Сталинизм - разновидность фашизма?

Модератор: Лемурий

Сталинизм - разновидность фашизма?

Сообщение LeGioner » 14 июл 2008, 14:02

Интересное исследование:

СТАЛИНИЗМ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ФАШИЗМА

Выявление сходства сталинизма и фашизма имеет давнюю историю. С середины 30-х годов на фашизацию советского режима неоднократно обращают внимание как внутри страны, так и за ее пределами.

3 июля 1933 г. М. Рютин писал из тюрьмы сыну:

«Под флагом высших интересов государства он осуществляет самый дикий азиатский произвол и насилие, уничтожает всякую законность, сотнями тысяч арестовывает, без суда бросает в тюрьмы, концентрационные лагеря и прочее. Сами суды он превращает в фальшивые инсценировки. Фашизм с помощью террора и насилия проводит принудительный, рабский труд, монополизирует печать. С ее помощью фашистская клика в широчайших, невиданных в мире размахах фальсифицирует настроение пролетариата, всех трудящихся, развертывает свою демагогию, хлестаковщину, терроризирование масс и их одурачивание». Все это писалось якобы только о нацистской Германии. Но, вне всякого сомнения, Рютин совершенно отчетливо понимал, что в СССР утверждается фашистский режим в самом полном смысле этого слова. (СМ,II,203)

Не менее четко высказывался Бердяев в 1937 году:

«Сталинизм перерождается незаметно в своеобразный русский фашизм. Ему присущи все особенности фашизма: тоталитарное государство, государственный капитализм, национализм, вождизм и, как базис, – милитаризованная молодежь. Ленин не был еще диктатором в современном смысле слова. Сталин уже вождь-диктатор в современном, фашистском смысле.» (БР,120).

С позиций нашей схемы, потенциальная возможность перехода от коммунизма к фашизму не представляется чем-то сверхестественным, как это выглядит в модели «левые – правые».

I

Рассмотрим сначала ситуацию в Германии. Парадоксальным образом кровавые столкновения и непримиримое соперничество сторонников коммунизма и фашизма сочетались с их родством. В 20-30-е годы переходы из коммунистов в нацисты и обратно не были редкостью.

Весной 1930 года трое молодых лейтенантов из Ульмского гарнизона были арестованы за попытку вовлечь сослуживцев в сговор: не стрелять в мятежников в случае вооруженного нацистского восстания. Но преданность идеям национал-социализма была отвергнута самим верховным вождем национал-социализма. Лейтенант Шерингер, обозленный на Гитлера за предательство, еще будучи в тюрьме, отрекся от нацистской партии и стал фанатиком коммунистом. Во время чистки 30 июня 1934 года он подлежал ликвидации, но каким-то образом спасся и пережил самого Гитлера. (ШР,I,173).

Небезызвестный Геббельс более, чем любой другой национал-социалист преуспел в том, чтобы уговорить стать попутчиками и соратниками Гитлера многих из тех, кто, как говорилось в народе, «встал под красное знамя еще до того, как на него нашили знак свастики». (ГС,17).

1 января 1926 года он признался себе: «По-моему, ужасно, что мы (нацисты) и коммунисты колотим друг друга. Где и когда мы сойдемся с руководителями коммунистов?» Как раз в это время он опубликовал открытое письмо одному из руководителей коммунистов, в котором заявлял, что между нацизмом и коммунизмом нет разницы. «Между нами идет борьба, но ведь мы, в сущности не враги». (ШР,I,157).

Правда, в то время основанием для подобного заявления служило скорее единодушие фашистов и коммунистов Германии в неприятии Веймарской республики и стремлении разрушить существующий порядок, нежели слияние их программных ориентиров. Но чем дальше, тем больше процессы, происходящие в Советском Союзе приводили к дрейфу знаменосца «коммунистической» идеологии в сторону фашизма, к радикальной дезориентации мирового коммунистического движения.

В 1936 году соратник Гитлера Герман Раушнинг спросил у фюрера: «Нет ли опасности большевизации Германии»?

Германия не станет большевистской, – ответил Гитлер, – скорей большевизм станет чем-то вроде национал-социализма. Вообще-то между нами и большевиками больше объединяющего, чем разделяющего. Из мелкобуржуазного социал-демократа и профсоюзного бонзы никогда не выйдет настоящего национал-социалиста, из коммуниста – всегда. (ПК,18).

