Леонардо да Винчи - сектант?

Модератор: Лемурий

Сообщение Лемурий » 31 май 2007, 17:57

Леонардо был так или иначе связан с каждым из них мировоззрением или дружескими связями.

У него были книги Фичино и Леон Баттиста Альберти. На Альберти, архитектора дворца Ручеллаи во Флоренции (1446—1451), церкви Сант Андреа в Мантуе (резиденции (1486-1514) маркиза - Федерико IIмужа Изабеллы д`Эсте) (начата в 1472), фасада церкви Санта-Мария-Новелла (1456—1470), Леонардо постоянно ссылался и являлся продолжателем многих идей Леон Баттиста.

"...Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло д’Эсте, Федериго де Монтефельтро).

Истинным наследником и продолжателем традиций Альберти стал Браманте....
" (Библиотека Якова Кротова )

Зороастро числился в мастерской Леонардо, Браманте, архитектор при дворе Сфорца в Милане) был его другом.

У Джорджо Вазари в "Жизнеописание Рафаэля из Урбино" читаем:

"...Состоящий на службе у Юлия II Браманте из Урбино, дальний родственник и земляк Рафаэля, написал ему что он у Папы добился для него возможности проявить своё мастерство в росписях, которые Папа заказывал для некоторых из своих покоев.
Предложение это понравилось Рафаэлю, и он переехал в Рим, бросив свои флорентийские работы...
И вот Рафаэль, едва прибывший и уже всячески обласканный Папой Юлием, приступил в покое, где подписывались папские указы, к созданию истории с изображением богословов, согласующих богословие с философией и астрономией. [ фреска АФИНСКАЯ ШКОЛА ]
На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады...
...Среди них имеется портрет находившегося в то время в Риме Федерико II [мужа Изабеллы д`Эсте], герцога Мантуанского, в образе безупречно красивого юноши, удивленно разводящего руками и наклонившего голову, а также фигура человека, склонившегося к земле и водящего циркулем по плитам, про которую говорят, что это архитектор Браманте. А рядом с ним- фигура со спины, держащая небесную сферу, это-портрет Зороастра. И тут же сам Рафаэль, создатель этого произведения... "


Итак:

Фреска (ещё раз) "АФИНСКАЯ ШКОЛА"...

Изображение

Леонардо да Винчи с жестом Иоанна Крестителя в роли Платона (с книгой "ТИМЕЙ" под рукой)

Изображение


Архитектор Браманте в роли Евклида

Изображение


Рафаэль со своим другом Содомой (Sodoma) в роли художников

Изображение


Зороастро в роли астронома

Изображение


Федерико II [муж Изабеллы д`Эсте], герцог Мантуанский в виде удивлённого юноши, склонившимся над Эвклидом (Браманте)...

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Две непримиримых "нации"...

Сообщение Лемурий » 01 июн 2007, 11:26

Продолжаем собирать "Puzzle - Картинку"...

Если посмотреть на Флоренцию конца ХV в. то явно наблюдаются две непримиримых группировки:

:arrow: С одной стороны, люди проявляющие интерес к наукам и живописи, естествоиспытатели, неоплатоники времён Ренессанса, слушатели Платоновской Академии в Кареджи, дом Медичей (Козимо и Лоренцо Великолепный) с их крупнейшей в Италии банковской системой ...

:arrow: С другой стороны невежественная масса фанатиков, радующихся каждому костру инквизиции, в огне которого горят как и оклеветованные люди так и неугодные картины и книги; мессы Джироламы Саванаролы, объявившего с 1494 г. синьором Флоренции Иисуса Христа :roll: , а себя его представителем (!), из Флоренции были изгнаны ростовщики, проведено прощение долгов, запрещены развлечения и празднества, стали сжигать предметы роскоши, картины, «безнравственные» книги (например, Боккаччо); козни папы против Лоренцо де Медичи (Великолепного), который в 1478 г., раскрыл стоивший жизни его брату Джулиано заговор, возглавлявшийся Франческо Пацци и поддерживаемый папой Сикстом IV и пизанским архиепископом. В гневе, папа конфисковал всё имущество Медичи, на которое смог наложить руку, закрыл в Риме концессии банка Медичи, отлучил от церкви Лоренцо и всё правительство Флоренции, и наконец наложил отлучение на весь город. В конце концов, папа договорился с неаполитанским правителем Феррантом, сын которого, Альфонсо, напал на Флоренцию. Жители Флоренции отлучили папу (!)

