Нынешнее состояние исторической науки в России

Модераторы: Толстокосов, Лемурий

Сообщение Pasionaria » 18 июл 2007, 17:42

vovap писал(а):Мне кажется, что отчаяный юмор ситуации не вполне осознан участниками. Не успела уважаемая Pasionaria пожаловаться на отсутствие руководящих указаний, как появился уважаемый edvins с демонстрацией той старой истины что была бы шея, а хомут найдется :lol: :lol: :lol:


А отчаянный юмор ситуации действительно заметен, только в отношении того же самого пособия. Смешно, гнобят одно, а сами кто и откуда не известно. И жалобы здесь ни к чему, на вещи, просто, нужно смотреть объективно. А сетовать на отсутствие руководящих указаний тем более не собиралась.
Аватара пользователя
Pasionaria
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 19 май 2007, 20:12

Сообщение LeGioner » 25 авг 2008, 21:05

Новый российский учебник оправдает Сталина

25 августа 2008 | 19:00
Подробности
По материалам: Корреспондент

Перед началом нового учебного года российским учителям представили рекомендованный в качестве базового учебник истории, в котором сталинский террор рассматривается как инструмент развития советского общества, а сам Генералиссимус представлен как успешный и эффективный управленец.

Как сообщает российская газета "Время новостей", презентация новой исторической концепции для школ состоялась на общенациональном сборе учителей истории в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, посвященном преподаванию новейшей истории России.

Там учителям предложили для ознакомления учебник Александра Филиппова и его соавторов, который готовится к печати в одном из московских издательств и должен стать базовым для изучения российскими школьниками.

Как предупреждают авторы пособия, "основное внимание учащихся предполагается сконцентрировать на объяснении мотивов и логики действий власти".

Помимо прочего, в учебнике говорится, что организованного голода в деревне в СССР не было, он был связан "как с погодными условиями, так и с незавершенностью процессов коллективизации", а в конце 30-х годов, в рамках модернизации в СССР построен не социализм и не капитализм, а индустриальное общество.

Кроме того, авторы новой концепции заявляют, что ввод советских войск на территорию Польши в 1939 году был актом освобождения территорий Украины и Белоруссии, а что касается Прибалтики и Бессарабии, отошедших к СССР в 1940 году, то раньше они входили в состав Российской империи.

Учителям также рекомендуют говорить детям, что начальные поражения в Великой Отечественной войне носили в основном объективный характер, а о депортации народов в годы войны надо говорить с "особой сдержанностью и осторожностью".

Однако все вышеупомянутые тезисы отходят на второй план, уступая главному - фундаментальному по сути: оправданию массовых репрессий в период сталинского правления.

Так, признавая факт расстрела польских военнопленных в Катыни сотрудниками НКВД, авторы пишут, что "это был не просто вопрос политической целесообразности, но и ответ за гибель многих тысяч красноармейцев в польском плену после войны 1920 года, инициатором которой была не Советская Россия, а Польша". То есть фактически вводится в обиход понятие "справедливого" исторического возмездия.

И если в советских учебниках истории сталинские репрессии либо просто замалчивались, либо подавались как некое "искривление" генеральной линии КПСС, то теперь авторы учебника фактически ищут "рациональные" оправдания действий власти по уничтожению миллионов своих граждан.

"Сталин не знал, от кого именно можно ожидать удара, поэтому с его стороны последовал удар по всем известным группам и течениям, а также по всем, кто не был его безусловным единомышленником и союзником", - объясняют действия Генералиссимуса российские историки.

"Таким образом, важно показать, что Сталин действовал в конкретно-исторической ситуации, действовал как управленец вполне рационально - как охранитель системы, как последовательный сторонник преобразования страны в индустриальное общество, управляемое из единого центра, как лидер страны, которой в самом ближайшем будущем угрожает большая война", - рекомендуют учителям авторы пособия.

При этом Филлипов и его соавторы настаивают на принципиально новом механизме подсчета жертв сталинского террора. По их мнению, в таковыми следует считать лишь тех, кто был осужден к смертной казни или расстрелу. "Это позволит уйти от спекуляции на этой теме, когда в число жертв репрессий приплюсовывались все, причем не по одному разу, включая тех, кто лишился работы по политическим мотивам, был исключен из комсомола и из партии и т.п.", - считают историки.

