни в город, где они были вынуждены влачить жалкое существование на правах беженцев. При этом, как правило, только второе или даже третье поколение переселенцев могло обучиться грамоте и получить какую-либо специальность, став уже относительно нормальными городскими жителями.
В 1897 году собственно крестьяне составляли 77,1% населения России. Следовательно, для того чтобы прокормить одного горожанина в царской России должны были работать более трех крестьян! Такое громадное количество людей, занятых в сельском хозяйстве, могло удерживаться в деревне только в результате использования крайне малопродуктивного ручного труда. Для сравнения заметим, что в Англии в это же время наблюдалась обратная пропорция - один крестьянин обеспечивал питание трех горожан.
Даже в пике своего экономического могущества в 1913 го¬ду в России 29,2% крестьян были безлошадными и 30,3% однолошадными и едва сводили концы с концами. Около половины крестьянских хозяйств еще пахало сохой, а не плугом. В подавляющем большинстве случаев крестьяне продолжали сеять вручную, жать хлеб серпом и молотить его цепами. Любая механизация сельскохозяйственных работ автоматически делала значительную часть крестьян лишними и оставила бы значительную часть крестьян без работы и средств к существованию.
Плотность сельского населения за последние 40 лет 19 столетия увеличилась на 57%, площадь пашни - только на 40,5%, а количество скота всего на 9,5%. Рост населения в деревне приводил к сокращению земельных наделов. Крестьянский надел до отмены крепостного права в среднем составлял 4.8, в 1880 году - 3.5, а в 1900 году - только 2.6 десятины. Деревня год от года нищала.

Одновременно с наличием большого избыточного сельского населения Россия испытывала острейший голод городского населения, которое во время царствования Екатерины 11 составляло лишь около 3%, 1840 году - 8%, и даже в начале 20 века всего 12,6%. Для сравнения: уже в 1840 году в Англии городское население превысило 50%, а во Франции 20%.
Причина этих структурных диспропорций крылась в системе крепостного права, действовавшего в России на протяжении нескольких столетий. Главным тормозом увеличения городского населения, а вместе с ним ремесла и промышленности являлась политика натурализации хозяйства, которую проводило большинство дворян. Каждый зажиточный помещик обзаводился в деревне дворовыми мастерами, начиная с кузнеца и мельника и кончая музыкантом, художником, актером... Городские ремесленники лишались многочисленных заказчиков и потребителей.

Раскрестьянивание следует отличать от обезлюдивания деревни, представляющий собой процесс исхода из деревни в город крестьян, экономически необходимых для ведения сельскохозяйственных работ на селе. Именно такой процесс происходил в СССР в 60 - 80 годы прошлого века. Именно этот процесс и привел к печальному состоянию сельского хозяйства Советского Союза.
Кроме экономического раскрестьянивания в истории человечества достаточно часто имели место случаи внеэкономического раскрестьянивания, возникающего во время воин за счет гибели солдат, набираемых, в основном, из крестьян. А также за счет процесса колонизации чужих стран.
Раскрестьянивание является объективной исторической необходимостью и непременным условием вхождения любой страны в индустриальное общество.
Именно исторически неизбежный процесс раскрестьянивания деревни и определил железную логику социально-экономического развития России на протяжении первой половины 20 столетия.


