Торгом и его потомки

Модератор: Лемурий

Торгом и его потомки

Сообщение urart » 06 авг 2008, 18:32

Согласно грузинскому историку Леонтию Мровели у Торгома(Фогармы) было 8 потомков(сынов):

* Гайк (арм. Հայկ — Hayk) - родоначальник армян, первый мифический армянский царь, от него и от его сына, Арменака, армянские историки производят название Армении.
* Картлос (груз. ქართლოს) - эпоним грузин(картлийцев), легендарный основатель Картли
* Бардос - легендарный основатель города Барда, одного из крупнейших городов Кавказской Албании
* Мовакан - эпоним албанского племени мовакан, основатель города Мовакнети
* Лек (Лекос) - эпоним леков. Часто так именовали все население Дагестана в целом.
* Эрос (Герос) - эпоним эров, одного из албанских племен
* Кавкас - эпоним народов Северного Кавказа, к потомкам которого себя относят ингуши и чеченцы.
* Эгрос - эпоним эгров, населявших территорию от Колхиды до Дона. Легендарный основатель Эгриси (Лазики).
что скажете?
алародиане составляли особый контингент в армии персидского царя Ксеркса.
у них был собственный язык(несомненно основанный на урартском). Они много лет после исчезновения Урартского царства занимали Большую территорию в центре Армянского нагорья.
urart
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 143
Зарегистрирован: 03 июл 2008, 16:37
Откуда: Hayasa

Сообщение Tibaren » 08 авг 2008, 00:18

Давайте орпеледимся в терминологии в первоисточнике:

1. Хаос ჰაოს родоначальник армян
Прежде всего упомянем, что у армян и картлийцев 1, ранов 2 и моваканов 3, эров 4 и леков 5, мегрелов 6 и кавкасианов 7 — у всех [этих народов] был единый отец по имени Таргамос. Сей Таргамос был сыном Таршиса, внуком Иафета — сына Ноева. Был тот Таргамос героем. По разделении языков, когда воздвигали башню Вавилонову, различились и рассеялись оттуда языки по всему свету. Пришел Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступными человеку горами — Араратом и Масисом. И было племя его велико и бесчисленно, обзавелся он многодетным потомством, детьми и внуками сыновей и дочерей своих, ибо жил он шестьсот лет. И не вмещали их земли Арарата и Масиса...
Страны же той, что досталась им в удел, сии суть рубежи: с востока — море Гургенское 8, с запада — море Понтийское, юга — море Оретское 9 и севера — гора Кавказ 10

Но не вмещали их земли Арарата и Масиса, и поделил Таргамос земли и племена свои между восемью этими героями: половиной племен и лучшей половиной земли своей наделил он Гаоса, а тем семерым отвел долю каждому по достоинству: наделил Картлоса и утвердил [ему] рубежи: на востоке — Эрети и река Бердуджи 19; на западе — море Понтийское; с юга — гора, что тянется от истоков реки Бердуджи, и гора, что пролегает к западу и воды которой текут на север и впадают в Куру, которая течет между гор [22] Кларджети и Тао до моря; и с севера рубежи Гадо 20, Малая Гора, что отходит ветвью от Кавказа и примыкает к окончанию Гадо, которую ныне именуют Лихи. И все [земли] между ними дал [Таргамос] Картлосу.
Бардосу же дал [земли] к югу от Куры, от реки Бердуджи до слияния Куры и Рахси 21. Сей Бардос воздвиг город Бардави и утвердился в нем.
А Мовакану дал [земли] к северу от Куры, от устья Малой Алазани 22 и до моря. Он воздвиг город Мовакнети и утвердился в нем.
Эросу дал страну к северу от Куры, от устья Малой Алазани до Ткетба, которая ныне называется Гулгула. Сей Эрос прежде всего воздвиг город у слияния обеих Алазани и назвал его именем своим Эрети. Оттого-то и называется [страна эта] Эрети. Ныне сие место именуется Хоранта 23.
24 Эгросу же дал страну у берегов моря и наметил рубежи: на востоке — Горы Малые, ныне называемые Лихи; на западе — море; [на севере] — Малая река Хазарети 24а, где примыкают горы Кавказские 24. Эгрос 25 воздвиг город и назвал его именем своим — Эгриси. Ныне он именуется Бедиа 25.
26[Земли же] к северу от Кавказа не только не были уделом Таргамоса, но не было и жителей к северу от Кавказа. Были безлюдными пространства те от Кавказа до Великой реки, что впадает в море Дарубандское 26. Потому-то и избрал [Таргамос] из множества героев двух — Лекана и Кавкаса. Дал Лекану 27 [земли] от моря Дарубандского до реки Ломека, к северу—до Великой реки Хазарети. Кавкасу — от реки Ломека до рубежей Кавказа на западе.
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Сообщение Lion » 23 май 2009, 19:11

