Analogopotom » 15 май 2006, 13:56
Статья «Халдейские и еврейские календари» из книги «Календарь», АСТ. Астрель. Москва 2004.
Автор: Поль Кудер, главный астроном Парижской обсерватории.
Самые древние из известных нам письменных документов, возраст которых исчисляется шестью тысячами лет, посвящены наблюдениям за небом. Они доказывают, что народы Месопотамии (шумеры, а затем ассирийцы), возможно, первыми, за несколько тысячелетий до нашей эры, достигли такого уровня знаний о небесных светилах, что можно их науку назвать астрономией. Вместе с их календарем мы рассмотрим еврейский календарь, поскольку не интересовавшиеся зарождающейся наукой о небе древние евреи заимствовали рудиментарную космологию и принципы календаря, — то немногое, что было им необходимо, — у своего могущественного соседа, Вавилона. Между тем обычаи евреев нашли отражение в большом количестве произведений в связи с тем, что они имеют отношение к зарождению христианства. Поскольку часть из них дошла до наших дней, они прольют свет на те из традиций халдеев, которые оставались неизвестными нам в связи с недостаточностью расшифрованных халдейских документов.
Это календари, основанные на движении Луны, которые в то же время с большим или меньшим успехом учитывают времена года и год. Продолжительность месяцев составляет попеременно двадцать девять и тридцать суток, количество месяцев — двенадцать, их общая продолжительность — триста пятьдесят четыре дня. По прошествии трех лет накапливается — ниже мы покажем, каким образом, — приблизительно месячный недостаток. Этот недостаток компенсировался повторением месяца, которое производилось по указу государя; в среднем год, состоящий из тринадцати месяцев, появлялся через каждые три обычных года.
Для того чтобы удостовериться, что время этой операции пришло, халдеи обращались к звездам и созвездиям, гелиакический восход которых в принципе традиционно приходится на такой-то месяц.
Гелиакический восход играет также существенную роль в Древнем Египте, да и во всей древней астрономии. Вот в чем он состоит. За год Солнце проходит по поясу зодиака, в течение приблизительно месяца оставаясь в каждом из зодиакальных созвездий. Возьмем для примера созвездие Льва и его главную звезду Регул, столь любимые халдеями. Когда Солнце находится в созвездии Льва, Регул теряется в лучах дневного светила и долго остается невидимым. Когда Солнце покидает созвездие Льва и перемещается в созвездие Девы, снова можно попытаться разглядеть Регул, наблюдая на заре район горизонта, в котором должно взойти солнце. В один прекрасный день мы заметим Регул в предутренних сумерках: это и есть гелиакический восход звезды. Отныне с каждым утром удаляющийся от Солнца и восходящий все раньше перед ним Регул будет виден все лучше.
Халдеи привязывали к каждому месяцу гелиакические восходы двух или трех звезд, и когда эти восходы приходились на другой месяц, наступала пора поправлять календарь.
Старинные таблички донесли до нас, каким образом это делалось. На одной из них, датируемой вторым тысячелетием до нашей эры, запечатлен указ знаменитого царя Хаммурапи:
«Хаммурапи своему министру Син-Идинаму говорит так: «Так как год имеет недостаток, то пусть месяц, который сейчас начинается, получит название второго улулу, и потому подать Вавилону причитается не на 25 число ташриту, а на 25 второго улулу» (цит. по: Селешников С. И. История календаря и хронология. М., 1970).
Здесь мы видим, что фискальные требования — вещь не новая; этот указ представляется нам дворянской грамотой налоговой службы: халдейский налогоплательщик не мог найти в календарных пертурбациях ни одного дополнительного дня для того, чтобы рассчитаться с государством.
Другая табличка доносит до нас одно из правил, по которым принималось решение о вставке дополнительного месяца: «Предутренний восход Дилгана (Овна) должен приходиться на месяц нисану. Когда произойдет по-другому, месяц нужно поменять».
К сожалению, такие вставки тринадцатого месяца были часто плохо скоординированы (нередко два года, состоявшие из тринадцати месяцев, следовали друг за другом), а главное — зафиксированы с недочетами. В связи с чем халдейская хронология страдает нечеткостью и делает бесполезными наблюдения, которые велись в Древней Месопотамии; некоторый порядок в этом вопросе был наведен в V веке до нашей эры: греческие астрономы Гиппарх и Клавдий Птолемей даже сумели составить точную хронологию, восходящую к году 746 (так называемой эры Набонассара).
