Леонардо да Винчи - сектант?

Модератор: Лемурий

Сообщение pan » 19 авг 2009, 15:41

Лемурий писал(а):
pan писал(а):Иначе говоря - к кому можно относить сделанные Вами определения «направленного пальца», как «жеста» и «знака»?

Итак, "Указующий перст":

1. знак "посланца богов" (Гермес/Меркурий),

2. божий "указующий перст" (Метатрон),

3. знак божей воли, например, здесь:

Изображение
St Philip Driving the Dragon from the Temple of Hieropolis, 1487-1502, Fresco, Strozzi Chapel, Santa Maria Novella, Florence

4. указывает на мессию: Ecce Agnus Dei («вот Агнец Божий»)
Изображение
Андреа дель Верроккьо. Madonna with Sts John the Baptist and Donatus, 1483, Пистойя, Собор

В работах Леонардо последнего знака не найдете, наоборот, Ангел Уриил указывает на Иоанна см. "Мадонна в скалах".


Хорошо уже то, что мы будем говорить о жесте, как знаке.
Всякое движение руки, привлекающее внимание и не несущее иных функций, кроме этой, есть жест, и «перст указующий» - это частный случай жеста. Жест же есть движение или совокупность движений тела, входящая в систему знаков, способных передать какую либо информацию.
Потому часть рисунков, приведённых Вами (на предыдущей странице - драпировка рукава, рука младенца) не несут изображения жеста, т. к. движение руки на них можно считать функциональным.
А остальные можно назвать «жестом», т. е. частным проявлением «знака». «Перст указующий» - амбивалентный знак, может быть и указателем направления, причём, в каждом случае он имеет различный смысл: буквально указатель направления, указатель объекта (указание на Высшее Божество или трансцендентный разум, при этом – частный случай), знак проявления воли, а также знак контролирования слова - привлечения внимания к словам субъекта, «подчёркивание» его слов (напр. наставительных, назидательных, вопросительных, угрожающих ) или же, напротив – указание на молчание. *
Этот жест, как видим, в том числе, и благодаря представленным Вами иллюстрациям, может принадлежать не только Иоанну Крестителю. Он может нести совершенно различную информацию, иметь различный смысл, но при этом, оставаться «жестом» из группы знаков тела. Я повторю (уже не в первый раз), что значение знаков, в том числе жестов, зависит от контекста. Иначе говоря – не перст «делает» Иоанна Крестителя, но Иоанн Креститель может двигать своим перстом в любую сторону.
-----------------
* Приведённые примеры, при необходимости, могу проиллюстрировать. Но места займут немало.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Лемурий » 19 авг 2009, 17:39

pan писал(а):Иначе говоря – не перст «делает» Иоанна Крестителя, но Иоанн Креститель может двигать своим перстом в любую сторону.

Приведенные выше части "дилеммы" не связаны друг с другом. Хотя за то, что согласились, что младенец и Изабелла д’Эсте показывают "знаки" и за это "спасибо".
Лучше давайте тему развивать. Вы читали до чего "договорились" на соседних Форумах (см. выше ссылку) ?
pan писал(а):Приведённые примеры, при необходимости, могу проиллюстрировать. Но места займут немало.

Да мы никуда и не "торопимся".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24205
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение pan » 19 авг 2009, 20:47

Лемурий писал(а):
pan писал(а):Иначе говоря – не перст «делает» Иоанна Крестителя, но Иоанн Креститель может двигать своим перстом в любую сторону.

Приведенные выше части "дилеммы" не связаны друг с другом. Хотя за то, что согласились, что младенец и Изабелла д’Эсте показывают "знаки" и за это "спасибо".


Вовсе нет. как раз наоборот, я считаю что на этом рисунке рука выполняет некое функциональное движение - держит или тянет какую-то веревку, или шнур и положение указательного пальца может объясняться этим:
Изображение


такое же движение может выполнять младенец справа. У младенца слева такое положение пальцев можно считать жестом, так как ничем иным оно не объясняется. Однако смысл его зависит от контекста, в данном случае отсутствующего:
Изображение

В данном случае ( с портретом Изабеллы д’Эсте), как видите, хотя это и подготовительный "картон" под живопись, однако, кисть не полностью прорисована. Но дело не столько в этом обстоятельстве, сколько в том, что контекст также отсутствует и не позволяет даже предположить - жест это или просто незаконченный рисунок кисти, уже не говоря о смысле этого предполагаемого жеста.
Изображение

Хотя, конечно, нельзя исключить вероятность того, что Леонардо пытался разработать свою собственную систему кодов, маскируя известные знаки. Но это пока предположение.