II

Вернемся в СССР. Одного взгляда на нашу схему достаточно, чтобы заметить главное условие фашизации режима – усиление номенклатурного начала в жизни общества, бюрократизация, иерархия и связанная с этим поляризация. (Поляризация не возникает, а лишь становится более заметной в период перестроечной «либерализации», во время активной конвертации власти в собственность.)

В апреле 1930 г. четырьмя «оппозиционерами», находящимися в сибирской ссылке, написано «Письмо четырех».

Мы всегда делали ставку на революционную инициативу масс, а не на аппарат. Мы также не верим в так называемую просвященную бюрократию, как наши буржуазные предшественники – революционеры XVIII столетия не верили в так называемый «просвященный абсолютизм». На наших глазах оформился и дальше оформляется большой класс правящих, имеющий свои внутренние подразделения, растущий путем расчетливой кооптации, через прямое и косвенное назначенчество (путем бюрократического выдвиженчества или фиктивной выборной системы). Объединяющим моментом этого своеобразного класса является та же своеобразная форма собственности, а именно государственная власть. Какой соблазн представляет для бюрократии сплошная коллективизация и самые большие темпы индустриализации, нетрудно догадаться. Она расширила бы армию бюрократии, увеличила бы ее долю в национальном доходе, укрепила бы ее власть над массами. (СМ,II,163)

Те же процессы подчеркивает Бердяев:

Как и почему прекратится то насилие и принуждение, то отсутствие всякой свободы, которые характеризуют переходный к коммунизму период, период пролетарской диктатуры? Сначала нужно пройти через муштровку, через принуждение, через железную диктатуру сверху. Принуждение будет не только по отношению к остаткам старой буржуазии, но и по отношению к рабоче-крестьянским массам, к самому пролетариату, который объявляется диктатором. Потом, говорит Ленин, люди привыкнут соблюдать элементарные условия общественности, приспособятся к новым условиям, тогда уничтожится насилие над людьми, государство отомрет, диктатура кончится. Одного он не предвидел. Диктатура пролетариата, усилив государственную власть, развивает колоссальную бюрократию, охватывающую, как паутина, всю страну и все себе подчиняющую. Эта новая советская бюрократия, более сильная, чем бюрократия царская, есть новый привилегированный класс, который может жестоко эксплуатировать народные массы. Это и происходит. Советская Россия есть страна государственного капитализма, который может эксплуатировать не менее частного капитализма. Все это было вне кругозора Ленина. Тут он особенно утопичен, очень наивен. Советское государство стало таким же, как всякое деспотическое государство, оно действует теми же средствами, ложью и насилием. Это прежде всего государство военно-полицейское. Его международная политика как две капли воды напоминает дипломатию буржуазных государств. (БР,105)

III

Другим важнейшим признаком фашизации следует назвать последовательно нараставшую великодержавность во внутренней и внешней политике.

Большевизм есть третье явление русской великодержавности, русского империализма,– первым явлением было московское царство, вторым явлением петровская империя. Большевизм – за сильное, централизованное государство. Произошло соединение воли к социальной правде с волей к государственному могуществу и вторая воля оказалась сильнее. (БР,99)

Стратегическая линия в национальном вопросе великодержавническая, прикрывающаяся левыми фразами. Она характеризуется обезличиванием национальных республик, лишением их самостоятельности, инициативы, усилением бюрократического централизма, воспитанием такого типа бюрократов-националов, которые с коммунистической позиции будут без труда перескакивать на самую махровую националистическую. (СМ,II,163)

Наиболее показательна в этом смысле судьба Коминтерна, невозможность существования которого напрямую обусловлена претензиями Москвы на превращение «братских» компартий в покорное орудие своей внешней политики. Коминтерн умер по той же причине, по которой не родился «фашистский интернационал».

Все фашистские партии были ориентированы крайне националистически. Напряженность между национальной ориентацией и тенденциозно транснациональной (фашистской) ориентацией и связями фашистских партий невозможно было разрядить. Не случайно усилия устроить по образцу международного коммунистического движения некий «фашистский интернационал» почти ни к чему не привели. (ВП,173)

IV

Одним из заметных доводов тех, кто доказывает беспочвенность утверждений о фашистской сущности сталинизма, является ссылка на открытое противостояние СССР и Германии в Великой Отечественной войне, которая справедливо осталась в нашей памяти как война с фашизмом.

