Леонардо да Винчи - сектант?

Модератор: Лемурий

"Акростих" картины "Мадонна Литта"

Сообщение Лемурий » 05 май 2009, 15:07

pan писал(а): замыслом автора – показать ласку и любовь Матери к своему ребенку, и Младенца - маленького человека, вместившего всю мудрость мира и знающего о своей судьбе, на что намекает щегол в руке. Время этой птички еще не пришло, но оно неизбежно, потому грустны глаза Младенца..
Всё что пишет уважаемый Pan логично (кроме траурной сетки на волосах) и могло бы быть использовано как версия к толкованию картины, если бы не одно важное обстоятельство, а именно, дата написания картины 1488-1490.

Вспомним, что в это время происходило во Флоренции. Власть города в руках Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепного» (Lorenzo di Piero de' Medici il Magnifico 1449- 1492), который собрал вокруг себя величайших гуманистов своего времени.

- Марсилио Фичино (Marsilio Ficino) (1433–1499) - философ, астролог, основатель Платоновской академии в Кареджи, автор "Книга о христианской религии" (Liber de Christiana religione, 1474), Платоновская теология о бессмертии души (Theologiae platonicae de immortalitate animorum, 1481) и многих других, где он заново открывает труды греческих философов и пытается применить к христианству идеи платонизм Георгия Гемиста Плифона.
Фреска "Благовестие Захарии" в церкви Санта Мария Новелла (Флоренция). М.Фичино (крайний слева)
Изображение
Надо отметить, что работа Фичино "Платоновская теология" (1481) числится среди списка книг, приобретенных Леонардо см. (Записная кижка "Кодекс Тривульцио", 1487-1490)

Членами академии Фичино были:
- Бернардо Ручеллаи, основатель собственной платоновской академии в Орти Оричеллари (Сады Ручеллаи) рядом с церковью Санта Мария Новелла;
- Леон Батиста Альберти;
- Браманте;
- Томмазо Мазини (Зороастро) - ученик Леонардо да Винчи

Фичино был домашним учителем у Лоренцо ди Пьеро де Медичи, конфликт которого в 1478 г. с папой Сикстом IV вылился в долгое противостояние папства и дома Медичи, которое прекратилось только со сменой Сикста IV. Во избежании повторного конфликта Лоренцо решил проторить путь семьи Медичи к папскому престолу.
Он выдает замуж свою дочь Магдалену за внебрачного сына Иннокентия VIII - Франческетто. А своего 13 летнего сына Джованни (будущего папу Льва X) с помощью своего нового "родственника" делает кардиналом.
Рафаэль "Leo X" (1518-1519)
Изображение

Ну, а теперь сам "акростих":

Щегол - Cardellino (итал.) происходит от итал. Cardo - чертополох, семенами которого эта птица часто питается.
Cardo (лат.) означает "ось, стержень" от этого слово образовано и другое итал. слово :arrow: Сardinale (кардинал).

Собственно, на итальянском языке "маленький кардинал, кардиналёнок", наверное, так и будет "Сardinallino". Слово в словарях находить бесполезно из-за "нонсенса" его значения, однако, в Истории случается разное.
Обратите внимание на щегле Леонардо красные не только щеки (как и в природе), но и красная "кардинальская" шапочка (!)

Теперь по поводу "знаков на сетке". Это НЕ "буквы каббалистического алфавита".
Изображение

Это знак гностиков: Изображение.
А первая строка похожа на цифры (дату): Х III C V

Итак: в траурной накидке - Елисавета, кудрявый младенец - Иоанн Креститель (Иоанн на итал. Джованни), держащий в руках "Cardellino".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 05 май 2009, 16:57

pan писал(а):Уверенно говорить о минерале можно будет после нахождения броши, вероятно, принадлежавшей Леонардо.
Стоило Вазари "придумать" про брошь Леонардо (библиограф мог это услышать и от шутника-ученика) как тут же это стало аксиомой...
Ведь не у своего же учителя он её "прихватил":
VERROCCHIO, Andrea del Madonna with Sts John the Baptist and Donatus 1475-83
Изображение

Да, нет - это СИМВОЛ. Попробуем его расшифровать.