А вот мнение других авторов на сей счет.

Мовсес Xоренаци

А вот мнение других авторов на сей счет.

Мовсес Xоренаци

... Итак, начиная (повествовать) по этой самой книге, скажу: Иапетосте, Мерог, Сират, Таклад, то есть Иафет, Гомер, Тирас, Торгом. После чего тот же летописец, продолжая, говорит: Хайк, Араманеак и остальные по порядку, как мы сказали выше.

10
О восстании Hайка

Сей Hайк, говорит он, благолепный и статный, густокудрый, ясноокий и могучий, славился среди великанов своей храбростью и выступал против всех, кто стремился к единоличной власти над всеми великанами и богородными героями. Он горделиво поднялся против тирании Бела в то время, когда род человеческий распространялся по всей шири земли, среди скоплений неимоверно тупоумных силачей-великанов. Так как каждый старался там обрести власть над другими, в буйстве вонзая меч в бок своего собрата, то Белу и выпала в то время удача завладеть всей землей. Hайк же, не желая подчиниться ему, после рождения сына своего Араманеака в Вавилоне, снявшись вместе со своими сыновьями, дочерьми, сыновьями своих сыновей, могучими мужами числом около трехсот и прочими домочадцами и приставшими к нему пришельцами и всем людом и скарбом, отправляется в землю Арарадскую, расположенную в северных краях. По пути он поселяется у подножия горы, на равнине, где осели и проживали немногие люди из числа рассеявшихся еще раньше. Подчинив их, Hайк строит там дом — господское обиталище — и отдает в наследственное владение Кадмосу, сыну Араманеака. Это подтверждает упомянутые древние устные предания.
Сам же, говорит (летописец), вместе с остальными людьми и скарбом продвигается на северо-запад, приходит и поселяется на высокогорной равнине и дает этому нагорью название Харк, указывающее, что поселившиеся здесь являются отцами рода Торгомова дома. Строит и деревню и называет ее по своему имени Hайкашеном. Также и в этом месте истории упоминается небольшое число людей, поселившихся прежде в южной стороне этой равнины, у горы с вытянутым основанием, которые добровольно подчиняются богородному герою. Это тоже подтверждает упомянутые устные предания.

