Леонардо да Винчи - сектант?

Модератор: Лемурий

Сообщение Евгений Беляков » 18 апр 2009, 19:07

Изображение

Такая точка выбиралась, очевидно, далеко не произвольно.
В данном случае - используется "золотое сечение".
Кстати, я слышал, сам термин "золотое сечение" принадлежит Леонардо.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение pan » 18 апр 2009, 20:43

Лемурий писал(а):Во всех перечисленных композициях главное действующее лицо Иисус (не звезда, конечно), в незаконченной же картине Леонардо ДВЕ фигуры. Причем у первой на переднем плане одни старики, а у второй одни молодые люди. Надеюсь хотя бы это Вы отрицать не будете?
Изображение


Присутствие старцев на переднем плане картины обусловлено самой темой – волхвов большинство художников, традиционно представляло старцами, хотя нередко их изображают трёх возрастов –старца, зрелого мужа и юноши. Хотя в Евангелии ничего не говорится об их числе, но постепенно складывается традиция считать их по числу даров, кои перечислены – золото, ладан, смирна. На Востоке так считал уже Ориген в III в., а на Западе – в V в. к тому же мнению пришёл папа Лев I Великий. Однако в раннехристианском искусстве число волхвов бывает различно: два, четыре, шесть и даже двенадцать. Четыре волхва могло появиться под влиянием Тертуллиана, еще в III в. идентифицировавшего их как царей, упоминаемых в псалме : «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары. И поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (71 Пс.: 10-11) К тому же нередко рядом изображался Иосиф, а также, нередко, и пастухи, пришедшие раньше волхвов. Особо многолюдно «Поклонение волхвов» Беноццо Гоццоли, расписавшего фресками на эту тему стены домовой церкви во дворце Медичи, чьё семейство входило в одно из самых влиятельных религиозных братств Флоренции – Братство трёх волхвов. Потому количество старцев в различных картинах варьируется, оставаясь всё же в рамках христианской традиции.
Если же исключить фигуры «стариков», то тогда легко убедиться, что именно к Марии с Младенцем обращено внимание зрелых и юных. Именно там не только оптический центр, но и центр притяжения большинства персонажей. Глаз зрителя, разглядывая лица персонажей невольно, раз за разом, следует за их взглядами и неизменно возвращается к центру их беспокойства и надежды, радости и удивления, страха и любопытства, почтения и робости.
Изображение
Но дело даже не в количестве молодых и старых у той или иной фигуры, и не в количестве внимания, а в том, что фигура среднего плана с «перстом указующим» привлекает внимание ближайших своих соседей, а слева внимание персонажей безраздельно приковано фигурами Марии и Младенца. Такое изменение векторов внимания создаёт особую динамику картины, заставляя двигаться неподвижные персонажи (даже скрытые камнем и непроработкой) по спирали – справа, от фигуры с «перстом указующим» и останавливаясь лишь у ног Марии. Создаётся впечатление, что достигнуть Марии и Младенца невозможно не миновав фигуры с «перстом указующим», она как страж стоит в узком проходе. Характерно и то, что правая часть, не прикоснувшаяся ещё к фигуре «перстом указующим», пребывает во тьме, а в левой части, по мере приближения к Марии и Младенцу, свет нарастает.
Если признать в фигуре с «перстом указующим», Иоанна Крестителя, привлекающего внимание окружающих его (в правой части картины) к дереву и указывающему на небеса, то тогда сюжет точно соответствует евангельскому преданию, согласно которому Иоанн Креститель – Предтеча Христа, чья задача – приготовить людей к пришествию Спасителя. И тогда понятен жест Иоанна, указывающего на древо, произрастающее из корня Давидова, коему уготовано достичь небес.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 18 апр 2009, 20:51

Лемурий писал(а):Что же касается последней записи, Вы же сами утверждали:
pan писал(а): Разве не был довольно равнодушен к вопросам веры, так что Вазари называл его скорее «философом, чем христианином»?
Однако факты против этого утверждения.
08.10.1515 Леонардо вступает в римское Братство святого Иоанна.
Флорентийского.


