Так ли уж был плох советский автопром?

Модераторы: Толстокосов, Лемурий

Так ли уж был плох советский автопром?

Сообщение Толстокосов » 09 апр 2020, 20:09

На мысль начать эту тему меня навел уважаемый Лемурий. Да и хочется немного отвлечься от начала войны.
Не знаю почему, наверное,в силу того, что большинство критиков ,вернее тех, кто осмеливается писать о советском автопроме, совершенно его не знают и не любят и потому посты носят откровенно негативный, даже ругательный характер. Хотя, справедливости ради, надо сказать ,что за последнее время появились два сериала :
Автомобили в погонах
Автомобили страны Советов
Желающие найдут их на ютьюбе,а нет, так их периодически демонстрируют по телевидению. В них о советских автомобилях и об их месте (к слову сказать далеко не последнем ) в мировом автомобилестроении говорится уважительной привлечением квалифицированных комментаторов ,зачастую даже непосредственных участников событий.
И в самом деле, произошел какой-то перекос: почему в нашей стране известны имена Порше,Ледвинки,даже Бракка некоторые знают, но,когда начинаешь называть имена Грачева ,Липгарта или Высоцкого, то люди смотрят на тебя с недоумением. А ведь в СССР в области автостроения делались прорывы отнюдь не меньшие ,чем у именитых зарубежных конструкторов.Действительно,почему Фердинанда Порше с его "Жуком " и в общем-то бестолковым истребителем танков (хотя я на самом деле считаю его практически гениальным и исключительно разносторонним конструктором) не знает в нашей стране только безнадежно ленивый человек, а талантливого Николая Александровича Астрова ,применившего автомобильные узлы в создании легких танков не знает почти никто? Почему Джип, он же Виллис,он же Бэнтам знают практически все,а предвоенные вездеходы Виталия Андреевича Грачева, где он впервые на легковом автомобиле ,например, за несколько десятилетий до "просвещенных" европейцев и американцев применил в качестве средства повышения проходимости не дополнительный мост со всеми вытекающими-увеличением веса ,усложнением конструкции, увеличенным расходом топлива, а шины низкого давления, не знает почти никто? По-моему ,это несправедливо.
Вторая расхожая легенда-якобы то, что советские автомобили были копиями западных. Это не так. Вообще на мой взгляд это обедняет историю нашего автомобилестроения и нашу историю вообще.
Вот и решил я повествовать о советском автопроме с той стороны ,с которой его лучше знаю. А то как-то подзабылось, что советские автомобили через учрежденное в 1956 году Всесоюзное Общество "Автоэкспорт" поставлялись в десятки стран мира, практически во все уголки земного шара, причем экспортная история советских автомобилей началась еще до войны : в армию Литвы поставлялись грузовики ЗиС-6,а ЗиС-5 продавался во многих странах восточной Европы.
Не менее славным было и послевоенное шествие советских автомобилей по Восточной и Западной Европе, куда они до учреждения ВО "Автоспорт" попадали в очень ограниченных количествах.
Безусловным триумфом можно считать Гран-При Всемирной выставки в Брюсселе 1958 года, завоеванный Волгой ГАЗ-21.
Фурор произвел и вот этот красавец, снявшийся в "Кавказской пленнице":
Изображение
Кстати, в Ницце в 1967 году он получил на автомобильной неделе сразу 12 наград.
И мысли о том ,чтобы создать комфортабельный 10-12-местный однообъемник ни в заокеанских, ни в европейских конструкторских головах не возникало.( не будем всерьез рассматривать Фольксваген Т-1 как конкурента, да и ровесник Т-2 в подметки не годился). Генри Форд-младший уговаривал советских представителей продать лицензию, но ему было отказано, тогда он просто "приватизировал" идею и некоторые элементы исполнения.
Изображение
Толстокосов
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: 07 мар 2013, 06:35

Re: так ли уж был плох советский автопром?