Такой же символ как и здесь:
GHIRLANDAIO, Domenico Madonna and Child Enthroned with Saints c. 1483
Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Акростих" картины "Мадонна Литта"

Сообщение pan » 06 май 2009, 02:45

Лемурий писал(а): Всё что пишет уважаемый Pan логично (кроме траурной сетки на волосах) и могло бы быть использовано как версия к толкованию картины, если бы не одно важное обстоятельство, а именно, дата написания картины 1488-1490.

Вспомним, что в это время происходило во Флоренции. Власть города в руках Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепного» (Lorenzo di Piero de' Medici il Magnifico 1449- 1492), который собрал вокруг себя величайших гуманистов своего времени.

- Марсилио Фичино (Marsilio Ficino) (1433–1499) - философ, астролог, основатель Платоновской академии в Кареджи, автор "Книга о христианской религии" (Liber de Christiana religione, 1474), Платоновская теология о бессмертии души (Theologiae platonicae de immortalitate animorum, 1481) и многих других, где он заново открывает труды греческих философов и пытается применить к христианству идеи платонизм Георгия Гемиста Плифона.
Фреска "Благовестие Захарии" в церкви Санта Мария Новелла (Флоренция). М.Фичино (крайний слева)
Изображение
Надо отметить, что работа Фичино "Платоновская теология" (1481) числится среди списка книг, приобретенных Леонардо см. (Записная кижка "Кодекс Тривульцио", 1487-1490)

Членами академии Фичино были:
- Бернардо Ручеллаи, основатель собственной платоновской академии в Орти Оричеллари (Сады Ручеллаи) рядом с церковью Санта Мария Новелла;
- Леон Батиста Альберти;
- Браманте;
- Томмазо Мазини (Зороастро) - ученик Леонардо да Винчи

Фичино был домашним учителем у Лоренцо ди Пьеро де Медичи, конфликт которого в 1478 г. с папой Сикстом IV вылился в долгое противостояние папства и дома Медичи, которое прекратилось только со сменой Сикста IV. Во избежании повторного конфликта Лоренцо решил проторить путь семьи Медичи к папскому престолу.
Он выдает замуж свою дочь Магдалену за внебрачного сына Иннокентия VIII - Франческетто. А своего 13 летнего сына Джованни (будущего папу Льва X) с помощью своего нового "родственника" делает кардиналом.
Рафаэль "Leo X" (1518-1519)
Изображение

Ну, а теперь сам "акростих":

Щегол - Cardellino (итал.) происходит от итал. Cardo - чертополох, семенами которого эта птица часто питается.
Cardo (лат.) означает "ось, стержень" от этого слово образовано и другое итал. слово :arrow: Сardinale (кардинал).

Собственно, на итальянском языке "маленький кардинал, кардиналёнок", наверное, так и будет "Сardinallino". Слово в словарях находить бесполезно из-за "нонсенса" его значения, однако, в Истории случается разное.
Обратите внимание на щегле Леонардо красные не только щеки (как и в природе), но и красная "кардинальская" шапочка (!)

Теперь по поводу "знаков на сетке". Это НЕ "буквы каббалистического алфавита".
Изображение

Это знак гностиков: Изображение.
А первая строка похожа на цифры (дату): Х III C V

Итак: в траурной накидке - Елисавета, кудрявый младенец - Иоанн Креститель (Иоанн на итал. Джованни), держащий в руках "Cardellino".