Я писал также, что его завещание свидетельствовало, пусть и о запоздалой, но всё же пришедшей вере. Неужели вступление в Братство святого Иоанна Флорентийского это опровергает?
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Лемурий » 18 апр 2009, 22:28

Евгений Беляков писал(а):В данном случае - используется "золотое сечение".Кстати, я слышал, сам термин "золотое сечение" принадлежит Леонардо.
Насколько помню, у Леонардо была книга Леона Баттиста Альберти трактат "О живописи", по крайней мере к встрече Леонардо с Лука Пучьоли он в совершенстве владел исскуством построения перспективных проекций, о чем свидетельствует гравюра с книги Пачьоли, на которой изображен додекаэдрон, спроектированный Леонардо.
А кто придумал термин "золотое сечение" читайте здесь.
Последний раз редактировалось Лемурий 20 апр 2009, 09:27, всего редактировалось 1 раз.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 18 апр 2009, 22:33

pan писал(а): Такое изменение векторов внимания создаёт особую динамику картины, заставляя двигаться неподвижные персонажи (даже скрытые камнем и непроработкой) по спирали – справа, от фигуры с «перстом указующим» и останавливаясь лишь у ног Марии. Создаётся впечатление, что достигнуть Марии и Младенца невозможно не миновав фигуры с «перстом указующим», она как страж стоит в узком проходе...
У персонажа слева от древа глаза прикрыты, а посему смотреть в направлении вектора он не может.

А кто изображен у края картины (справа), отвернувшийся от святого семейства, узнаёте :?:
Последний раз редактировалось Лемурий 21 апр 2009, 14:55, всего редактировалось 1 раз.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Nehbcn » 19 апр 2009, 11:08

Изображение

Обратите внимание на "ангела"!
Поза напряжена, неестественна для человека, тёмные крылья, когти (которые видимо видны в инфракрасном свете),что то скрывающая алая накидка, несоответствие молодого лица и морщинистой руки...........это Зверь!
Левой рукой он уже обнял Иисуса, глаза обращены к тому, кто даст окончательное решение!

На мой взгляд идёт выбор-кто из младенцев умрёт первым!
Мария левой рукой прикрывает Иисуса и тогда Зверь указывает пальцем на Иоанна!
Иоанн готов принести себя в жертву и Иисус благославляет его!

Вот такой вот профанский взгляд! :D
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Лемурий » 19 апр 2009, 12:28

Nehbcn писал(а):Обратите внимание на "ангела"!
Поза напряжена, неестественна для человека, тёмные крылья, когти (которые видимо видны в инфракрасном свете),что то скрывающая алая накидка, несоответствие молодого лица и морщинистой руки...........это Зверь!
Вообще-то это архангел Уриил - покровитель тех, кто посвятил себя наукам и искусствам.

Обратите лучше внимание на нежную правую руку Мадонны и хищно распростертую левую. Ваши версии.

P.S. Надо отметить, что Контракт от 25.04.1483 между Леонардо да Винчи, Амброджио и Еванджелистой де Предисами, с одной стороны и Братством Непорочного Зачатия (Милан), с другой стороны, заверенный нотариусом Антонио де Капитани подразумевал написание трех картин высотой 180 см и шириной 120 см и двух боковых панелей поменьше. Предметом Контракта была ancona (алтарный образ с закругленной верхней частью) для часовни братства в церкви Сан-Франческо Гранде. На центральной панеле должна быть изображена Мадонна с младенцем, окруженная ангелами, а также два пророка. В каждой из боковых панелей художники должны были изобразить ангелов, играющих на музыкальных инструментах. Из всех условий на картине "Мадонна в скалах" выполнено лишь одно - Богоматерь с младенцем. Вместо ангелов и пророков - младенец Иоанн Креститель с архангелом Уриилом - покровителем людей науки и искусства :!:

Здесь интересно рассмотреть цветы вокруг младенцев. Каждый из цветов -символ. Евгений, как знаток цветов, надеюсь, нам в этом поможет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 19 апр 2009, 12:47

pan писал(а):Я писал также, что его завещание свидетельствовало, пусть и о запоздалой, но всё же пришедшей вере. Неужели вступление в Братство святого Иоанна Флорентийского это опровергает?
Вы имеете в виду, Уважаемый pan, его отпевание по особому христианскому обряду? Так мандеи и есть христиане, только секта, отличающаяся другим выбором истинного миссии и его учеников и соответственно, по-другому трактующие Новый Завет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Nehbcn » 19 апр 2009, 19:49

Лемурий писал(а): Вообще-то это архангел Уриил - покровитель тех, кто посвятил себя наукам и искусствам.

Обратите лучше внимание на нежную правую руку Мадонны и хищно распростертую левую. Ваши версии.


А почему это именно Уриил? :?

"Согласно Преданию православной Церкви был поставлен охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По иконописному канону Православной церкви, этот архангел «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень»
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Лемурий » 20 апр 2009, 08:34

pan писал(а):Если признать в фигуре с «перстом указующим», Иоанна Крестителя, привлекающего внимание окружающих его (в правой части картины) к дереву и указывающему на небеса, то тогда сюжет точно соответствует евангельскому преданию, согласно которому Иоанн Креститель – Предтеча Христа, чья задача – приготовить людей к пришествию Спасителя. И тогда понятен жест Иоанна, указывающего на древо, произрастающее из корня Давидова, коему уготовано достичь небес.
Возраст Иоанна Крестителя отличается от возраста Иисуса на ~ 7 месяцев, здесь же намного старший персонаж стоит У ОСНОВАНИЯ древа, берущего "отрасль (нецер)" от младенца "Да произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произойдет от корня его" (Ис.11.1)

Но Иоанн и Иисус родственники. Святая родня и этот род также относится и к Иоанну, только художник изобразил фигуру с "указующим перстом" у основания древа.

На заднем плане, поросшее кустарником, здание - символ разрушенного "дома Давидова", который должен быть восстановлен с рождением Христа.
Интересно, что в качестве здания художник выбрал пресвитерию Сан-Миниато дель Монте, самую старую церковь Флоренцию после Баптистерия (!).

Потом, раз Вы уже привели столько картин с подобной тематикой, Вы видите на них присутствие персонажа, который ОТСУТСТВУЕТ на картине Леонардо. Да и не только на ней. Маэстро всегда исключает Иосифа из Святого семейства.

Отвернувшийся от святого семейства (без Иосифа) юноша никто иной как сам 29 летний Леонардо да Винчи, изобразивший себя "скептическим" commentatore (прием похожий на "Поклонение" Боттичелли, где в качестве "комментатора" изображен сам автор).

Изображение

Разница только в том, что Боттичелли изобразил себя смотрящим на зрителя, а Леонардо, демонстративно отвернувшимся в сторону.
Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 20 апр 2009, 09:18

Nehbcn писал(а):А почему это именно Уриил? :?
"Согласно Преданию православной Церкви..."
А при чем тут канон православной Церкви :?:

В данном случае верю "на слово" искусствоведам. Если найдете убедительные доводы с другим именем - пишите.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 20 апр 2009, 17:16

Давайте разберем символы цветов, вокруг младенцев на картине "Мадонна в скалах" 1486.

Итак, младенец слева, на которого указывает архангел Уриил:

Изображение это Ирис - христианский символ очищения от язычества, он же символ Флоренции.

Далее нужна помощь знатоков цветов:
Изображение Изображение

У младенца на переднем плане (рядом с архангелом Уриилом).

Изображение Это зверобой - символ опоздания (!)