Лемурий писал(а):Лучше давайте тему развивать. Вы читали до чего "договорились" на соседних Форумах (см. выше ссылку) ?


Не пока. А стоит?

Лемурий писал(а):
pan писал(а):Приведённые примеры, при необходимости, могу проиллюстрировать. Но места займут немало.

Да мы никуда и не "торопимся".


Ну что ж, придётся напрягать тов. Сканера... 8)
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Лемурий » 19 авг 2009, 23:15

pan писал(а):Вовсе нет. как раз наоборот, я считаю что на этом рисунке рука выполняет некое функциональное движение - держит или тянет какую-то веревку, или шнур и положение указательного пальца может объясняться этим:
Изображение
Это называется "скрытый знак". Как бы он есть, но объяснить иной смысл всегда можно, как например здесь:

Изображение
pan писал(а): нельзя исключить вероятность того, что Леонардо пытался разработать свою собственную систему кодов, маскируя известные знаки. Но это пока предположение.
C которым заведомо согласен.
pan писал(а):
Лемурий писал(а):Лучше давайте тему развивать. Вы читали до чего "договорились" на соседних Форумах (см. выше ссылку) ?
Не пока. А стоит?

Ну отчего ж не почитать, узнали бы много "нового", например, что торговцы изганные из Храма Иисусом, оказывается, находились в храме Гермеса :roll: :"храм Гермеса стал храмом Иисуса", или что "Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником :roll: и последователем :roll: Леонардо да Винчи".
и таких ":roll:" много, НО - они рассмотрели ТО, о чем мы умолчали изначально...

Если Татьяна изначально считала связь "указующий перст"-Иоанн Креститель - мандеи, то они развили "логическую цепочку" от герметических текстов Фичино до Гермеса Трисмегиста, а это намного ближе к истине и ниже попробую объяснить почему.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24205
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 20 авг 2009, 00:22

:arrow: Гностические тексты мандеев

:arrow: Фрэнсис Йейтс. Гермес Трисмегист.

Около 1460 года греческий монах, один из множества агентов по сбору манускриптов на службе Козимо де Медичи, привез из Македонии во Флоренцию греческую рукопись. Она содержала список Герметического свода – не совсем полный, поскольку в нем отсутствовал последний трактат из пятнадцати. Хотя рукописи Платона были уже собраны и ожидали перевода, Козимо приказал Фичино их отложить и, прежде чем приняться за греческих философов, сперва перевести произведение Гермеса Трисмегиста.


Изображение
"Благовестие Захарии", фреска, Санта Мария Новелла, Флоренция (фрагмент)
Слева направо:
Марсилио Фичино (Marsilio Ficino) - итальянский гуманист, философ и астролог, основатель и глава флорентийской Платоновской академии.
Кристофоро Ландино (Cristoforo Landino) - итальянский мыслитель-гуманист.
Анджело Полициано (Agnolo Poliziano) - поэт, гуманист, придворный поэт, друг Лоренцо Медичи, воспитатель его сыновей. Профессор греческой и латинской литературы во флорентийском университете (1480—1494)
Gentile de' Becci - гуманист

:arrow: Фрэнсис Йейтс ДЖОРДАНО БРУНО И ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ, гл. 2: "ПОЙМАНДР" И "АСКЛЕПИЙ" В ВОСПРИЯТИИ ФИЧИНО

К платоновской академии Фичино принадлежали:

- Бернардо Ручеллаи, основатель собственной платоновской академии в Орти Оричеллари (Сады Ручеллаи) рядом с церковью Санта Мария Новелла;
- Леон Батиста Альберти (Трактаты "О живописи", "О зодчестве")
- Браманте (Санта Мария делле Грацие, Милан)
- Томмазо Мазини (Зороастро) (ученик Леонардо, алхимик и астролог)

Все эти факты можно было бы "переплетать" между собой и, в конце концов, между ними нашлась бы какая-нибудь "связь", если ни одно НО:

"... Он [Леонардо] придерживался весьма еретичских настроений. Он не мог прийти к согласию ни с одной из религий, считая себя во всех отношениях скорее философом, чем христианином ..."(Из "Жизнеописания знаменитых живописцев" Джорджо Вазари, вошедший в первое издание 1550 г., но не вошедший в последующие)

Как мы уже показали выше - Леонардо выделял в своей живописи не только самого Иоанна Крестителя, но и его МАТЬ (Мадонну Елизавету-Мону Лизу). В образе этой женщины нет ничего от плеяды Майи, зачавшей от Зевса (в гроте аркадской горы Киллена) Гермеса. Ставить "равенство" между ними из-за одного жеста "посланца богов" считаю НЕЛЬЗЯ.
В текстах мандеев тоже не обнаружил видимой связи с творчеством Леонардо.