Это очень интересный экскурс в историю семейства Медичи. Только какое отношение это имеет к Леонардо? С семейством Медичи, как и с самим городом, находившимся под их правлением, у Леонардо были связаны отнюдь не лучшие воспоминания. Хотя Медичи были меценатами, но на Леонардо их покровительство не распространялось. Над семейством Медичи он посмеивался, считая их привычки и заведённые при дворе правила - во всём подражать древним римлянам, заворачиваться в тоги, говорить на изысканной латыни - довольно забавными. И, возможно, несколько обидными для себя, т.к. Леонардо, к его сожалению, не вполне владел латынью. К тому же, несмотря на все свои старания признания, он не добился признания во Флоренции. Проще сказать, что годы шли, а его мечты о признании рушились, и его талант мог завянуть, так и не успев раскрыться, не покинь он Флоренцию и не понявшего его Лоренцо Медичи. Последней каплей стало то, что в 1481 г. папой Сикстом IV в Ватикан были приглашены для работы все лучшие тосканские художники. Даже те, кто учился вместе с Леонардо. Только его не пригласили. Он понимает, что во Флоренции у него нет будущего, и в 1482 г. уезжает в Милан. Правда, подготовительные этюды для своих будущих Мадонн он начал делать еще во Флоренции в 1476-1480 гг. Но о точной датировке картины сведений нет - исследователи относят законченную картину «Мадонну Литту» и к 1480-1485 гг., и к 1490—1491 гг., но считается, что Леонардо сделал её для семейства Сфорца.
Джовании Медичи в это время учится у лучших учителей во Флоренции и в Пизе, и в 1488 г. действительно получает кардинальский сан от папы Иннокентия VIII, но с условием, что кардинальские знаки отличия Джованни получит только через три года. 9 марта 1492 г. в неполные 17 лет, юноша получил кардинальские знаки отличия и был принят в консистории в Риме. Но вскоре, перед смертью, последовавшей 9 апреля того же года, Лоренцо Медичи отозвал сына во Флоренцию, где тот и жил до изгнания семейства Медичи из города в 1494 г. Тем более, что в августе 1492 г. папой стал враг семейства Медичи – Родриго Борджиа.
Леонардо же в это время занят многими работами в Милане.
Довольно странно было бы со стороны Леонардо в этот период создавать зашифрованный портрет Джованни Медичи, с которым он вряд ли был даже знаком, и к которому вряд ли испытывал теплые чувства. Но, даже если предположить на минуту, что Леонардо мог видеть маленького Джованни во дворце его отца, еще в свою бытность во Флоренции , а после использовать его как модель для младенца, то почему Вы решили, что Младенец – это Иоанн Креститель? Ведь Елисавета, как известно, была женщиной преклонных лет , чего не скажешь о женщине в «Мадонне Литте»
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 06 май 2009, 04:11

Относительно птички. Окраска оперения может в небольших масштабах варьироваться: какие-то полоски могут больше, другие меньше. Зачастую подвиды птиц заметно отличаются, иногда происходят мутации.
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Но это могло быть и ни при чём. Леонардо мог несколько сократить черную часть окраски головки птицы ради того, чтобы сохранить цельность её формы, в противном случае, если бы он остался верен природной, наиболее часто встречаемой окраске, часть головки просто бы сливалась с густой тенью. В целом же, на мой взгляд, изменения в окраске слишком незначительны, чтобы служить знаком для зрителя, предварительно не посвящённого.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 06 май 2009, 04:18

Лемурий писал(а):Теперь по поводу "знаков на сетке". Это НЕ "буквы каббалистического алфавита".
Изображение

Это знак гностиков: Изображение.
А первая строка похожа на цифры (дату): Х III C V


Чтобы Вы могли сравнить я должен отсканировать образцы, т.к. в сети не нашел. Возможно мне удастся убедить Вас, а может быть я ошибаюсь. Но это через несколько часов.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Цифры на картине "Мадонна Литта"

Сообщение Лемурий » 06 май 2009, 08:50

pan писал(а):Хотя Медичи были меценатами, но на Леонардо их покровительство не распространялось.
К тому же, несмотря на все свои старания признания, он не добился признания во Флоренции....Последней каплей стало то, что в 1481 г. папой Сикстом IV в Ватикан были приглашены для работы все лучшие тосканские художники...Он понимает, что во Флоренции у него нет будущего, и в 1482 г. уезжает в Милан.
Довольно странно было бы со стороны Леонардо в этот период создавать зашифрованный портрет Джованни Медичи, с которым он вряд ли был даже знаком, и к которому вряд ли испытывал теплые чувства.
"Li medici mi crearono e distrusino" (Рим 1515 - "Медичи меня создали и уничтожили").
Лоренцо Медичи собрал талантливейших людей своего времени. Практически весь круг общения Леонардо во Флоренции связан с домом Медичи и членами платоновской академии Фичино.