Нам, однако, не кажется слишком смелой версия о том, что Сталин готов был стать вполне искренним союзником Гитлера в борьбе с «западными демократиями». Весьма вероятно, что Сталин находился под впечатлением колоссальных успехов национал-социализма в деле имперского строительства и стал видеть в нем образец для подражания, а в остатках коммунистической идеологии – досадный балласт на пути к величию собственной империи.

Советско-германский Пакт о ненападении обычно называют тактической уловкой Сталина, стремившегося якобы только выиграть необходимое для страны время. Это верно лишь отчасти. Россия всегда занимала ключевое место в геополитическом раскладе Гитлера, кроме того, фюрер всегда считал славян варварами. И если нападение Германии все-же явилось для Сталина столь ошарашивающим, то вероятно потому, что он считал главным залогом возможности полюбовного союза с Гитлером именно идеологическое сближение двух режимов.

Красноречивы материалы, освещающие переговоры перед подписанием Пакта о ненападении и секретного Протокола о разделе сфер влияния:

В дневнике Альфреда Розенберга читаем запись от 5 октября 1939 года: «Р<иббентроп> в присутствии Лея рассказывал Д<аре> о своих московских впечатлениях: русские, по его словам, были очень милы, он чувствовал себя среди них как среди старых национал-социалистов». (ПК,22)

На вопрос Сталина о целях партнеров Германии – Италии и Японии – Риббентроп бойко давал убедительные ответы. По отношению к Англии советский диктатор и нацистский министр иностранных дел, пребывавший в прекрасном настроении, проявили редкое единодушие. «Рейхсминистр иностранных дел,– говорится далее в [немецком] меморандуме,– шутливо отметил, что господин Сталин наверняка меньше испугался Антикоминтерновского пакта, чем лондонский Сити и английские лавочники. Отношение к этому факту немцев хорошо просматривается в шутке, которая родилась среди берлинцев, известных своим чувством юмора. Они говорят, что Сталин вскоре сам присоединится к Антикоминтерновскому пакту». (ШР,I,572)

Снова дневник Розенберга: «Сталин провозгласил здравицу не только в честь фюрера, но также и в честь Гиммлера как гаранта порядка в Германии. Г<иммлер> истребил коммунистов, то есть тех, кто верил Сталину, а тот без всякой на то необходимости – провозглашает здравицу в честь истребителя своих приверженцев». Заметим, что дело не ограничилось этим поразившим Розенберга тостом. Вскоре после него Сталин ради лояльного сотрудничества с «гарантом порядка» Гиммлером выдал на растерзание гестапо большую группу немецких коммунистов, находившихся в эмиграции в Советском Союзе. (ПК,22)

Личный фотограф Гитлера Генрих Гофман сопровождал германскую делегацию, выезжавшую в Москву для подписания пакта Молотова-Риббентропа. 28 августа 1939 года на приеме в честь германской делегации Сталин, которому был представлен Гофман как близкий Гитлеру человек, поручил ему сообщить от своего имени Гитлеру, что он не допускает в Советском Союзе евреев в сферу искусства. (ПК,109).

По воспоминания Шпеера Гитлер говорил, бывало, то ли в шутку, то ли всерьез, что правильнее всего было бы после победы над Россией доверить, разумеется под германским верховенством, управление страной Сталину, так как он лучше кого бы то ни было знает, как надо обращаться с русскими. Вообще, он, пожалуй, видел в Сталине своего коллегу. (ПК,20).

Сталин, вероятно, оправдал бы возлагавшиеся на него надежды. Слава нашим солдатам – по крайней мере мы избежали позора стать союзником Гитлера.

ОСОБЕННОСТИ ФАШИЗМА ТРЕТЬЕГО ТИПА

Тремя важнейшими особенностями сталинизма как фашизма третьего типа являются:

1. Острейшее противоречие между первоначальной коммунистической идеологией и реальной фашистской политикой.

2. Образование централизованной бюрократической системы в условиях полного революционного разрушения прежних иерархических структур.

3. Специфическая «классовая теория», обосновывающая массовый террор.

I

Фашизм в Италии и Германии и сталинизм в России развивались из диаметрально противоположных исходных пунктов. Враждебность исходных идеологий поддерживала огонь ненависти даже тогда, когда в реальной политике различия фашистского и «коммунистического» режимов не превышали разницы, скажем, между германским и итальянским фашизмом.