Жизнь крестьянства в России всегда была чрезвычайно трудна и тяжела. Именно поэтому крестьяне создали мощный механизм социальной защиты своего сословия. Таким механизмом в России являлась крестьянская община.
В основе мировоззрения общины лежало понятие о том, что земля, Божье достояние. В случае обилия земли это означало, что каждый мог взять себе столько, сколько мог обработать, когда же возникал земельный дефицит, община урезала участки наиболее обеспеченных землей крестьян в пользу малоземельных, а впоследствии переходила и к регулярным земельным переделами. Таким образом, русская община являлась гибким организмом, приспособленным к самым различным условиям жизнедеятельности и сохранявшим в неизменности свои основные установки. По своей сути община представляла из себя систему архаичного коммунизма.
Трансформация общины как хозяйственного механизма постоянно шла в сторону ее укрепления вплоть до поражения революции 1905 года. Одновременно развивался и совершенствовался и сам принцип уравнительности. После отмены крепостного права Александр 11 законодательно усилил права общины, в частности, впервые юридически сделав ее собственником большей части крестьянской земли. Еще более усилил права общины Александр 111, который своим указом запретил даже простой раздел крестьянского двора без согласия общины. Да и Николай 11 до революции 1905 года придерживался той же позиции. Одна из основных причин проводимого сверху усиления общины заключалась в том, что властям было гораздо легче собирать выкуп за землю с общины чем, с каждой крестьянской семьи отдельности, поскольку в общине работал принцип круговой поруки.
Кардинально ситуация изменилась после революции 1905 года, когда стало очевидно, что именно община в критические моменты времени становится организатором захвата помещичьей земли и поджога дворянских усадеб. И уж совсем община потеряла всякий смысл в глазах дворянства после того как Указом Николая 11 были отменены все "долги" крестьян по выкупным платежам за ранее полученную ими землю.
В 1902—1908 годах по Высочайшему повелению под председательством В. Н. Коковцова была создана комиссия по исследованию причин оскудения центра России. Факт оскудения был признан официально. Главной причиной этого оскудения была названа крестьянская община с ее переделами и чересполосицей.
К такой же точке зрения пришли и участники первого съезда уполномоченных дворянских обществ. "Община - это то болото, в котором увязнет все, что могло бы выйти на простор, - заявлял на съезде К.М. Гримм, - благодаря ей нашему крестьянству чуждо понятие о праве собственности. Уничтожение общины было бы благодетельным шагом для крестьянства".
А вот что уже в наше время пишет по этому поводу Солженицын в своем "Красном колесе": "Все от безразличия: ни в какой участок не надо вложить слишком много труда и удобрений - ведь его придется скоро отдать в переделе, может какому-нибудь лодырю".
Споры о том является ли переделы и отсутствие частной собственности на землю причиной низкой эффективности сельского хозяйства не смолкают до сих пор. Однако статистические данные о сельскохозяйственном производстве царской России конца 19, начала 20 веков однозначно свидетельствуют о том, проблема частной собственности на землю была высосана из пальца. Она гиперболизировалась исключительно из-за приверженности ее адептов либеральным западническим теориям и не имела ничего общего с реальным состоянием дел в сельском хозяйстве Российской империи.
Для начала ответим на тезис, сформулированный Солженицыным: все зло шло от чересполосицы и постоянных переделов крестьянских наделов. Солженицин явно игнорирует тот факт, что в то время около четверти всех общинных земель были беспередельными и, следовательно, у населявших их крестьян в принципе не могло возникнуть безразличного отношения к земле на том основании, что завтра эту землю переделят, и она достанется лодырю. Тем не менее, в среднем урожайность в беспередельных общинах практически не отличалась от урожайности в передельных общинах.
Но самое главное возражение состоит в том, что частная собственность на дворянские земли в России к тому времени существовала уже полтора столетия, а эффективного собственника в лице русских помещиков страна так и не получила.
Достаточно вспомнить, что к 1860 году в залоге находилось почти половина помещичьих имений, в которых работало две трети всех имевшихся крепостных крестьян! Долг этих заложенных имений составлял более 450 миллионов рублей.
Сразу после реформы 1861 года практически все помещичьи долги были возвращены государству за счет кредитов, полученных ими оттого же государства в счет будущих выкупных платежей, которые должны были выплачивать ему бывшие крепостные за "отданную" им землю. Однако уже к 1895 году свыше 40% помещичьих земель вновь оказались в залоге. В период проведения столыпинской реформы дворянское землевладение теряло до трех миллионов десятин в год. Задолженность помещиков государству достигла чудовищной суммы в три миллиарда рублей.
Правда в начале 20 столетия урожайность на землях помещиков в среднем была на 15-20% выше, чем у крестьян. Однако объяснялось это разность вовсе не различием в формах собственности на землю, а тем, что помещики изначально были более зажиточными, в отличие от беднейших крестьян, могли позволить себе обеспечить хотя бы минимальный уровень агротехники. Среди помещиков не было безлошадных, а среди крестьян их было 29,2%, практически все помещичьи поля распахивались с помощью плуга, а около половины крестьян еще пахало сохой...
Если частная собственность на землю за полтора столетия так и не смогла превратить помещиков в эффективных собственников, то какие были основания полагать, что, получив в частную собственность землю, крестьяне как по мановению волшебной палочки должны были бы повысить урожайность в разы.
В этих условиях и началась столыпинская аграрная реформа, имевшая одной из своих основных целей ликвидацию крестьянской общины и введение частной собственности на крестьянские земли.
Здесь необходимо отметить, что ликвидация общины автоматически вела и к усилению экономического раскрестьянивания села и увеличению городского населения страны, что в начале 20 века, бесспорно, соответствовало историческим потребностям России. Тем не менее, столыпинская реформа фактически даже не ставила своей задачей раскрестьянивание села. Процесс раскрестьянивания при ликвидации общины происходил как бы сам по себе, как побочный и никем не контролируемый процесс, порождая при этом социальную напряженность и целый ряд других отрицательных общественных явлений.
Следовательно, уже изначально столыпинская реформа была направлена на ошибочные цели и, в принципе, не могла решить стоящих перед страной острейшие социально-экономические проблемы.