Подбор книг Леонардо указывает на то, что он интересовался идеями неоплатонизма:
Записная кижка "Кодекс Тривульцио" (1487-1490):
- 5 книг (Лат. грамматика Элия Доната, "О камнях" Марбод, HISTORIA NATURALIS Плиния Старшего, Паоло Дагомари D`ABACO, поэма Луиджи Пульчи)
- 3 тома Тита Ливия "История Рима от онования города", работы Эзопа, Ливия, Овидия, Петрарки, "Жизнеописания философов" Светония
- М. Фичино "Платоновская теология о бессмертии души", 1481

Конечно, он не простил Лоренцо Медичи, что в 27 октября 1481 года, ради укрепления отношений с папой, "Великолепный" посылает для оформления недавно построенной Сикстинской капеллы лучших своих художников: Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели. Среди них нет Леонардо. Скорее всего из-за этого он и покидает Флоренцию, уезхав в начале 1482 году в Милан.

Но "обида" на Лоренцо не значит, что перечеркнуто его отношение к флорентийскому обществу и тем мировоззрениям, которые у него к этому времени УЖЕ сформировались.

Среди книг Леонардо значится поэма Луиджи Пульчи. "В начале был мрак, и всегда будет мрак" - написал поэт в начале 1476 года провокационный сонет на тему Бытия.
"Видел ли ты, Бенедетто Деи, насколько глупы те ханжи, что преклоняют колени и бормочут свои "Аве, Мария"! Ты бы посмеялся в начале улицы, если бы увидел те толпы паломников, которые спешат в Рим..."
Книга вызвала скандал, её сурово осудили и среди первых осуждающих был Фичино, идея неоплатонизма, созданная им в своей академии, "висела на волоске".

Теперь по поводу "кардиналёнка"(см. официальный список кардиналов Римско-Каталической церкви).

March 9, 1489
Giovanni de' Medici
, protonotary apostolic. (Reserved in pectore; prevented from wearing any cardinalitial insignias for three years because he was 13 years old when promoted. Published on March 26, 1492. Elected Pope Leo X March 9, 1513. Died on December 1, 1521.)


9 марта 1489 года он был назначен кардиналом (в 13 лет) с условием носить кардинальские знаки отличия не ранее, чем через 3 года.

Собственно именно этот факт и хотел подчеркнуть Леонардо римскими цифрами.

Итак,
Изображение

XIII летний продолжает дело С летнего Козимо Медичи (род. 1389), его дворец был первым крупным гуманистическим Изображение центром во Флоренции.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 06 май 2009, 16:08

pan писал(а):Относительно птички.
Предоставленные фото сделаны снизу вверх - соответственно, ракурс красного оперения в районе клюва закрывает обзор макушки, а на картине виден окрас самой головы Cardellinо.
Чтобы не было сомнений, вот и другие флорентийские мастера, подхватившие идею Леонардо (смотрим окрас головы Cardellinо):

BIAGIO D'ANTONIO Italian painter, Florentine school (b. 1446, Firenze, d. 1515, Firenze) - Madonna and Child 1490s
Изображение

Paintings during the stay in Florence (1507-1508.) by RAFFAELLO
Изображение

Кстати, от какого корня образовались итал. слова Cardellinо и Сardinallino Леонардо мог и не знать, однако, его любимая "игра слов" - налицо.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Знаки на шарфе «Мадонны Литты»

Сообщение pan » 07 май 2009, 01:08

Обещанные изображения каббалистических знаков, которые по моему предположению, изображены на шарфе «Мадонны Литты»:
Изображение

Изображение
Буква Тет

Изображение
Буква Аин

Изображение
Буква Фей

Изображение
Буква Тав (Тау)
Последний раз редактировалось pan 11 май 2009, 16:15, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: Цифры на картине "Мадонна Литта"

Сообщение pan » 07 май 2009, 01:21

Лемурий писал(а): "Li medici mi crearono e distrusino" (Рим 1515 - "Медичи меня создали и уничтожили").
Лоренцо Медичи собрал талантливейших людей своего времени. Практически весь круг общения Леонардо во Флоренции связан с домом Медичи и членами платоновской академии Фичино.