11
О сражении и о смерти Бела

Продолжая свой рассказ, (летописец) говорит, что Бел Титанид, утвердив над всеми свою царскую власть, посылает одного из своих сыновей в сопровождении преданных людей в северный край, к Hайку, (с предложением) подчиниться ему и жить в мире. «Ты поселился, говорит он, в краю лютого холода; но согрей и растопи стужу льда своего возгордившегося сердца и, подчинившись мне, спокойно живи в стране моего обитания, где только тебе угодно». Но Hайк отсылает прибывших от Бела с суровым ответом, и посланец возвращается обратно в Вавилон.
Тогда Бел Титанид ополчается на него с толпой пешей рати; добирается до северного края, до земли Арарадской, до окрестностей дома Кадмоса. Кадмос бежит к Hайку, заслав вперед скороходов. «Знай, великий среди богородных героев, сообщает он, что Бел идет на тебя, собрав бессмертных героев и бойцов-великанов ростом до небес. Я узнал о том, что он находится вблизи моего дома, и убежал, и вот поспешно иду к тебе. Итак, поторопись обдумать, что ты будешь делать».
Бел же, с неукротимым и чудовищно-громадным полчищем, подобным бурному потоку, низвергающемуся с крутизны, спешил достигнуть пределов обитания Hайка, полагаясь на храбрость и силу (своих) могучих мужей. Тут разумный и мудрый великан, густокудрый и с искрящимися глазами, поспешно собирает своих сыновей и внуков, храбрых мужей-луконосцев, числом весьма немногих, а также прочих, бывших в его подчинении, и достигает берега одного озера с соленой водой, в котором водилась мелкая рыба. Собрав своих воинов, он говорит им: «Встретившись с полчищами Бела, старайтесь подобраться к месту, где будет находиться Бел в окружении толпы храбрецов. Либо умрем и наши люди попадут в рабство к Белу, либо покажем на нем искусность перстов наших и, рассеяв полчище, добьемся победы».
И продвинувшись вперед на многие стадии, они достигают ровной местности между высочайшими горами. Укрепившись на возвышенности справа от потока вод и глянув вверх, они увидели беспорядочные толпы полчищ Бела, распластавшиеся по лицу земли в безудержном стремительном движении, и Бела, молча и недвижно стоявшего в окружении плотной толпы на бугре слева от вод, как на наблюдательной вышке. Hайк признал в этой группе вооруженный отряд, с которым Бел выдвинулся впереди полчищ, окруженный немногими избранными в военном снаряжении, (и увидел), что от полчищ его отделяет большое расстояние. На Беле же был железный, с блестящими привесками, головной убор, медные пластины на спине и на груди, броня на икрах (ног) и на руках; чресла — опоясанные, слева — обоюдоострый меч, в правой руке — копье невероятной длины, в левой — щит, справа и слева — отборные воины. Увидев Бела в мощном вооружении и отборных мужей справа и слева от него, Hайк ставит Араманеака с двумя братьями справа, а Кадмоса и двух других своих сыновей — слева, ибо они искусно владели луком и мечом. Сам он стал впереди, а остальную часть рати поставил позади. Построив это подобие треугольника, он стал медленно продвигаться вперед.
Когда великаны обеих сторон сошлись, от их яростной схватки страшный грохот огласил землю; они наводили ужас друг на друга разнообразием способов нападения. Немало было повержено там лезвием меча на землю могучих мужей с обеих сторон, и обе стороны оставались непобежденными в сражении. Столкнувшись со столь неожиданным и сомнительным положением вещей, Царь Титанид пришел в ужас и, повернув вспять, стал подниматься на тот же холм, с которого было спустился. Он надеялся продержаться в толпе, пока подоспеет вся рать и он сможет возобновить нападение. Увидев это, Hайк, вооруженный луком, устремляется вперед, приближается к царю, туго натягивает широкий как озеро (лук) и трехперой (стрелой) попадает в нагрудную пластину; стрела, пройдя насквозь между плеч, вонзается в землю. И тут возгордившийся Титанид, грянувшись о землю, испускает дух. Увидев столь неимоверный подвиг мужества, его полчища разбегаются куда глаза глядят. Сказанного об этом достаточно.
Hайк же на месте битвы строит дастакерт и в честь победы в сражении дает ему название Hайкh. По этой причине и область называется ныне Хайоц-дзор. Холм же, на котором пал Бел со своими храбрыми воинами, Hайк назвал Герезманком, что теперь произносят как Герезманакк. Но труп Бела, покрытый зельями, Hайк, говорит (летописец), приказывает отнести в Харк и похоронить на возвышенности, на виду своих жен и сыновей. Страна же наша, по имени нашего предка, называется Hайкh.
Я покидаю сей форум, так-как налицо явно-дискриминационное отнашение администрации. Все, кто захотят найти меня - знают где искать. Прощайте.
Lion
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 22 май 2008, 17:53
Откуда: Armenia, Erevan