Родство халдейских и еврейских календарей проявляется с ранних пор. После исхода из Египта (датируемого 1514 годом до нашей эры, по мнению евреев, и 1645 годом, по оценке христианских историков) евреи заимствовали названия ассирийско-вавилонских месяцев.
-------------------------------------------------------------------
Прим. от Аналогопотома: Кроме «Ветхого завета», нет других источников, свидетельствующих о пребывании библейских патриархов - Иосифа и Моисея - в Египте.
ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО, «история Иосифа относится к 1700 г. до н.э., когда Египтом правило племя гиксосов из Ханаана. Фараон–гиксос, действительно мог назначить на высокую должность (наместник в земле Египетской) неегиптянина». («Библия. Большой атлас», изд «Мир книги» М. 2005г)
Исход (неизвестно, как уходили евреи – все сразу или отдельными группами), ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО, мог произойти в годы правления фараонов Сети I, Рамсеса II, Менептаха, то есть в течение 100 лет. Это 1303 – 1204 гг.
13 век! Но никак не 16-й, и уж тем более не 17-й вв. до н.э.
----------------------------
Приводим таблицу, в которой дается примерное соответствие с нашими современными месяцами.
Месяцы: современное название – халдейское – еврейское
Апрель – нисану – нисан
Май – айру - ияр
Июнь – сивану - сиван
Июль – дуузу – таммуз
Август – абу – ав
Сентябрь – улулу - элул
Октябрь – ташриту – тирши
Ноябрь – Арахсамну – мархэшван (хэшван)
Декабрь – кисливу - кислэв
Январь – тхабиту - тэвэт
Февраль – шабатху - шват
Март – адару - адар
Как и в Палестине, в Халдее начало месяца устанавливалось эмпирически: новый месяц вступал в свои права, когда серп молодой луны становился хорошо заметен на небе. Обычно полумесяц появляется через два дня после соединения луны с солнцем (момент начала астрономического синодического месяца). С двадцать девятого месяца на заходе солнца велось наблюдение за западным сектором небосвода: как только молодой полумесяц становился различим, начинался новый месяц. Если он не появлялся, наблюдения возобновлялись на следующий день. Если же по окончании тридцатого дня состояние неба не позволяло увидеть полумесяц, Верховный жрец тем не менее объявлял наступление нового месяца, о чем народ оповещался звуками труб.
В календарях солнечные затмения, совпадавшие с соединениями, всегда приходились на конец месяца, а лунные затмения, происходившие в полнолуние, — на 14 или 15 число. Гражданский год у евреев начинался осенью (1 тишри). Но после исхода из Египта религиозный год, введенный Моисеем, начинался весной, в месяце нисане («нисан» переводится как «месяц цветов»).
С тем чтобы согласовать двенадцать месяцев их календаря с временами года, а также дабы праздники отмечались в тех же условиях, в которых происходило памятное событие (чему придавалось большое значение), древние евреи, как и халдеи, добавляли тринадцатый вставной месяц тогда, когда это требовалось: год, состоящий из тринадцати месяцев, называется эмболисмическим (от греческого слова embolismos, что означает «вставные»). Однако обстоятельства, при которых добавлялся тринадцатый месяц, заслуживают того, чтобы остановиться на них подробнее ввиду их последствий для нашего современного календаря.
14 числа нисана, в полнолуние, евреи приносили в жертву пасхального агнца. На следующий день, 15 нисана начинался праздник Пасхи (праздник Прохождения), который продолжался восемь дней. 16 нисана Всевышнему приносили омеры — первые снопы ячменя нового урожая. Спустя пятьдесят дней, в день праздника Шавуот, Творца благодарили за окончание сбора урожая двумя хлебами, испеченными из новой пшеницы.
Таким образом, месяц нисан должен был совпадать с периодом, когда в Палестине можно было жать ранний ячмень. Если по причине смещения календаря колосья ячменя не успевали налиться к 16 числу нисана, Верховный жрец добавлял один месяц к текущему году: дублировался месяц адар, новый месяц назывался веадар или адар второй, и праздник Пасхи отсрочивался на тридцать дней. Благодаря такому ограниченному, но эффективному эмпиризму Пасха не отодвигалась далеко от нашего апреля, но у евреев, как и у халдеев, календарь складывался постепенно, и предусмотреть что-либо заранее было невозможно.
Сутки у халдеев начинались с восходом солнца, они умели делить их на равные части — днем при помощи гномонов и замечательных полусферических солнечных часов, а ночью — наблюдая за восходом звезд. Позже применение клепсидр позволило разделить их гражданские сутки на двенадцать равных по продолжительности каспу (каспу были эквивалентны нашим двум часам).