Сообщение Толстокосов » 11 апр 2020, 10:56

Интересно,что ,вероятно после знакомства с "Юностью",на "Форде" достаточно кардинально пересмотрели облик Эконолайна второго поколения. Если первое напоминало, скорее более мощный Фольксваген Т-1 или Т-2,то второе отличалось даже принципиально.
Изображение
Довольно тщедушный 6-цилиндровый двигатель был заменен (вслед за примером "Юности") на мощную восьмерку. Значительно увеличились как размеры, так и площадь остекления кузова. Ну и самое главное было подсмотрено капотное обслуживание двигателя, самое главное-в "Юности" была применена интегрированная рама ,т.е.элементы рамы были установлены в несущий кузов к чему американский автопром смог прийти только несколькими десятилетиями спустя. В первой серии Эконолайна двигатель обслуживался из салона, что было в общем не слишком-то эстетично, да и плохо уживалось с самим образом микроавтобуса представительского класса.
Кстати ,в Фольксвагене такой проблемы не было, там двигатель за задней осью обслуживался снаружи.
Толстокосов
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: 07 мар 2013, 06:35

Re: Так ли уж был плох советский автопром?

Сообщение Лемурий » 11 апр 2020, 12:24

Как и обещал, внесу лепту о необычных моделях:

Изображение
ГАЗ-ТР — первый в мире автомобиль с реактивным двигателем ГАЗ-ТР считают первым в мире автомобилем с реактивным двигателем. На машине 1954 г. стоял двигатель от МИГ-17, самолетные колеса и шины, подвески были независимыми от ГАЗ-12 ЗИМ. По расчетам ГАЗ-ТР должен был развить около 500 км/ч. Проект закрыли после аварии в единственном испытательном заезде. Водитель М. Метелев, к счастью, почти не пострадал

Изображение
НАТИ-ВМ. Автомобиль был основан на ГАЗ-М1, вернее, на его опытной трехосной модификации ГАЗ-21. Машина с 50-сильным двигателем могла передвигаться как на колесах, так и на гусеницах.

Изображение
Киносъемочный ЗИЛ-114. Подобные машины делали и на базе Чаек ГАЗ-13 и ЗИЛ-4104. Операторов привлекала плавность хода длинных автомобилей с мягкой подвеской. Разработали даже приспособление, с помощью которого ЗИЛ мог буксировать три автомобиля — два по бокам и один сзади, для создания автомобильной массовости в кадре.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re:Так ли уж был плох советский автопром?

Сообщение Толстокосов » 11 апр 2020, 15:16

Лемурий написал:
но после того как закупили итальянское оборудование и начали штамповать «Копейку» = Fiat 124 гордиться стало нечем.

Позволю себе не согласиться, уважаемый Лемурий. Вы высказали, не спорю, довольно расхожее заблуждение ,что копейка равнялась фиату-124. Это совсем не так и заслуживает отдельного разговора.
Копейка вовсе не равнялась Фиату-124. Она была много лучше его. Фиат 124,что было подтверждено испытаниями на Дмитровском полигоне, был машиной совершено не соответствующей реалиям СССР. И прежде всего он был машиной хлипкой и крайне ненадежной. Советские инженеры ,работавшие параллельно с итальянцами ,над доработкой Фиата,внусли несколько сот предложений по улучшению конструкции, большинство из которых было благополучно приватизировано итальянцами, ибо вносились в рабочем порядке и никакими патентами соответственно не обладало. Изменения касались и конструкции кузовами ходовой и двигателя.

