Леонардо да Винчи - сектант?

Модератор: Лемурий

Сообщение Лемурий » 08 авг 2009, 19:53

Гиви Чрелашвили писал(а):Про картину с жестом руки, конечно, Лемурий.
Про которую вы сказали, что на руке нет безымянного пальца и мизинца.
Кстати, очень советую, хоть и тема про Леонардо, рассмотреть внимательно вопрос пальцев на картине Рафаэля "Сикстинская мадонна".
Это Вы про эту руку?

Изображение

То что КАЖЕТСЯ 6-м пальцем (мизинцем) есть ничто иное как часть ладони.
Изображение

Если быть точнее, приведенная Вами, Гиви, моя цитата есть вопрос Татьяне не кажется ли ей, что рука на картине Леонардо изображена как десница Иоанна Крестителя "без безымянного пальца и мизинца"...
Изображение
John the Baptist, 1513 –1516гг. Лувр.
Последний раз редактировалось Лемурий 09 авг 2009, 21:56, всего редактировалось 1 раз.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 08 авг 2009, 20:44

pan писал(а):Конечно, назову. Из перечисленных Вами: Мартин Кэмп "Леонардо" и Франк Цёльнер "Леонардо да Винчи". Я бы добавил еще Эжен Мюнц "Леонардо да Винчи. Художник , мыслитель, учёный."
Вот и представилась, Pan, возможность проверить авторов биографий на полноту описаний и достоверность.
Ф. Деболини в своем каталоге картин "Леонардо да Винчи", описывая вышеприведенную картину, пишет:

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ
Картина (в настоящее время находится в Лувре) написана между вторым миланским и римским периодами. Композиция Иоанна Крестителя построена по принципу спирального движения вверх. Исходящее от образа ощущение иронической двусмысленности может иметь эротический подтекст.
Перст, указующий в небеса, означает немек на тайну: явление Христа, предсказанное Иоанном Крестителем. Леонардо часто использовал этот иконографический элемент. Он присуттствует и на лондонском картоне, где жест Св. Анны становится напоминанием о божественной воле, а также в эскизе Ангела, приносящего благую весть. На обороте - цитата из рассказа Плиния об Апеллесе.


:arrow: Вопрос: Какую цитату?

Плиний Старший в своей работе "Естественная История" кн.35, ч.36 описывает много эпизодов из жизни художника Александра Македонского - Апеллеса.

Эпизод с сапожником - Ne sutor supra crepidam - досл. "Башмачник, не выше сандалий" (или не суди о том, что не знаешь).
"Законченные работы он [Апеллес] выставлял в открытой беседке и сам, скрываясь за картиной, выслушивал замечания проходящих, так как считал народ более внимательным судьей, чем самого себя. Однажды, говорят, сапожник отметил, что на сапоге изображено с внутренней стороны одной петлей меньше должного. На следующий день, возгордившись тем, что указанное им упущение исправлено, сапожник стал изощряться об изображении ноги. Тогда разгневанный художник вышел из укрытия и воскликнул: «Сапожник, суди не выше сапога».

Эпизод с Кампсалой:
«Александр, восхищаясь её выдающейся красотой, привлек Апеллеса нарисовать Кампаспу обнажённой. Она была наиболее любимой из всех его содержанок. Художник в процессе работы влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, преподнес ему Кампаспу в подарок, доказывая себе, что хотя он и великий царь в отваге, но еще более велик в самообладании.»

Эпизод с Протогеном.

Эпизод с Царем Птолемеем и клеветником Антифилом
см. (Клевета Антифила на Апеллеса. Аллегорическая картинa Боттичелли (1495 г.)).

Попробуйте в Ваших источниках найти цитату, выделенную Леонардо.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Гиви Чрелашвили » 08 авг 2009, 23:43

"То что КАЖЕТСЯ 6-м пальцем (мизинцем) есть ничто иное как часть ладони. "

Да, есть такая точка зрения.
Только она несовершена.
Вы посмотрите внимательней на формы пальцев и сравните их со своими.
Хорошо видно, что палец, второй книзу после торчащего, есть средний. Его основание находится выше основания предыдущего пальца
(первого книзу после торчащего), а кончик пальца (среднего) имеет максимальную высоту. Второй книзу после торчащего - это безусловно средний. Следующий книзу - это безымянный. Тогда где же мизинец (если это просто часть ладони) и что это за торчащий палец (после большого) ?
А вот еще одно соображение.
Почему же картина называется "Сикстинской мадонной" ?
Правильно, потому что на ней изображен святой Сикст (бывший папа,
который принял мученическую смерть).
Сикст - это "шесть" на латинском, не так ли ?
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение Aristoteles » 09 авг 2009, 03:44

Гиви Чрелашвили писал(а):"То что КАЖЕТСЯ 6-м пальцем (мизинцем) есть ничто иное как часть ладони. "

Да, есть такая точка зрения.
Только она несовершена.
Вы посмотрите внимательней на формы пальцев и сравните их со своими.
Хорошо видно, что палец, второй книзу после торчащего, есть средний. Его основание находится выше основания предыдущего пальца
(первого книзу после торчащего), а кончик пальца (среднего) имеет максимальную высоту. Второй книзу после торчащего - это безусловно средний. Следующий книзу - это безымянный. Тогда где же мизинец (если это просто часть ладони) и что это за торчащий палец (после большого) ?
А вот еще одно соображение.
Почему же картина называется "Сикстинской мадонной" ?
Правильно, потому что на ней изображен святой Сикст (бывший папа,
который принял мученическую смерть).
Сикст - это "шесть" на латинском, не так ли ?