Столкновение коммуно-фашизма с носителями первоначальной, «коммунистической» в главных чертах, идеологии носило особый, закрытый характер. С одной стороны, фашистская идеология, хотя и проложила себе путь в виде лозунгов «державности» и вакханалии вождизма, в отличие от Германии так никогда и не стала безоговорочно господствующей даже среди элиты. С другой стороны, возможно именно из-за этого фашизм «классического» типа никогда не поднялся до истинных вершин одурачивания своих сторонников и никогда не знал столь планомерного уничтожения носителей исходной идеологии.

Гитлер в борьбе за власть не остановился перед уничтожением части своих соратников: в ночь «длинных ножей» были убиты Рем и другие руководители штурмовых отрядов. Всего было убито немногим более одной тысячи человек. Сталин к 1940 г. уничтожил примерно на 60 процентов ВКП(б) состава 1924 г. (СМ,II,51)

Даже такой исследователь, как Р. Конквест, которого вряд ли можно заподозрить в симпатиях к марксизму, отмечал, что в результате сталинского «большого террора» была фактически уничтожена и сама ВКП(б): «Необходимо подчеркнуть именно размах операции, полноту уничтожения всей партийной иерархии. Это была еще одна революция, – не столь заметная, но настолько же полная, насколько и предшествовавшие ей изменения в стране». (СМ,II,255)

Не менее кровавыми были сталинские расправы с лидерами международного коммунистического движения, в том числе с героями противостояния фашизму в Испании и Германии. Примеры можно множить бесконечно.

XII съезд компартии Германии в 1929 г., последний до прихода Гитлера к власти, избрал 38 членов и 25 кандидатов в члены ЦК. Из членов ЦК 7 погибли от рук гестаповцев, 6 – от НКВД. Кандидатов в члены ЦК соответственно было убито 6 и 3. Особенно трагической стала судьба немцев-эмигрантов после заключения пакта Молотова-Риббентропа 23 августа 1939 г.: предположительно около тысячи человек (точные данные отсутствуют) были выданы советскими органами в руки гестаповцев. (ТВ,57)

В 1937 г. были репрессированы руководители Коммунистической партии Югославии Ф. Филипович, М. Горкич, а несколько позднее и В. Чопич, вернувшийся из Испании, где он командовал 15-й интербригадой имени Линкольна. Югославские историки приводят список более 800 своих политэмигрантов, погибших от сталинского террора, и среди них четверо генеральных секретарей, занимавших этот пост в партии в разное время. (ТВ,58)

В числе жертв сталинских опричников 9 из 16 членов первого ЦК Коммунистической партии Венгрии. (ТВ,55)

Видный венгерский коммунист, известный советский ученый экономист Е. Варга писал Сталину 28 марта 1938 г.: «Находящиеся на свободе в Советском Союзе кадры вследствие массовых арестов глубоко деморализованы и обескуражены. Эта деморализованность охватывает большинство работников Коминтерна и простирается вплоть до отдельных членов Секретариата ИККИ. Главной причиной этой деморализованности является ощущение полной беспомощности в делах, касающихся арестов политэмигрантов. Многие иностранцы каждый вечер собирают свои вещи в ожидании возможного ареста. Многие вследствие постоянной боязни полусумашедшие, неспособны к работе». (ТВ,60)

Коминтерн после этих событий практически не смог восстановиться. Г. Димитров в то время поднимал вопрос о создании резервного руководящего центра III Интернационала за рубежом. Можно предположить, что в этом отразилось и опасение за судьбу руководителей Коминтерна, находившихся в то время в Москве. (ТВ,61)

II

Вторая важнейшая особенность сталинского фашизма – полнота власти аппарата. Фашизм в России не модифицировал, приспосабливая к своим нуждам, старую иерархию, как это было в Германии, а практически заново создавал новую советскую бюрократию. Поэтому ни одна группа в политике, экономике или идеологии не могла быть независима от власти номенклатуры.

Поскольку «красный» фашизм есть наследник революции, он получает возможность номенклатурного строительства, не обремененного обхаживанием прежних правящих групп. В то же время, мы уже видели на примере Германии, что и «классический» фашизм имеет потенциальную возможность прийти к тому же результату посредством сторонников «радикальной» линии, требовавших уничтожения до-нацистской элиты (в отличие от российских коммунистов-революционеров они с самого начала предполагали ликвидацию иерархии лишь с целью полной замены ее новыми, фашистскими структурами).