О том, когда российские школьники приступят к изучению истории по версии Филлипова пока неизвестно, однако, учителям уже посоветовали внимательно ознакомиться с предложенной им концепцией и внести свои правки и дополнения – не отступая при этом от основной идеи автора.

http://www.podrobnosti.ua/history/2008/ ... 49385.html
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение thor » 26 авг 2008, 09:45

И что тут не так? Великие дела вершатся, как известно, не голосованием в парламенте, а железом и кровью.Увы, но эту истину пока не никто не отменил...
P.S. Наполеон был и диктатором, и узурпатором, и агрессором, совершил немало преступлений (в т.ч. государственныйц переворот), пролил французской крови никак не меньше, и после него Франция надолго оказалась обескровлена и обессилена. К тому же он в конце-концов проиграл войну. И на него также было вылито немало всякого. Однако в конце концов он оказался в Пантеоне, и большинство французов гордится им. Вопрос - а чем Сталин хуже Наполеона, или Наполеон лучше Сталина?
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение bosco » 26 авг 2008, 13:33

Учебник Филиппова, в конце концов, лишь один из учебников.
Я, например, учился в школе по советским учебникам, что не помешало мне иметь свою точку зрения на описываемые в учебники события. Думаю, что и другим участникам форума- тоже.
Так что не в учебнике дело...
bosco
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 245
Зарегистрирован: 12 окт 2006, 15:44

Сообщение Рус-Лох » 26 авг 2008, 20:28

fyunt писал(а):История Великой Отечественной – ни одной книги - Суворов, Манштейн и Шелленберг.


Вот это да! Вы в книжный магазин вообще заходили, прежде чем такое выдать?
А.Исаев, А.Драбкин, К.Замулин, Лопуховский - это только то, что НЕ ЗАМЕТИТЬ на книжных полках просто НЕВОЗМОЖНО.
Рус-Лох
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 666
Зарегистрирован: 15 сен 2006, 22:10

Сообщение Рус-Лох » 26 авг 2008, 20:32

Так, признавая факт расстрела польских военнопленных в Катыни сотрудниками НКВД, авторы пишут, что "это был не просто вопрос политической целесообразности, но и ответ за гибель многих тысяч красноармейцев в польском плену после войны 1920 года, инициатором которой была не Советская Россия, а Польша". То есть фактически вводится в обиход понятие "справедливого" исторического возмездия.


А вот это действительно говорит о совершенно скандальном непрофессионализме коллектива аффтаров...
Рус-Лох
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 666
Зарегистрирован: 15 сен 2006, 22:10

Сообщение Yana » 30 окт 2008, 21:26

У меня вопрос к участникам дискуссии: «Как по вашему, для чего нужна наука история?»

Ну, вот сидит историк. черепки копает, рукописи разбирает, иногда даже «следственые эксперименты» проводит, занимается своей работой. Потом, наверное, пишет монографию и т.п. И? Миссия выполнена?

Ведь само по себе знание, что там-то и та-то жил такой-то народ, который говорил на таком-то языке, пахал такими-то орудиями и воевал с теми-то - в чем его глубинный смысл? Любопытно? И все?

В моем понимании, все не так просто. И прошлое мы копаем-рабираем не из чистого любопытства. А потому что это - источник знаний о нас самих. Откуда взялось то, что мы имеем сейчас; и что будет если... Поэтому не заканчивается работа историков написанием отдельной монографии. И даже включением оной монографии в свод документов по периоду, оценкой достоверности и влияния на общую картину места-времени не заканчивается. А заканчивается, когда на основании созданной совместными усилиями историков исторической картинки напишут... школьный учебник. Нелестно поименованный здесь «шпорой для...» ну, в общем, не слишком умных. Который и является первейшим проводником исторической науки в общество. И частенько от качества этого учебника зависит, какие взгляды у человека сложатся на историю и на общество в целом. И заинтересуется ли человек своим прошлым, чтобы сделать кое-какие выводы.