Сообщение Lion » 24 май 2009, 19:26

А Вот мнение Ованнеса Драсханакертци

ГЛАВА I
О поколениях Ноя

"Фирас, что был третьим после Йафета, родил трех сыновей – Асканаза, Рифата и Торгома. И, так как фракийцев Фирас производил от самого себя, стало необходимым, чтобы и прочие доставшиеся ему в удел пределы он, разделив их на три части, отдал во владение своим сыновьям. Так совершил он мудрое дело. Асканазу, который изначала назвал наш народ своим именем – «Асканазовым», достались во владение сарматы, Рифату – савроматы, а Торгом, получив во владение наш народ, вместо прежнего прозвания – «Асканазов» придал ему свое имя – «дом Торгомов»."
Я покидаю сей форум, так-как налицо явно-дискриминационное отнашение администрации. Все, кто захотят найти меня - знают где искать. Прощайте.
Lion
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 22 май 2008, 17:53
Откуда: Armenia, Erevan

Сообщение El_mariachi » 24 май 2009, 19:43

Да бред все это, грузины фувалиты, они пошли с Фувала:)
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Сообщение giga-11 » 25 май 2009, 09:49

urart
Согласно грузинскому историку Леонтию Мровели у Торгома(Фогармы) было 8 потомков(сынов):

Леонтий пытаетса выдать всех кавказцев как потомков общего про-родителья и выбрал до этого Торгома, который по Армянским источникам был предком Хаика (ранние армянские источники о других братьях не сообщают).
интересный вопрос когда возникла данная схема (была ли она творением Леонития или более ранний концепцией) и для обоснования чего она нужна была?
* Эгрос - эпоним эгров, населявших территорию от Колхиды до Дона.

не от Колхиды и не до Дона, а саму Колхиду (Егриси), и его удел по Леонтию простирался до устья Кубани
El_mariachi
Да бред все это, грузины фувалиты, они пошли с Фувала

В Грузии была известна и эта версия, по Флавию Фувал те же Иверы, и его произведение было переведено на Грузинский 11-12 веках, Иоаном Петрици.
если вообще в библейских персонажах можно видеть "этнархов" то наверно данная версия ближе к истине, хотья в свое время версия Леонтия была более популярной
giga-11
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 596
Зарегистрирован: 17 янв 2007, 19:44

Сообщение Lion » 25 май 2009, 16:42

giga-11

Можно предполажить, что Леонти имел под рукой некоторые источники, которые допалняли Хоренаци, но до нас не дошли.
Я покидаю сей форум, так-как налицо явно-дискриминационное отнашение администрации. Все, кто захотят найти меня - знают где искать. Прощайте.
Lion
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 22 май 2008, 17:53
Откуда: Armenia, Erevan

Сообщение giga-11 » 25 май 2009, 16:57

Lion
может и так а может и сам сочинил или какойто более ранний источник (но не ранний самого Хоренаци), тем более учитывая ряд особеностей (подчеркивание тесных связей с армянами, некоторый антиелинизм и проиранское настстроение) можно предположить что сама концепция формировалась когда Грузинская церковь склонялась к монофизитству
giga-11
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 596
Зарегистрирован: 17 янв 2007, 19:44

Сообщение Lion » 25 май 2009, 17:15

giga-11 писал(а):Lion
может и так а может и сам сочинил или какойто более ранний источник (но не ранний самого Хоренаци), тем более учитывая ряд особеностей (подчеркивание тесных связей с армянами, некоторый антиелинизм и проиранское настстроение) можно предположить что сама концепция формировалась когда Грузинская церковь склонялась к монофизитству


Любого историка можно обвинить в том, чо она "сам сочинил" что-то. Но согласитесь, что так просто непродуктивно:)
Я покидаю сей форум, так-как налицо явно-дискриминационное отнашение администрации. Все, кто захотят найти меня - знают где искать. Прощайте.
Lion
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 22 май 2008, 17:53
Откуда: Armenia, Erevan

