Строки из небезинтересного донесения:
"II. Техническое состояние машин, вышедших по боевой тревоге
По своему техническому состоянию танки «КВ» и «Т-34» все без исключения были новыми машинами и к моменту боевых действий проработали до 10 часов (прошли в основном обкатку), и лишь незначительная часть этих машин имела работы до 30 моточасов (машины учебно-боевого парка). Танки «Т-28» имели запас хода в среднем до 75 моточасов.
Танки «БТ-7» имели запас хода от 40 до 100 моточасов, и лишь только на 30 машинах были поставлены новые двигатели. По ходовой части танки «БТ-7» требовали замены гусениц на мелкозвенчатые, ленивцев и ведущих колес, но из-за отсутствия запасных частей до начала военных действий сделать этого не представлялось возможным.
Танки «Т-26» в основном были в хорошем техническом состоянии и проработали всего лишь часов по 75.
Бронеавтомобили находились в хорошем техническом состоянии, а 10 машин «БА-20» за месяц до выступления были получены новыми со склада № 965 (Львов).
Таким образом, танки «КВ», «Т-34», «Т-26» до момента выхода дивизии в район боевых действий имели хорошее техническое состояние и могли выполнять любую боевую задачу.
Танки «Т-28» и танки «БТ-7» в своем большинстве требовали замены двигателей и по своему техническому состоянию не могли быть использованы в длительной операции.
III. Работа материальной части
За время боев вся боевая материальная часть проработала не менее 135 моточасов, а колесные машины с 22.6 по 9.7.41 г. прошли около 3000 км. Ежедневно с начала военных действий и до 2–3 июля каждая боевая машина работала в среднем по 10–13 часов в день, причем обстановка складывалась таким образом, что не было никакой возможности произвести надлежащих технических осмотров, что не могло не отразиться на работе машин. Условия эксплуатации машин были неимоверно тяжелыми
Сама местность, где действовали танки, была пересеченной, местами болотистой, местами песчаной. Мосты в своем большинстве выдерживали легкие машины. Нагрузка на машины давалась чрезмерной, ибо задачи, как правило, ставились без учета технического состояния материальной части. Переходы на маршах иногда делались до 200 км в день, к примеру м. Волочисск, Проскуров, район м. Уланово (Петриковцы).
....
V. Ремонт и эвакуация материальной части и снабжение запасными частями
Снабжение запасными частями, особенно колесных машин, до боевых действий обстояло исключительно плохо. Автобронетанковое управление округа требовало [на них] ежемесячно заявки, а процент их выполнения был очень ничтожным.
Такое положение с запасными частями сразу пагубно сказалось в период военных действий. Машины зачастую выходили из строя по малейшим техническим неисправностям.
До начала военных действий дивизия имела очень ограниченное количество запасных частей для боевых машин, а для колесных машин не имела вовсе. Комплектов запасных частей в «НЗ»5 дивизии также не имела.
Во время боевых действий запасные части (и то в очень ограниченном количестве) дивизия получила только тогда, когда части дивизии отходили к м. Волочисск. Резину же на грузовые машины дивизия получила по своей инициативе 29.7.41 г., послав 10 машин в Автобронетанковое управление Харьковского военного округа.
Не имея запасных частей в первый период военных действий, части 10-й танковой дивизии были вынуждены производить ремонт за счет машин, вышедших из строя по серьезным причинам.
Несмотря на тяжелое положение с запасными частями, ремонт и восстановление материальной части проходил неплохо. Обычно в боевых условиях ремонт материальной части должен проходить агрегатным методом; мы же проводит его смешанным, что в значительной степени удлиняло срок выхода машин из ремонта. "
http://bdsa.ru/documents/html/donesaugust41/410801.htmlДалее.Даже,если память не изменяет,в благословенное советское время показатель обеспеченности танков техперсоналом не превосходил цифры 1 солдат срочной службы на 4 танка. Полагаю,что в то время он во-всяком случае не был выше,а скорее всего был много ниже. Понятно,что это замедляет сроки выхода танка из парка,увеличивает простои и время нахождения в ремонте и пр. Для сравнения ,американцы имели на 2 танка 3 механика-профессионала (полагаю,что и немцы были близки к этой цифре,иначе как они быстро привели в порядок двигатели,как пишет Гудериан?). А это коренным образом меняет всю расстановку сил....
Нужно быть очень бдительным.
Сейчас время такое....
И.Сталин