Осмелюсь рекомендовать вам довольно толковую статью:
https://www.zr.ru/content/articles/9136 ... 4-raznica/
Единственное, что это уже не тот "За рулем",автор полностью на техническом уровене не владеет вопросом ,поэтому еще порекомендую "Колеса страны советов" ,там в одной из серий говорит инженер ,работавший в Тольятти с итальянцами над улучшениями, весьма запоминающееся интервью.
Со своей стороны скажу ,что мне случалось видеть почти оригинальные Фиаты -124 с эмблемами Сет и даже в Египте, по-моему выпускались, позднее перешли на Фиат -125. Да, вот память не подвела:
Nasr(El Nasr Automotive Manufacturing Company) (1960-настоящее время)

модели:

Nasr Sahin 1400/1600 SL: на основе the Tofaş Şahin
Nasr Dogan: на основе Tofaş Doğan
Nasr Kartal: на основе Tofaş Kartal
Nasr 125: на основе Polski Fiat 125p
Nasr 128 GLS 1300: на основе Fiat 128
Nasr Florida 1400: на основе Zastava Florida
Nasr Polonez 1500: на основе FSO Polonez 1500
Nasr Polonez MR’89: на основе FSO Polonez MR’86 / MR’87 / MR’89
Fiat 1100
Fiat 1300/1500
Fiat 2300
Fiat Ritmo
Fiat Regata
Fiat Tempra
http://financial-helper.ru/global_econo ... -egip.html
Это было довольно жалкое зрелище и на избалованном Ближнем Востоке 70-х они популярностью особой не пользовались. Почему, спросите вы? Да потому, что дороги хотя и были хорошими и очень хорошими, однако пофигизм арабских водителей вкупе с о склонностью местных таксистов к тотальной перегрузке транспортного средства требовал более прочных машин.
Основу таксопарка (куда, как известно отбираются наиболее выносливые,грузоподьъемные,экономичные и ремонтопригодные машины) в Ираке, Иордании,Сирии и частично в Кувейте составляло вот это детище Поля Бракка:
Изображение
Красивый, удобный,экономичный. В Ираке и Сирии в середине 70-х были уже довольно широко представлены Волга ГАЗ-24 первых выпусков. В Кувейте в такси вы могли встретить и вот такую экзотику:
Изображение
Интересно,что проникновение нашего автопрома на Ближний Восток шло совершенно органично в 70-е годы, когда наш автопром ни по новизне, ни тем более по качеству не устала западным аналогам, напротив,он пользовался спросом и на западе не только благодаря конкурентным преимуществам, но и благодаря гибкой ценовой политике.
Толстокосов
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: 07 мар 2013, 06:35

Re: Так ли уж был плох советский автопром?

Сообщение Толстокосов » 11 апр 2020, 16:32

Чтобы остановить советский предвоенный автопром нужна была война..... Если Европа с ее в общем-то мизерными тиражами и крупными автозаводами,принадлежащими американским корпопорациям,особенно в Германии ,не представляли угрозы автопрому США только-только вылезавшему из кризиса, то СССР,совершенно очевидно представлял. Судите сами. Продали этим русским завод в Нижний Новгорода они мало того, что существенно переработали базовую модель Форда, причем улучшив ее очень и очень значительного и стали производить ее в объемах значительно больших, чем Детройт.
Начала создавать собственные оригинальные модели. Кому это понравится?
Лемурий дал уже несколько примеров6дополню еще одним: экскурсионным автобусом, разработанным по заказу НКВД-ЗИС-8-НАТИ.
Полюбуйтесь на этого красавца и скажите какой из западных моделей того времени он уступает:
Изображение

Изображение
Подвела этого красавца высокая себестоимость в малой серии (а задумывался он как кабриолет для обзорных экскурсий в городах-курортах СССР,стало быть в принципе не мог быть крупносерийным.
Толстокосов
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: 07 мар 2013, 06:35

Re: Так ли уж был плох советский автопром?

Сообщение Лемурий » 11 апр 2020, 16:38

В этой теме самое время упомянуть о вкладе города Иваныч:

:arrow: «Не правда ли, красивая машина, современная, элегантная...»[06/1967]
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Так ли уж был плох советский автопром?