Любопытно, что термин «большевизм», хотя подчас и служит Гитлеру лишь бесформенным пугалом, нередко имеет в его устах определенный выше смысл. Например, описывая в рейхстаге свою последнюю попытку договориться с Ремом, Гитлер рассказывал:

Я сообщил ему, что из бесчисленных слухов и множества заявлений старых верных партийцев и руководителей СА вынес впечатление, что несознательные элементы готовят всегерманскую большевистскую акцию, которая не принесет ничего, кроме неслыханных бедствий. (ШР,II,254)

Речь, как вы поняли, идет о призывах ко «второй революции». Иными словами, «большевизм» как таковой рассматривается как идеология «до основанья, а затем...», вне зависимости от того, что планируется «затем».

III

Основные положения теории классовой борьбы, пропагандируемая коммунистами, кажутся очевидными: есть, дескать, плохие и жадные буржуи, которые не работают, но богатеют, всячески угнетая хороших, но бесправных трудящихся. В какой-то момент самосознание трудящихся достигает нужного уровня и они с недетской серьезностью объясняют буржуям, где зимуют раки. Праведный гнев трудящихся не всегда деликатен, но справедлив по сути, чем и оправдан.

Как же может сочетаться «правая» идея о неравенстве классов перед лицом пролетарской революции с пониманием коммунистической идеологии как «левой», то есть борющейся со всяким неравенством? С точки зрения раннего советского коммунизма, пролетарская диктатура «военного коммунизма» есть явление временное, обусловленное сопротивлением свергнутых правящих классов, и должна уступить место бесклассовому обществу, пронизанному общностью всех социальных групп.

Фашизм 3-го типа активно эксплуатирует первую, диктаторскую, часть идеи о классовой борьбе, которая говорит о средствах достижения цели и опровергает вторую, объединяющую, которая по идее и должна служить целью. Сталинизм решительно постулирует оправдывающий любые формы террора тезис о «нарастании классовой борьбы в процессе социалистического строительства».

Нужно четко понимать: «усиление классовой борьбы» есть лозунг откровенно правый, а в своей истерической ипостаси фашистский, поскольку утверждает радикальное неравенство социальных групп и в этом качестве аналогичен неравенству, пропагандируемому воинственным национализмом. Впрочем, в отличие от национализма фашистов, понятие классовой борьбы было значительно более сложным и потому со временем уступило место борьбе с более понятными для государственной машины «врагами народа», с легкостью выявляемыми во всех классах советского общества.

http://www.bellabs.ru/Articles/Fascism/Part4.html#2
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2326
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Re: Сталинизм как разновидность фашизма

Сообщение Diletant » 16 июл 2008, 12:33

LeGioner писал(а):Интересное исследование:


(Зевая) Не, неинтересное.
Аватара пользователя
Diletant
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1997
Зарегистрирован: 16 мар 2007, 14:25
Откуда: Россия

Сообщение Nart » 16 июл 2008, 15:03

Бред какой то. Почему диктатура отождествляется с фашизмом? Разве это понятия идентичные?
Да и ваще, что есть фашизм? Разве он был в Германии? Насколько я помню в Германии был нацизм.
Взяли нарты из рук Сырдона фандыр, и сказали они друг другу:
– Если даже всем нам суждена погибель, навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас и тот станет нашим навсегда.
Аватара пользователя
Nart
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 09 янв 2007, 20:21

Сообщение Вершник » 16 июл 2008, 17:44

Nart писал(а):Бред какой то. Почему диктатура отождествляется с фашизмом? Разве это понятия идентичные?
Да и ваще, что есть фашизм? Разве он был в Германии? Насколько я помню в Германии был нацизм.


Нарт, так победили в войне кого - нацистскую или фашистскую Германию?
Лозунг какой был? - "уничтожим фашистского зверя в его логове"
A probis probari, ab improbis improbari aequa laus est.
Да, я не люблю пролетариат.
Хто я? Лiцьвiн - беларусец!!! Загляне сонца і ў наша ваконца. -Каго любіш? -Люблю Беларусь! -То ўзаемна!
Аватара пользователя
Вершник
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1370
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 23:33
Откуда: Минск

Сообщение Nart » 16 июл 2008, 19:35

Однозначно, в Германии победили нацистского зверя!
Фашистского зверя удавили, видимо, где то в Италии.
Взяли нарты из рук Сырдона фандыр, и сказали они друг другу:
– Если даже всем нам суждена погибель, навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас и тот станет нашим навсегда.
Аватара пользователя
Nart
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 09 янв 2007, 20:21

Сообщение Вершник » 16 июл 2008, 20:27

Nart писал(а):Однозначно, в Германии победили нацистского зверя!
Фашистского зверя удавили, видимо, где то в Италии.