Это был человек со своей СОБСТВЕННОЙ религией и философскими взглядами, базирующимися на первенстве Иоанна Крестителя.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24205
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Analogopotom » 20 авг 2009, 00:41

Лемурий писал(а):... или что "Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником :roll: и последователем :roll: Леонардо да Винчи".
В какой период жизни Рафаэль и в чем был "последователем" Леонардо да Винчи?
Там же разница меньше года выходит.
Лемурий писал(а):Если Татьяна изначально считала связь "указующий перст"- Иоанн Креститель - мандеи, то они развили "логическую цепочку" от герметических текстов Фичино до Гермеса Трисмегиста, а это намного ближе к истине и ниже попробую объяснить почему.
Интересно. Чисто визуально - понятно почему, но хотелось бы и с теоретической частью ознакомиться.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Лемурий » 20 авг 2009, 14:09

Analogopotom писал(а): В какой период жизни Рафаэль и в чем был "последователем" Леонардо да Винчи?
Татьяна... ау. Это был пример НОНСЕНСА, обозначенного знаком :roll:
Рафаэль Санти НИКОГДА НЕ БЫЛ ни учеником, ни последователем (Leonardeschi) Леонардо да Винчи.
Analogopotom писал(а): Интересно. Чисто визуально - понятно почему, но хотелось бы и с теоретической частью ознакомиться.
Сегодня заказал в Ленинке одну интереснейшую книгу: Зелинский Фаддей Францевич "Из жизни идей" (т.I-IV, СПб./Пг., 1905-1922). Том 3 (1907): "Соперники христианства". II глава: «Гермес трижды-величайший».
Завтра обсудим "теорию".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24205
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Et in Arcadia ego

Сообщение Лемурий » 21 авг 2009, 16:50

Как уже и писал, Татьяна, герметические тексты, переведенные Фичино в 1463, сразу завоевали популярность в среде флорентийских гуманистов. С большой вероятностью можно говорить о том, что в этой среде были свои знаки, понятные только "посвященным".

Итак, что же такое "герметизм":

Из книги Фаддея Францевича Зелинского "Из жизни идей" , Т.3 (Спб, 1907) "Соперники христианства". II гл. «Гермес трижды-величайший» с.90-151: (краткое изложение)
Зародышей герметизма мы должны искать в стране, которая была родиной самого Гермеса - в Аркадии, и специально в той её местности, которая окружает её высочайшую гору Киллену.
Древние знали эту страну как суровую с продолжительными зимами, с горами, покрытыми дремучим дубровым лесом, в котором жили дикие звери, особенно медведи: последним она обязана своим именем ( Arkadia от греч. arkos = arktos "медведь"). Её реки в восточной части упираются в поперечные цепи гор, через которые должны прорыть себе невидимый подземный путь; это так называемые "катавотры", предмет суеверного страха. Иногда, прежде чем исчезнуть в катавотр, река образует озеро; таково знаменитое Стимфальское озеро у подножья Киллены. Ещё славнее была другая река в окрестностях той же Киллены, низвергавшаяся в бездну с отвесной черной скалы в лабиринт диких гор; её так и называли Страшной - Styx, - полагая, что её дальнейшее течение образует мрачную реку преисподней. Её вода считалась смертоносной для людей. И ещё одно предание ходило про эту воду, - а именно, что она может растворять в себе всевозможные металлы.
Жители "Медвежьей страны" не были землепашцами: их дразнили тем, что они питались естественными продуктами своих дубовых лесов, желудями. Хлеб их суровая страна не производила: аркадцы, поскольку они не жили охотой, были пастухами. Пастушеская жизнь располагает к мечтательности, к изощрению мысли и слова, к поэзии. Там, на снеговой вершине Киллены, небо соприкасается с землей: там бог неба, Зевс, оплодотворил богиню-Землю, которую аркадцы называли просто "матушкой", Маей; сыном Зевса и Маи был килленский Гермес. От Гермеса пошло всё сущее...