Сообщение Толстокосов » 11 апр 2020, 17:52

Лемурий писал(а):В этой теме самое время упомянуть о вкладе города Иваныч:

:arrow: «Не правда ли, красивая машина, современная, элегантная...»[06/1967]

Так Иваныч у нас что-не коренной харьковчанин? Пришлый??? Кель пассаж, как говорят французы......
А вот попалась интересная статья о Ярославском автозаводе, который послужил донором в частности для Минского.... Перед войной он выпускал больше крупнотоннажных грузовиков, нежели ,чем все крупнейшие европейские автозаводы.
https://www.kolesa.ru/article/otvet-che ... -liderstva

Я помню еще большегрузные самосвалы с медведем, а не зубром на капоте.....
Толстокосов
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: 07 мар 2013, 06:35

Re: Так ли уж был плох советский автопром?

Сообщение Лемурий » 11 апр 2020, 18:42

Толстокосов писал(а):Так Иваныч у нас что-не коренной харьковчанин?

Ваша "Правда", 300 км езды на "ушастом".

Толстокосов писал(а):Я помню еще большегрузные самосвалы с медведем, а не зубром на капоте.....

Кстати, все модели НАТИ разрабатывали в Научном автомоторном институте (НАМИ), который был основан в 1918 году как НАЛ (научная автомобильная лаборатория).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Так ли уж был плох советский автопром?

Сообщение Толстокосов » 11 апр 2020, 19:17

Продолжу вкраплять собственные ближневосточные воспоминания. Советские автомобили пользовались большим уважением на Ближнем Востоке. Разумеется, он был неоднороден. Сосуществовали безумно богатый Кувейт ,где рядовые лейтенанты позволяли себе золотые звездочки на погоны и золотые шевроны на рукав ,а уж о золотых номерных знаках на автомобилях правящей фамилии и говорить нечего, и относительно скромную Иорданию, чьим основным капиталом были талантливые и исключительно работоспособные люди.Врачи-иорданцы,инженеры,любыми путями получившие образование в самых лучших учебных заведениях США,Англии,Франции и СССР весьма ценились на Ближнем Востоке . Даже сейчас об этом память жива не только в Иордании, многие исключительно важные постройки возведены ,например, иорданскими инженерами .
Нонне буду отвлекаться. СССР комплексно подходил к сбыту своих автомобилей не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире. Буду говорить пока только о легковых.Грузовые-особая статья. Итак,когда подписывался крупный межгосударственный контракт, чтобы как-то иначе автомашины поставлялись за рубеж я даже не слышал, в торгпредстве в соответствующей стране высаживался десант из профильного внешнеторгового объединения. Их, кстати ,было ,ох, как немало: Автоэкспорт,Трактороэкспорт( наши трактора пользовались большим спросом в странах Африки, Азии,Латинской Америки) ,Запчастьэкспорт (а как же-налаживать сбыт и не поддерживать его запчастями?),ну существовали и другие-Разноэкспорт ,Техноэкспорт, Экспортхлеб,Экспортлес и многих друг. Особняком стояли Зарубежнефть (в силу специфики) и Всесоюзное объединение "Международная книга" (тоже в силу специфики, но другого рода, просторечии ее именовали Межобложка).
Разумеется назвал далеко не всех, но даже этого достаточно, чтобы понять ,что к делу относились очень серьезно.
В исследуемом нами случае высаживался уполномоченный ВО Автоспорт с аппаратом ,в том числе заместителем,специалистами и пр.Но ,чтобы успешно продавать машины этого недостаточно-необходимо обучить местных их обслуживать. Благо ввиду приспособленности советских машин к тому, чтобы их обслуживали не самые образованные специалисты,значительным межсервисным пробегам и доступности автозапчастей (о чем должен был позаботиться аппарат уполномоченного) это не было такой уж проблемой. Приплывал ,оборудованный на базе Львовского автобуса, технический класс в котором, собственно и начиналось обучение для будущих станций техобслуживания. Во многих случаях кадрами станции техобслуживания были укомплектованы куда лучше, чем аналогичные у иностранных фирм. Американцы ,кстати, не слишком заботились об этом..... В том же Кувейте в качестве такси ездили вот такие авто :
Изображение
Им уже было более десяти лет ,но что такое пробег даже 300 000 км для двигателей объемом до 7,5 литров? Другой вопрос ходовая и жестянка (которая ,учитывая менталитет арабских водителей и их принципиальный отказ включать поворотники -по крайней мере в те годы-была чуть не расходным материалом)-тут приходилось ждать неделями.
Вот тут советские авто и проявляли себя с лучшей стороны. Склады, более или менее квалифицированный местный техперсонал, умеренные цены. Так что тех же 24-х Волга политом и Жигулей было много на улицах Багдада,Аммана,Дамаска,Бейрута. Способствовали этому и весьма успешные автопробеги о которых расскажу ниже.Мы следовали детройтскому завету:сегодня выигрывай, завтра -продавай.....
Толстокосов
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: 07 мар 2013, 06:35