Подбор книг Леонардо указывает на то, что он интересовался идеями неоплатонизма:
Записная кижка "Кодекс Тривульцио" (1487-1490):
- 5 книг (Лат. грамматика Элия Доната, "О камнях" Марбод, HISTORIA NATURALIS Плиния Старшего, Паоло Дагомари D`ABACO, поэма Луиджи Пульчи)
- "Атлантический кодекс" - 37 книг
- 3 тома Тита Ливия "История Рима от онования города", работы Эзопа, Ливия, Овидия, Петрарки, "Жизнеописания философов" Светония
- М. Фичино "Платоновская теология о бессмертии души", 1481

Конечно, он не простил Лоренцо Медичи, что в 27 октября 1481 года, ради укрепления отношений с папой, "Великолепный" посылает для оформления недавно построенной Сикстинской капеллы лучших своих художников: Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели. Среди них нет Леонардо. Скорее всего из-за этого он и покидает Флоренцию, уезхав в начале 1482 году в Милан.

Но "обида" на Лоренцо не значит, что перечеркнуто его отношение к флорентийскому обществу и тем мировоззрениям, которые у него к этому времени УЖЕ сформировались.

Среди книг Леонардо значится поэма Луиджи Пульчи. "В начале был мрак, и всегда будет мрак" - написал поэт в начале 1476 года провокационный сонет на тему Бытия.
"Видел ли ты, Бенедетто Деи, насколько глупы те ханжи, что преклоняют колени и бормочут свои "Аве, Мария"! Ты бы посмеялся в начале улицы, если бы увидел те толпы паломников, которые спешат в Рим..."
Книга вызвала скандал, её сурово осудили и среди первых осуждающих был Фичино, идея неоплатонизма, созданная им в своей академии, "висела на волоске". ...


У любого образованного или стремящегося таковым стать, даже и сегодня, можно было бы обнаружить подобную подборку книг. Неужели из этого следует, что все они являются гностиками?
Относительно "Атлантического кодекса", давно хотел спросить, что Вы по ним подразумеваете?
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Лемурий » 07 май 2009, 14:01

pan писал(а):Обещанные изображения каббалистических знаков...
Очень похоже, с учетом того что Леонардо писал справа налево в зеркальном отображении. Только ни одной книги и иной записи на этом языке у него НЕ было, по крайней мере об этом нигде не читал.

А что могут обозначать вместе буквы:

Аин - Фей - Тав (Тау) - Тет :?:

Записные книжки Леонардо делятся на несколько Кодексов см. :
МАНУСКРИПТЫ И СПИСОК СОКРАЩЕННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ РУКОПИСЕЙ там же найдете и Codex Atlanticus (Атлантический кодекс).

По поводу подборки книг - Вы недооцениваете влияние гуманистов Флоренции.

См.Santa Maria Novella

На фреске в церкви Санта Мария Новелла "Благовестие Захарии" (отца Иоанна Крестителя) на переднем плане (слева) группа:
Изображение

Марсилио Фичино (Marsilio Ficino) - итальянский гуманист, философ и астролог, основатель и глава флорентийской Платоновской академии.
Кристофоро Ландино (Cristoforo Landino) - итальянский мыслитель-гуманист.
Анджело Полициано (Agnolo Poliziano) - поэт, гуманист, придворный поэт, друг Лоренцо Медичи, воспитатель его сыновей. Профессор греческой и латинской литературы во флорентийском университете (1480—1494)
Gentile de' Becci - гуманист
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение pan » 07 май 2009, 20:14