Изображение

Et in Arcadia ego Nicolas Poussin, 1638, Musée du Louvre, Paris
Последний раз редактировалось Лемурий 21 авг 2009, 19:36, всего редактировалось 1 раз.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24205
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Атрибуты Гермеса

Сообщение Лемурий » 21 авг 2009, 17:42

Краткое изложение по книге Ф.Ф. Зелинского "Из жизни идей" , Т.3 (Спб, 1907) "Соперники христианства". II гл. «Гермес трижды-величайший» с.90-151:
По существу своему Гермес был всеобъемлющим аркадским богом и прежде всего богом-покровителем пастушеской жизни, его охотно изображали как самого желанного гостя пастухов, возвращавшего им отбившегося от стада барашка (Hermes Kriophoros).
Песнопение-естественный плод созерцания пастушеской жизни аркадские сказители сопровождали игрой на струнном инструменте, резонанс которого образовывала выдолбленная черепаха, chelys. Этот инструмент был подарен им тем же Гермесом, который в этом отношении оказался счастливым соперником Аполлона. Но, разумеется, важнее струнной игры было содержание песни, умение слагать слова и мысли: и это умение было дано человеку Гермесом, почему самое искусство "объяснения" (греч. hermeneuein) получило от него свое имя, а сам он позднее, как дарователь и покровитель речи, получил почетный эпитет: logios.

Таково было попечение Гермеса о своих поклонниках при жизни; но он не оставлял их и после смерти. Таинственные "катавотры" аркадской земли наводили людей на мысль о непосредственном соседстве царства теней. Под влиянием этого соседства произошло нечто беcпримерное в религиях греческих племен - было допущено, что тот же Гермес сопровождает души и в загробный мир, разрывая таким образом завесу, которая для всех прочих богов и людей отделяет два мира. Гермес почитался как "проводник душ" ("Hermes psychopompos"); он владеет золотым жезлом, который заставляет их следовать туда, где скрывается Стикс, куда уходят волны Стимфальского озера.

Hermes Kriophoros (Criophorus)
Изображение

Неrmes Psychopompos
Изображение

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24205
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Аркадская религия - предшественник герметизма

Сообщение Лемурий » 21 авг 2009, 19:30

Краткое изложение по книге Ф.Ф. Зелинского "Из жизни идей" , Т.3 (Спб, 1907) "Соперники христианства". II гл. «Гермес трижды-величайший»
Аркадия не могла кормить всех своих сынов, не имея для них хлеба в самом буквальном смысле, она их высылала во все страны греческого и не-греческого мира. Странник был в древнем мире бесправным существом; в городах его охранял Зевс Гостеприимный, но на дорогах о никто о нем не заботился. И вот аркадцы молились своему родному Гермесу, чтобы он их "сопровождал" на их переходах [так появились на дорогах гермы] так Гермес получил новое значение, бог обеспечивающий охрану на дорогах, в сношениях людей, а затем и государств друг с другом; его золотой жезл стал символом странствий и торговли, каким и остался до сих пор.
Даром речи благословляет Гермес; завтра выгодно продашь купленную за бесценок вещь - торгам покровительствует Гермес; найдешь что-нибудь хорошее - находку посылает Гермес, от которого она имя получила (hermaion); а прижмет нужда - позволительно и украсть, если что плохо лежит - воров прощает Гермес.

Любимец Гермеса - многохитростный Одиссей... Всякий удивится: ведь то был царь Итаки, мореплаватель, разрушитель Трои! Да, конечно, таким он был у Гомера, который - вероятно после нескольких метаморфоз - принял и облагородил образ старинного аркадского странника. А что он первоначально был именно этим последним, это прекрасно помнили аркадцы, которые видели в нем основателя своего города, Фенея, лежащего по соседству с горой Килленой и Стимфальским озером. Да, это был старинный любимец аркадского Гермеса, или вернее, сам Гермес, его земная "ипостась"; оттого-то Гермес ему покровительствует в Одиссеи, оттого его сошествие в ад происходило, по Эсхилу, через "катавотру" Стифальского озера.