Re: Так ли уж был плох советский автопром?

Сообщение Толстокосов » 11 апр 2020, 19:21

Лемурий писал(а):Кстати, все модели НАТИ разрабатывали в Научном автомоторном институте (НАМИ), который был основан в 1918 году как НАЛ (научная автомобильная лаборатория).

Позвольте заметить,что НАТИ (Научно исследовательницй автотракторный институт-просто старое название Научно -исследовательского автомоторного института. Переименование ИМХО произошло где-то перед войной.
Постою за честь ярославцев: очень многие модели разрабатывались ими.
Толстокосов
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: 07 мар 2013, 06:35

Re: Так ли уж был плох советский автопром?

Сообщение Лемурий » 11 апр 2020, 20:02

Толстокосов писал(а):НАТИ (Научно исследовательницй автотракторный институт-просто старое название Научно -исследовательского автомоторного института. Переименование ИМХО произошло где-то перед войной. Постою за честь ярославцев: очень многие модели разрабатывались ими.

Есть такое: НАМИ с 1931 по 1946 год стал называться Научный автотракторный институт (НАТИ), позже Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), только он в Москве. Прохоров в 2014 передал им всю техническую документацию на свой "Ё-мобиль" за 1 евро.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Так ли уж был плох советский автопром?

Сообщение Лемурий » 11 апр 2020, 20:39

Хотите насладиться эстетикой советского автопрома - поезжайте на Кубу, как откроют. Там в Гаване и Варадеро такие ретро автомобили, в таком идеальном состоянии, что вперемежку с местными пионерами кажется, что снова вернулся в Советский Союз, судите сами:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Так ли уж был плох советский автопром?

Сообщение Толстокосов » 11 апр 2020, 21:39

Лемурий писал(а): только он в Москве.

Это совершенно не мешало создавать совместные разработки вместе с ярославцами, горьковцами,лихачевцами.
Толстокосов
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: 07 мар 2013, 06:35

Re: Так ли уж был плох советский автопром?

Сообщение edvins » 13 апр 2020, 11:57

Изображение
-----------
По сути говоря провалился советский автопром.Без происков масонов не обошлось.Был неплохой "Руссо-Балт",который через братьев Рябушинских планировали "приватизировать",но бездарно.
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2813
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Re: Так ли уж был плох советский автопром?

Сообщение Лемурий » 13 апр 2020, 12:32

edvins писал(а):По сути говоря провалился советский автопром.Без происков масонов не обошлось.Был неплохой "Руссо-Балт",который через братьев Рябушинских планировали "приватизировать",но бездарно.

Вы бы ещё колесницы вспомнили и "казни египетские" не без "происков"))
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

След.

Вернуться в Новейшее время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 93