Итоги столыпинской аграрной реформы были весьма печальными: количество лошадей в расчете на 100 жителей в европейской части России сократилось с 23 в 1905 году до 18 в 1910, количество крупного рогатого скота - соответственно с 36 до 26 голов на 100 человек. Средняя урожайность зерновых упала с 37,9 пуда с десятины в 1901-1905 годах до 35,2 пуда в 1906-1910 годах. Производство зерна на душу населения сократилось с 25 пудов в 1901-1905 годах до 22 пудов в 1905-1910 годах. В 1911 году разразился голод, охвативший до 30 миллионов крестьян.
Но, пожалуй, самое главное заключается в том, что столыпинская реформа так и не смогла переломить процесс накопления экономически излишнего сель¬ского населения, а, следовательно, и обнищания деревни. Несмотря на то, что доля сельского населения в начале 20 века несколько снижалась с 87% в 1898 году до 82% в 1913 году, тем не менее, прирост сельского населения был существенно выше скорости раскрестьянивания. Абсолютное число сельских жителей продолжало расти и увеличившись за этот период на 22 миллиона человек. Катастрофические масштабы приобрел процесс абсолютного обнищания крестьянства переселенного центра страны. Миграция сельского населения в город в 1908 - 1913 годах не превышала 500 тыс. человек в год.
С другой стороны городское население России к 1913 году составляло всего 18%, а для того чтобы провести индустриализацию страны и построить экономику, способную в военных условиях противостоять фашистской агрессии было необходимо довести его, по крайней мере, до уровня не менее 30-40%. Иного России было не дано. В Англии к началу 20 века уже 70% населения жило в городах, во Франции - 40%, в Германии - 30%.
В деревнях, в силу самой идеологии проводимой Столыпиным аграрной реформы разорялись и покидали ее, прежде всего, самые бедные и, как правило, безграмотные и неприспособленные к городской жизни люди. Не имеющие какой-либо специальности и надежды ее получить, крестьяне страшились чуждой им городской жизни и панически боялись оторваться от земли. В результате в городах стал интенсивно аккумулируется взрывоопасный контингент нищих, голодных и никому не нужных масс париев, представляющих собой идеальную базу для социальных потрясений и революций.
Таким образом, результатом столыпинской реформы явилось резкое увеличение социальной напряженности, как в городе, так и в деревне. Рано или поздно это должно было привести к социальному взрыву и новой революции.
Группа московских миллионеров, выступив в 1906 г. в поддержку столыпинской реформы, заявила: “Дифференциации мы нисколько не боимся... Из 100 полуголодных будет 20 хороших хозяев, а 80 батраков. Мы сентиментальностью не страдаем. Наши идеалы — англосаксонские. Помогать в первую очередь нужно сильным людям. А слабеньких да нытиков мы жалеть не умеем”.
Из этого заявления прекрасно видно, что даже в среде русских промышленников и банкиров не было ни малейшего понятия о необходимости проведения экономической политики раскрестьянивания русской деревни. Ведь если бы понимание необходимости этого процесса существовало в русском обществе, то авторы такого заявления должны были бы написать: Из 100 полуголодных крестьян 40 должно переехать в город, обучиться грамоте, получить рабочую специальность и обеспечить потребность расширяющейся русской промышленности в кадрах квалифицированных рабочих, 10 стать крепкими хозяевами на земле, а 50 их наемными работниками.
Нищенское дно, куда царизм бросил миллионы нормальных, привыкших с утра до вечера работать у себя в поле русских крестьян, тоже не отличалось особой сентиментальностью по отношению к своим бывшим хозяевам и не слишком уж их жалело после 1917 года. Как говориться: что посеешь, то и пожнешь.
Был ли у русской монархии выход из того заколдованного круга, в который завел Россию Петр 111 своим указом о вольности дворян, превратившим десятки миллионов русских крестьян в рабов своих помещиков и тем самым на целое столетие отодвинув начало процесса раскрестьянивания страны?
Аватара пользователя
Diletant
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2082
Зарегистрирован: 16 мар 2007, 14:25
Откуда: Россия