Помниться этот вопрос разбирался знатоками в "Что, где, когда", еще с Ворошиловым.
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение pan » 09 авг 2009, 12:57

Лемурий писал(а): :arrow: Вопрос: Какую цитату?

Bronten, Astrapen et Ceraunobolian
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 09 авг 2009, 13:03

Гиви Чрелашвили писал(а):"То что КАЖЕТСЯ 6-м пальцем (мизинцем) есть ничто иное как часть ладони. "

Да, есть такая точка зрения.
Только она несовершена.
Вы посмотрите внимательней на формы пальцев и сравните их со своими.
Хорошо видно, что палец, второй книзу после торчащего, есть средний. Его основание находится выше основания предыдущего пальца
(первого книзу после торчащего), а кончик пальца (среднего) имеет максимальную высоту. Второй книзу после торчащего - это безусловно средний. Следующий книзу - это безымянный. Тогда где же мизинец (если это просто часть ладони) и что это за торчащий палец (после большого) ?
А вот еще одно соображение.
Почему же картина называется "Сикстинской мадонной" ?
Правильно, потому что на ней изображен святой Сикст (бывший папа,
который принял мученическую смерть).
Сикст - это "шесть" на латинском, не так ли ?


Уважаемый Гиви, согните пальцы так, как на картине, и Вы обнаружите, что безымянный палец кажется длиннее среднего. Это всего лишь оптическая иллюзия. Объективно пальцев ведь пять.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Лемурий » 09 авг 2009, 14:58

pan писал(а):Bronten, Astrapen et Ceraunobolian
А источник?
Интересно, как эти персонажи связаны с самой картиной?

:arrow: Pliny the Elder: the Natural History 35.36.96

There exists too, or did exist, a Horse that was painted by him for a pictorial contest; as to the merits of which, Apelles appealed from the judgment of his fellow-men to that of the dumb quadrupeds. For, finding that by their intrigues his rivals were likely to get the better of him, he had some horses brought, and the picture of each artist successively shown to them. Accordingly, it was only at the sight of the horse painted by Apelles that they began to neigh; a thing that has always been the case since, whenever this test of his artistic skill has been employed. He also painted a Neoptolemus on horse-back, fighting with the Persians; an Archeläus, with his Wife and Daughter; and an Antigonus on foot, with a [p. 6263] cuirass on, and his horse led by his side. Connoisseurs in the art give the preference, before all other works of his, to his paintings of King Archeläus on horseback, and of Diana in the midst of a throng of Virgins performing a sacrifice; a work in which he would appear to have surpassed the lines76 of Homer descriptive of the same subject. He also portrayed some things, which in reality do not admit of being portrayed--thunder, lightning, and thunderbolts, in pictures which are known by the respective names of Bronte, Astrape, and Ceraunobolia.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение pan » 09 авг 2009, 15:39

Лемурий писал(а):
pan писал(а):Bronten, Astrapen et Ceraunobolian
А источник?
Интересно, как эти персонажи связаны с самой картиной?


Наверное, можно найти связь, при желании. Например - эти явления имеют небесное происхождение, туда же указывает перст "Иоанна Крестителя".
Но, на мой взгляд, эту цитату Леонардо, скорее, использовал как утверждение своего мастерства, сравнявшегося (по его убеждению) с Апеллесом, способным, по словам Плиния, изображать "неизобразимое": всполохи-зарницы, раскаты грома и удары молний.

Источник: Ogni pittore dipinge sé: on Leonardo da Vinci''s Saint John the Baptist, Robert Zwijnenberg // Bodily Extremities: Preoccupations with the Human Body in Early Modern European Culture. стр. 60
Но позвольте вопрос, уважаемый Лемурий, к чему это ребячество - сравнение источников?
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Лемурий » 09 авг 2009, 16:19

pan писал(а):
Лемурий писал(а):
pan писал(а):Bronten, Astrapen et Ceraunobolian
А источник?
Интересно, как эти персонажи связаны с самой картиной?
Источник: Ogni pittore dipinge sé: on Leonardo da Vinci''s Saint John the Baptist, Robert Zwijnenberg // Bodily Extremities: Preoccupations with the Human Body in Early Modern European Culture. стр. 60
Но позвольте вопрос, уважаемый Лемурий, к чему это ребячество - сравнение источников?
Как раз для сравнения биографических данных и исправления неточностей в поданном материале.