Евреи, как и халдеи, их наставники в области астрономии, с давних пор пользовались гномонами: в связи с царем Ахазом священные книги упоминают о гномоне (VIII век). Но у евреев новые сутки начинались с заходом солнца; и ночь и день они делили на четыре части, вначале приблизительно, а затем — на более точные промежутки продолжительностью по три часа.
Древним евреям мы обязаны неделей*, стержнем которой был Шаббат, день отдыха (соответствующий нашей субботе, но начинающийся в пятницу вечером, в первое бдение). Остальные дни недели носили счетные названия (первый день после Шаббата, второй и т. д., вплоть до шестого дня, называвшегося «подготовка к Шаббату»).
----------------------------------------------------------------------------------
* В настоящее время неделя принята всеми цивилизованными нациями. Ее продолжительность – 7 дней – роднит ее с фазами Луны.
Долго считалось, что недельный подсчет времени был распространен у всех древних народов. Теперь точно установлено, что это не так: египтяне, китайцы и греки вначале применяли декады. Первыми стали пользоваться семидневной неделей древние евреи, однако во всем, что касается астрономии, они были всего лишь скромными учениками халдеев.
В Вавилонии число 7 считалось несчастливым: это арифметическое суеверие предписывало ничего не предпринимать 7, 14, 21 и 28 числа каждого месяца. Впрочем, суеверия в Месопотамии были распространены только среди высших слоев общества, но не среди простых смертных. Первые установили себе выходной на седьмой день. Традиция еженедельного отдыха, ставшая у евреев всеобщей традицией, уходит корнями в этот обычай. Роковой характер числа 7, возможно, объясняется тем, что вавилонянам по их мнению были известны семь планет.
-------------------------------------------------------------------------------------
Следуя старинной традиции, год у евреев не мог начинаться в пятницу и воскресенье, соседствующие с Шаббатом, а также в среду (по причине последствий для года), дабы два праздничных дня, или два дня отдыха не следовали друг за другом. Если 1 число тишри выпадало на один из этих дней, его передвигали на одни сутки и текущий год продлевался на двадцать четыре часа, а новый — на столько же укорачивался. Так в еврейском календаре появилось шесть разновидностей годов: обыкновенные годы продолжительностью в двенадцать месяцев — правильные, или нормальные (триста пятьдесят четыре дня); полные, или избыточные (триста пятьдесят пять дней), и краткие, или недостаточные (триста пятьдесят три дня), а также эмболисмические годы, состоящие из тринадцати месяцев и длящиеся триста восемьдесят четыре, триста восемьдесят пять или триста восемьдесят три дня.
Современный еврейский календарь. — После того как они узнали о цикле Метона**, группирующем двести тридцать пять лунных месяцев в девятнадцать лет, древние евреи применили его для того, чтобы окончательно привести в порядок свой календарь. Годы длительностью в тринадцать месяцев в девятнадцатилетнем цикле занимают следующие места: третье, шестое, восьмое, одиннадцатое, четырнадцатое, семнадцатое и девятнадцатое.
-------------------------------------------------------------------------------------
**«Ментонов цикл состоит из 6140 дней, распределенных на 235 месяцев, среди которых 125 полных и 110 пустых. Продолжительность года составляет 365 дней 5/19, а лунного месяца - 29 суток 25/47, в обоих случаях она слишком велика». Бигурдан (Bigourdan G. L`аstronomie (Flammarion, 1911)
В др. Греции 19 лет цикла включали:
5 лет продолжительностью 355 дней = 1775 дней.
7 лет по 354 дней = 2478 дней
6 лет по 384 дня = 2304 дня
1 год продолжительность в 382 дня
ИТОГО: 6940 дней.
-------------------------------------------------------------------------------------
В его нынешнем виде еврейский календарь восходит к IV веку нашей эры. В наши дни еврейские месяцы начинаются по меньшей мере через восемнадцать часов после соединения (фиктивного) средней Луны: начало нового месяца может приходиться на вечер соединения, следующий или третий день от соединения, чаще всего для того, чтобы учесть несовместимость, имеющую отношение к первому числу тишри, о которой мы уже говорили.
В таком случае продолжительность двух месяцев, следующих за тишри, может по мере необходимости составлять двадцать девять или тридцать дней, и может случиться, что все три первых месяца года будут состоять из тридцати либо двадцати девяти дней.