Сообщение Gugl » 17 ноя 2008, 15:11

1) Эдмон Тэри. Экономическое преобразование России, Москва, РОССПЭН, 2008

2) П.А.Пожигайло. Столыпинская программа преобразования России (1906-1911). - М.:"Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2007

3) П.А.Пожигайло, В.В.Шелохаев. Петр Аркадьевич Столыпин. Интеллект и воля. Москва, РОССПЭН, 2005
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1% ... 0%B8%D1%87

По сути, П.А.Столыпину, как и нашим современникам, пришлось решать две глобальные и логически взаимосвязанные задачи: во-первых, обеспечить выход Росии из общенационального кризиса, слхраняя ее единство и целостность, ее политическую стабильность, а во-вторых, провести системные реформы, которые должны были создать условия и предпосылки для экономического роста.
Исторический опыт свидетельствует, что в переходные эпохи, как никогда, актуализируется проблема политического лидерства, обусловленная потребностью поиска наиболее оптимального вывода общества из системного кризиса. Причем речь идет именно о таком типе политического лидера, который, осознавая потребности и вызовы современной ему эпохи, мог бы предложить обществу рациональную программу масштабных преобразований, адекватные механизмы и технологии ее реализации. Представляется, что таким лидером и стал Петр Аркадьевич Столыпин, сочетавший в себе необходимые для этого субъективные и объективные качества"




Цитата по ист. № 3, стр. 5-6

Понимая, что власть должна, обязана выполнить непопулярную в оппозиционных общественных кругах отрицательную задачу, суть которой сводилась к подавлению всеми имеющимися в руках государства средствами революционных эксцессов, Столыпин приложил максимальные усилия к ее реализации. Он был убежден в том, что любого рода "злодейства должны пресекаться без колебаний" и "если государство нет даст ти действительного отпора, то теряется всякий смысл государственности. Поэтому правительство, не кобелясь, противопоставит насилию силу". Он также считал, что именно "бездействие власти ведет у анархии", поэтому "для лиц, стоящих у власти, нет греха большего, чем малодушное уклонение от ответственности". Отсюда следовал вывод, что "святая обязанность" правительства состоит в том, чтобы "ограждать спокойствие и законность, свободу не только труда, но и свободу жизни, и все меры, принимаемые в этом направлении, знаменуют не реакцию, а порядок, необходимый для развития самых широких реформ" .
Из этой общей посылки следовал столыпинский социологический вывод: ограждая население от революционных эксцессов, правительство обящано "идти по пути строительства, чтобы создать вновь устойчивый порядок, зиждущийся на законности и разумно понятой истинной свободе". И эта стратегическая задача созидания основ новой жизни не может, по мнению СТолыпина, "меняться в зависимости от злого умысла преступников: можно убить отдельное лицо, но нельзя убить идею, которой воодушевлено правительство. Нелья уничтожить волю, направленную к восстановлению возможности жить в стране и свободно трудиться". Как известно, с отрицательной задачей Столыпин блестяще справился и фактически обеспечил России 12-летнюю "паузу" между революцией 1905г. и революциями 1917гг.
Однако большую актуальность представляет изучение того, как решалась Столыпиным позитивная задача - программа постироения новой России. Учитывая мировой опыт переходных эпох, аккумулируя его в теоретическом плане и используя в ярде случаев на практике, Столыпин, тем не менее, считал главным и определяющим собственный исторический опыт формирования и функционирования российской государственности, социокультурные традиции русского народа. В этом контексте смысловое значение приобретают выссказывания самого СТолыпина о его "неуклонной приверженности русским историческим началам", "русскому национальному пути", Красной нитю через все сохранившиеся столыпинские тексты проходит мысль о необходимости идти именно "своим, русским, нацональным путем" как при разработке исходного замысла преобразований, так и всей технологической "цепочки" их реализации. ПО сути, эти идеи СТолыпина были системообразующими. Под этим углом зрения ставились и решались все без исключения проблемы переустройства России. Они определяли также и основной вектор курса во всех сферах трансформационных изменений".
Руководящая идея Столыпина состояла в том, что реформы в своей совокупности должны непременно способствовать укреплению государственного единства и целостности России. При этом такое укрепление должно осуществляться на основе "исторического ядра" государственности - русского народа и православия.... В общем и целом понимание природы и функций государства в русской истории Столыпиным вполне укладывается в славянофильскую концепцию.


