Добавлено: 09 июн 2006, 00:54
Пока мущщщины ведут полемику о вреде алкоголя и его неизбежности, позвольте сказать пару слов в защиту источников.
Ну, не скажите... В каждом летописном сообщении есть рациональное зерно. Другое дело, что мы не всегда можем найти его...
Вот конкретный пример.
Существует такое, на первый взгляд, чисто фольклорное произведение как "Посесть о путешествии новгородского архиепископа св. Илии (святительствовал в 1165-1186 гг) на бесе в Иерусалим".
Сюжет таков: Бес, смущающий владыку, оказался сам запертым в умывальнике. В качестве условия освобождения из плена Иоанн предложил тому в одну ночь доставить его в Иерусалим и вернуть обратно в келью. Бес выполнил условие.
Ню-ню, - скажете вы. - Что же тут рационального?
А вот что: в 1906 г. была опубликована Айналовым рукопись из Архивов, где под 6671 (1163/1164) г. содержится сообщение, что при архиепископе Иоанне (Илие) Новгородском в Иерусалим ходили "калицы", которые "Гроб Господень целоваша" и получиша благословение от патриарха, а также святые мощи.
Далее: в ризнице собора Хильдескайме в Саксонии хранится т.н. Иерусалимский крест с частицами святынь из Палестины. На ободе надпись: " Господи помози рабу своему Илии стяжавшему хрест сии в сии век и в будущии...." (опубликовано Шляпкиным в 1914). Специалисты датируют крест 12 в. и относят его к новгородской школе.
То есть за чисто сказочным сюжетом угадывается вполне реальные события. Во всяком случае св. Илия вполне мог быть получателем святынь из Святой Земли, привезенных в Новгород по его заказу.
А по поводу сватовства к Ольге надо порыться в литературе... Вдруг...
Князь писал(а):Но и наши источники брешут неменьше.. Одно сватовство императора к Ольге чего стоит..
Ну, не скажите... В каждом летописном сообщении есть рациональное зерно. Другое дело, что мы не всегда можем найти его...
Вот конкретный пример.
Существует такое, на первый взгляд, чисто фольклорное произведение как "Посесть о путешествии новгородского архиепископа св. Илии (святительствовал в 1165-1186 гг) на бесе в Иерусалим".
Сюжет таков: Бес, смущающий владыку, оказался сам запертым в умывальнике. В качестве условия освобождения из плена Иоанн предложил тому в одну ночь доставить его в Иерусалим и вернуть обратно в келью. Бес выполнил условие.
Ню-ню, - скажете вы. - Что же тут рационального?
А вот что: в 1906 г. была опубликована Айналовым рукопись из Архивов, где под 6671 (1163/1164) г. содержится сообщение, что при архиепископе Иоанне (Илие) Новгородском в Иерусалим ходили "калицы", которые "Гроб Господень целоваша" и получиша благословение от патриарха, а также святые мощи.
Далее: в ризнице собора Хильдескайме в Саксонии хранится т.н. Иерусалимский крест с частицами святынь из Палестины. На ободе надпись: " Господи помози рабу своему Илии стяжавшему хрест сии в сии век и в будущии...." (опубликовано Шляпкиным в 1914). Специалисты датируют крест 12 в. и относят его к новгородской школе.
То есть за чисто сказочным сюжетом угадывается вполне реальные события. Во всяком случае св. Илия вполне мог быть получателем святынь из Святой Земли, привезенных в Новгород по его заказу.
А по поводу сватовства к Ольге надо порыться в литературе... Вдруг...