Хромец писал(а):Мне кажется,что ваше сомнение происходит вот от чего: вы не разделяете солженицкинских и шаламовских произведений. Они разножанровы. Если первые претендуют на документалистику,то у второго типичная лагерная проза на документальную точность не претендуящая,что,собственно ,признавал и сам автор. Это истории из категории,которые мы с вами,вероятно,слышали во множестве с самого детства,призванные держать слушателя в напряжении,дать ему занимательность (в направо-там фашисты,я налево-там эсесовцы,а наверх-там менты...),но ни в коей мере не претендующие на документальность. Обычный жанр барачного трепа,столь удачно возрожденный в наше время Шурой Каретным,на документальность не претендующий и поднятый авторами (не только Шаламовым) до определенных литературных высот.Отсюда и снисходительное отношение в ним зэков,уважающих этот жанр,понимающих ,что не любо-не слушай,а врать не мешай. Если память не подводит,этот феномен довольно подробно исследован и самим Алмазовым в достаточно крупной работе в "ВопЛях" .Если интересно найду название статьи и номер,тем более что она была и в Интернете.
Другое дело-Солженицын,он изначально претендует на документальность,фактологичность и отношение у слушателей к нему совершенно иное,отсюда и критический разбор. Сам я неоднократно сталкивался с подобным: никто априорно не ищет у Хейли в "Колесах" ошибок в описании технологических вопросов или проектирования,но отношение совершенно меняется,если попадается,например,неграмотно написанное произведение,претендующее на руководство по ремонту или эксплуатации.
Ну и второе,если Шаламов -человек реально сидевший и пишущий о лагере,то обычно люди отсидевшие воспринимали это нормально,даже положительно,если он сильно не искажал в худшую сторону,а вот у Солженицина история совсем другая..... Давно-давно я видел сюжет по ТВ как сын Антонова-Овсеенко стал фантазировать как законники его,заслуженного политзэка приглашали на сходняки и он там чуть не всех разводил. В кадре был свояк о котором собственно и был фильм. Он эту лабуду терпеть не стал и тут же в резких выражениях уличил зарвавшегося фантазера.
Безусловно Солженицын и Шаламов произведение разного типа, но это лишь маска, внешнее восприятие.
На самом же деле у Солженицына на 90% написано с чужих слов. Кто-то как-то когда-то ему рассказал. Насколько достоверны эти рассказы, не сочинены ли они в специальных отделах КГБ по команде Хрущёва, и потом высланы Солженицыну якобы от сидевших, гарантировать ни кто не может.
А Шаламов вроде как художество, т.е. вымысел, но, учитывая то, что автор сидел и видел всё собственными глазами, в его рассказах художественного только имена героев.
Т.е., если считать, что Шаламов свои страсти не выдумывал, то его художественные рассказы в той же мере документальны, что и солженицынские «исследования».
Но дело даже не в этом. Когда я читал «свидетельства» алмазовских «зеков» мне резали слух некоторые их суждения, которые иначе как собачьим бредом назвать нельзя.
Например они выражали сомнения в том, что если оставить зеков на ночь в лесу, то они замёрзнут. Алмазовские «зеки» считали, что если зеков оставить на ночь в лесу, то они тут же пойдут в ближайшую деревню самогон пить.))))) Ну не бред ли??
И ещё несколько такого же рода бредовых измышлений, которые свидетельствовали о том, что все эти «зеки» выдуманы Алмазовым от начала и до конца.
Слов нет, конечно у Солженицына брехни немеряно, но бороться с ложью при помощи лжи - это не наш метод.
А насчёт другой работы Алммазова, если не трудно дать ссылку, то я почитаю. Иногда бывает интересно трепачей выводить на чистую воду.