Давайте еще раз рассмотрим этот натюрморт:
1 – «золотая» шкатулка, по углам видны ножки, похожие на лапы животного, возможно, льва.
2 – «стеклянная» чаша с ручками и крышкой
3 – Ваза с цветами, стоящая на крышке чаши. Она не составляет одного целого с чашей, так как видно, что их вертикальные оси не совпадают
4 – Адонис летний
5 – Барвинок
6 – Бузина (или тысячелистник)
7 – Ирис
8 – Водосбор
Ларец или шкатулка – символ обладания благами. Само слово шкатулка (pyxis на латинском) в раннехристианское время применялось ко всем сосудам, использовавшимся для хранения Святых Даров. Материал, из которого она изготовлена – золото - символ небесного света и совершенства. Само по себе присутствие золотого предмета – намёк на скрытое сокровище и присутствие Бога. В данном случае оно атрибут Христа (дар волхвов) и символ духовного сокровища, даруемого им.
В материальном плане шкатулка может скрывать ладан, ещё один дар волхвов – символ жертвы и средство общения земного мира с Небесным. Ладан рассматривался также как апотропейное средство, изгоняющее нечисть.
Чаша, неоднократно встречается в Евангелиях и христианских легендах. Это может быть и «чаша бессмертия», которой обладал Адам в Раю; или чаша Тайной Вечери: «И взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя за многих изливаемая». (Мк. 14: 23-24); или чаша Евхаристии в которую собрал Кровь Христа Иосиф Аримафейский, и которая позже стала ассоциироваться со Святым Граалем. Это может быть и олицетворение страданий Христа в Гефсиманском саду: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя.» (Мф. 26:42). По сути, чаша в христианстве – символ жертвенного Сердца Христова, дарующего Божье милосердие.
Материал чаши – стекло (или хрусталь) символизируют чистоту и духовное совершенство, а также означает изменение внутреннего состояния и переход из одного плана к другому.
Чаша, возможно, содержит смирну, ещё один дар волхвов – смолу употреблявшуюся при бальзамировании, а потому символ страдания и печали, но, вместе с тем и Божьей милости. В данном случае чаша является символом грядущих Страстей Христовых.
Стеклянная прозрачная ваза с цветами, в данном случае – символ непорочного зачатия.
О бузине, ирисе и водосборе мы уже говорили.
Адонис (горицвет) – цветок, посвящённый сирийско-финикийскому вечно юному полубогу Адонису (от еврейского «адонай» – «господь мой», или финикийского «адон» - «господь», «владыка»), довольно рано, вероятно, не позднее второй половины II тыс. до н.э., вошедшему в пантеон греческих божеств, принятых впоследствии римлянами. По различным вариантам мифа растение анемон (ветреница) выросло из крови смертельно раненного Адониса или из слёз оплакивающей его смерть Афродиты. В народных представлениях контаминация могла произойти из-за существования двух растений, связанных с мифом об Адонисе и некоторой внешней схожести самих цветков, а также того, что в эпоху эллинизма «адонии» широко праздновались дважды в год – поздней весной и ранней осенью, когда в природе зацветали схожие растения (хоть и различные, в ботаническом отношении). Адонис олицетворял идею цикличности возрождения и смерти. Согласно христианским народным поверьям, анемоны впервые появились на Голгофе в момент Распятия Господня, и на них попала Его Кровь. Красные пятна на лепестках служат напоминанием об этом и символизируют Кровь Христа. Тройственные же листья анемона у первых христиан символизировали Троицу.
Адонис летний
Анемон
Барвинок – символ девичества и молодости, широко использовавшийся в различных обрядах, в том числе свадебном и крестильном. В качестве апотропейного средства он также широко применялся для защиты жилищ, людей и домашних животных от сглаза, порчи и нечистой силы.
Барвинок
В то же время, если рассматривать натюрморт этой картины в виде схемы, то вероятно, можно выделить три плана: 1) земное служение Христа, изгонявшего нечисть и несшего духовный свет народу, который оказывал ему царские почести – (золотая шкатулка и ладан); 2) Горькая чаша страданий, Распятие и Преображение ( Чаша со смирной); 3) Воскресение Христа (среди цветов – анемон/адонис и барвинок. Характерно, что барвинок, помещенный в высшей точке натюрморта, словно венчающий композицию, по народным этиологическим представлениям, вырос из тела мёртвого юноши ).
В этом случае, странное построение композиции натюрморта и нелепое, на первый взгляд, нагромождение предметов друг на друга, предстаёт как точное отражение судьбы Младенца.