Homo Sapiens писал(а):Да, безусловно - извечность Бога и творение словом - есть и в иудаизме. Что касается Троицы - то я писал о некой схожести по форме гелиопольского мифа и первой строчки из Иоанна - тут уж как-то это сложно отрицать, на мой взгляд, - к Иоанну ближе именно египетская форма.
"В начале было слово" - "Изречение слов."
"И слово было от Бога" - "Говорит владыка вселенной после того как он восуществовал"
"И слово было Бог. Оно было в начале у Бога." - "Я есть тот, кто восуществовал как Хепра"
(тут, кстати, такая же игра слов как и в "я есть тот, кто я есть" - т.к. Хепра и хепер (существовать) - слова созвучные, но, возможно, родственные, и рефрен, аналогичный Библейскому - налицо.)
"Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть." - "Я воссуществовал, и воссуществовали существования. Воссуществовали все существования после того, как я воссуществовал, и многие существа вышли из моих уст."
Я сейчас отвечаю на это, нарушая очередность, поскольку уж очень принципиален вопрос. Да не покажется моя позиция предвзятой, но не вижу я здесь ни "дословного совпадения с Иоанновой формулой", ни какого-либо подобия по сути.
Будем разбираться поэтапно. "Изречение слов" происходит ПОСЛЕ творения, "владыка вселенной" не творит словом, а рассказывает о процессе творения.
Что же он говорит - в переводе на современный язык (по Вашей цитате)? "Я возник (в качестве сущности). И возникли все сущности (вариант: все виды сущего). Они появились после того, как появился я, и многие существа вышли из моих уст"
Продолжение - по тексту, который я выложил. "Не было ни неба, ни земли. Не было почвы. Я сотворил то, чего не было, из небытия, ИБО мне не на что было встать (здесь причинность подразумевается однозначно, ввиду факта упоминания почвы - того, на чём "стоят"). Я замыслил всё - и создал, причём создавал без помощи, поскольку ДО сотворения не создавал никого..." Далее он рассказывает о том, КАК же он создавал сущее, начиная с божеств-помощников.
Единственное сходство с евангелием от Иоанна заключается в том, что есть некто создавший всё. Но в евангелии это даже не декларируется, поскольку разумеется само собой (уже сказано в кн. Бытия). Здесь (в египетском тексте) отсутствует СЛОВО (Логос) в качестве творящего начала. К процессу создания СЛОВО совершенно не причастно (УСТА не изрекают, а несут иную функциональную нагрузку), оно звучит лишь постфактум.
Итак, создание мира вершится здесь не словом, а самым натуралистическим способом - через... семя. И вот он, самый ключевой момент: здесь не различаются СОТВОРЕНИЕ и ПОРОЖДЕНИЕ. А дифференциация этих двух понятий - одна из основ христианской философии (один из её "нервных узлов", поскольку есть фигура Христа, рожденного, но не сотворенного). Что касается иудаизма - в рамках иудаистического мировоззрения это вроде бы вообще никогда не ставилось под вопрос и не дебатировалось: Бог сотворил мир словом, человек же - не "творец" своих детей, а их проводник в этот мир, порождать и творить - вещи абсолютно разные.
И, надо сказать, три первых стиха евангелия от Иоанна вполне согласуются с иудаизмом, за исключением фрагмента "...слово было Бог". Слово Божие - одна из наиболее важных сущностей ещё в Торе. Помните ответ Иисуса на первое искушение? "... написано: "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих". А где же написано? Открываем Втор. 8, 2-3. "... вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его. или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом, и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким (словом - по Септуагинте), исходящим из уст Господа, живет человек".
Именно так. Из контекста (поскольку речь идет о заповедях) понятно, что и в масоретском варианте подразумевается - "всяким СЛОВОМ".
Продолжение следует.