Лемурий писал(а):pan писал(а):Иначе говоря - к кому можно относить сделанные Вами определения «направленного пальца», как «жеста» и «знака»?
Итак, "Указующий перст":
1. знак "посланца богов" (Гермес/Меркурий),
2. божий "указующий перст" (Метатрон),
3. знак божей воли, например, здесь:
St Philip Driving the Dragon from the Temple of Hieropolis, 1487-1502, Fresco, Strozzi Chapel, Santa Maria Novella, Florence
4. указывает на мессию: Ecce Agnus Dei («вот Агнец Божий»)
Андреа дель Верроккьо. Madonna with Sts John the Baptist and Donatus, 1483, Пистойя, Собор
В работах Леонардо последнего знака не найдете, наоборот, Ангел Уриил указывает на Иоанна см. "Мадонна в скалах".
Хорошо уже то, что мы будем говорить о жесте, как знаке.
Всякое движение руки, привлекающее внимание и не несущее иных функций, кроме этой, есть жест, и «перст указующий» - это частный случай жеста. Жест же есть движение или совокупность движений тела, входящая в систему знаков, способных передать какую либо информацию.
Потому часть рисунков, приведённых Вами (на предыдущей странице - драпировка рукава, рука младенца) не несут изображения жеста, т. к. движение руки на них можно считать функциональным.
А остальные можно назвать «жестом», т. е. частным проявлением «знака». «Перст указующий» - амбивалентный знак, может быть и указателем направления, причём, в каждом случае он имеет различный смысл: буквально указатель направления, указатель объекта (указание на Высшее Божество или трансцендентный разум, при этом – частный случай), знак проявления воли, а также знак контролирования слова - привлечения внимания к словам субъекта, «подчёркивание» его слов (напр. наставительных, назидательных, вопросительных, угрожающих ) или же, напротив – указание на молчание. *
Этот жест, как видим, в том числе, и благодаря представленным Вами иллюстрациям, может принадлежать не только Иоанну Крестителю. Он может нести совершенно различную информацию, иметь различный смысл, но при этом, оставаться «жестом» из группы знаков тела. Я повторю (уже не в первый раз), что значение знаков, в том числе жестов, зависит от контекста. Иначе говоря – не перст «делает» Иоанна Крестителя, но Иоанн Креститель может двигать своим перстом в любую сторону.
-----------------
* Приведённые примеры, при необходимости, могу проиллюстрировать. Но места займут немало.