Сообщение giga-11 » 25 май 2009, 17:23

Lion
я не обвиняю... это тогда было в порядке вещей, часто и сейчас так происходит
что мог писать средневковый историк про события происходившие веками и тысячилетями ранее, при отсутствии писменных источников? к тому же средневековые историки которые старались "дойти до этнарха" своего или чужого народа были ограничены тем что надо было возводить их к какому либо библейскому персонажу...
с одной стороны рамки, с второй отсутствие источников, с третьей субъективная мотивация..... вот так и рождались теории того времени, смесь реальности и фантазии
giga-11
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 596
Зарегистрирован: 17 янв 2007, 19:44

Сообщение Lion » 25 май 2009, 17:27

giga-11 писал(а):Lion
я не обвиняю... это тогда было в порядке вещей, часто и сейчас так происходит
что мог писать средневковый историк про события происходившие веками и тысячилетями ранее, при отсутствии писменных источников? к тому же средневековые историки которые старались "дойти до этнарха" своего или чужого народа были ограничены тем что надо было возводить их к какому либо библейскому персонажу...
с одной стороны рамки, с второй отсутствие источников, с третьей субъективная мотивация..... вот так и рождались теории того времени, смесь реальности и фантазии


А может он имел источники, которые до нас не дошли? Ведь сколько же понессе на наш регион за столетии, сколько было уничтожено памятников културы!
Я покидаю сей форум, так-как налицо явно-дискриминационное отнашение администрации. Все, кто захотят найти меня - знают где искать. Прощайте.
Lion
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 22 май 2008, 17:53
Откуда: Armenia, Erevan

Сообщение giga-11 » 25 май 2009, 17:38

Lion
может имел, но что могло быть и что нет это уже из сферы догадок.
сам Леонтий в некоторых местах ссылаетса на персидские источники
giga-11
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 596
Зарегистрирован: 17 янв 2007, 19:44

Сообщение Lion » 25 май 2009, 17:39

giga-11 писал(а):Lion
может имел, но что могло быть и что нет это уже из сферы догадок.
сам Леонтий в некоторых местах ссылаетса на персидские источники


Воот. Поэтому тотално отрицать все и всех историков - неправилно. Надо методом анализа и сопаставления фактов докапаса до истины - тоталное отрицание приводит в тупик.
Я покидаю сей форум, так-как налицо явно-дискриминационное отнашение администрации. Все, кто захотят найти меня - знают где искать. Прощайте.
Lion
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 22 май 2008, 17:53
Откуда: Armenia, Erevan

Сообщение giga-11 » 25 май 2009, 17:51

Lion
насколько доставерно на что он ссылаетса это другое дело
есть у него и явно фантастические события, к примеру предание о походе Александра в Картли (о чем пишет и другой Грузинский источник автор "Обращения Картли"), как не анализируй и сопостовляй вымисел не станет фактом
сравнительно достоверным можно считать описание событий с 4-5 веков...
giga-11
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 596
Зарегистрирован: 17 янв 2007, 19:44

Сообщение Lion » 25 май 2009, 18:00

giga-11 писал(а):Lion
насколько доставерно на что он ссылаетса это другое дело
есть у него и явно фантастические события, к примеру предание о походе Александра в Картли (о чем пишет и другой Грузинский источник автор "Обращения Картли"), как не анализируй и сопостовляй вымисел не станет фактом
сравнительно достоверным можно считать описание событий с 4-5 веков...


Не знаю - не считаю себя знатаком "КЦ", но могу предполажить, что данные о походе Алика в Картлиэ отражают ту или инное событие, связанное например с полкаводцами Алика. Ведь по Страбону Менон напал на Спер и армяне разбили его. Ведь по "КЦ" в КАртли до Фарнавза Великого правил некий ставленник греков Азорк??

А может все надо посматреть в свете, что примерно в время похода Мемнона на Спер был и поход на Картлию и в резултате воцарилса Азорк?

Может "КЦ" именно в этом свете говарит "поход Алика в Картлию" - то есть не лично он, а его полкаводец ПО ЕГО ПРИКАЗУ???!!!
Я покидаю сей форум, так-как налицо явно-дискриминационное отнашение администрации. Все, кто захотят найти меня - знают где искать. Прощайте.
Lion
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 22 май 2008, 17:53
Откуда: Armenia, Erevan

След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 37