Говорят, когда вышел первый номер агит-плаката «Раздавим фашистскую гадину!», в ставке верховного главкома успокоились: советские люди еще способны шутить, а значит, не боятся. И сегодня не все белорусы отказываются от юмора. Немногочисленные посетители выставки уже взяли на вооружение пропагандируемую в одном из залов музея Великой Отечественной сатиру и рассказывают, что главным спонсором показа раритетных номеров «Раздавим фашистскую гадину!» выступила некая немецкая организация.



"Раздавим фашистскую гадину"
Сатирический листок, издававшийся в 1941–1945 гг. на белорусском языке газетой «Савецкая Беларусь» («Советская Белоруссия»). Печа­тался на 2–4 стр., с одноцветными, а иногда трехцветными иллюстра­циями. Вышло 142 номера. Ответственный редактор — К. Крапива.

Листок печатался в тылу Советской Армии, а с освобождением сто­лицы Белоруссии — в Минске. Предназначался главным образом для рас­пространения среди белорусских партизан и населения республики, вре­менно попавшего под иго немецко-фашистских оккупантов. Разоблачал и осмеивал бредовые планы фашистского командования, клеймил позором пособников немцев из числа предателей белорусского народа и т. п. Ли­сток воспитывал ненависть к оккупантам и их прихлебателям, звал к бес­пощадной борьбе с захватчиками.

Печатались произведения разных жанров, начиная от острого поли­тического памфлета и кончая партизанскими частушками. Большую роль играла карикатура, занимавшая больше половины площади листка. Ис­пользовались обращения к партизанам и народу Белоруссии руководите­лей партии и правительства, деятелен культуры и т.п. Широко исполь­зовались фотодокументы, информационные сообщения о боевых успехах партизан и воинов Советской Армии. Боевой характер имели сатириче­ские отделы и рубрики «Не в бровь, а в глаз», «Партизанские частушки», «Белорусские пословицы» и др. Хорошо была поставлена связь листка с партизанскими отрядами, откуда поступала информация о ходе борьбы с оккупантами, о героизме и патриотизме народных масс.

Активно сотрудничали белорусские литераторы А. Астрейка, А. Белевич, П. Бровка, Я. Брыль, П. Глебка, К. Губаревич, А. Даведка, В. Зуб, М. Климкович, Я. Колас, К. Крапива, У. Крысько, А. Кулешов, Я. Ку­пала, М. Лужанин, М. Лыньков, П. Панченко, Т. Полещук, М. Танк, М. Чаусский, К. Чорный и др. Принимали участие также некоторые рус­ские сатирики. Иногда практиковалась перепечатка произведений из цен­тральных газет и журналов, из партизанских изданий Белоруссии. Ри­сунки исполнялись художниками И. Ахремчуком, Д. Бабиченко, А. Ба­женовым, Г. Вальком, Ю. Ганфом, Д. Дубинским, К. Елисеевым, В. Казак, Д. Красильниковым, В. Медведевым и др.



Тре́тий рейх (нем. Drittes Reich — «Третья империя»), также известна в литературе и историографии как «нацистская Германия», «фашистская Германия»[1], «Тысячелетний рейх» — неофициальное название Германской империи с 24 марта 1933 по 23 мая 1945 года. Некоторые историки ошибочно считают день капитуляции Германии 8 мая днём падения Третьего рейха. Официально он прекратил существование только 23 мая после ареста правительства Карла Дёница.

A probis probari, ab improbis improbari aequa laus est.
Да, я не люблю пролетариат.
Хто я? Лiцьвiн - беларусец!!! Загляне сонца і ў наша ваконца. -Каго любіш? -Люблю Беларусь! -То ўзаемна!
Аватара пользователя
Вершник
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1370
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 23:33
Откуда: Минск

Сообщение Вершник » 17 июл 2008, 09:11

Интересно сравнение искусства Третьего рейха с искусством в СССР. Соц. реализм да и только. :wink:

ИСКУССТВО ТОТАЛИТАРНОЕ (от лат. totim, totalis – все, целое) – один из типов нормативной эстетики, сопутствующий коммунистическим, фашистским и иным жестко централизованным государственным структурам.
Связь между социальными потрясениями и эстетической революцией 20 в. очевидна. Первая мировая война и русские революции происходят на фоне уже далеко зашедшего распада европейской художественной культуры.