Фраза "Bronten, Astrapen et Ceraunobolian", например, находится с оборотной стороны наброска "Иоанна Крестителя" - "Аngel in the Flesh"(справа) cм. J.F. Moffitt "The Evidentia of Curling Waters and Whirling Winds: Leonardo’s ekphraseis of the Latin Weathermen", “Achademia Leonardi Vinci” IV, 1991, с. 11-33
Изображение

И в данном случае "вспышка": Bronten, Astrapen et Ceraunobolian - совсем другой смысл имеет.

Ну, раз Вы, уважаемый Pan, уже "на месте", приступим к символам фрески "Тайная вечеря".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение pan » 09 авг 2009, 17:00

Лемурий писал(а):
И в данном случае "вспышка": Bronten, Astrapen et Ceraunobolian - совсем другой смысл имеет.

Какое, по Вашему мнению?
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Лемурий » 09 авг 2009, 17:22

pan писал(а):Какое, по Вашему мнению?
Картины с соответствующими названиями (ств.): Гром, Молния, и Удары молнии

см. вниз наброска - "вспоминаем" комментарии Фрейда...
Только, если всмотреться внимательно - заметите, что слегка заретушеванная "молния" не на месте, т.е. дорисована позже поверх туники (проделки Салаи ???).
Изображение

Изобразить "неизобразимое" - вполне остроумная ирония.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение pan » 09 авг 2009, 21:25

Лемурий писал(а):
pan писал(а):Какое, по Вашему мнению?
Картины с соответствующими названиями (ств.): Гром, Молния, и Удары молнии

см. вниз наброска - "вспоминаем" комментарии Фрейда...
Только, если всмотреться внимательно - заметите, что слегка заретушеванная "молния" не на месте, т.е. дорисована позже поверх туники (проделки Салаи ???).
Изображение

Изобразить "неизобразимое" - вполне остроумная ирония.


Упрощая задачу, будем считать автором Леонардо.
Если учитывать приведённый Вами аспект, то и здесь можно найти связь с использованной Леонардо цитатой из Плиния. Те природные явления, на которые указывает Плиний (гром и молния), были атрибутами Юпитера/Зевса , известного своей сексуальной активностью, и нередко вступавшего в связь в облике птицы – орла, лебедя, перепела ( см. эпизоды с Ганимедом, Европой, Ледой, Лето) , т. е. «небесных» тварей. Так как в том, или ином случае, образы божества являются его персонификацией, то вполне допустимо проводить аналогию между Зевсом и его образами. Но какое же это может иметь отношение к сюжету рассматриваемой нами картины (и рисунка)? Дело в том, что представления древних иудеев о Духе Святом контаминируют с соответствующими птероморфными образами верховного божества греков : «…и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мат. 3:16), «… увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него» (Мар. 1:10), «И Дух святый нисшел на Него, как голубь…» (Лук. 3:22) , «… я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (Иоан. 1:32). Об Иоанне Крестителе же говорится: «… и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лук. 1:15), «Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мар. 1:2) , «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Иоан. 1: 6-9)
Что собственно мы и видим на картине – образ молодого человека, сверкающий (но не светящийся!) отраженным светом в окружающей его тьме и указывающий перстом на истинный источник Света. Как и молния или всполох зарницы освещают на мгновение и разгоняют тьму, но не подлинный свет , хотя и помогающий во тьме найти дорогу, а в мифологии – хоть и атрибуты божества, и символы его проявления, но еще не само божество.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Лемурий » 09 авг 2009, 21:48

pan писал(а):Упрощая задачу, будем считать автором Леонардо.
Если учитывать приведённый Вами аспект, то и здесь можно найти связь с использованной Леонардо цитатой из Плиния. Те природные явления, на которые указывает Плиний (гром и молния), были атрибутами Юпитера/Зевса...
В таком случае надо было бы писать на обороте не про атрибуты Юпитера/Зевса, а про атрибуты посланца богов Меркурия/Гермеса, кстати, с хорошо узнаваемым жестом:

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение pan » 09 авг 2009, 21:55

Лемурий писал(а): В таком случае надо было бы писать на обороте не про атрибуты Юпитера/Зевса, а про атрибуты посланца богов Меркурия/Гермеса, кстати, с хорошо узнаваемым жестом:


Видимо, Леонардо у Плиния подходящего места не нашёл.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Лемурий » 09 авг 2009, 22:11

Леонардо не был ханжой. Его записные книжки полны острот на подобные темы:
Человек, въезжающий в Модену, должен был заплатить пошлину в 5 сольди за право войти в город. Он поднял такой шум, что привлек внимание окружающих, и те спросили, что его так удивляет. И Масо ответил: "Ну, конечно, я удивлен, обнаружив, что целый человек может войти сюда всего за 5 сольди, тогда как во Флоренции мне пришлось заплатить 10 золотых дукатов только за право ввести свой член. А здесь я могу ввести и член, и яйца, и всё своё тело за такую мизерную сумму. Господи, спаси и сохрани этот прекрасный город, и всех, кто им управляет...
/Парижская записная книжка MS C. Париж (MS 2174) c.19/
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 88