Ещё хотелось бы опознать эти другие цветка:

ИзображениеИзображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение pan » 24 апр 2009, 01:42

Лемурий писал(а):
pan писал(а):Я писал также, что его завещание свидетельствовало, пусть и о запоздалой, но всё же пришедшей вере. Неужели вступление в Братство святого Иоанна Флорентийского это опровергает?
Вы имеете в виду, Уважаемый pan, его отпевание по особому христианскому обряду? Так мандеи и есть христиане, только секта, отличающаяся другим выбором истинного миссии и его учеников и соответственно, по-другому трактующие Новый Завет.


Я имел в виду:1) что согласно Вазари "чувствуя приближение смерти, Леонардо стал усердно расспрашивать о вещах католических, о правильном пути и о христианской религии"; 2) что в своём завещании, он ясно указал: «Прежде всего он (Леонардо) поручает свою душу нашему владыке Господу Богу, славной Деве Марии, монсиньору св. Михаилу и всем блаженным ангелам и святым мужеского и женского пола в раю»; 3) что перед смертью Леонардо причастился как истинный католик; 3) что отпевали его в часовне; 4) что согласно опять же его завещания, отслужили три больших мессы и тридцать малых в четырёх церквах; процессия монахов и плакальщиков со свечами и факелами сопровождали его в последний путь; 5) что похоронен он был, согласно его последней воле, в церкви Сен-Флорантен в Амбуазе.
В XIX в., кстати, останки Леонардо да Винчи были перенесены в капеллу Святого Губерта (Сен-Юбер) в Амбуазе. Если бы у церкви были сомнения в его христианстве, могло бы это произойти?
Мандеи христианами вовсе не являются. Да и могут ли быть христианами, считающие Иисуса Христа лжепророком? Мандеи не могут «по-другому трактовать Новый Завет» по той причине, что не используют его в своей практике. Даже если бы они использовали только одно неискажённое Евангелие от Иоанна, оно бы не стало от этого Новым Заветом. Хотя их синкретическая мифология (до конца так и не систематизированная) и носит следы христианского влияния, наравне, впрочем, с заимствованиями из иудейских, эллинистических, иранских и других ближневосточных мифологий и культов. И какое к ним отношение имеет Леонардо?
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 24 апр 2009, 01:53

Изображение
Справа от Девы Марии, на скале – водосбор (Aquilegia vulgaris) -

Изображение Изображение

символ Святого Духа, из-за ассоциации – из-за формы цветка, называемого по-итальянски columbine, по латыни columba (голубь) с летящим голубем.

Изображение

Возле левой ступни Иисуса – цикламен (Cyclamen repandum)

Изображение Изображение

– символ сердца Девы Марии, обливающегося кровью от скорби. Иногда цветок называют «монахиней, истекающей кровью».

Изображение

Над левым коленом Иисуса – розетка листьев примулы (Primula vulgaris)-

Изображение Изображение -

эмблема добродетели и символ Страстей Христовых. Этим цветком в италии украшают на Страстной неделе плащаницу алтари церквей. Вместе с тем, существуют легенды, согласно которым примула – это ключ, «отпирающий» природу и впускающий весну, а также ключ к вратам, за которыми скрыты те сокровища, к которым стремится человек. Возможно, Леонардо использовал примулу у ног Иисуса, как аллегорию, указывающую на Младенца, как на «ключ» от небесных врат.

Изображение

Сидит Младенец Иисус, на мой взгляд, не на зверобое, как предположил уважаемый Лемурий,

Изображение Изображение
ЗВЕРОБОЙ

а также на каком-то первоцвете, возможно, одном из видов анемонов, различающихся как цветом, так и количеством лепестков –

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение


Изображение

Между правым коленом Иоанна и пяткой левой ноги находится колючая розетка листьев аканта (Acanthus mollis),

Изображение Изображение

ибо сказано человеку Богом: «Терние и волчцы произрастит она [земля]тебе…» (Быт. 3:18.), а также указание на грядущие муки на стезе распространения духовного знания и указания пути спасения: «Вышел сеятель сеять семя своё… А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его» (Лк. 8.:5,7).
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 24 апр 2009, 02:15

Справа от Иоанна, в левом нижнем углу картины (здесь я согласен с Лемурием) – ирис (Iris pseudoacorus)- эмблема Флоренции. С 1252 г. по 1533 г. во Флоренции даже выпускали монету «флорин» из высокопробного золота, а также серебряную монету «гроссо» на аверсе которых была изображена «флорентийская лилия», а на реверсе – небесный покровитель города Иоанн Креститель.
Изображение
Флорин 1347 г.