Старинное мифологическое тождество Одиссея с Гермесом помогает нам уразуметь одну странность, сильно смущавшую и древних, и новых мифологов, - а именно ту генеалогию, в силу которой известный аркадский бог, козловидный Пан, называется сыном Гермеса и - Пенелопы; но этим сущность этого странного "бога" еще не объяснена. Аркадские пастухи, для которых козы были и кормильцами, и благодетельницами, представляли себе своего бога в виде козла. Это была первоначальная форма аркадской религии, предшествовавшая герметизму. С воцарением последнего, как более совершенной религиозной формы, пришлось поставить оба божества в связь между собой; самым естественным образом было сделать Пана сыном Гермеса.

Автор "гомерического" гимна в честь Пана не без юмора изображает испуг бедной родительницы при виде своего козлоногого и рогатого младенца. Она спаслась от него бегством, но Гермес не смутился: завернув сынка в заячью шкуру, он отправился на Олимп поделиться с богами своей радостью. Все боги обрадовались "и назвали его Паном за то, что он всем усладил сердце". В переводе логика пропадает: имя собственное "Pan" происходит от слова pan - "все".
Несмотря на невозможность этой этимологии Бог пастухов и стад, бог дикой природы напрашивался под более глубокомысленное пантеистическое толкование. Стали в нем видеть "всебога", олицетворение природы в её совокупности.

Было ли с этой древнейшей аркадской религией соединено какое-нибудь учение? Поставим этот вопрос необходимо в виду того, чтто поздейший герметизм, тот, который стал соперником христианства, был именно учением , и притом очень серьезным и глубокомысленным.
Отвечая на этот вопрос утвердительно, я расхожусь с моими предшественниками, которые склонны выводить позднейшее герметическое учение целиком либо из платонических, либо из египетских источников. Конечно, нам от этого древнейшего аркадского герметического учения остались лишь незначительные следы; все же они есть...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24205
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Космогония герметизма

Сообщение Лемурий » 21 авг 2009, 23:27

Краткое изложение по книге Ф.Ф. Зелинского "Из жизни идей" , Т.3 (Спб, 1907) "Соперники христианства". II гл. «Гермес трижды-величайший»
Всякое религиозное учение должно ответить на два вопроса - откуда мы произошли, и на вопрос, что с нами будет после смерти. Другими словами, оно должно содержать и космогоническую, и эсхатологическую часть.
Среди купленных Рейценштейном в Египте и привезенных в Страсбург папирусов оказался один космогонический отрывок изданный им в брошюре: Zwei religionsgeschichtliche Fragen (Страсбург, 1901); сообщаю в нижеследующем его русским перевод. Наш отрывок начинается с рассказа о том, как Зевс родил Гермеса:

Выделив некую долю своей многообразной силы;
Он-то и есть вечно юный Гермес, мой бог-прародитель.
Много наказывал сыну отец, чтобы мир он прекрасный
Создал, и жезл золотой ему передал, жезл многосильный,
Жезл, что разумным отцом стал всякому хитрому делу
.
С ним поспешает Гермес, усердно исполнить желая
Волю отца своего; а отец, высоко восседая,
С радостным сердцем на сына великое дело взирает...

Не было круга ещё Гелиоса, ни даже Селена
Не потрясала вожжей, погоняя телиц кривоногих;
Ночь непрестанно текла, не сменяясь дня проявленьем,
Слабо мерцающих звезд лишь слегка озаренная светом.
С этою думою Гермес по туманному воздуху бродит,
Он не один: многосильный с ним сын его шествует -Логос,
Парою крыльев быстрых украшенный, вечно правдивый,
С силой святой убежденья в вещих устах непреложных,
Помыслов чистых отца возвеститель летучий
.
C ним-то нисходит на землю Гермес, устроитель вселенной,
С ним пробегает он весь материк, озираясь усердно,
В поисках мест благодатных, где мог бы он город воздвигнуть
Полный обильных даров, чтоб воздвигнутый, был он достоин
Род человеческий ясный принять в свои верные стены...

Горы в надел даровал он нимфам, владычицам пастбищ:
К высшей жезлом прикоснулся; и вот из средины ущелья
Брызнул Ладон. Его ил плодоносный Аркадия тотчас
В лоне сокрыла своем, - а затем, когда время настало:
Миру явила желанную дочь, миловидную Дафну.


Земля была источником и хранилищем всякого знания; душа, нисходя в землю, приобщалась к её знанию и могла, если это дозволяли, поделиться им с живущими. Отсюда обряд "никромантии", и отсюда также значение Гермеса, как владыки чар.