Если бы Бенджамин Дизраэли писал свой знаменитый афоризм не про Англию, а про Флоренцию конца ХV века он бы написал его так:

" Две нации, между которыми нет ни понимания, ни сочувствия; которые читают разные книги, по разному воспитывают своих детей, по разному воспринимающих произведения искусства, имеющие разную шкалу ценностей ... ГУМАНИСТЫ и "ПАНУРГОВО СТАДО"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 01 июн 2007, 18:03

К какому стану относился сам Леонардо можно судить по его рисунку

"Аллегория с волком и орлом" (1516 г.)

Изображение

Корабль, которым управляет "Волк" (правда, больше на свинью смахивает) с облетевшим (по сравнению с фреской "Поклонение магов") деревом - символом веры, намекает на папу римского; орел с короной на земном шаре символизирует политические устремления француского короля. Аллегорию относят к встрече папы Льва X и Франциска I.

Кстати, по поводу француского короля Франциска I... придя к власти в 1515 г. он пригласил для создания картинной галереи 3 художников: Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто и Рафаэля Санцио из Урбино ...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Франциск I

Сообщение Лемурий » 05 июн 2007, 18:45

Леонардо летом 1516 года едет ко двору молодого короля Франции Франциска I.

Вот что пишет современник Леонардо флорентийский скульптор Бенвенуто Челлини в своих воспоминаниях:

" ...Поскольку он был человеком столь многочисленных и великих талантов и имел познания в латыни и греческом, король Франциск столь глубоко любил великие таланты Леонардо и испытывал столь великое удовольствие, слушая его речи, что в году было очень мало дней, которые бы он провел без бесед с ним... Я не моге не повторить слова, которые я слышал, король говорил о нём. Он сказал, что никогда не поверит, чтобы нашелся на свете другой человек, который не только знал бы столько же, сколько Леонардо, в скульптуре, живописи и архитектуре, но и был бы, как он величайшим философом ..."

Хронология:

февраль 1513 - умирает папа Юлий II

март 1513 - триумф дома Медичи, новым римским папой становится Джовании Медичи (Лев X)

лето 1513 Леонардо получает приглашение от брата Льва X Джулиано Медичи (сына Лоренцо Великолепного) отправиться ко двору в Вечный город.

24.09.1513 - Леонардо покидает Милан и направляется в Рим в обществе Больтраффио, Франческо де Мельци, Салаи, Лоренцо и Иль Фанфойя (от итал. fanfano -болтун, fanfarone -хвастун - так именуется Томмазо Мазини (Зороастро))

В 1515 Франциск I cтановится королём Франции.

08.10.1515 Леонардо вступает в Братство Иоанна Флорентийского (Рим).

Октябрь 1515 Леонардо покидает Рим в составе делегации
Лев X (папа римский) (он же Джованни Медичи, второй сын Лоренцо Великолепного)

07.12.1515 Встреча папы и Франциска I в Болонии

17.12.1515 Лев X покидает Болонию, раздражённый высокомерием 21 летнего короля Франции.

1516 год - папство присваивает Франциску титул - христиннейшего короля Франции

Отступление:
- Кто бы мог подсказать такой титул (?)
Подсказка: В начале 1508 года Леонардо пишет в Милан Шарлю д`Амбуазу:
" ...Спор мой с братьями почти улажен, и я думаю, что на Пасху буду с вами, и привезу двух Мадонн разного размера, предназначенных для христианннейшего короля или для кого вам будет угодно..." (на руках у него были "Св. Анна", "Мона Лиза" и "Леда" - Какие из них две Мадонны разного размера - вопрос :?: )

лето 1516 Леонардо принимает решение перебираться через Альпы осенью во Францию.

В конце 1516 года Леонардо поселяется в королевском замке Амбуаз. Он принят на службу в качестве художника короля с ежегодным жалованием 100 скуди в год.

1517 Создает механического льва (аллегория имени Леонардо, символа Флоренции, имени Лев X - на выбор), который делает несколько шагов навстречу королю, останавливается, раскрываются дверцы и оттуда выпадают белые лилии символ королевской власти Франции

Художник Жан Клуэ пишет портрет Франциска I в 24 года в образе Иоанна Крестителя

Изображение

1518 по рекомендации Леонардо из Флоренции приглашаются художники Андреа дель Сарто и Рафаэль Санти.