Там же, стр. 17-19
Gugl
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 12:58
Откуда: Москва

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 17 ноя 2008, 15:35

По моему, в Англии тоже был подобный телепроект. Победил, кажется, Черчиль. Одно из призовых мест, занял Генрих VIII. :)
А вообще, западная пресса следит за тем, выберут ли у нас, в угоду "путинской гебне" - Сталина.
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Gugl » 17 ноя 2008, 15:39

У нас про-монархическая клика складывается. Сталин уже не актуален. Органы ищут наследного преемника на престол.
Gugl
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 12:58
Откуда: Москва

Сообщение thor » 17 ноя 2008, 15:41

Дмитрий Лопаткин писал(а):По моему, в Англии тоже был подобный телепроект. Победил, кажется, Черчиль. Одно из призовых мест, занял Генрих VIII. :)
А вообще, западная пресса следит за тем, выберут ли у нас, в угоду "путинской гебне" - Сталина.


А-а-а-а, т.е., я так понимаю, всякий сталинист у нас в стране - ставленник "путинской гэбни"? :?
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение Хромец » 17 ноя 2008, 16:01

Gugl писал(а):У нас про-монархическая клика складывается. Сталин уже не актуален. Органы ищут наследного преемника на престол.


А у кого это у вас,позвольте полюбопытствовать? :roll:
Нужно быть очень бдительным.
Сейчас время такое....

И.Сталин
Аватара пользователя
Хромец
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 6261
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:28
Откуда: оттуда

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 17 ноя 2008, 16:06

Во всяком случае, по их мнению, нынешний режим, всё более похож на сталинский. Вот уже и репрессии пошли - Ходорковский, Каспаров и т.д. :lol:
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Gugl » 17 ноя 2008, 21:46

Хромец, у нас, это у тех, кто считает себя живущим в России-матушке и видит, что происходит на российском Олимпе.
Gugl
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 12:58
Откуда: Москва

Сообщение КоминК » 18 ноя 2008, 00:20

Дмитрий Лопаткин писал(а):По моему, в Англии тоже был подобный телепроект. Победил, кажется, Черчиль. Одно из призовых мест, занял Генрих VIII. :)
А вообще, западная пресса следит за тем, выберут ли у нас, в угоду "путинской гебне" - Сталина.


На РТР сделали тупую копию английской программы.
КоминК
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1051
Зарегистрирован: 15 май 2006, 23:06
Откуда: Сыктывкар

Сообщение Хромец » 18 ноя 2008, 07:34

Gugl писал(а):Хромец, у нас, это у тех, кто считает себя живущим в России-матушке и видит, что происходит на российском Олимпе.

Круто. Особенно когда греческие боги считают себя живущими в России и заходят вот так запросто....:)
Нужно быть очень бдительным.
Сейчас время такое....

И.Сталин
Аватара пользователя
Хромец
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 6261
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:28
Откуда: оттуда

Сообщение Василий » 18 ноя 2008, 09:25

Дмитрий Лопаткин писал(а):По моему, в Англии тоже был подобный телепроект. Победил, кажется, Черчиль. Одно из призовых мест, занял Генрих VIII. :)
А вообще, западная пресса следит за тем, выберут ли у нас, в угоду "путинской гебне" - Сталина.


Черчиль победил, а Генрих VIII занял "призовое" 40-е место.

КоминК писал(а):На РТР сделали тупую копию английской программы.