Изображение
Флорин 1474 г.

Изображение


Как религиозный символ, ирис впервые появляется в произведениях ранних фламандских мастеров, и на изображениях Девы Марии присутствует как вместе с лилией, так и вместо лилии. Такая ботаническая путаница происходила оттого, что «ирис» означает «лилия с мечом», что символизирует скорбь Девы Марии. Французский король Хлодвиг сделал эту «лилию» своим символом очищения через крещение. Как атрибут царственности «лилия», а точнее ирис, присутствует на головных уборах и скипетрах святых царственного происхождения, а также Царицы Небесной – Девы Марии.

Изображение

За спиной Иоанна – ветви пальмы,(дерева, перенесённого в рай) символизирующие преданность и победу, в христианском искусстве были символом целомудрия и атрибутом многих святых и мучеников, как знак их триумфа после смерти.

Изображение

Над крыльями ангела – папоротник, обладающий способностью показываться только порядочному человеку; символ скромности, откровенности и искренности. Формой листьев несколько напоминает листья пальмы. Папоротник служит указанием на глухое, потаённое место, в котором, возможно, скрыто сокровище.


Выше папоротника, на скале – виноградная лоза – как указание на защищённое место, в котором Бог (Виноградарь) заботится о чадах своих – виноградных гроздьях: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его» (Ис. 5:7). Вместе с тем, лоза - символ духовного возрождения, так как в Новом Завете отражена новая связь с Богом – через посредство Иисуса Христа: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь… Я есмь Лоза, а вы ветви…» (Ин. 15:1,5). Кроме того, в конкретной картине лоза, тянущаяся вверх, к прорастающему там дубу – предвещает Страсти и Распятие.

Изображение
Перед Иоанном находится растение, которое, на мой взгляд, возможно, является разновидностью паслёна (возможно, паслёном сладко-горьким (Solanum dulcamara).

Изображение Изображение Изображение Изображение

В европейской научной литературе растение относится к типу лесной лозы. Цветки фиолетового цвета, символизирующего страсти и страдание. Спелые ягоды – красного цвета, напоминающие миниатюрную виноградную гроздь.

Изображение
На скале – молодой дуб – символ грядущей силы и славы, веры и добродетели. Вместе с тем – дуб, согласно некоторым поверьям (по другим данным – падуб) – Древо Распятия.
Интересным представляется распределение растений на картине: ранние весенние растения (первоцветы, в условиях Италии зацветающие уже зимой, цикламен - к Рождеству) рядом с Иисусом, растения, сгруппированные возле Иоанна, цветут летом. Такое противопоставление является повторением зеркального отражения образов Иисуса и Иоанна друг в друге, чьи дни рождения также разделены полугодием. Характерны также распространённые обряды и поверья, приводящие к определённой контаминации образов Иисуса Христа и Иоанна Крестителя. В народных представлениях оба Рождества характеризуются т.н. «игрой Солнца», его остановкой, «открыванием Небес», чрезвычайной активностью нечисти в канун праздников, поверьем, что в Рождество Иоанна Крестителя вода может превращаться в вино (явная аллюзия на чудо в Кане Галилейской), в ночь перед Рождеством Иоанна Крестителя расцветает на мгновение «цветок папоротника», помогающий найти скрытое сокровище (в данной картине также можно увидеть аллегорию на эту тему – лист папоротника на стороне Иисуса помогает «найти» истинное сокровище, как в будущем (в хронотопе персонажей картины) Иоанн поможет «узнать» Иисуса) ; «хождением по водам» в праздник Рождества Иоанна Крестителя и пр.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Пред.След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35