Лемурий писал(а):
Записные книжки Леонардо делятся на несколько Кодексов см. :

Спасибо за ссылку. Но я только хотел убедиться, что мы думаем об одном и том же «Атлантическом кодексе» - т.е. альбоме, составленном из листов с записями самого Леонардо, в конце XVI в. Помпео Леони, оказавшегося по случаю, владельцем большого количества бумаг Леонардо. Он составил «Кодекс» без особого порядка, причём вырезал из листов рисунки и наклеивал их на другие листы, составив другой, меньший альбом. Это не считая тех листов, разошедшихся по всему миру, после того, как их стал распродавать Орацио Мельци после 1570 г.
Но в любом случае, говорить о том, что в числе книг, принадлежавших Леонардо, был «Атлантический кодекс», на мой взгляд, не совсем корректно. Во-первых – это рукопись самого Леонардо, во-вторых – такой «книги» или "книг" до конца XVI в. вовсе не существовало, это позднейшее название.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 07 май 2009, 20:28

Лемурий писал(а):По поводу подборки книг - Вы недооцениваете влияние гуманистов Флоренции.

Не знаю, что привело Вас к этому выводу. Уверяю, что нисколько не могу этого делать, и осознаю их великий вклад в развитие не только итальянского общества, но и всей мировой культуры. Я хочу только внести некоторые уточнения в определения, применяемые Вами в отношении Леонардо.
В частности, я не вижу причин, по которым Леонардо можно называть неоплатоником, даже если он и интересовался их идеями и читал книги активных членов "Флорентийской Академии". Судя по его собственным записям, Леонардо вообще очень многим интересовался. Ведь вопрос в том – разделял ли он идеи неоплатоников? Не было ли неприятие их идей причиной того, что он не нашел общего языка с ними, не завел дружеских связей и просто «пришелся не ко двору» во Флоренции?
Ведь Леонардо вряд ли можно назвать идеалистом. Его, постоянно разглядывавшего, изучавшего и зарисовывавшего растения и камни, ящериц и ручьи, горы и облака и т.д., изобретавшего мельницы и машинки для изготовления игл, прообразы танков и вертолётов, проектировавшего мосты и крепости и пр., скорее можно назвать натуралистом и материалистом. И хотя, как мы знаем, у Леонардо была неплохая (для небогатого и не имевшего своего дома) подборка книг, он постоянно в своих записках призывает учиться не по книгам, а у природы, считая её более ценным учителем. Он также считает, что не стоит увлекаться копированием старых произведений, явно намекая на чрезмерный (по его мнению) энтузиазм «Флорентийской Академии», вдохновлявшейся классической литературой, скульптурой, описаниями утерянных древних картин и создававшей новую мифологию:

483. С.А141r. «Как живопись из века в век склоняется к упадку и теряется, когда у живописцев нет иного вдохновителя, кроме живописи, уже сделанной.
Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод … /…/ Так хочу я сказать об этих математических предметах: те, кто изучают только авторов, а не произведения природы, те в искусстве внуки, а не сыны природы, учительницы хороших, авторов. — О величайшая глупость тех, которые порицают учащихся у природы и пренебрегают авторами, учениками этой природы!»
491. Т.Р.77. «В числе глупцов есть некая секта, называемая лицемерами, которые беспрерывно учатся обманывать себя и других, но больше других, чем себя, а в действительности обманывают больше самих себя, чем других. И это именно они упрекают живописцев, изучающих в праздничные дни предметы, ведущие к истинному познанию всех свойственных произведениям природы фигур, и ревностно старающихся по мере своих сил приобрести их знание. Но такие хулители пусть умолкнут, ибо это есть способ познать творца столь многих удивительных вещей, способ полюбить столь великого изобретателя….»