Земля - источник не только знания, но и богатств. Из недр земли течет живительная сила, вливающаяся в зреющий колос; оттуда же исходят таинственные чары, вседствие которых в малоценной руде выростает золотой самородок. Хлеб - дар Деметры, но золото - "дар Гермеса"; так его называет тот же Эсхил.

Гермес как владыка металлов, был предметом многих молитв и учителем многих чар. Как сделать, чтобы в малоценной руде зародилось желанное золото? Таков был первый вопрос; но вслед за ним незамедлил появиться и второй: как сделать, чтобы малоценная руда превратилась в желанное золото? Когда вопрос был поставлен в такой форме - возникло настоящее "герметическое" искусство...


Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24205
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Основы герметизма

Сообщение Лемурий » 22 авг 2009, 13:43

Пропускаю длинную историю зарождения герметизма как учения, это легко можно найти в любом справочнике. О том как Платон путешествуя по легендарным местам побывал в Кирене (совр. Ливия), где беседовал с астрономом и математиком Федром, впоследствии "участником" его диалогов, как обогащенное египетскими знаниями учениями получила нового мифологического персонажа Тота (Тат у герметистов), как изложение взглядов платоников и пифагорейцев появились в трактатах "Герметический свод", "Изумрудная скрижаль Гермеса", "Пимандр", "Кибалион", как агент Козимо Медичи привез в 1460 году копии герметических трактатов на греческом языке, вывезенные из Константинополя, как переводивший их для Медичи в 1461 году Марсилио Фичино основал в 1462 году Платоновскую академию в Кареджи (близ Флоренции)...

Остановимся на главных постулатах герметизма.

Краткое изложение по книге Ф.Ф. Зелинского "Из жизни идей" , Т.3 (Спб, 1907) "Соперники христианства". II гл. «Гермес трижды-величайший»
Гермес есть Космос, Пан есть Логос. Зевс стал Разумом (Nus), заимствованным из философии Анаксагора.
Всепобеждающее влияние Платона научило людей признавать активного творца вселенной - Демиурга. Итак, Гермес стал вторым богом, "Разумом - демиургом". Тат стал сыном Гермеса и вытеснил Асклепия, удовольствовавшегося скромной ролью ученика. Источником откровения был, разумеется, Гермес; как пророк герметической религии, он получил прозвище Трижды - Величайшего (Trismegistos), унаследованное им от египетского Тота.
Поклонники Исиды пожелали прорыть канал от герметизма к своей многоименной богини. Исида, как Дева Мира, стала ученицей Гермеса Трижды-Величайшего, сообщившей его таинства своему сыну Гору.
Такова внешняя обстановка греко-египетского герметизма; повторяю, что кроме этой обстановки в высшем герметизме почти ничего египетского нет.

Основная герметическая троица - Первый Разум, Разум-Демиург и Логос. Уже Логос немногим отличался от Разума - он был ведь не просто словом, а "словом - разумом".
Первый Разум создал мир мысленный;
Разум-Демиург, в подражание ему, создал мир видимый.


Изображение
Trismosin, La Toyson d'or (1613)
Кстати, обращаю внимание на этот рисунок. Внизу (слева) символ Византии (двуглавый орел), справа символ Флоренции (лев), вверху Чаша, знак перстами - Первый Разум, Разум Демиург (Творец) и Логос ...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24205
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Чаша и Монада

Сообщение Лемурий » 22 авг 2009, 14:38

Итак, выяснили для нас ГЛАВНОЕ:

Первый Разум создал мир мысленный (Nus = Зевс);
Разум-Демиург, в подражание ему, создал мир видимый (Гермес = Космос)
Логос -сын Разума - (Слово-разум =Пан)

Далее совсем просто. Поблагодарим доброго "неизвестного", оставившего в сети остальную часть книги в открытом доступе.

:arrow: Ф.Ф. Зелинский "Из жизни идей" , Т.3 (Спб, 1907) "Соперники христианства". II гл. «Гермес трижды-величайший» (со стр. 134)

Гораздо соблазнительнее было подвергнуть нашу троицу упрощению, признавая бога-творца единым, а разум с логосом его орудиями.

Этот шаг был сделан в трактате № 4 под заглавием: "Чаша или монада".