Копия может и тупая, а результаты получились несколько разные. Подобные программы прошли в нескольких странах.
Занятно сравнить, что получилось, скажем, в Англии, Франции, Германии, США и России если классифицировать 10 "финалистов" по "роду деятельности".
Можно выделить следующие категории:
1 Правители (князья, цари, императоры и императрицы, короли и королевы, премьер-министры, председатели СНК, генеральные и первые секретари);
2 Военачальники (генералы, адмиралы и т.п.);
3 Борцы (за справедливость, права, свободу и независимость, против тирании, тоталитаризма и пр.);
4 Ученые, инженеры, мыслители, изобретатели и т.д.;
5 Писатели, поэты, композиторы, художники;
6 Певцы, актеры, комедианты и прочие знаменитости.

Итак, среди 10 знаменитейших:
У англичан 3 правителей, 2 ученых, 1 инженер, 1 писатель, 1 певец, 1 вицеадмирал и 1 принцесса.
У французов 1 правитель, 3 ученых, 2 писателя, 2 актера, 1 священник и участник Сопротивления и 1 певица.
У немцев 3 правителя, 2 ученых, 1 религиозный мыслитель, 2 героев антифашистов (под одним номером), 1 композитор, 1 изобретатель и 1 поэт.
У американцев 6(!) правителей, 1 борец, 1 певец, 1 ученый и политик и 1 телеведущая.

И наконец, в России 6(! тоже 6 :shock: ) правителей, 1 ученый, 1 писатель, 1 поэт и 1 генералиссимус.
(прошу прощения - 2 генералиссимуса, один попал еще и в правители :wink: ).

Итак, что же мы видим. Пуще всего любят начальство россияне и американцы. С учеными и у тех и у других неважно и совсем плохо с композиторами и мыслителями. :(
Не то что бы их нет, но ни те ни другие видимо не считают, что ими можно гордиться.

А вот французы, видно, очень любят творческую публику, а начальство - не очень. Первого "Императора французов" французы задвинули на 16-е место.
А революционеры вообще начинаются с 72-ого. Словом - легкомысленный народ. :lol:

Наиболее сбалансированными выглядят списки у немцев и англичан. Начальство, они любят ровно в 2 раза меньше, чем мы и американе,
но зато есть и писатели и ученые и даже инженеры. Вот только генералов что-то маловато.
У немцев почитай совсем нет.
А может это и к лучшему?

Выходит, у нас ничья с американцами - 6:6. Нехорошо как-то! :evil: Но не будем торопиться с выводами. Ведь в российском списке "финалистов" не 10 имен, а 12! :wink:
Посмотрим, кто на скамейке запасных у наших соперников. Ну, у французов еще один писатель и еще один музыкант (они безнадежны :( ).
У немцев - еще один композитор и еще одно лицо духовного звания (тоже не конкуренты). У англичан 2 отважных землепроходца (уже лучше, но, все равно не то). :?
У американов еще один президент (да еще какой! гигант мысли, отец американской демократии) :D
и... и... проповедник! Слабаки! Вот оно! Вот мы их и обошли! У нас - 2 царя! Вернее один даже амператор. :)

Итог. Из 12 соотечественников, которыми, по мнению многих россиян, должна гордиться нация, 8 - руководящие товарищи.
Результат интересен и назидателен для юношества.
Аватара пользователя
Василий
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1080
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 21:41

Сообщение Gugl » 18 ноя 2008, 10:25

Круто. Особенно когда греческие боги считают себя живущими в России и заходят вот так запросто....


К сожалению, у нас чужие образы самых разных стран народов, а не только греческих, считают себя живущими в России и возможным заходить вот так запросто в наше информационное пространство через кино, рекламу, ТВ, радио, литературу и пр.пр.
Отсюда все копии наших российских программ, моделей поведения элиты, рейтинги, демократия туда ж... ну и так далее. Желающие могут продолжить список чужаков. Монархия, кстати, тоже заимствована была Россией.

Но, "кто-то кое-где у нас порой" просекает необходимость их присутствия для решения собственных задач. И это очень приятно. :D
Последний раз редактировалось Gugl 18 ноя 2008, 10:32, всего редактировалось 1 раз.
Gugl
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 12:58
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Новейшее время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 73