24.06.1518 - " В 24-й день июня, день святого Иоанна 1518 года, в Амбуазе во дворце Клу... (последняя датированная запись Леонардо)
Последний раз редактировалось Лемурий 06 июн 2007, 09:50, всего редактировалось 1 раз.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Dedal » 05 июн 2007, 20:55

Лемурий писал(а):Продолжаем собирать "Puzzle - Картинку"...


И откуда Вы всё знаете? :o
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1676
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Лемурий » 06 июн 2007, 08:45

Dedal писал(а):И откуда Вы всё знаете? :o


Так всё очень просто, Dedal !
Тема меня заинтересовала и я прочитал книг 10 по ней за это время...

- Джорджо Вазари "Жизнеописания знаменитых живописцев"
- Чарльз Николл "Леонардо да Винчи. Полет разума" (очень рекомендую, самая полная биография)
- Мартин Кэмп "Леонардо"
- Франк Цёльнер "Леонардо да Винчи"
- Франческа Деболини " Леонардо да Винчи"
- Алессандро Веццозо "Леонардо да Винчи. Искусство и наука Вселенной"
- Серена Падовани "Андреа дель Сарто" (Scala.1986)
Серия ЖЗЛ: А.А. Гастев " Леонардо да Винчи"

и много др. уже бегло...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 06 июн 2007, 11:13

А вот картины, которые Андреа дель Сарто рисовал в 1518

Мадонна с Младенцем, маленьким Иоанном Крестителем, Святой Елизаветой и двумя ангелами, 1518, Лувр, Париж
Изображение

Обратите внимание, кто главный персонаж в картине, кого все внимательно слушают... :!:


Далее

Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном, 1518, галерея Боргезе, Рим
Изображение

Опять, кто "ведущий" персонаж... :?:
Справа, если плохо видно, на возвышении сидит маленький Иоанн Креститель, взади виден удлиненный крест, он сидит на шкуре, жест правой руки...

У Андреа дель Сарто есть ещё картина "Святое семейство "Медичи" относящаяся к 1530 г. Флоренция, галерея Палатина, на которой возвышающийся с колен Елизаветы Иоанн поучает пальцем правой руки маленького Иисуса (но её надо сканировать, в интернете нет)...

После того, как Сарто год проработал у Франциска I , он попросил разрешения повидаться с женой, но уехав, так и не вернулся... Позднее, чтобы загладить вину, в надежде на примерение он тоже напишет картину с Иоанном, видимо вот эту, которую не решившись послать напрямую продал её Джовану Мария Бенинтенди.

Иоанн Креститель, Флоренция, галерия Палатина (палаццо Питти)
Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Рафаэль Санти

Сообщение Лемурий » 06 июн 2007, 17:21

Джорджо Вазари. Жизнеописание Рафаэля из Урбино

"...Много картин написал он и для Франции, в частности для короля, - св. Михаила, поражающего дьявола, которая считалась удивительным произведением. На этой картине он представил опаленную скалу, изображающую средоточие земли и исходящее из ее трещины огненное и серное пламя; в фигуре же Люцифера, все тело которого, обожженное и пылающее, переливается различными цветами, можно было видеть все оттенки гнева, питаемого отравленной и спесивой гордыней и направленного на того, кто сбивает спесь с лишившегося своего царства, которое могло бы быть мирным, и уверенного в том, что он обречен на вечную муку. Противоположное видим мы в образе св. Михаила, который изображен в небесном облике, но в железных и золотых доспехах и, исполненный отваги и грозной силы, уже сразил Люцифера своим копьем, повергнув его ниц. Словом, вещь эта была такова, что заслужила Рафаэлю от означенного короля почетнейшую награду...."
St Michael and the Satan, Лувр, Париж
Изображение
------------

Святое семейство возле дуба, 1518, Прадо, Мадрид
(Изучение надписи Иоанна Крестителя...)
Изображение
-----------

St John the Baptist, 1518,Galleria dell'Accademia, Флоренция
Изображение

--------

Pope Leo X with Cardinals Giulio de' Medici and Luigi de' Rossi, 1518-19, Уффици, Флоренция
Изображение

С этой картиной история АНЕКДОТИЧНАЯ...
Здесь изображен папа Лев Х (он же Джованни Медичи) и два кардинала Джулио деи Медичи (будущий папа Климент VII) и кардинала Луиджи деи Росси - все близкие родственики.