Бог есть демиург, т. е. творец; логос он даровал всем людям; что же касается разума, то он пожелал, чтобы они сами стремились к нему. Для этого он наполнил им чашу и послал "вестника" объявить душам:

"Погрузись (baptison) в чашу, ты, могущая погрузиться, - ты, верующая, что взойдешь к ниспославшему чашу, - ты, ведающая, для чего ты сотворена!"

Кто такой этот вестник - не сказано...


Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24205
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Атрибуты на картине Леонардо

Сообщение Лемурий » 22 авг 2009, 18:14

Вышеприведенную картину Леонардо назвали "St John in the Wilderness (Bacchus) 1510-15, Musée du Louvre, Paris

При чем тут Бахус (Вакх)? Только потому что у него пастушечий жезл зацвел? Маловато символов...

Рассмотрим картину внимательно:

Изображение

Лесная страна в горах. Реки в восточной части упираются в поперечные цепи гор, через которые должны прорыть себе невидимый подземный путь; это так называемый "катавотр", "прежде чем исчезнуть в катавотр, река образует озеро; таково знаменитое Стимфальское озеро у подножья Киллены". Это Аркадия.

Изображение
"Трилистник" - Троица. Только какая? Вариант: основная герметическая троица - Первый Разум, Разум-Демиург и Логос, тоже ничему НЕ противоречит. Как вариант: Трижды - Величайший.

Изображение

Cам "Иоанн" (хотя уже сам по себе вопрос: Что отшельнику пустыни делать в горах в лесу ?) одет в пастушескую одежду и держит пастушеский посох. Сравните с такими же посохами аркадских пастухов на картине Et in Arcadia ego Nicolas Poussin, 1638, Musée du Louvre, Paris

Теперь жесты обеих рук:

Изображение

сравните с жестом "Psychopompos" (см. выше) - следуйте за "повелителем душ"...

Изображение

Про "указующий перст" повторяться не буду.

В связи с этим "вопрос": Кто же изображен на картине :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24205
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пьеса Лоренцо Великолепного

Сообщение Лемурий » 22 авг 2009, 18:53

Ну, и в конце изложения, послушайте стихи одного "малоизвестного" поэта, зато очень известного дипломата и политического деятеля, спасителя Флоренции в войне с папским Римом -Лоренцо Великолепного...
(см. Н. Маккиавелли "История Флоренции").

Из книги :arrow: ЖЗЛ: И. Клулас ЛОРЕНЦО ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ, М., 2007

Еще до того как во Флоренцию пришли все эти радостные известия. Лоренцо, пытавшийся примирить папу с не­аполитанским королем, решил показать флорентийцам, что на самом деле лежит на весах мировой политики, при помощи своей пьесы «Священное представление о мучениках Иоанне и Павле».

Народ давно привык к подобным зрелищам. Все большие флорентийские праздники, такие как День Иоанна Предтечи, сопровождались мистериями на темы из священной истории или житий святых...

У флорентийцев, хорошо знавших римский пантеон, имя Меркурий вызывало в памяти языческого бога — проводника мертвых, часто бывшего посредником между этим и тем светом. Но кроме бога и мученика на память приходил и третий образ: легендарный Гермес Трисмегист, которого звали также Меркурием Трижды Величайшим или Меркурием Египетским. Он, как говорили, жил в Египте за две тысячи лет до Рождества Христова и стал родоначальником большинства наук, в том числе оккультизма и алхимии. Он передал египетским жрецам тайны мироздания, записанные в «герметических» книгах. Марсилио Фичино чрезвычайно высоко ценил эзотерическую философию, дошедшую под именем Гермеса Трисмегиста, и сам перевел «Поймандра» («Пастыря») — трактат о божественной силе и мудрости. Поручая отомстить за поруганную веру именно святому Меркурию, тезке античного бога и эзотерического наставника, Лоренцо внушал зрителям, что неоплатоническое учение и предлагавшийся им синкретизм не опасны для христианства: напротив, в них оно найдет неоценимую опору. Матерь Божья обращается к избранному Ею герою, словно богиня мщения:

Меркурий, подымись, иди из гроба.

Не дожидаясь Страшного суда.

Своим оружьем препояшься снова!

Я за обиду мстить тебе велю.

Обиду Церкви! Я, Мария Дева,

Тебе Господню волю затвержу:

Убей дракона, что, исполнен яда.

Упился чистой кровью христиан!

Изображение
Фреска Filippino Lippi в церкви Санта Мариа Новелла к десятилетию со дня смерти Лоренцо Медичи этого легендарного властителя Флоренции.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24205
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11