Есть старое мнение что «история ничему не учит». Так вот, мне кажется, неправильно это. И смиряться с этим - неправильно. Дурных учеников мама-природа будет носом тыкать в одно и то же - пока не усвоим. И историки по идее должны обществу именно это - помочь усвоить старые уроки. Помочь понять, почему происходит так, а не иначе.
Yana
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 30 ноя 2007, 23:45

Сообщение shuric » 30 окт 2008, 23:40

Yana писал(а):
Есть старое мнение что «история ничему не учит».


Это старое мнение звучит так «история ничему не учит тех, кто ее не знает».
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение Yana » 31 окт 2008, 09:50

Тогда уж правильно «история ничему не учит, а только наказывает за незнание своих уроков» (В.Ключевский) :) Но все же?
Yana
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 30 ноя 2007, 23:45

Сообщение Aristoteles » 31 окт 2008, 09:57

История - как искусство.
Должна быть для гурманов, для знати, может еще какая. И отдельно для массового сознания, для народа так сказать.

Вот эта массовая, обслуживающая государственность каждой независимой страны и создается по новым суверенным республикам.

Из-за спешки и зачастую низкой подготовки получаются отровенные ляпусы. Цель этой истории максимально возвеличить и удревнить государство и желательно вывести корни с Урарту, Египта или др. древней цивилизации.

А заодно заложить качества которые необходимо воспитать в будущем, ведь никто так не воспринимает на веру , как дети.

Если необходимо воспитать героизм и самопожертвование то более углубленно делается упор на ВОв, если другие качества, то о ВОВ поменьше, или искаженно, а более углубленно на другие факты для воспитания нужных качеств в будущем для заказчика.
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение shuric » 31 окт 2008, 18:39

Yana писал(а):Тогда уж правильно «история ничему не учит, а только наказывает за незнание своих уроков» (В.Ключевский) :) Но все же?


История имеет довольно слабую предсказательную силу, но все же таковая у нее имеется. С этой точки зрения она несомненно приносит пользу. Кроме того история - идеологическое оружие, и им надо владеть.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение Левенець » 31 окт 2008, 20:49

thor писал(а):И что тут не так? Великие дела вершатся, как известно, не голосованием в парламенте, а железом и кровью.Увы, но эту истину пока не никто не отменил...
P.S. Наполеон был и диктатором, и узурпатором, и агрессором, совершил немало преступлений (в т.ч. государственныйц переворот), пролил французской крови никак не меньше, и после него Франция надолго оказалась обескровлена и обессилена. К тому же он в конце-концов проиграл войну. И на него также было вылито немало всякого. Однако в конце концов он оказался в Пантеоне, и большинство французов гордится им. Вопрос - а чем Сталин хуже Наполеона, или Наполеон лучше Сталина?

"Моя истинная слава- не сорок выигранных сражений: битва при Ватерлоо перечеркивает победы.Но ничто не перечеркнет мой Гражданский кодекс".
Ну и че осталось после вашего Лучшего Друга Физкультурников?
Он один из череды кровавых диктаторов на краю Ойкумены и ничего более. Цивилизованный мир его забудет,уже забыл.А Наполеона будет помнить всегда. :twisted:
Згинуть нашi вороженькi,як роса на сонцi.
Аватара пользователя
Левенець
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1970
Зарегистрирован: 08 мар 2008, 21:10
Откуда: Донбасс

Сообщение Рус-Лох » 31 окт 2008, 21:42

Левенець писал(а):Ну и че осталось после вашего Лучшего Друга Физкультурников?
Он один из череды кровавых диктаторов на краю Ойкумены и ничего более. Цивилизованный мир его забудет,уже забыл.А Наполеона будет помнить всегда. :twisted:


Вот уж кого этот самый Запад как раз НЕ ЗАБЫЛ - так это Сталина.
Рус-Лох
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 666
Зарегистрирован: 15 сен 2006, 22:10

Сообщение shuric » 31 окт 2008, 22:25

Это верно
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Пред.

Вернуться в Новейшее время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 23