Сын Изабеллы д`Эсте Федерико II Гонгаза увидел эту картину во Флоренции и приехав в Рим попросил её у папы на тот момент (с 19.11.1523 г.) был Климент VII (в миру Джулио Медичи).
Но Оттавиано Медичи не хотелось лишать Флоренцию такой картины и он попросил Андреа дель Сарто сделать копию и послать её в Мантую Федерико II Гонзага. Замену никто бы не заметил, если бы ни Джорджо Вазари, (который был в то время учеником Андреа дель Сарто и который и записал эту историю в своих воспоминаниях), стечением обстоятельств ни оказался в Мантуи вместе с Климентом VII.
Он то и произнес ставшую известной фразу:

" Вещь, конечно, великолепная, но уж никак не Рафаэль", - и показал пометку на обратной стороне "типа made in Florence", на что нерастерявшийся Климент VII произнес не менее известную фразу:

"Я ценю эту копию не ниже подлинника, даже значительно выше..."

Короче, государственного скандала не получилось...

------------------------------

The Sibyls (Прорицательницы), 1514, Santa Maria della Pace, Рим
Изображение

В центре маленький ангел - просвящения, слева ангел со знаком Иоанна, даёт документ под подпись, левее видимо уже "просвященная" девушка с книгами. Справа сидят "сомневающиеся"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Эпилог

Сообщение Лемурий » 06 июн 2007, 17:46

И в заключении по этой теме приведу очень важный текст из "Жизнеописания знаменитых живописцев" Джорджо Вазари, вошедший в первое издание 1550 г., но не вошедший в последующие:

"...Он [Леонардо] придерживался весьма еретичских настроений. Он не мог прийти к согласию ни с одной из религий, считая себя во всех отношениях скорее философом, чем христианином..."

По словам Дж. Вазари умер Леонардо на руках французского короля Франциска I

Изображение

В своем завещании он упомянул:

1. Мессер Франческо Мельци, миланский дворянин - все книги и рисунки, а также остаток денежных средств.

2. Баттиста де Виланис - слуга : половина виноградника

3. Салаи - вторая половина виноградника (интересно, откуда 5 самых известных картин, завещанных Ф. Мельци оказались у него (?))

4. Матюрине - служанке: одежду

5. "Кровные братья, живущие во Флоренции" - 400 скуди со своего счёта в Санта-Мария Нуова.

Умер Леонардо 2 мая 1519 года в возрате 67 лет...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Analogopotom » 06 июн 2007, 22:55

Спасибо, Лемурий.
Очень интересно.
Вы обратили внимание на разницу стилей и колора/цветовой гаммы в работах художников? И это при том, что все эти мастера жили примерно в одно время, и придерживались в принципе одного канона, и краски изготовляли по одним и тем же рецептам. Но их работы такие разные.
Вы заметили, что точнее всех пропорции фигур изображал только Леонардо да Винчи?
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Лемурий » 07 июн 2007, 13:14

С красками - это понятно. Дело в том, что "растирателем красок" у него был Томмазо Мазини, он же Зороастро - член платоновской академии, алхимик и главный связной с семейством Медичи, в частности с братом Льва X (Джованни) Джулиано Медичи.

С перспективой тоже ясно. Леонардо продолжил школу Леона Баттиста Альберти по постоению перспективы. Математик Лука Пачоли называл его "мастером перспективы". Недавно разговаривал по этому поводу с одним известным художником, он мне показал принцип леонардовской перспективы.

Изображение

На будущей картине выбирается точка (неважно причём в центре или сбоку, на фреске "Тайная вечеря" точка чуть ниже правого (для зрителя левого) виска Иисуса).

От этой точки выходят лучи, которые соединяются в определённой пропорции. За 2 минуты он мне набросал арочный проём с винтовой лестницей и всё это в объёме. Для тех кто знает - это "легко"...