Русский авангард, ненадолго переживший социалистическую революцию, был, безусловно, одним из ее ферментов. В свою очередь, первенец идеологического, тоталитарного, искусства – советский социалистический реализм явился прямым продуктом этой революции; его стилистика, внешне напоминающая искусство первой половины 19 в., представляет собой совершенно новое явление.

Советский авангард 20-х был органично включен в индустриально-урбанистический процесс. Аскетическая эстетика конструктивизма отвечала этике раннего большевизма: именно авангард создал образ человека-функции, представление о безличном человеческом факторе.

Теоретически взаимодействие смелой художественной интуиции с высокоцентрализованной наукой и техникой могло дать непредсказуемые результаты. Конечно, при одном допущении – совместимости Утопии с реальностью. Энтузиазм начала 20-х позволял вообразить такую реальность, которая стала бы питательной средой для проектов и фантазий Малевича, Родченко, Лисицкого, Чашника, Чернихова; которая строилась бы по законам гармонии, порождающей идеально правильный, математически выверенный, совершенный мир.

http://www.krugosvet.ru/articles/102/1010272/1010272a1.htm
A probis probari, ab improbis improbari aequa laus est.
Да, я не люблю пролетариат.
Хто я? Лiцьвiн - беларусец!!! Загляне сонца і ў наша ваконца. -Каго любіш? -Люблю Беларусь! -То ўзаемна!
Аватара пользователя
Вершник
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1370
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 23:33
Откуда: Минск

Сообщение Хромец » 17 июл 2008, 10:11

Вершник,вам о фашизме и национал-социализме надо Левенца просветить.Он очень меня хотел уязвить,помнится, за неправильное употребление слова "фашистский" в отношении гитлеровской Германии.... :lol:
Нужно быть очень бдительным.
Сейчас время такое....

И.Сталин
Аватара пользователя
Хромец
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 6261
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:28
Откуда: оттуда

Сообщение Хромец » 17 июл 2008, 10:14

Модернизм
(франц. modernisme, от moderne — новейший, современный), главное направление буржуазного искусства эпохи упадка. Первым признаком начинающегося падения художественной культуры в наиболее развитых капиталистических странах было академическое и салонное повторение прежних стилей, особенно наследия Ренессанса, превратившегося в школьную азбуку форм. Такое эпигонство заметно в искусстве середины и 2-й половины 19 в. Однако на смену бессильному повторению традиционных форм приходит воинственное отрицание традиции — явление, аналогичное новым течениям в буржуазной политике и философии. На место мещанской морали становится декадентский аморализм, на место эстетики бесплотных идеалов, извлечённых из художественной культуры античности и Возрождения, — эстетика безобразия. Прежняя вера в "вечные истины" классовой цивилизации сменяется обратной иллюзией ложного сознания — релятивизмом, согласно которому истин столько же, сколько мнений, "переживаний", "экзистенциальных ситуаций", а в историческом мире — каждая эпоха и культура имеют свою неповторимую "душу", особое "видение", "коллективный сон", свой замкнутый стиль, не связанный никаким общим художественным развитием с другими стилями, одинаково ценными и просто равными. М. исторически сложился под знаком восстания против высокой оценки классических эпох, против красоты форм и реальности изображения в искусстве, наконец, против самого искусства. Это абстрактное отрицание является наиболее общим принципом т. н. "авангарда". По словам теоретика М. — испанского философа Ортеги-и-Гасета, новое искусство "состоит целиком из отрицания старого". Можно различно оценивать это движение, но существование определённой грани, отделяющей новый взгляд на задачи художника от традиционной системы художественного творчества, общепризнано. Спорят лишь о том, где пролегает эта грань — в 60—80-х гг. 19 в., т. е. в эпоху французского декадентства, или позднее, в эпоху кубизма (1907—14). литература модернистского направления оценивает эту грань как величайшую "революцию в искусстве". Марксистская литература, напротив, уже в конце 19 в. (П. Лафарг, Ф. Меринг, Г. В. Плеханов) заняла по отношению к М. отрицательную позицию, рассматривая его как форму разложения буржуазной культуры.