Леонардо заочно спорит с Сандро Боттичелли, уже признанным мастером, упрекая его в плохом знании природы и недостаточном внимании к пейзажу:
494. Т. Р. 60. «…так, если кому-либо не нравятся пейзажи, то он считает, что эта вещь постигается коротко и просто; как говорил наш Боттичелли, это изучение напрасно, так как достаточно бросить губку, наполненную различными красками, в стену, и она оставит на этой стене пятно, где будет виден красивый пейзаж. Правда, в таком пятне видны различные выдумки, — я говорю о том случае, когда кто-либо пожелает там искать — например, головы людей, различные животные, сраженья, скалы, моря, облака и леса и другие подобные вещи, — совершенно так же, как при звоне колоколов, в котором можно расслышать, будто они говорят то, что тебе кажется. Но если эти пятна и дадут тебе выдумку, то все же они не научат тебя закончить ни одной детали. И этот живописец делал чрезвычайно жалкие пейзажи.»
Напомню, что Лоренцо Медичи весьма высоко ценил Боттичелли, активного члена «Флорентийской Академии» и заказывал у него много работ. С другим своим младшим соотечественником, также выучеником «Флорентийской Академии», Микеланджело, вошедшем в дом Лоренцо Медичи на положении сына, и буквально впитавшем неоплатонизм как губка, у Леонардо отношения были ещё более неприязненные.
Если Микеланджело, в соответствии с неоплатоническими принципами о «душе, заключённой в теле», говорит о человеческом теле как о «земной тюрьме» бессмертной души, то он и воплощает в своих произведениях эти принципы - его фигуры символизируют борьбу души, стремящейся вырваться из плена материи. У Леонардо же, чей принцип сфумато объединяет пластический объем с пространством, не душа находится в плену у тела, а тело (точнее, «квинтэссенция» его материальных составляющих) остается в плену у души. Смерть для него - не освобождение и возвращение на родину, дарованное душе, которая, согласно неоплатоническим представлениям, может вернуться туда, откуда пришла, освободившись из тюрьмы тела. Напротив, смерть у Леонардо — это высвобождение и возвращение к своему первоначалу тех элементов, которые больше не связывает вместе душа:
Br.M. 156 v. «Смотрите, надежда и желание возвращения к нашему первоначалу подобна стремлению мотылька лететь на свет. Человек, который в радостном предвкушении постоянно стремится к новой весне, к новому лету, во все новые и новые месяцы и годы, не осознает, что желает собственного разрушения. Но это желание есть не что иное, как квинтэссенция, смысл, самый дух материальных элементов, который душа держит в неволе и который стремится вернуться из человеческого тела к своему Создателю».
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 07 май 2009, 20:36

Лемурий писал(а):А что могут обозначать вместе буквы:

Аин - Фей - Тав (Тау) - Тет :?:


Я не знаю. Но по-моему сходство этих фигур на шарфе с каббалистическими знаками поразительное. Может быть, верно мое предположение, что я высказывал ранее, но я допускаю, что Леонардо сделал эти знаки специально. Кроме того, эти знаки могут означать не только буквы, но и цифры.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Лемурий » 08 май 2009, 08:12

pan писал(а):Но в любом случае, говорить о том, что в числе книг, принадлежавших Леонардо, был «Атлантический кодекс»
Вы неправильно поняли, там двоеточие - т.е. откуда информация.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 08 май 2009, 08:45

pan писал(а):я не вижу причин, по которым Леонардо можно называть неоплатоником, даже если он и интересовался их идеями и читал книги активных членов "Флорентийской Академии"...
Saint Jerome(1480), см. Церковь (на рисунке справа).
ИзображениеИзображение

Среди учеников Леонардо был Томмазо ди Джованни Мазини член платоновской академии Фичино, где ему дали имя "Зороастро". Он едет в Милан вслед за Леонардо и преуспевает там в искусстве магии (его здесь так и назвают "Индовино"[предсказатель судьбы]). Так что "каббалистические знаки" Леонардо было кому подсказать. Всё таки не надо "сдаваться" давайте "добьём" находку.

Итак, нас интересует, что может означать это словосочетание:
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Обратимся к специалистам.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 111