Кстати, Татьяна, насчёт броши на груди Марии. Знаете, что такое в платоновском кружке значение слова "МИКРОКОСМ" :?:

:arrow: ЧЕЛОВЕК - это МИКРОКОСМ, изучающий МАКРОКОСМ (вселенная, эзотерические познания)

Иными словами Леонардо подчёркивал, что мать Иисуса - ЧЕЛОВЕК.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение pan » 18 апр 2009, 05:03

Лемурий писал(а):
pan писал(а): я же читал прошлогоднее обсуждение темы, так что помню Ваше мнение, что самым светлым местом является «жест указующий» Иоанна. Конечно, это довольно «светлое место», однако «более светлым местом» являются точки на ноздрях и губе лошади, драпировка старика за спиной Марии, кончик носа Иисуса и правая щека и грудь Марии...
А по канону самой ярким точкой в этой тематике должна быть ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА...
В городе Сованаролы можно было писать подобные картины ТОЛЬКО символами.
Дополнительную информацию дает и символика растений, нарисованных фоном, знаки руками, ножки стола, копирующие надгробие
(н-р Надгробие Джованни и Пьеро Медичи в Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Верроккьо 1472)
и многие другие символы, понятные единомышленникам.
pan писал(а): Разве не был довольно равнодушен к вопросам веры, так что Вазари называл его скорее «философом, чем христианином»?
Однако, доказательством его веры, пусть и запоздалой, служит его завещание, в котором Леонардо досконально оговаривает условия своих похорон по католическому обряду...
Значится, когда говорите он умер?
2 мая 1519 года.
Последняя датированная запись Леонардо: 24.06.1518 - " В 24-й день июня, день святого Иоанна 1518 года, в Амбуазе во дворце Клу...
до этого 08.10.1515 Леонардо вступает в римское Братство святого Иоанна Флорентийского.


Честное слово, мне уже даже неловко напоминать Вам, что мы пытаемся анализировать незаконченную работу и ищем в ней то, что должно было бы быть, а вот почему-то нет. Это похоже на то, как если бы мы пытались описывать обратную сторону Луны.
Но я всё же попытаюсь ответить на Ваши аргументы.

А по канону самой ярким точкой в этой тематике должна быть ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА...

Не совсем так. Иконография сцены поклонения волхвов, основанная на Евангелии от Матфея, действительно, допускает изображение звезды, указывавшей путь волхвам. И её действительно изображали многие художники:
Изображение
Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов. 1304-06 г. Фреска в Капелле Скровеньи, Падуя.

Изображение
Джентиле да Фабиано. Поклонение волхвов. 1423 г. Галерея Уффици, Флоренция.

Изображение
Беато Анджелико. Поклонение волхвов. ок. 1433. Музей Сан-Марко, Флоренция

Изображение
Беато Анджелико. Поклонение водхвов. 1433-34 г. Музей Диочезано, Кортона.


Изображение
Паоло Уччелло. Поклонение волхвов. 1435-40 г. Семинарио Маджоре, Флоренция.

Изображение
Беато Анджелико. Поклонение волхвов. 1438-46, Фреска Сан-Марко, Флоренция

Изображение
Бенвенуто ди Джованни. Поклонение волхвов. 1470-75 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Изображение
Перуджино. Поклонение царей. 1476 г. Национальная галерея Умбрии, Перуджия.

Изображение
Доменико Гирландайо. Поклонение волхвов. 1486-90 г. Фреска в Капелле Маджоре (или Капелле Торнабуони), монастырь Санта Мария Новелле, Флоренция.

Изображение
Доменико Гирландайо. Поклонение волхвов. 1488. Роспись главного алтаря Воспитательного дома (Spedale degli Innocenti), Флоренция.

Изображение
Раффаэлло Боттичини. Поклонение волхвов. ок. 1495 г. Художественный институт, Чикаго

Изображение
Филиппино Липпи. Поклонение волхвов. 1496. Галерея Уффици, Флоренция.

Изображение
Лудовико Маццолино. Поклонение волхвов. 1522. Частная коллекция.

Но, как видим, звезда вовсе не была «самой яркой точкой». Чаще всего наиболее светлым местом в картине является Младенец или Младенец и Мария, а то и вовсе второстепенные детали. К тому же, звезда занимает весьма скромное место, чаще всего на краю картины, а в композиционном центре, нередко совпадающем с оптическим, как и положено, находится главное – Младенец и Мария. Нередко художники изображали звезду так, что зрителю приходится выискивать её – она или небольшого размера, или неяркая по тону, или видны только её лучи или сияние. Такое замаскированное изображение звезды может символизировать то, что Вифлеемскую звезду видели не все, но лишь посвященные. Будь она видима всеми, тогда бы не пришлось Ироду ни выведывать у волхвов ни время появления звезды ни место, где появился на свет Младенец, ибо звезда «наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». (Мф. 2:9)
Мы можем допустить, что Леонардо также мог отказаться от изображения звезды, оставив за Младенцем право быть «самой яркой точкой», опираясь при этом на текст Откровения Иоанна Богослова, передающего слова Самого Иисуса: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Отк. 22:16). Такое предположение подкрепляется ещё и тем, что в этой композиции, корень дерева касается головы Младенца, словно вырастая из неё. Отдаю Вам должное – Вы обратили на это внимание ещё в августе 2007 г.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 18 апр 2009, 05:11

Лемурий писал(а):

В городе Сованаролы можно было писать подобные картины ТОЛЬКО символами.