Сегодня принято считать, что дух творчества и поиска полностью принадлежит авангардному направлению в архитектуре, любая иная архитектура полагается коммерческим строительством. На Биеннале 2004 года в Венеции главному куратору Курту Форстеру был задан вопрос: «Почему на выставке нет никакой классической архитектуры?» На что Форстер, историк архитектуры, известный своими книгами о Ренессансе и о неоклассицизме конца XIX – начала ХХ века, ответил: «Но ведь сегодня нет никакой классики, кроме коммерческого строительства». Эта точка зрения очень характерна для сторонников модернистской архитектуры.....
Однако реальность прямо противоречит такому осмыслению ситуации. Классическую архитектуру дороже проектировать, она требует больших затрат времени, проект в классическом стиле трудно довести до рабочего проектирования, поскольку ее язык не родственен современному инженерному, но при этом архитектор не получает больше денег за проект в классическом стиле. Если классики – продавцы, то продавцы экзотические – это люди, изготавливающие дорогостоящий товар с целью продать его по той же цене, что и более дешевый. Логика такого экономического поведения представляется таинственной. С чисто экономической точки зрения, если цель архитектора – деньги, ему лучше работать в модернизме.
:wink:
Нужно быть очень бдительным.
Сейчас время такое....

И.Сталин
Аватара пользователя
Хромец
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 6261
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:28
Откуда: оттуда

Сообщение Nehbcn » 17 июл 2008, 10:43

Про американский нацизм-нет желания поговорить? :wink:
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4411
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Вершник » 17 июл 2008, 11:17

Nehbcn писал(а):Про американский нацизм-нет желания поговорить? :wink:

Создавайте тему и приводите аргументы и доказательства, почитаем. :wink:
A probis probari, ab improbis improbari aequa laus est.
Да, я не люблю пролетариат.
Хто я? Лiцьвiн - беларусец!!! Загляне сонца і ў наша ваконца. -Каго любіш? -Люблю Беларусь! -То ўзаемна!
Аватара пользователя
Вершник
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1370
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 23:33
Откуда: Минск

Сообщение Nehbcn » 17 июл 2008, 18:03

Вершник писал(а):
Nehbcn писал(а):Про американский нацизм-нет желания поговорить? :wink:

Создавайте тему и приводите аргументы и доказательства, почитаем. :wink:


Было бы желание на них время переводить! 8)
А так..........разве раздуваемый американский патриотизм вкупе с национальной безопасностью-ни есть обыкновенный нацизм? 8)

Ну или более классическое ....

http://www.zvezda.ru/geo/2007/05/25/nazism.htm
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4411
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение thor » 18 июл 2008, 10:57

Для начала, прежде чем разбрасываться ярлыками и погонялами, необходимо четко определиться, что есть фашизм, нацизм, тоталитаризм и пр. Слишком часто и к месту, и не к месту употребляются эти термины, причем, как правило, с одной и той же целью - "заклеймить позором" (кому ж охота считать себя фашистом), т.е. в интересах политической борьбы, а когда речь идет о политической борьбе, то о какой правде и иистине может идти речь... И вообще, приравнивание сталинизма к фашизму - это все из репертуара конца 80-х - нач. 90-х гг. А сионизм - это не фашизм случаем? А негритюд - это как? И в политкорректности тоже при желании можно найти фашизм...
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7726
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение Nart » 18 июл 2008, 11:31

thor писал(а):Для начала, прежде чем разбрасываться ярлыками и погонялами, необходимо четко определиться, что есть фашизм, нацизм, тоталитаризм и пр....
И то правда. Есть специалисты в этой области? Просветите нас, пожалуйста.
Взяли нарты из рук Сырдона фандыр, и сказали они друг другу:
– Если даже всем нам суждена погибель, навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас и тот станет нашим навсегда.
Аватара пользователя
Nart
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 09 янв 2007, 20:21

Сообщение edvins » 18 июл 2008, 18:38

Фашистская концепция государства антииндивидуалистична; фашизм признает индивида, поскольку он совпадает с государством, представляющем универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании.

Фашизм против классического либерализма, возникшего из необходимости реакции против абсолютизма и исчерпавшего свою задачу, когда государство превратилось в народное сознание и волю. Либерализм отрицал государство в интересах отдельного индивида; фашизм утверждает государство, как истинную реальность индивида.

Если свобода должна быть неотъемлемым свойством реального человека, а не абстрактной марионетки, как его представлял себе индивидуалистический либерализм, то фашизм за свободу. Он за единственную свободу, которая может быть серьезным фактом, именно за свободу государства и свободу индивида в государстве. И это потому, что для фашиста все в государстве и ничто человеческое или духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен и фашистское государство, как синтез и единство всех ценностей, истолковывает и развивает всю народную жизнь, а также усиливает ее ритм (Читайте Муссолини)
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2338
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1