Вряд ли Савонарола причастен к остановке работы над картиной или стремлениям скрыть от него тайный смысл сюжета. Впервые Савонарола появился во Флоренции в монастыре Сан-Марко только в 1482 г., куда его послали проповедовать, и где он был назначен чтецом. Но уже в 1483 г., ему, из-за неудачной проповеди пришлось покинуть Флоренцию и отправиться совершенствоваться в искусстве проповеди. Два года он провёл в небольшом городишке Сан-Джиминьяно, после отправился в Брешию, и странствовал далее, пока Лоренцо Медичи в 1490 г. не вызвал его, бывшего в тот момент в Генуе, обратно во Флоренцию. Он снова стал проповедником в Сан-Марко. И теперь у него был успех. Но при чём здесь незаконченная работа Леонардо «Поклонение волхвов», если Леонардо прекратил работу над ней в 1482 г.? Неужели его мог испугать первый приезд в город малоизвестного и неопытного проповедника? Символика же в картинах присутствует и до Савонаролы и после него, и не только во Флоренции, и не только у Леонардо.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 18 апр 2009, 05:29

Лемурий писал(а): Последняя датированная запись Леонардо: 24.06.1518 - " В 24-й день июня, день святого Иоанна 1518 года, в Амбуазе во дворце Клу...


И что из этого следует? 24 июня – большой праздник для любого христианина - Рождество Св. Иоанна Крестителя. Кроме Иисуса Христа и Девы Марии - Иоанн Креститель – единственный из святых, удостоенный прославления в день рождения. И почему бы большому празднику не быть памятной датой, своего рода «точкой отсчета», что часто практикуется многими людьми, когда они, упоминая о некоей дате, ведут отсчёт от близкого большого церковного праздника и сообщают: «На Рождество», «После Пасхи», «К Покрову», «Завтра яблочный Спас» и т.п. Кроме того, Иоанн Креститель – небесный покровитель Флоренции, города, с которым у рода да Винчи были тесные связи. И этот факт не мог дополнительно не повлиять на особое отношение ко дню 24 июня.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Лемурий » 18 апр 2009, 09:29

pan писал(а):Честное слово, мне уже даже неловко напоминать Вам, что мы пытаемся анализировать незаконченную работу и ищем в ней то, что должно было бы быть, а вот почему-то нет. Это похоже на то, как если бы мы пытались описывать обратную сторону Луны.

Мы можем допустить, что Леонардо также мог отказаться от изображения звезды, оставив за Младенцем право быть «самой яркой точкой», опираясь при этом на текст Откровения Иоанна Богослова, передающего слова Самого Иисуса: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Отк. 22:16). Такое предположение подкрепляется ещё и тем, что в этой композиции, корень дерева касается головы Младенца, словно вырастая из неё. Отдаю Вам должное – Вы обратили на это внимание ещё в августе 2007 г.
Во всех перечисленных композициях главное действующее лицо Иисус (не звезда, конечно), в незаконченной же картине Леонардо ДВЕ фигуры. Причем у первой на переднем плане одни старики, а у второй одни молодые люди. Надеюсь хотя бы это Вы отрицать не будете?
Изображение
Что же касается последней записи, Вы же сами утверждали:
pan писал(а): Разве не был довольно равнодушен к вопросам веры, так что Вазари называл его скорее «философом, чем христианином»?
Однако факты против этого утверждения.
08.10.1515 Леонардо вступает в римское Братство святого Иоанна.
Флорентийского.

Например, что по Вашему художник хотел сказать жестом в этом наброске?
Изображение

И раз уж вернулись к этой теме, давайте разберем символы, например, цветы окружающие младенцев на картинах

Изображение

см. Virgin of the Rocks, 1486 и Virgin of the Rocks, 1491, HI-RES Image
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 34

cron